Об ожиданиях от уик-энда…
Национальным Гран При Венгрия во многом обязана руководству СССР. Нет, оно ни в какой мере не помогало строительству трассы или проведению гонок, но к началу 80-х, когда Берни Экклстоун получил контроль над календарём чемпионата, одной из ключевых идей была организация гонки Формулы 1 в Советском Союзе.
Два года он пытался договориться с руководством страны и в какой-то момент даже достиг определённого прогресса – этап в Москве был включён в предварительный календарь чемпионата 1983 года, но… смерть главных сторонников советского Гран При, генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и председателя федерации автомобильного спорта СССР Леонида Афанасьева, поставила на этих планах крест.
Поняв, что с Москвой договориться не удастся, Экклстоун переключился на другие страны за «железным занавесом» и в 1985-м году подписал контракт с венгерским правительством. Изначально Берни хотел провести гонку в парке Будапешта, но власти решили построить автодром, где уже спустя год прошёл первый Гран При Венгрии. Он же стал первым этапом Формулы 1, показанным на советском телевидении – правда, в записи и в сокращённом виде.
Трасса получилась не самой выдающейся. Короткая, узкая, медленная, почти без шансов на обгон. Хунгароринг быстро окрестили «вторым Монако», но если в Монако гонки проходят на живописном берегу Средиземного моря, между элитной недвижимостью и шикарными яхтами, а из-за близости отбойников любая ошибка может привести к сходу, то в Венгрии гонщиков ждёт жаркий и пыльный автодром, где им не приходится особенно рисковать, а результат в большей степени зависит от квалификации и стратегии.
Теоретически, трасса хорошо подходит машинам с высоким механическим сцеплением с асфальтом и эффективной аэродинамикой, а преимущество в мощности двигателя не имеет большого значения – на Хунгароринге у Red Bull наиболее реальные шансы навязать борьбу Mercedes и Ferrari.
Впрочем, всё равно главный фаворит гонки – Льюис Хэмилтон. На счету Льюиса шесть побед на этом автодроме – он самый успешный пилот за всю историю венгерской трассы. Даже у Михаэля Шумахера только четыре победы на Хунгароринге. Остальные действующие пилоты далеко позади – у Феттеля здесь две победы (причём обе в составе Ferrari), у Райкконена и Риккардо по одной.
Хорошей новостью можно считать тот факт, что на Хунгароринге редко побеждают гонщики, выигрывающие чемпионат. Так, за последние 10 лет победитель чемпионата и победитель Гран При Венгрии совпали всего дважды (оба раза это был Хэмилтон), за предыдущие 10 лет трижды (два раза Шумахер и один раз Хаккинен), а всего за 33 года будущие чемпионы выигрывали гонку в Венгрии лишь 10 раз.
Это происходит потому, что в Венгрии очень сложно избежать проблем, а характер трассы позволяет навязать борьбу фаворитам. Если же в Венгрии идёт дождь, то предсказать результат просто невозможно. Правда, дождь здесь бывает довольно редко.
О трассе…
Хунгароринг. 70 кругов по 4.381 км = 306.630 км. 14 поворотов. Средняя скорость – 190 км/ч, самая низкая для стационарных автодромов в календаре Формулы 1. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с DRS и 310 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 55% дистанции круга – одно из самых низких значений в чемпионате.
На Хунгароринге 11 зон торможений, высокий износ тормозов. Полное время проведения пит-стопа – 16 секунд, одно из самых маленьких в сезоне, что позволяет разнообразить тактику, меняя её по ходу гонки. Хрестоматийный пример – Гран При Венгрии 1998 года, когда Михаэль Шумахер выиграл, переключившись с двух пит-стопов на три.
В прошлом обгонять на Хунгароринге было чрезвычайно сложно, но две зоны DRS помогают борьбе за позицию – в последние пять лет число обгонов исчислялось десятками.
О резине…
В Венгрии мы увидим те же составы, что и в Хоккенхайме – C2, C3 и C4. Выбор можно считать достаточно консервативным – в Венгрии и в прежние годы нагрузка на резину была невелика, а после того, как два года назад здесь сменили асфальт, она снизилась ещё больше.
