Первая пресс-конференция
Участники: Андреас Зайдль (McLaren), Сирил Абитебул (Renault), Саймон Робертс (Williams)
Вопрос: Как прошла первая пятничная тренировка для ваших команд? Андреас?
Андреас Зайдль: Для нас сессия получилась непростой. Карлос Сайнс врезался в барьер, и мы не смогли завершить запланированную программу – пришлось менять защитную структуру в задней части машины.
Ландо тоже пришлось нелегко: из-за остановки сессии красными флагами и виртуальной машины безопасности ему не удалось поработать в запланированном ритме, а это было важно – мы рассчитывали проверить новинки. Впрочем, уик-энд только начался, посмотрим, насколько удачно сработаем во второй тренировке.
Вопрос: Сирил, как обстояли дела у Renault?
Сирил Абитебул: Для нас это была привычная пятничная тренировка, без каких-либо сложностей. Мы провели несколько аэродинамических тестов, чтобы лучше разобраться, почему в определенных условиях реальные результаты на трассе у нас отличаются от расчетных. Базис у машины неплохой, но оба гонщика заметили, что добиться нужного баланса непросто. Мы оказались на высоких строчках протокола, но по ходу сессии не раз появлялись желтые флаги, была пауза из-за красных флагов. Мы с осторожностью воспринимаем эти результаты и не спешим с выводами.
Вопрос: Саймон?
Саймон Робертс: Для нас тренировка тоже не прошла гладко. В случае с Джорджем всё было нормально, мы искали оптимальные настройки, и единственное, на что пришлось отвлекаться, это красные и желтые флаги. В какой-то момент Джордж выехал за пределы трассы в первом повороте, но обошлось без последствий.
Николас, к сожалению, допустил ошибку в десятом повороте, и это один из тех случаев, когда расплата за незначительную оплошность оказалась слишком серьезной. На входе в поворот возникла недостаточная поворачиваемость, Латифи потерял контроль над задней частью машины и зацепил барьер. Машину вернули в боксы, команда сейчас оценивает характер и тяжесть повреждений, но уже очевидно, что мы потеряли заднее актикрыло, а также элементы днища и корпуса. Надеюсь, механикам удастся всё починить, а там посмотрим, что получится во второй сессии.
Вопрос: Андреас, как вы оцениваете шансы McLaren в этот уик-энд? Год назад оба ваших гонщика заработали очки. Можно ли сказать, что в Сочи у команды есть реальная возможность побороться с Red Bull Racing и заработать немало очков?
Андреас Зайдль: Не думаю, что в этом сезоне мы сможем реально соперничать с Red Bull Racing. Как вы заметили, год назад мы хорошо выступили в Сочи, но сейчас я был бы осторожен в прогнозах, ведь в Муджелло трасса тоже нам подходила, а результат вам известен.
Важно сохранять концентрацию на собственных усилиях, в пятницу выполнить все запланированные проверки, удостовериться, что подготовленные новинки работают эффективно, а затем прогрессировать с каждой сессией.
Наши соперники очень сильны, они активно работают со своими машинами – в частности, в Renault за последние несколько этапов добились заметного прогресса, в Racing Point привезли в Муджелло немало новинок и с ними выглядели очень уверенно, да и Ferrari нельзя недооценивать. У нас конкурентоспособные гонщики, отличная команда, но важно максимально использовать все возможности, в том числе в этот уик-энд.
Вопрос: Сирил, недавно Фернандо Алонсо посетил базу Renault. Какое впечатление он на вас произвел, какую обратную связь предоставил, поработав на симуляторе?
Сирил Абитебул: Не уверен, что хочу рассказывать про симулятор, поскольку это далеко не ключевой фактор, но мы активно работаем над ним, поскольку в предыдущие годы инвестиций в это направление откровенно не хватало.
Фернандо рад вернуться пусть пока ещё не к работе, но в знакомый коллектив, с которым добился немалых успехов. Впрочем, предыдущие достижения не гарантируют побед в будущем, потому мы должны вместе работать на перспективу. Я не мог приехать с Фернандо в Энстоун, но могу сказать вам, что на него произвели приятное впечатление изменения на базе в Вири, наши новые специалисты и то, с каким рвением они работают над новой силовой установкой для 2022 года. Её рассчитывали представить уже в следующем году, но срок был скорректирован.
Алонсо осмотрел и базу в Энстоуне, но красивое здание, опять же, не гарантия успеха. Мы должны приложить максимум усилий и предоставить Фернандо машину, которую он хочет и заслуживает.
Вопрос: Когда вы проведете тесты с Фернандо?
