Об ожиданиях от уик-энда…
Уже много лет ни одну гонку не ждут с таким интересом, как Гран При Австралии. И дело не в особенностях трассы в Альберт-парке – этот Гран При в последние годы открывает сезон Формулы 1. Вот и сейчас не только зрители, но и участники чемпионата мира с волнением ждут гонки, которая расставит хотя бы некоторые «точки над i», позволив оценить соотношение сил в пелотоне после зимнего перерыва.
Тесты в Барселоне намекают на сенсацию – машины Ferrari выглядели явно быстрее всех остальных. Значит ли это что-то? Не обязательно. Во-первых, тесты проходили в специфических погодных условиях, достаточно далёких от того, что ждёт участников чемпионата в ближайших Гран При. Возможно, в более жарких условиях резина у конкурентов Скудерии будет работать лучше.
Во-вторых, сама по себе трасса в Барселоне не похожа на Альберт-парк, как и ни на одну другую трассу первой части чемпионата вплоть до, собственно, Гран При Испании. Порой это накладывает серьёзный отпечаток на соотношение тестов и гонок, особенно в наше время, когда тестовая трасса только одна, и командам не с чем сравнить свои результаты.
В-третьих, можно не сомневаться, что у топ-команд машины будут существенно отличаться от тех, что использовались во время испытаний. Ещё по ходу тестов начинается интенсивная работа над ошибками, а также анализ решений конкурентов, и какие-то обновления (конечно, в первую очередь – аэродинамические) появляются на трассе в последний момент.
Тем не менее, Ferrari определённо начинает этот чемпионат с более сильных позиций, и будет очень интересно посмотреть, что ей смогут противопоставить соперники. А также кто именно будет этим соперником – ведь есть мнение, что пока Red Bull Racing опережает Mercedes. Кроме того, в Red Bull Racing сменился пилот, и этот сезон в карьере Пьера Гасли должен стать решающим. Многие полагают, что если француз не сможет соответствовать темпу Макса Ферстаппена, то потеряет место ещё до конца чемпионата.
Большинство экспертов полагает, что в целом борьба в пелотоне уплотнится, так как «второй эшелон» несколько подтянулся к «первому». Кто лидирует в этой группе – тоже не вполне ясно, особенно учитывая громкие переходы, произошедшие в межсезонье. Как проявит себя Даниэль Риккардо в Renault, на что способен окажется Кими Райкконен в Alfa Romeo, сможет ли, наконец, сделать шаг вперёд McLaren с Сайнсом – вопросов очень много, и первые ответы мы получим только после окончания уик-энда в Мельбурне.
Особое внимание российских болельщиков, конечно, будет приковано к Toro Rosso, ведь в команду вернулся Даниил Квят. Было много разговоров о том, что за прошедший год Даниил изменился, стал сильнее (в первую очередь, с точки зрения психологии), но пока всё это теория. Не факт, что всё станет ясно уже в Австралии, но какую-то информацию мы определённо получим.
Наконец, в центре внимания будет и Williams. Результаты тестов оказались для них просто катастрофическими, а гонка в Альберт-парке поможет понять, насколько всё плохо. При этом у команды очень интересный состав – вернувшийся в автоспорт после большого перерыва Роберт Кубица, о форме которого ходит много разных слухов, и чемпион GP3 и Формулы 2 Джордж Расселл.
Расселл, пожалуй, сильнейших из трёх дебютантов этого сезона – в Формуле 2 в прошлом году он очень уверенно превзошёл как Ландо Норриса, так и Александера Элбона. Но из-за формы команды проявить себя ему будет сложнее. С другой стороны, его задача – опередить напарника, и пока его шансы на это выглядят куда выше, чем у Норриса в McLaren и Элбона в Toro Rosso.
О трассе…
Альберт-парк – 5303 метра. Дистанция гонки: 58 кругов = 307,574 км. 16 поворотов, среди которых нет по-настоящему скоростных. Аэродинамика настраивается на среднюю, ближе к высокой, прижимную силу. Максимальная скорость в предыдущие годы составляла 312 км/ч. Трасса занимает второе место в рейтинге по наибольшему потреблению топлива из-за частых коротких разгонов.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают около 66% дистанции круга. Восемь зон торможения, что приводит к высокому износу тормозов. На торможения тратится 13% времени прохождения круга. Продолжительность пит-стопа – 21,5 секунды, протяжённость пит-лейн – 287 метров.
