1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Ландо Норрис (McLaren)
Интервью на трассе
Вопрос: (Кристиан Клин) Макс, для вас уик-энд сложился фантастически! Еще одна безупречная гонка! Что вы чувствуете?
Макс Ферстаппен: Сегодня машина ехала как по рельсам, причём на всех комплектах шин! Управлять ей было одно удовольствие, и я не ожидал, что гонка сложится настолько здорово! Спасибо команде за такую быструю машину!
В этот уик-энд все считали нас фаворитами, но сработать так, как мы сработали сегодня, всегда непросто. Все в Red Bull Racing и Honda здорово постарались, эти две недели в Австрии получились фантастическими!
Вопрос: (Кристиан Клин) Похоже, вы полностью контролировали ситуацию от старта до финиша. Правда, в момент рестарта вы довольно поздно утопили педаль газа в пол – опасались, что Ландо Норрис за счёт своей хорошей скорости сможет организовать атаку?
Макс Ферстаппен: На рестарте нужно было среагировать очень хорошо, и я сумел сразу создать отрыв. Я понимал: если удержу лидерство, то дальше смогу ехать в своем темпе, но сперва нужно было остаться впереди. Сегодня всё сложилось невероятно здорово!
Вопрос: (Кристиан Клин) В этот уик-энд зрители вернулись на трибуны, ваших болельщиков среди них было явное большинство. Вы чувствовали их поддержку?
Макс Ферстаппен: Потрясающе видеть здесь такое количество моих болельщиков, трибуны буквально окрашены в оранжевый, это здорово мотивирует! На последнем круге и круге возвращения на пит-лейн болельщики особенно активно меня приветствовали – огромное им спасибо за поддержку!
Вопрос: (Кристиан Клин) Валттери, после непростой квалификации гонка для Mercedes сложилась чуть лучше. Вы довольны вторым местом?
Валттери Боттас: Я финишировал на одну позицию выше, чем на прошлой неделе, хотя стартовал с пятого места. Команда заработала много очков, но мы уступаем Red Bull Racing в скорости. Я рад снова подняться на подиум. Пожалуй, это максимальный результат на сегодня.
Вопрос: (Кристиан Клин) На последних кругах шины Hard у вас неплохо работали. Дело в более оптимальном балансе, или вы сами чувствовали себя увереннее?
Валттери Боттас: Шины Hard отлично держали трассу, но стали терять эффективность под конец отрезка, когда я боролся с Ландо. Должен сказать, что я удивлён скоростью McLaren – Норрису даже удавалось меня прессинговать. Через неделю гонка в Сильверстоуне. У нас много работы, но сейчас я хочу выпить шампанского.
Вопрос: (Кристиан Клин) Ландо, потрясающий результат! Очевидно, гонка выдалась для вас не такой уж легкой, по ходу дистанции вы получили пятисекундный штраф. Насколько суровым было наказание?
Ландо Норрис: Прежде всего хочу поблагодарить болельщиков за поддержку, на трибунах море зрителей в оранжевом, и я представлял, что это в честь McLaren! (смеётся) Гонка удалась, прошла очень интересно, но я всё-таки расстроен, потому что должен был финишировать вторым.
На первом круге после рестарта, когда борьба на трассе возобновилась, Серхио Перес пытался опередить меня по внешнему радиусу, что было не очень умно, и я думаю, что он сам оказался за пределами трассы, я его даже не выталкивал. Не знаю, за что меня оштрафовали. Так что я не совсем доволен, что финишировал только третьим, ведь у нас был очень хороший темп.
Вопрос: (Кристиан Клин) Была ли у вас возможность обогнать Валттери на последних кругах, или шины к тому моменту были слишком изношены?
Ландо Норрис: Я вполне мог держаться за Боттасом, даже когда ехал в зоне турбулентности позади его Mercedes. Но этого было недостаточно, чтобы воспользоваться DRS, как только я пытался подъехать ближе, начинались сложности. И всё-таки здорово, что мы могли c ними бороться.
Наверное, это первая гонка за много лет, когда мы действительно могли соперничать с Mercedes и Red Bull. Будем надеяться, что мы сможем не только продолжить в этом же ключе, но и прибавить!
Пресс-конференция
Вопрос: Макс, потрясающий уик-энд! Вы довольны?
Макс Ферстаппен: Это была очень хорошая гонка! На обоих комплектах шин машина ехала здорово, я всё время держал ситуацию под контролем и остался этим очень доволен. По сравнению с предыдущим уик-эндом мы сумели добиться прогресса - выяснили кое-какие моменты, позволяющие дольше сохранять эффективность шин, и применили эти знания в сегодняшней гонке.
А еще очень здорово вновь видеть зрителей на трибунах. Когда собирается так много болельщиков, на автодроме царит особенная атмосфера - нам очень этого не хватало!
Вопрос: Можно ли сказать, что в этот уик-энд машина была конкурентоспособнее, чем в любой из предыдущих гонок?