Сирил Абитебул: Могу сказать совершенно определенно, Фернандо хочет как можно скорее вернуться к кокпит. Мы планируем его программу, в условиях ограничений всё же есть возможность немного поработать с машиной. Мы еще не проводили съёмочные дни, есть идея пригласить Фернандо на тесты после заключительной гонки нынешнего сезона – посмотрим, как всё получится. Кроме того, у нас есть машина 2018 года, с которой мы можем проводить заезды где угодно и когда угодно – возможно, Фернандо примет в этом участие. Вы непременно увидите его в кокпите, но сейчас я не могу сказать, где и когда именно.
Вопрос: Саймон, вы возглавляете команду Williams уже несколько недель. Как оцениваете положение дел?
Саймон Робертс: Дел очень много. Для меня большая честь возглавлять команду, это большой шаг в моей карьере – задач явно прибавилось. Мы стараемся сохранить основной управленческий состав команды, это очень важно и для новых владельцев Williams, и для самого коллектива – моё назначение призвано этому помочь.
Я практически каждый день работаю с новыми владельцами, мы обсуждаем, как можно добиться прогресса, какой должна быть многолетняя программа, как добиться хорошей конкурентоспособности от сезона к сезону. Быстрого решения здесь нет, в Williams и Dorilton работают на долгосрочную перспективу.
Вопрос: Какие краткосрочные цели преследуют новые владельцы?
Саймон Робертс: В настоящий момент они пытаются понять специфику бизнеса. Это очень умные люди, с которыми легко и приятно работать, им интересно буквально всё. Было здорово видеть их в паддоке в Муджелло, сейчас мы вместе планируем бюджет и график инвестиций, стараясь понять, на какое направление прежде всего направить ресурсы. Мы хотим избежать ошибок и рассчитываем на прогресс в долгосрочной перспективе.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Дитер Ренкен) Сирил, в августе Пэт Фрай написал в FIA письмо, попросив прояснить ситуацию с компонентами, которые команды должны разрабатывать самостоятельно, и уточнить, как определяется принадлежность к интеллектуальной собственности. Получили ли вы ответ, и если да, устроил ли он вас?
Сирил Абитебул: Как вы знаете, до определенного момента переписка с FIA остаётся конфиденциальной, но мы ожидаем, что в скором времени её детали станут известны всем, поскольку эти разъяснения важны для любой команды, желающей соответствовать правилам – особенно в свете всем известной спорной ситуации, с которой пришлось иметь дело в этом сезоне. Мы получили ответ от Николаса Томбасиса, а сейчас Николас работает над тем, чтобы формализовать разъяснения и впоследствии их опубликовать.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Сирил, недавно вы объявили о ребрендинге команды и программе реструктуризации. Насколько я понял, вы займетесь продвижением бренда Alpine – скажите, вы останетесь во главе команды, или ваши обязанности будут каким-то образом распределены между остальными руководителями? Возможно, у Марцина Будковски будет больше полномочий?
Сирил Абитебул: Исполнительный директор Renault Лука де Мео попросил меня заняться реструктуризацией Alpine и уделить внимание не только вопросам продвижения бренда, но также продуктовой стратегии и бизнес-модели компании в контексте изменений внутри всей группы Renault. Я принял эту задачу, займусь ей в ближайшие несколько недель, и чтобы успешно с ней справиться, представлю свои предложения насчёт структуры команды, но эти предложения я не намерен обсуждать здесь и сейчас. Могу лишь сказать, что до конца этого года я совершенно точно буду продолжать руководить командой.
Вопрос: (Эдд Стро) Саймон, вы говорили о намерении повышать конкурентоспособность от сезона к сезону. Учитывая ограничения на доработку машин к следующему сезону, логично предположить, что прогресс запланирован на 2022-й год. Как вам кажется, Williams способна сделать большой шаг вперед уже в 2022-м? Обсуждался ли вопрос о дополнительных инвестициях в инфраструктуру, чтобы помочь команде выйти на желаемый уровень?
Саймон Робертс: Мы рассматриваем абсолютно все аспекты. Нам бы не хотелось отказываться от подготовки к следующему сезону – для команды крайне важно сохранять рабочий ритм и участвовать в борьбе, потому мы работаем над краткосрочным планом, чтобы, по возможности, добиться такого же прогресса, какого добились в нынешнем сезоне по сравнению с предыдущим.
Если мы справимся с этой задачей, то заложим хороший базис для дальнейшего развития. Вместе с тем мы не хотим жертвовать подготовкой к 2022-му году, когда вступят в силу новые правила, в том числе финансовые – нам бы не хотелось упускать такую возможность. Я не готов рассказывать детально, но мы оцениваем все варианты и стараемся расставить приоритеты на несколько лет вперед.