Трасса в Альберт-парке уникальна. Это временный, но относительно быстрый автодром с весьма скользким асфальтом. К тому же гонщики впервые по ходу сезона будут работать с новыми машинами в «боевых» условиях. Сочетание этих факторов неизбежно увеличивает число ошибок – вылетов, разворотов и аварий.
Трасса используется редко, потому в пятницу на асфальте много пыли. По ходу уик-энда её становится меньше, траектория покрывается отработанной резиной, а скорости быстро растут. Это осложняет работу с настройками, но к субботе ситуация стабилизируется.
Обгонять на уличной трассе в Мельбурне очень непросто даже при существенном преимуществе в скорости на прямой, поэтому многое зависит от результатов квалификации. Аварии на Гран При Австралии происходят часто, особенно на первом круге.
Сложно сказать, в чём причина – в характере трассы, выбранных настройках или просто в том, что за время зимнего перерыва гонщики отвыкли от борьбы колесо в колесо. Но зрелищные столкновения и вылеты случаются с завидной регулярностью и почти неизбежно приводят к выезду автомобиля безопасности. Вероятность его появления за всю историю превышает 60%, а за последние пять лет он не выезжал на трассу по ходу гонки только однажды, в 2017-м.
О резине…
Третий год подряд прошлогодний опыт работы с шинами в Мельбурне оказывается малоприменим. В этом году в системе выбора шин снова произошли изменения: число составов уменьшено с семи до пяти, при этом три выбранных на Гран При всегда будут называться Soft, Medium и Hard.
В Австралию итальянские шинники привезли составы C2, C3 и C4, которые по характеристикам примерно соответствуют прошлогодним Medium, Soft и UltraSoft. В прошлом году использовались Soft, SuperSoft и UltraSoft, то есть фактически совпадает только самый мягкий состав. Что касается Soft, то в прошлом году это был самый жёсткий состав резины в Мельбурне, так что использовался мало. Теперь же станет одним из основных.
Крайне маловероятно, что в гонке будет использоваться С2 (Medium), для Мельбурна это слишком жёсткая резина. Остаются C3 (Soft) и C4 (UltraSoft). В прошлом году между ними был ещё SuperSoft, и его исчезновение из линейки означает, что шаг между мягкими составами увеличился. Это значит, что выбор стратегии для команд станет, с одной стороны, более однозначным, с другой – более сложным.
Год назад практически все пилоты проехали гонку лишь с одним пит-стопом, но изменения в регламенте существенно снизили уровень прижимной силы машин, что может сказаться и на уровне износа. Пока не вполне ясно, смогли ли команды полностью компенсировать потери – время на круге это не всегда отражает, так как уменьшение прижимной силы приводит к увеличению скорости на прямых. Таким образом, время на одном круге может оставаться прежним, но на дистанции из-за износа резины падает. Или же пилотам приходится чаще останавливаться.
Год назад в Мельбурне…
Прошлогодний Гран При Австралии почти все пилоты проехали с одним пит-стопом, но выбор момента этого пит-стопа оказал решающее значение на итоги гонки. Вопреки ожиданиям, в квалификации особой борьбы не получилось – Льюис Хэмилтон завоевал поул с большим преимуществом, но в гонке темп Mercedes и Ferrari оказался равным и на первый план вышла стратегия.
Старт позиции в группе лидеров не изменил – Хэмилтон лидировал, за ним следовали Райкконен и Феттель. Так продолжалось вплоть до пит-стопов – Кими остановился на 18-м круге, Льюис на 19-м. А вот Феттель растянул свой первый отрезок и остался на трассе. Это вряд ли дало бы ему преимущество в нормальной ситуации, однако на 26-м круге был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности из-за остановки Грожана.
Хэмилтон в этот момент ехал в 12-ти секундах позади Феттеля, и в команде были уверены, что этого преимущества хватит, чтобы вернуть лидерство после пит-стопа. Однако особенности виртуального автомобиля безопасности и удачное стечение обстоятельств (режим VSC был активирован в подходящий момент для Феттеля) позволили Себастьяну выехать из боксов первым.
После этого судьба гонки была решена – темп лидеров оказался равным, а обгонять в Мельбурне нелегко даже с тремя зонами DRS, так что позиции в первой тройке не изменились. Четвёртым финишировал Риккардо, проигравший победителю всего семь секунд.
Вторую машину Mercedes неудача подстерегла на день раньше, в субботу, когда Валттери Боттас разбил машину в самый ответственный момент – в финале квалификации. На его машине пришлось заменить коробку передач, так что он стартовал только 15-м, но и ему почти не удавалось обгонять, так что на финише финн оказался лишь восьмым.