Об ожиданиях от уик-энда…
Судьба Гран При Австрии удивительна – несмотря на то, что почти во все времена австрийский этап был популярен у пилотов и зрителей, он регулярно исчезал из календаря. Автодром в Шпильберге менял собственников, его реконструировали, он возвращался под новым названием – чтобы через несколько лет вновь исчезнуть.
Очередное возвращение, уже под именем Red Bull Ring, состоялось в 2014-м и имело оглушительный успех. Новые трибуны (старые были разобраны, когда трасса выпала из календаря в прошлый раз – прежние владельцы затеяли реконструкцию, на которую не хватило денег) только в воскресенье вместили 95 тысяч зрителей – в 19 раз больше населения Шпильберга! Всего же за уик-энд трассу посетили 225 тысяч болельщиков – внушительный успех.
После того, как трассу выкупил Дитрих Матешиц, конфигурация почти не изменилась – реконструкция коснулась трибун и объектов инфраструктуры, включая комплекс боксов. Характер трассы остался прежним – это скоростной и весьма своеобразный трек, позволяющий бороться и провоцирующий пилотов на ошибки, поэтому гонки проходят ярко и интересно.
Несмотря на то, что этап считается «домашним» для Red Bull Racing (она базируется в Англии, в Милтон-Кинсе, но имеет тех же владельцев, что и автодром), в Шпильберге команде, как правило, приходится нелегко. Многочисленные прямые, соединённые медленными поворотами, требовательны к мощности мотора, а скоростных поворотов, где может проявить себя машина с хорошей аэродинамикой, почти нет.
Именно поэтому первые два года после возвращения австрийского этапа в календарь здесь так здорово выглядели машины Williams. В быстрых поворотах они уступали топ-командам, но моторы Mercedes и эффективность шасси на разгонах и торможениях помогали отыгрываться. В 2014-м они даже завоевали здесь поул, а на финише пилоты команды два года подряд поднимались на подиум: в 2014-м это был Боттас, а в 2015-м Масса.
Но времена изменились, сегодня машины Williams вряд ли могут претендовать на высокие результаты. При этом год назад здесь победил Макс Ферстаппен на Red Bull Racing. Правда, не обошлось без везения, но в Австрии этот фактор часто приходится принимать во внимание. За последние четыре года здесь побеждали четыре разных гонщика.
Гонки в Шпильберге часто проходят весьма ярко – прямые провоцируют пилотов на обгоны, но попытки обогнать нередко заканчиваются авариями из-за медленных и узких поворотов. При этом из-за характера и размеров трассы отрывы здесь всегда минимальны, особенно в квалификации.
Из действующих пилотов здесь побеждали трое, и все три – лишь по одному разу. На счету Хэмилтона могло быть и больше побед, машины Mercedes тут обычно были быстры, но каждый раз здесь он встречал серьёзную конкуренцию со стороны напарников. Дважды побеждал Росберг, ещё один раз – Боттас. Да и в тот единственный раз, когда тут добился успеха Хэмилтон, его победе предшествовало столкновение с Росбергом.
С другой стороны, преимущество Mercedes ранее здесь было продиктовано мощностью двигателя, теперь же машины Ferrari на прямых быстрее. Это может означать, что на Red Bull Ring алые машины получат преимущество, и, наконец, смогут опередить Mercedes. Впрочем, австрийская трасса одна из тех, где прогнозировать победителя особенно сложно.
О трассе…
Шпильберг. 71 круг по 4.318 км = 306.452 км. Четыре прямых и десять поворотов (с учётом небольшого изгиба перед Remus, который не все включают в число поворотов). Аэродинамика настраивается на среднюю-высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 330 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё.
Трасса в Шпильберге короткая и скоростная – с полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 65% дистанции круга, что сопоставимо с Монцей или Спа. Весь круг пилоты преодолевают примерно за 70 секунд – быстрее, чем на любой другой трассе чемпионата.
Автодром расположен на высоте 644 метров над уровнем моря, в атмосфере здесь на 7% меньше кислорода. В прошлом это означало неизбежное снижение мощности двигателей, но сейчас, с турбонаддувом, приводит лишь к более высоким оборотам турбины и сложностям с её охлаждением.
Большое число прямых и лишь семь торможений приводят к тому, что в Шпильберге нет проблем с подзарядкой MGU-H, но вот эффективность MGU-K заметно ниже. Износ тормозов средний. Время, необходимое для проведения пит-стопа при ограничении скорости на пит-лейн в 80 км/ч – 22 секунды.