Вопрос: (Кристиан Менат) Саймон, сейчас вы исполняете обязанности руководителя команды. Рассчитываете ли вы сохранить этот пост в будущем?
Саймон Робертс: Сейчас это не в фокусе нашего внимания. Процесс продажи команды прошёл гораздо быстрее, чем предполагалось, а затем Клэр Уильямс приняла решение, которое стало абсолютно неожиданным для всех нас.
Первоочередной задачей стало сохранение преемственности, и мне было очень приятно получить предложение возглавить команду – мне нравится эта работа, я хотел бы как можно дольше оставаться руководителем, но этот вопрос мы пока не обсуждали – он не является приоритетным ни для меня самого, ни для новых владельцев. Есть много других важных задач, мы все сосредоточены на том, как помочь команде добиться прогресса.
Вопрос: (Адам Купер) Сирил, в скором времени Стефано Доменикали возглавит Формулу 1. Что вы думаете о его назначении, вы довольны тем, что человек с богатым опытом в различных областях будет руководить чемпионатом?
Сирил Абитебул: Стефано будет многим полезен. Начну с очевидных фактов: он хорошо знает Формулу 1, понимает, каким образом спортивные успехи могут быть полезны автопроизводителям. Компания Lamborghini сейчас не представлена в Формуле 1, но Стефано наверняка понимает, почему они не стремятся участвовать. Уверен, у него есть интересные мысли и предложения на этот счёт.
Формуле 1 нужен сильный руководитель. Не хочу показаться пессимистом, но есть немало актуальных вопросов, которые предстоит решать любому, кто займет этот пост – будет ли это Чейз Кэри или кто-то другой. Нам необходим тот, кто всецело предан спорту, хорошо его знает, и кто способен собрать вокруг себя эффективных исполнителей. Надеюсь, Чейз по-прежнему будет участвовать в делах чемпионата, он мог бы очень помочь Стефано…
Вопрос: Андреас, хотелось бы услышать ваше мнение...
Андреас Зайдль: Сегодня утром я уже отвечал отдельным журналистам на подобный вопрос. Важно отметить то, что сказал Сирил: Чейз был и остается руководителем Формулы 1, он проделал фантастическую работу и продолжает прилагать максимум усилий, чтобы совместно с командами обеспечить Формуле 1 блестящее будущее.
Стефано будет отличным преемником в силу множества причин. Во-первых, у него богатый опыт работы в разных областях и все необходимые компетенции для управления Формулой 1. Во-вторых, из личного опыта работы со Стефано я знаю, что это потрясающий человек со славным характером, я многому у него научился.
Вопрос: Саймон?
Саймон Робертс: Я помню, как мы работали со Стефано над соглашением об ограничении расходов, он замечательный человек и настоящий профессионал, но до официального подтверждения я буду работать с действующими руководителями спорта.
Вопрос: (Люк Смит) Андреас, вы отвечали на этот вопрос сегодня утром, потому хотелось бы услышать мнение Сирила и Саймона насчёт возможной замены квалификации короткой гонкой с обратной стартовой решеткой. Мы знаем, что в отдельных командах изменили своё мнение на этот счёт – какой точки зрения придерживаются в McLaren и Renault?
Сирил Абитебул: Я по-прежнему считаю, что гонка с обратной стартовой решеткой способна добавить зрелищности, но это искусственная мера. Мы должны обеспечивать интересные гонки без каких-то дополнительных факторов. В этом году у нас было немало захватывающих гонок, в предыдущем сезоне тоже было много интересного – и всё это без реверсивного старта.
Мы должны добиться большей конкурентоспособности для всех участников, это ключевая задача. Когда двадцать машин умещаются в полсекунды, это автоматически обеспечивает интересное сражение – конечно, если есть реальная возможность обгонять, нам бы не хотелось превращать Формулу 1 в DTM. Думаю, изменений, вступающих в силу в 2022 году, вполне достаточно, чтобы в ближайшее время не использовать идею с реверсивным стартом.
Вопрос: Саймон, как вы относитесь к идее формирования стартового поля по итогам квалификационной гонки?
Саймон Робертс: Мы присматривались к этой идее год назад, но с тех пор не возвращались к ней, только сейчас она появилась вновь. Мы моделируем разные варианты, гонка с реверсивным стартом добавляет непредсказуемости, но у любой инициативы есть свои минусы.
Как заметил Сирил, далеко не факт, что с нынешними машинами в гонке с реверсивным стартом будет много обгонов. Собственно, ситуация уже изменилась, в чемпионате больше нет привычной прежней тройки. По сути, мы пытаемся пересмотреть ранее принятое решение, но для этого нужно всё заново проанализировать.
Вопрос: (Эдд Стро) Саймон, в 2021 году бюджет Williams будет на максимально допустимом уровне?