Это означает, что большинство пилотов постараются обойтись одним пит-стопом и предпочтут вообще не использовать шины Hard в гонке и квалификации, что немного снижает разнообразие стратегий. С другой стороны, более высокий, чем обычно, износ шин в этом году означает, что нет никакой гарантии успеха такой стратегии.
Впрочем, многое может измениться, если погода испортится. Дожди на Хунгароринге бывают нечасто, но как только асфальт намокает, характер гонки совершенно меняется – обгонять в таких условиях гораздо легче, трасса больше не прощает ошибок, а в размокших гравийных ловушках машины мгновенно вязнут.
Год назад на Хунгароринге…
Год назад к Гран При Венгрии Себастьян Феттель уже уступал Хэмилтону в личном зачёте, но в Будапешт приехал фаворитом гонки. Машины Ferrari были традиционно сильны на Хунгароринге, Феттель выиграл здесь две из трёх последних гонок, а к середине 2018-го Скудерия, казалось, получила техническое преимущество по отношению к своим оппонентам из Mercedes.
Тренировки подтверждали именно такую расстановку сил – Феттель соперничал исключительно с пилотами Red Bull Racing, а Хэмилтон проигрывал ему достаточно много. Однако квалификация прошла под дождём, и в таких условиях пилоты Mercedes оказались быстрее. Хэмилтон завоевал поул, Боттас занял второе место, а Феттель ещё и пропустил Райкконена.
Впрочем, с напарником Себастьян разобрался уже в первом повороте – Кими неплохо стартовал, но его заблокировал Боттас, что позволило Феттелю выйти вперёд. На пятую позицию прорвался Макс Ферстаппен, но уже на шестом круге сошёл из-за проблем с MGU-K. Даниэль Риккардо начинал гонку только 12-м, на старте столкнулся с Эриксоном и откатился ещё дальше, в район 16-го места.
Борьба приобрела тактический характер. В Ferrari пытались переиграть оппонентов, зазвав Райкконена в боксы уже на 14-м круге. В Mercedes ответили пит-стопом Боттаса на 15-м. В случае Хэмилтона в Mercedes решили не рисковать и позвали его раньше Феттеля – на 25-м круге. В ответ Ferrari затянули пит-стоп Себастьяна до 39-го – при том, что на 38-м Кими остановился уже во второй раз!
Разумеется, Хэмилтон на свежих шинах ехал куда быстрее Феттеля на старых, так что после пит-стопа Себастьян оказался достаточно далеко. Расчёт был в том, что теперь до финиша у Феттеля будут более свежие шины, и он сможет догнать и навязать борьбу Льюису. Однако небольшая заминка с передним левым колесом привела к тому, что Себастьян вернулся на трассу позади Боттаса. В Mercedes, разумеется, решили оставить его на трассе до финиша, чтобы удержать пилотов Ferrari позади.
Впрочем, поначалу гонщики Скудерии (которые теперь ехали вместе) не только не атаковали, но даже не могли угнаться за Боттасом. И лишь через десять кругов шины на машине Валттери начали сдавать. На то, чтобы подготовить атаку, у Себастьяна ушло ещё столько же. И лишь на 65-м круге Феттель смог, наконец, обогнать серебряную машину.
Пытаясь обороняться, Боттас задел машину Феттеля, что привело к тому, что мимо промчался ещё и Райкконен. После этого темп Валттери упал окончательно, и на предпоследнем круге его догнал прорвавшийся сквозь пелотон Риккардо. Не обошлось без контакта и на этот раз, Даниэль остался позади, но круг спустя всё же вышел вперёд и финишировал четвёртым. Боттас позже был оштрафован за этот инцидент потерей 10 секунд, которые никак не повлияли на его итоговую позицию.
Для Хэмилтона эта победа оказалась одной из самых простых в чемпионате – на финише он опередил Феттеля на 17 секунд. Себастьян упустил один из лучших шансов сократить отставание от Льюиса, и стало ясно, что победить в чемпионате немцу будет чрезвычайно сложно.