О резине…
В Австрии мы вновь увидим составы C2 (Medium), C3 (Soft) и C4 (UltraSoft). Такое сочетание будет использоваться пятый раз в сезоне. Строго говоря, выбор достаточно консервативен: эти шины (особенно C2) не всегда просто вывести в рабочий диапазон температур, но в Шпильберге сделать это может быть чуть проще – износ шин здесь выше, так что и прогреть их легче.
Ключ к успеху – вывод передних шин в рабочий диапазон и оптимальный баланс температуры передней и задней резины. Учитывая, что здесь есть несколько медленных поворотов, после которых следуют прямые, в Шпильберге важно добиться хорошего сцепления с асфальтом ведущих колёс.
Формально вероятность появления автомобиля безопасности на этой трассе 60%, но фактически это значение даже выше. Здесь очень часто бывают аварии в первых поворотах, а очень короткий и быстрый круг означает, что машины быстро вновь достигают этого места.
Год назад в Шпильберге…
Удивительно, но гонки в Австрии часто складываются для Льюиса неудачно, даже если он очень быстр. В 2014-м после двух ошибок в финале квалификации он остался вообще без времени и стартовал только девятым. В 2015-м начинал гонку с поула, но проиграл старт, а затем ещё и получил штраф за пересечение белой линии на выезде с пит-лейн.
Даже победа в 2016-м далась ему нелегко – он стартовал с поула и уверенно лидировал первую треть дистанции, но из-за проблем на пит-стопе оказался позади Росберга. В конце гонки Льюис был явно быстрее, но сражение с Нико закончилось столкновением на последнем круге, и лишь чудом его машина серьёзно не пострадала. Росберг впоследствии получил за столкновение 10-секундный штраф, который никак не повлиял на его финишную позицию.
В прошлом году серия неудач Льюиса в Шпильберге продолжилась. Он был самым быстрым в пятницу, но в квалификации упустил поул, уступив Боттасу 0,019 секунды! Валттери начинал гонку с первой позиции второй год подряд. Третье время показал Феттель, но стартовал только шестым из-за штрафа за блокировку Сайнса. Так что третьим начинал гонку Райкконен, а четвёртым – Ферстаппен.
Старт в Австрии имеет очень большое значение, это один из лучших шансов отыграться, но важно избежать контактов в первом и третьем поворотах (формально в FIA считают, что между ними есть ещё один поворот, но в действительности это небольшой изгиб прямой). В отличие от 2017 года, на этот раз Боттас начал гонку не лучшим образом, и его тут же атаковали Хэмилтон и Райкконен.
Льюис захватил лидерство, а вот атаку Кими Боттасу удалось отбить. Более того, их борьбой воспользовался Ферстаппен и смог обогнать Райкконена – не обошлось без контакта. Феттель пропустил Риккардо и Магнуссена, но смог вернуть одну позицию на первом же круге, опередив Кевина. Вскоре позади остался и Грожан.
Казалось, ситуация складывается для Mercedes идеально, но в итоге Гран При Австрии завершился для них полной катастрофой. Обычно абсолютно надёжная машина Серебряных стрел на этот раз подвела обоих гонщиков (причём, для Хэмилтона это был единственный сход в сезоне).
На 14-м круге из-за падения давления в гидравлике коробки передач остановился Боттас. Был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности, и в Mercedes допустили ошибку, не позвав Хэмилтона на пит-стоп, тогда как практически все остальные пилоты свернули в боксы. После скорого рестарта Хэмилтон пытался оторваться от преследователей, но безуспешно, и сменив шины на 25-м круге, оказался только третьим.
Гонку возглавил Ферстаппен, позади него ехал Риккардо, а Хэмилтон оказался зажат между двумя Ferrari. Темп Риккардо падал, так что вскоре он собрал за собой остальных пилотов, а затем отправился в боксы. Льюис же не только не опередил Кими, но и сам пропустил Феттеля. В Mercedes пытались компенсировать свою тактическую ошибку, переведя Хэмилтона на стратегию двух пит-стопов и поставив ему свежий SuperSoft, однако на 63-м круге Льюис также припарковал свою машину у обочины – отказал топливный насос.
А вот Макс Ферстаппен избежал каких-либо проблем и принёс Red Bull Racing первую победу на Red Bull Ring. На подиум поднялись и оба пилота Ferrari. Риккардо гонку не закончил – отказала коробка передач. Благодаря сходами лидеров, на четвёртом и пятом местах финишировали пилоты Haas.