Саймон Робертс: Хороший вопрос, Эдд. Вряд ли, мы довольно далеки от… Простите, вопрос о следующем сезоне? Да, мы рассчитываем, что наш бюджет будет близок к заданному лимиту, но что касается нынешнего сезона, нам осталось гоняться чуть менее четырех месяцев, мы надеемся обойтись теми средствами, что были запланированы.
На следующий сезон мы оцениваем разные варианты, так как у команды будет финансовая поддержка, но инвесторы не станут тратить деньги просто так – мы будем вкладывать средства только в те направления, где это действительно необходимо.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Вопрос ко всем. Как уже было сказано, в 2022 году вступят в силу новые правила, призванные уменьшить разницу в скорости между командами, но в FOM продвигают идею реверсивного старта. Значит ли это, что в FOM не вполне уверены, что новые правила обеспечат желаемый эффект?
Андреас Зайдль: Я могу говорить только от имени McLaren. Лично я не наблюдаю никаких сомнений, мы абсолютно уверены в том, что новые правила – финансовые, технические, спортивные – обострят конкуренцию и добавят зрелищности.
Конечно, нужно оставаться реалистами: потребуется некоторое время, чтобы эффект от лимита на расходы стал ощущаться в полной мере, но в целом это наша собственная задача – приложить максимум усилий и сократить отставание от лидеров. Лично я настроен очень оптимистично.
Сирил Абитебул: Непростой вопрос. Как вы знаете, сейчас у нас практически нет возможности дорабатывать машину. Мы понимаем, что изменения в регламенте на аэродинамику – вероятно, наиболее значительные в истории Формулы 1 – скажутся на скорости машины, однако у нас нет возможности в аэродинамической трубе или с помощью средств вычислительной гидродинамики оценить, насколько непросто будет преследовать соперника.
В случае с глобальными изменениями всегда есть вероятность, что кто-то найдет оригинальное решение или лазейку в правилах и получит большое преимущество – по крайней мере, поначалу. Не думаю, что сейчас кто-то возьмется предугадать, как всё сложится.
Саймон Робертс: Согласен, пока рано делать какие-либо прогнозы, мы сосредоточены на тех вопросах, которые в нашей власти. Изменения в правилах в самом деле серьезные, притом, как заметил Сирил, у нас нет реальной возможности работать над машиной.
Есть определенный лимит на использование аэродинамической трубы и средств вычислительной гидродинамики, сама по себе эта идея очень правильная, но насколько хорошо она сработает мы узнаем только по прошествии времени.
Не вижу причин, по которым команды не попытаются вновь найти лазейки в правилах, но хочется верить, что при работе над регламентом были проверены все обходные пути и уровень конкурентоспособности действительно станет более равным, чем сейчас.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Сирил, скажется ли новый вступительный взнос в $200 млн. на ваших планах организовать клиентскую команду по примеру сотрудничества Ferrari и Haas? И еще: в Renault воспользуются возможностью постепенного перехода к ограничению бюджета?
Сирил Абитебул: Что касается первого вопроса, в широком смысле новый взнос работает во благо нашего спорта. Вы упомянули механизм, представленный в новом Договоре согласия и предусматривающий минимальный взнос за право участвовать в чемпионате мира – это осложнит задачу для потенциальных дебютантов, но такая мера правильная, ведь Формула 1 – своего рода премьер-лига в мире автоспорта. У нас должна быть франшиза, особенно в свете появления лимита на расходы.
Я участвовал в трех сделках по приобретению команды Формулы 1, каждый раз цена определялась объемом долговых обязательств, что абсолютно неправильно, если речь идет об участии в одном из наиболее популярных видов спорта в мире.
Входной порог очень важен. Да, я понимаю, что с ним нам будет сложнее заполучить партнерскую команду, но, собственно, мы и не преследуем такую цель. Хорошо, что есть долгосрочные планы, что мы подтвердили своё участие в чемпионате на несколько лет вперед – мы открыты всем возможностям сотрудничества, но не гонимся за ними хотя бы потому, что у нас и без того немало партнерских соглашений. К тому же, не вполне очевидно, что за эти деньги вы в самом деле получите нечто такое, что позволит добиться всех поставленных целей.
По второму вопросу… могу сказать, что Renault не нуждается в механизме плавного перехода, так как наш бюджет и сейчас намного меньше нового лимита, у нас нет избыточной численности персонала, соответственно, нет планов сокращать сотрудников, чтобы как-то вписаться в заданные рамки – для нас это не актуально.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Саймон, почему новые владельцы команды предпочитают не показываться на публике?
