Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Монако – одно большое исключение из правил Формулы 1. Единственная трасса в календаре короче четырёх километров, с общей дистанцией гонки меньше прописанных в регламенте 305 км. Единственная трасса, где практически нет прямых, так что даже стартовая решётка и зона DRS находятся в повороте. Наконец, это единственный Гран При, где из-за тесноты паддок отделён от боксов, что здорово осложняет работу команд.
Стоит признать, что трасса в Монако совершенно непригодна для современной Формулы 1. При этом в отличие от всех остальных промоутеров, организаторы ничего не платят FOM за проведение Гран При. Тем не менее, гонка в Монако не только сохраняет место в календаре, но даже слухов о возможном исключении не возникает – хотя другим историческим трассам, вроде Сильверстоуна, Монцы или Спа, это вовсе не гарантировано.
Причина особого статуса Гран При Монако не в спортивной сфере, а в коммерческой. Для команд и организаторов гонка в Монте-Карло – это выставочный, показательный этап. Сюда приглашаются ключевые партнёры и спонсоры, чтобы впечатлить их блеском и гламуром княжества на берегу Средиземного моря.
Если говорить о спортивной составляющей, то гонки в Монако весьма своеобразны. Там практически невозможно обгонять – в любом другом месте это означало бы скучную гонку, в которой машины просто едут от старта до финиша друг за другом, но только не в Монако. За последние четыре года здесь побеждали четыре разных пилота из трёх разных команд. И победы с поула здесь случаются не так часто, как можно было бы ожидать.
В Монако так много возможностей допустить ошибку, что никакое преимущество в квалификации не гарантирует победу. Классический пример – Гран При 1988 года, когда Айртон Сенна с огромным преимуществом завоевал поул, опередив напарника по McLaren Алена Проста на 1,4 секунды, но в гонке ошибся и врезался в стену, а победу одержал Прост.
Бесконечные повороты и близость отбойников значительно повышают роль фактора случайности. В истории Формулы 1 немало случаев, когда пилот одерживал в Монте-Карло свою единственную победу за карьеру – так было с Ярно Трулли, Оливье Панисом, Жаном-Пьером Бельтуазом. А на счету Мориса Трентиньяна и вовсе уникальное достижение: он побеждал в Формуле 1 дважды, и оба раза – в Монако.
Удивительно, но никто из действующих пилотов похвастаться большими успехами в Монако не может. Так, у четырёхкратного чемпиона, Себастьяна Феттеля, до позапрошлого года была только одна победа в Монако, одержанная в далёком 2011 году. Однако в 2017-м Себастьян поправил статистику и для себя, и для Ferrari, для которой этот успех в Монако стал первым с 2001 года!
Льюис Хэмилтон тоже побеждал в Монако всего дважды, в 2008 и 2016 году, и оба раза в ход гонки вмешивался дождь. Однако поражения 2014 и 2015 годов стали следствием странного стечения обстоятельств. Пять лет назад Росберг завоевал поул и остановился в Mirabeau на последней минуте сессии – соперникам пришлось сбросить скорость, и результат Нико никто не превзошёл. В 2015-м в гонке Хэмилтон уверенно лидировал, однако в конце гонки команда неожиданно позвала его на совершенно ненужный пит-стоп, после которого Льюис финишировал только третьим.
Кими Райкконен побеждал в Монако только один раз, в 2005 году, но имел великолепный шанс сделать это ещё раз всё в том же 2017-м. Он стартовал с поула и уверенно контролировал ход гонки до середины дистанции, но выбор стратегии был сделан командой откровенно в интересах Феттеля, что и позволило Себастьяну победить.
Теоретически трасса в Монако подходит Mercedes, так как серебряные машины очень быстры в медленных поворотах, составляющих почти всю местную трассу. С другой стороны, скорее всего, претендовать на первые места в Монако смогут и гонщики Red Bull Racing – год назад здесь победили именно они. Всё это обещает очень острую борьбу в квалификации.
О трассе...
Circuit de Monaco. 78 кругов по 3337 метров = 260,286 км, 19 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 296 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 34% круга, меньше 30 секунд – это самый низкий показатель в сезоне. Средняя скорость, как нетрудно догадаться, самая низкая в сезоне – всего около 150 км/ч.
В Монако 13 зон торможения, благодаря невысоким скоростям износ тормозов средний. На торможении гонщики проводят 21% времени круга. Переключать передачи приходится 47 раз за круг. Перед Гран При 2015 года организаторы немного изменили конфигурацию поворота Tabac, а также каждый год меняют часть асфальтового покрытия – примерно на треть.