Макс Ферстаппен: Думаю, да. Неделю назад мне казалось, что машина едет великолепно, но сегодня она ехала ещё лучше.
Вопрос: В сезоне для вас это уже пятая победа, в личном зачёте вы опережаете Льюиса Хэмилтона на 32 очка. Каково это – выступать настолько здорово в нескольких гонках подряд? Вы наслаждаетесь тем, как всё складывается?
Макс Ферстаппен: Конечно, наслаждаюсь, но остаюсь сосредоточенным на оставшихся гонках. До конца сезона ещё далеко, будет разыграно немало очков. Мы должны каждый уик-энд выступать на высочайшем уровне и использовать весь потенциал машины. В Австрии у RB16B было подавляющее преимущество, однако мы должны позаботиться о том, чтобы и в Сильверстоуне ей хватило скорости. Постараемся как следует подготовиться.
Вопрос: Пришлось ли вам по ходу гонки о чём-нибудь беспокоиться?
Макс Ферстаппен: Нет, я просто старался ехать осторожно. По ходу гонки мне пришлось на круг опережать гонщиков, которые сражались между собой, я не хотел стать участником какого-нибудь нелепого инцидента.
Вопрос: Расскажите о рестарте - нам показалось, что он прошёл напряженно...
Макс Ферстаппен: Я знал, что Ландо очень быстр, потому от меня требовалось как можно лучше провести рестарт. Думаю, я неплохо справился. Кроме того, Ландо самому пришлось обороняться от натиска со стороны Серхио, что облегчило мне задачу в первом повороте.
Вопрос: Валттери, для вас это пятый подиум в сезоне. Насколько гладко прошла гонка?
Валттери Боттас: Я бы не сказал, что она прошла так уж гладко. Гонка выдалась непростой, я стартовал пятым, финишировал вторым, но для этого пришлось всерьез постараться. Не думаю, что мы могли сработать сколь-нибудь лучше, Макс легко обеспечил себе победу. Он пилотировал здорово, его машина оказалась очень быстра, ну а для нас второе место стало максимумом. С одним пит-стопом добиться такого результата было довольно трудно, под конец гонки шины у меня были сильно изношены, но мы предвидели этот сценарий и были к нему готовы.
Вопрос: Вас удивила скорость соперников?
Валттери Боттас: Скорость Red Bull Racing нас уже не удивляет. Неделю назад они были очень быстры, и мы ожидали, что они вновь будут фантастически конкурентоспособны. Похоже, в McLaren сумели добиться значительного прогресса. Под конец гонки Ландо активно меня прессинговал, и это было неожиданно, ведь ещё неделю назад они уступали нам несколько десятых на круге. Возможно, Ландо потом расскажет мне, что им удалось выяснить, а потом мы сами точно так же сумеем прибавить.
Макс Ферстаппен: Думаю, Ландо просто понял, что нужно выжимать педаль газа до упора!
Валттери Боттас: Я сам ему это говорил! Он послушал – и оказался на подиуме!
Ландо Норрис: Да, я полностью выжимал педаль газа, и это помогло!
Вопрос: Валттери, насколько сложно будет Mercedes одержать победу в этом сезоне?
Валттери Боттас: Это непростая задача, но мы две недели подряд гонялись на одной трассе, где у Red Bull Racing явное преимущество, но на других трассах всё может быть иначе.
Здесь конфигурация здорово подходит нашим соперникам, в предыдущих гонках их тоже нельзя было упрекнуть в недостаточной скорости, но Сильверстоун – трасса иного рода, там гораздо больше скоростных поворотов, так что посмотрим, как всё сложится. Кроме того, через пару недель у нас будут кое-какие доработки. Правда, после Гран При Великобритании доработок не предвидится. Мы в любом случае намерены выкладываться на пределе, но ясно, что одолеть Red Bull Racing будет невероятно сложно.
Вопрос: Получается, шансы во многом зависят от результатов в Сильверстоуне?
Валттери Боттас: Если мы сможем добиться прогресса и сократить отставание, оптимизма будет больше. Хорошо, что в двух австрийских гонках мы смогли минимизировать потери, ведь машины Red Bull Racing были намного быстрее.
Вопрос: Ландо, ещё одна великолепная гонка! Для вас это четвертый подиум в карьере, насколько он особенный?
Ландо Норрис: Он точно входит в четверку моих лучших подиумов! (смеётся) Каждый подиум по-своему значимый, поскольку все они были добыты в разных обстоятельствах. Дебютный подиум всегда будет особенным, поскольку он первый, но есть подиум в Монако, подиум в Имоле. Пожалуй, нынешний подиум примечателен тем, что мы впервые финишировали так высоко за счёт чистой скорости. На протяжении всей гонки я сражался за третье место, а на последних кругах претендовал на второе, это было здорово!
Не знаю, какое место займет этот подиум среди всех четырех – они все мне одинаково дороги. Правда, я немного огорчен, так как вполне мог финишировать на одну позицию выше – в этом плане нынешний подиум хуже прочих!