Саймон Робертс: Мэттью Севейдж был с нашей командой в Муджелло, с ним приехал один из членов директоров Dorilton Capital, а также один из руководителей подразделения по работе с персоналом. Они не давали интервью, поскольку для них это было первое знакомство с Формулой 1, но в будущем мы наверняка сможем видеть их в паддоке. Они ни от кого специально не прячутся.
Вторая пресс-конференция
Участники: Тойохару Танабе (Honda), Марио Изола (Pirelli) и Кристиан Хорнер (Red Bull Racing).
Вопрос: Господин Танабе, две гонки в Италии сложились для Honda и Red Bull Racing не лучшим образом. Что послужило причиной проблем с силовой установкой на машине Ферстаппена, насколько вы уверены в том, что они устранены?
Тойохару Танабе: Мне бы не хотелось вдаваться в детали, но проблемы оказались очень непростыми и затрагивали много разных параметров. После гонки мы долго анализировали информацию, стараясь понять, что именно произошло. Мы определили корневую причину и приняли необходимые меры, неприятности не должны повториться.
Вопрос: На машинах AlphaTauri наблюдались схожие проблемы?
Тойохару Танабе: Нет, это был первый такой случай с момента нашего возвращения в Формулу 1.
Вопрос: Поговорим о позитивных моментах. В этом году Honda удалось выиграть гонку и с Red Bull Racing, и с AlphaTauri, за всю гибридную эру это первый случай, когда один производитель добивается успеха с разными командами. Вы довольны?
Тойохару Танабе: Нас самих и всех в семье Red Bull очень обрадовала победа Пьера Гасли в Монце. Команда AlphaTauri базируется в Италии, Пьер сотрудничал с нами еще во время выступления в японской Super Formula, а затем продолжил это сотрудничество уже в Toro Rosso. В Монце он безупречно провел гонку, возглавляя пелотон на протяжении половины дистанции – японские болельщики были очень рады его успеху. Мы будем продолжать работать с обеими командами, чтобы вместе с ними добиться прогресса.
Вопрос: Кристиан, в предыдущие годы в Сочи у Red Bull Racing не было ни одного подиума – рассчитывает ли ваша команда в этот уик-энд переломить тенденцию?
Кристиан Хорнен: Спасибо, что напомнили об этом! В предыдущие пять лет трасса в Сочи неизменно оказывалась для нас очень непростой, Mercedes выиграли здесь все прошедшие гонки и в этот уик-энд вновь считаются фаворитами, но всякое может случиться. Предыдущие два этапа сложились для нас неудачно, здесь нам наверняка будет непросто, но, хочется верить, мы выступим неплохо, а далее нас ждут трассы, которые в большей степени подходят нашей машине.
Вопрос: Что сказали ваши гонщики после первой пятничной тренировки?
Кристиан Хорнер: Что трафик был ужасным, а соперники словно и не смотрели в зеркала! Трасса в Сочи по-своему уникальная и очень непростая, здесь много 90-градусных поворотов, но в целом наши гонщики неплохо к ней адаптировались. Асфальт еще не успел покрыться достаточным слоем резины, потому результат на круге примерно на полсекунды медленнее, чем год назад. Кроме того, погода здесь более жаркая, чем в 2019, что тоже влияет на скорость.
Вопрос: Поговорим об Алексе Элбоне. Заработав подиум в Муджелло, он сказал: «Спасибо, что продолжаете верить в меня!» Похоже, он чувствовал, что его место в команде под угрозой – скажите, тот результат позволяет Алексу не беспокоиться о своих перспективах?
Кристиан Хорнер: Он чувствовал угрозу лишь потому, что вы, журналисты, каждую неделю говорили ему о том, что команда должна усадить в кокпит кого-то вместо него. Здорово, что Алекс сумел заработать подиум. Он был близок к этому в прошлом году в Бразилии, имел реальные шансы на победу в первой гонке этого сезона, но оба раза дело заканчивалось столкновением. Для дебютного подиума ему пришлось всерьез постараться, Даниэль Риккардо – один из наиболее неуступчивых соперников, и пройти его по внешнему радиусу в первом повороте дорогого стоит!
Вы уже можете заметить, что Алекс чувствует себя гораздо увереннее, и мы надеемся, что он сумеет закрепить свой прогресс. Команда его полностью поддерживает, а гоночный инженер очень помогает Алексу раскрывать потенциал.
Вопрос: Как вы восприняли недавние слова Эдди Джордана о том, что Хэмилтон мог бы стать отличным напарником для Ферстаппена в следующем сезоне?