Из-за того, что тут практически нет прямых и негде разогнаться, преимущество в Монако получают хорошо управляемые машины, а мощность мотора отходит на второй план. А так как подавляющая часть поворотов медленные, снижается и значимость аэродинамики – на первый план выходит механическое сцепление с трассой и эффективность разгона. Появившиеся два года назад более широкие машины проезжают повороты чуть быстрее, но и вероятность ошибки стала выше.
О резине...
В Монако мы впервые увидим шины C5, примерно соответствующие прошлогодним HyperSoft. Выбор вполне понятен – из-за низких скоростей шины здесь изнашиваются не слишком интенсивно. Поверхность асфальта гладкая и нет быстрых поворотов, где резина испытывала бы высокие нагрузки.
Уровень сцепления с трассой в Монако очень важен, так что в квалификации всем пилотам придётся с самого начала использовать самый мягкий состав, чтобы показать достаточно хороший результат. Если гонка пройдёт на сухом асфальте, то, вероятнее всего, мы увидим только один пит-стоп – не только из-за низкого износа шин, но и из-за высокого риска попасть в трафик в случае ранней остановки.
Если же пойдёт дождь, то предсказать число пит-стопов и результат будет невозможно. За историю Гран При Монако дождевых гонок здесь было немало, и все они получались чрезвычайно яркими и интересными.
В Монако очень важна стратегия, ведь вероятность появления автомобиля безопасности чрезвычайно велика – более 80%, а в шести последних Гран При он не выезжал только однажды, в прошлом году (но и тогда активировался режим виртуального автомобиля безопасности).
В этом случае командам нужно оперативно реагировать на ситуацию. Проведение пит-стопа занимает 25 секунд, что довольно много, а в случае попадания в трафик отыграться порой невозможно.
Год назад в Монако...
Прошлогодний Гран При Монако довольно сильно контрастировал с остальными гонкам сезона. Обычно преимущество имели пилоты Mercedes или Ferrari, а Red Bull Racing оставалось только надеяться на ошибки лидеров. Но в Монако они имели явное преимущество по ходу всего уик-энда. Риккардо завоевал поул и лидировал от старта до финиша – завоевать «Большой шлем» ему помешал напарник, Макс Ферстаппен, отобравший у Даниэля лучший круг.
Потеря лучшего круга была единственным поражением для Риккардо на протяжении всего уик-энда. Он был самым быстрым в обеих четверговых тренировках, в субботу с утра и во всех трёх частях квалификации. Поул он завоевал с преимуществом более 0,2 секунды над показавшим второе время Себастьяном Феттелем, что для короткой трассы достаточно много.
Борьба могла получиться более плотной, если бы в ней принял участие Ферстаппен. Однако Макс разбил машину в самый неподходящий момент, в конце субботней тренировки (в точности повторив свою аварию 2016 года). И хотя команда успела поменять разрушенную подвеску, но когда завели мотор, обнаружилась утечка в коробке передач, так что квалификацию голландец пропустил и начинал гонку последним.
Компанию ему там составили два гонщика Haas. Кевину Магнуссену в квалификации не удалось проехать сколь-нибудь быстрый круг, а Роман Грожан был наказан потерей трёх позиций ещё на предыдущем этапе, так что стартовал 18-м. Обоих, впрочем, Ферстаппен опередил ещё на старте.
Блестяще квалифицировался в Монако Сергей Сироткин, показавший 13-е время. К сожалению, пожать плоды своей работы ему не удалось, так как уже на стартовой решётке возникли проблемы с установкой колёс на его машину, механики возились слишком долго, в итоге Сергей получил Stop&Go, лишивший его любых шансов на успех.
Это, а также обгоны Лэнса Стролла, Маркуса Эриксона и Брендона Хартли, позволило Ферстаппену быстро пробиться на 14-е место, дававшее ему шансы войти в десятку за счёт стратегии. В конечном счёте, Максу удалось это сделать – после длинного первого отрезка и хорошего пит-стопа он вернулся на трассу 11-м, а затем отыграл две позиции за счёт схода Алонсо и обгона Сайнса.
Что касается лидеров, то смены позиций в их группе были только за счёт разного времени проведения единственного пит-стопа. В конечном счёте, вся первая шестёрка финишировала в том же порядке, в котором и стартовала.