Кристиан Хорнер: Мне интересно, что именно перед этим пил Эдди? Конечно, болельщикам было бы интересно на это посмотреть, но Льюис не говорил ни о чем подобном, так что он наверняка продолжит карьеру в Mercedes. Многим хотелось бы наблюдать плотное сражение между Ферстаппеном и Хэмилтоном – надеюсь, у нас получится предоставить Максу достаточно быструю машину в оставшихся гонках нынешнего сезона и особенно в 2021-м и 2022-м годах.
Вопрос: Марио, в этом году в Сочи вы привезли более мягкие составы, чем в 2019-м. Чем объясняется такое решение?
Марио Изола: Если вспомнить прошлогоднюю гонку в Сочи, тогда большинство команд использовали Medium или Soft, Hard не был задействован вовсе. Пару лет назад, когда мы привезли сюда более мягкие составы, участникам пришлось активно беречь резину, так как обгонять здесь очень сложно, а времени на пит-лейн теряется довольно много.
В 2019-м мы обновили спецификацию шин, их поведение стало более стабильным, и нам подумалось, что даже если мы привезем сюда более мягкую резину, гонщики смогут атаковать агрессивнее, а по ходу дистанции будут задействованы все три состава.
В первой тренировке практически все команды опробовали и Soft, и Medium, и Hard, они совершенно точно пытались понять, насколько эффективно работает каждый состав. Правда, состояние асфальта было далеко не оптимальным, но ко второй сессии ситуация должна улучшиться.
Погода в этот раз иная, чем год назад, на выбор стратегии будет влиять множество факторов – надеюсь, мы увидим разные сценарии, кто-то предпочтет один пит-стоп, а кто-то выберет два. Думаю, некое представление мы сумеем составить уже в квалификации, если лидеры сумеют выйти в финал на шинах Medium. Впрочем, не знаю, насколько достоверен такой индикатор – давайте подождём и на деле во всём убедимся.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Господин Танабе, у Honda контракт с Red Bull до конца 2021 года. Когда в совете директоров Honda примут решение насчёт дальнейшего участия? Если решение будет положительным, вы по-прежнему будете сотрудничать исключительно с двумя командами, принадлежащими Red Bull?
Тойохару Танабе: Я не участвую в подобных дискуссиях, поскольку отвечаю за технические вопросы. У меня нет для вас комментариев.
Вопрос: (Кристиан Менат) После квалификации в Спа Макс Ферстаппен пожаловался, что рано израсходовал заряд батареи, а пару недель назад в Муджелло с подобными сложностями столкнулся Пьер Гасли. Это были идентичные проблемы? В чем причина? В Honda недооценили расход энергии по ходу быстрого круга?
Тойохару Танабе: Это произошло, потому что мы максимизировали расход энергии по ходу одного быстрого круга. Если после попытки у вас остается заряд батареи, значит вы где-то сработали не в полную силу. Мы скорректировали параметры, но по ходу быстрого круга условия оказались немного иными, чем мы предполагали, и заряд в обоих случаях был израсходован раньше, чем требовалось.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кристиан, Алекс Элбон постепенно прибавляет в скорости, однако ему далеко не всегда удаётся ровно провести уик-энд, из-за чего многие не замечают его прогресс. Похоже, спекуляции насчёт перспектив Алекса утихнут лишь тогда, когда в Red Bull продлят с ним контракт – есть ли некий срок для продления существующих договоренностей?
Кристиан Хорнер: Мы совершенно точно примем решение до Рождества. У всех наших гонщиков многолетнее соглашение с компанией Red Bull, в каждом таком соглашении предусмотрены определенные условия, до конца осени мы сделаем свой выбор. Мы рассчитываем продолжить сотрудничество с Алексом, он хорошо справляется с работой. Ему нужно и далее выступать столь же уверенно, как в Муджелло, и продолжать прогрессировать.
Вопрос: (Луис Деккер) Кристиан, а если говорить об условиях контракта с Максом, насколько велика вероятность, что Ферстаппен может уйти из Red Bull Racing после окончания нынешнего сезона, поскольку команда не добилась поставленных целей? Вы на 100% уверены в том, что Макс будет выступать за вас в 2021-м?
Кристиан Хорнер: Детали соглашения между гонщиком и командой всегда конфиденциальны, а всевозможные спекуляции на этот счёт были, есть и будут. Я абсолютно уверен в том, что следующий сезон Макс Ферстаппен проведёт в Red Bull Racing.
Вопрос: (Алан Болдуин) Кристиан, многие команды позитивно восприняли новость о том, что Стефано Доменикали в скором времени заменит Чейза Кэри на посту руководителя Формулы 1. Нет ли у вас опасений насчёт того, что в руководстве спорта становится всё больше бывших сотрудников Ferrari?
Кристиан Хорнер: Похоже, назначение Стефано уже ни для кого не секрет, его возвращение в роли руководителя Формулы 1 – хорошая новость для нашего спорта. В своё время, будучи руководителем команды Ferrari, он всегда говорил прямо, всесторонне оценивал каждую ситуацию и демонстрировал глубокое понимание специфики чемпионата. Да, предыдущие несколько лет Стефано провел вне Формулы 1, занимаясь коммерческими вопросами, но он добился немалых успехов с Lamborghini, и этот опыт может быть полезен. Конечно, состав руководителей спорта в лице Жана Тодта, Росса Брауна и Стефано Доменикали всё больше напоминает руководящий состав команды Ferrari в середине 1990-х годов и начале 2000-x, но не думаю, что кто-либо из них откровенно симпатизирует одной лишь Скудерии. Уверен, в роли руководителя Формулы 1 Стефано Доменикали будет действовать абсолютно непредвзято.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, подписание Договора Согласия, предстоящие изменения в правилах и недавняя победа Пьера Гасли в Монце как-то сказались на характере отношений между Red Bull Racing и AlphaTauri? Я заметил, что вы стали называть AlphaTauri партнерской командой, тогда как ранее называли её дочерней.
Кристиан Хорнер: Я уже говорил, что AlphaTauri стала более зрелой командой во многих аспектах и из дочерней превратилась для нас в партнерскую. Так было с самого начала нынешнего сезона, так будет и дальше. Конечно, у обеих команд по-прежнему единый владелец, в рамках регламента мы обмениваемся технологиями, а в следующем сезоне будем впервые использовать одну аэродинамическую трубу на двоих. Характер отношений, безусловно, немного изменился, как изменились с переименованием в AlphaTauri задачи нашей младшей команды, но что касается гонщиков, они все остаются участниками гоночной программы Red Bull.
Вопрос: (Петер Томас) Марио, впереди нас ждут гонки на Нюрбургринге, в Портимао, Имоле и Турции. Каким образом вы выбираете составы на эти этапы, на какую информацию опираетесь?
Марио Изола: Принцип такой же, как всегда. Практически каждый год в расписании сезона появляется какая-нибудь новая трасса, в этом сезоне их больше, чем обычно, и в своих расчётах мы полагаемся на результаты проведенных командами симуляций. Мы рассчитываем количество энергии, которое передается шинам на одном быстром круге и на серии кругов, принимаем во внимание жесткость асфальта – иногда её удается измерить напрямую, иногда приходится ориентироваться исключительно на исторические данные. Таким образом мы выбираем три состава смеси на каждый уик-энд.
В этом году у нас есть возможность время от времени корректировать распределение шин на конкретный уик-энд. Вы помните, что для оптимизации процесса производства и поставки шин мы договорились предоставлять каждой команде два комплекта Hard, три комплекта Medium и восемь комплектов Soft. На этапы в Портимао и Стамбуле мы совместно с FIA решили увеличить количество комплектов Hard до трёх, а число комплектов Soft уменьшить до семи – асфальт на этих трассах весьма абразивный.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Кристиан, когда впервые было озвучено предложение проводить гонку с реверсивным стартом, вы эту идею поддержали. Ваше мнение не изменилось? Почему, как вам кажется, руководство Формулы 1 так активно продвигает эту идею? Они сомневаются, что изменения в правилах в 2022 году не принесут ожидаемого эффекта?
Кристиан Хорнер: Любой вам скажет, что реверсивный старт – это неправильно, пока какая-нибудь гонка, вроде той, что была в Монце, вновь заставит всех обсуждать возможность перемешать все карты. Да, это искусственная мера, но когда быстрейшие машины начинают гонку с более высоких позиций, не нужно быть учёным, чтобы догадаться: в большинстве случаев все финишируют в том же порядке, в каком стартовали.
Не надо бояться экспериментов. Если появится возможность провести на той или иной трассе гостевую гонку или гонку, не входящую в чемпионат, то можно протестировать и реверсивный старт. Интересно, каким получится результат, но если не пробовать, вы никогда не узнаете. Всегда легко говорить «это не сработает», но если организовать всё таким образом, чтобы это не влияло на положение дел в личном зачете… Впрочем, я не понимаю, как можно проводить одни Гран При по одним правилам, а остальные – по другим.
У нас много отличных трасс, где хотят провести гонку в этом году, и где мы не сможем проводить гонки в будущем. Если выбрать какой-нибудь уик-энд для тестов альтернативного формата или чего-то совершенно нового, что мы теряем?
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Кристиан, ранее вы выразили абсолютную уверенность в том, что следующий сезон Макс Ферстаппен проведёт в Red Bull Racing. Можете ли вы сказать то же самое об Эдриане Ньюи? Были ли попытки со стороны Лоуренса Стролла и Aston Martin переманить Эдриана к себе?
Кристиан Хорнер: Эдриан сотрудничает с нами уже четырнадцать лет, ему нравится атмосфера в коллективе, в Red Bull Racing он по-настоящему счастлив. Да, за последние несколько лет у него стало меньше задач внутри команды, но он по-прежнему мотивирован на результат и будет работать с нами в следующем сезоне, в этом нет никаких сомнений.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, ранее вы говорили о назначении Стефано Доменикали руководителем Формулы 1. В предыдущие годы вас нередко считали одним из явных кандидатов на эту должность. Огорчены ли вы тем, что выбор пал не на вас? Возможно, вы думаете: «Так, Доменикали 55 лет, значит, через 10 лет у меня снова будет шанс!»
Кристиан Хорнер: Дитер, мне нравится то, чем я занимаюсь. Из нынешних руководителей команд Формулы 1 я дольше всех управляю коллективом, притом для меня самого эти годы пролетели незаметно. Мне хочется вновь привести команду к победе, я обожаю гонки и дух соперничества. Мне нравится работать с сотрудниками, я чувствую личную ответственность перед ними и компанией Red Bull и потому не стал бы всерьез рассматривать предложение возглавить чемпионат.
Стефано – хороший человек, настоящий джентльмен, мы часто контактировали, когда он возглавлял команду Ferrari, он прекрасно разбирается и в бизнесе, и в спорте, поэтому его назначение – это отличная новость! Что касается меня самого, я хочу вновь привести Red Bull Racing к вершине, Mercedes доминируют уже слишком долго.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кристиан, хотел бы уточнить один момент, чтобы избежать неверного истолкования ваших слов. Недавно вы сказали, что у ваших гонщиков многолетние контракты. Означает ли это, что у Алекса Элбона есть контракт на следующий сезон, и в Red Bull просто должны решить, в какой из команд он будет выступать? Если Алекс вдруг не добьется ожидаемого прогресса, вы замените его на Пьера Гасли, или присмотритесь к гонщикам не из семьи Red Bull – скажем, к Серхио Пересу или Нико Хюлкенбергу?
Кристиан Хорнер: На первый вопрос ответ утвердительный – у всех наших гонщиков многолетние контракты, и команда определяет, кто и где будет выступать. Что касается Пьера, он отлично справляется с работой в AlphaTauri, абсолютно им подходит, и если учесть, что у нашей партнерской команды сейчас совсем иные цели и задачи, им нужен опытный конкурентоспособный гонщик.
В Red Bull Racing мы рассчитываем сохранить нынешний состав, продолжение сотрудничества с Алексом для нас наиболее предпочтительно. Конечно, всегда оцениваешь все возможные варианты, но весьма вероятно, что мы просто не станем ничего менять.
Вопрос: (Кристиан Менат) Кристиан, вы сказали, что реверсивный старт можно было бы опробовать в гостевой гонке или гонке, не входящей в зачет чемпионата. Звучит заманчиво, но насколько такая перспектива реальна? В привычном расписании сезона 22 гонки, добавить еще одну довольно сложно, да и кто будет её финансировать?
Кристиан Хорнер: В настоящий момент это всего лишь идея, не более, поскольку сложно проводить одну гонку по каким-то другим правилам, чем все остальные. К сожалению, в этом году мы дважды гонялись в Австрии и Сильверстоуне, но упустили возможность попробовать нечто новое. Опять же, вокруг этой идеи столько рассуждений и споров. Это просто ответ на заданный мне вопрос – мы не обсуждали это предложение ни с другими командами, ни с Liberty Media, ни с FIA.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, когда в минувший уик-энд я наблюдал за гонкой «24 часа Ле-Мана», я обратил внимание, что за высокие позиции там сражаются многие бывшие гонщики Red Bull. За годы работы в автоспорте встречался ли вам гонщик, с которым вы поначалу отказались подписать контракт, а впоследствии об этом пожалели?
Кристиан Хорнер: Интересный вопрос. Приятно, что компания Red Bull дала шанс многим талантливым гонщикам – Жану-Эрику Верню, Антониу Феликсу да Коште, Себастьену Буэми. Здорово, что Себастьен, который по-прежнему пользуется поддержкой Red Bull, выиграл знаменитую гонку. У многих гонщиков не было бы возможности проявить себя, если бы компания Red Bull не помогла им на ранних стадиях карьеры.
Не припоминаю, чтобы нам приходилось жалеть о неподписанном контракте. Пожалуй, было бы интересно взглянуть, как показал бы себя за рулем машины Формулы 1 Антониу Феликс да Кошта, но реальной возможности для этого у нас никогда не было.
Перевод: Валерий Карташев