Вопрос: В гонке вы оказались более конкурентоспособны, чем ожидали?
Ландо Норрис: Мы не знали, чего ожидать. В пятницу у нас был неплохой темп на длинной серии кругов – лучше, чем в предыдущий уик-энд. Похоже, иные температурные условия тоже помогли. Неделю назад я был четвертым в квалификации с отставанием в 0.25 секунды от Макса, а в этот раз показал второй результат, уступив поулу менее пяти сотых секунды.
Мы явно сделали шаг вперед, машина ехала гораздо лучше и в субботу, и в воскресенье. Кроме того, после анализа всей информации с предыдущей гонки подход к стратегии в этот уик-энд был несколько иным. В общем, сработало несколько факторов, главный из которых – прогресс машины.
Вопрос: Что скажете о ситуации с Серхио Пересом вскоре после рестарта?
Ландо Норрис: Примерно то же самое было у Макса с Льюисом в Имоле. Макс, разве тебя тогда оштрафовали? Вот именно, нет. Похоже, Серхио забыл, что на выходе из четвертого поворота есть гравийная ловушка. Трасса там уходит вниз, легко допустить ошибку и выехать чуть шире – именно это и произошло.
Парни в Формуле 3, пробовавшие атаковать по внешнему радиусу в четвертом повороте, не пытались до последнего оставаться снаружи, чтобы не оказаться в гравии. Это Серхио решил рискнуть, не я. Он организовал атаку не так, как следовало, и сам угодил в ловушку. Не думаю, что в той ситуации я действовал некорректно, но решение о штрафе принимается стюардами.
Вопрос: Валттери, вы видели тот инцидент между Ландо и Серхио?
Валттери Боттас: О, да! Можно сказать, у меня было место в первом ряду!
Вопрос: Каково ваше мнение?
Валттери Боттас: Я не стюард. Я видел, как парни боролись между собой, после чего Серхио выехал за пределы трассы. Что ж, такое бывает.
Макс Ферстаппен: Отличная оценка событий, просто и понятно!
Валттери Боттас: Так и есть!
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Ландо, каково вам было бороться с Льюисом Хэмилтоном? В радиообмене с командой Льюис назвал вас превосходным гонщиком, что вы на это скажете?
Макс Ферстаппен: Ландо, это ты превосходный гонщик?
Ландо Норрис: Определенно да!
Макс Ферстаппен: А я и не знал!
Ландо Норрис: Спасибо! Даже не знаю, что сказать. На протяжении всего первого отрезка Льюис и Валттери были быстрее меня, что соответствовало ожиданиям, я был сам удивлён тем, как долго смог сопротивляться их натиску. По сути, я впервые сражался с Льюисом и старался понять, как он пилотирует, где именно готов рисковать. Конечно, приятно слышать такие комментарии в свой адрес, но не похоже, что сам Льюис в том сражении пилотировал безупречно – он несколько раз широко выходил из первого поворота или ошибался в третьем.
Похоже, с Mercedes всё-таки можно бороться. Вы постепенно прогрессируете, и когда машине, наконец, хватает скорости, у вас появляется шанс. Конечно, это невозможно осознать до тех пор, пока вы не столкнетесь с Mercedes, что называется, лицом к лицу – обычно они далеко впереди нас. Сегодня было очень здорово бороться не только с Льюисом, но также с Валттери и Серхио. Мы сражались за подиум благодаря своей отличной скорости, это очень приятное чувство!
Вопрос: (Скотт Митчелл) Ландо, за инцидент с Серхио Пересом вы получили пару штрафных баллов, теперь у вас их десять. Два штрафных балла «сгорят» перед этапом в Сильверстоуне, что несколько облегчит положение дел, но будет не лишним вспомнить, за что вас наказывали – за обгон под желтыми флагами на тренировке, за то, что недостаточно замедлились под желтыми флагами в квалификации, а конкретно в этом сезоне – за то, что в Баку не заехали на пит-лейн по распоряжению директора гонки, и сегодня – за инцидент с Пересом. Если бы в следующий уик-энд проводилась гонка, ситуация была бы на грани. Что вы думаете о назначенных вам штрафных баллах? Не похоже, что во всех перечисленных ситуациях вы грубо нарушали правила.
Ландо Норрис: Если вдруг мне придется пропустить уик-энд, Зак Браун готов заменить меня в кокпите! По-моему, штрафовать нужно за опасные действия или в ситуации, когда гонщик делает нечто такое, чего не должен был делать, притом во всех случаях нужно руководствоваться здравым смыслом. Например, в Баку я не свернул на пит-лейн, как требовала дирекция гонки, но притом не подверг опасности кого бы то ни было – так почему мне нужно было назначать штраф? И почему сегодня я получил штраф за то, что другой гонщик сам оказался в гравийной ловушке?
В сегодняшней гонке у меня не было ни одного опасного маневра. Если гонщик не вполне корректно ведёт сражение или просто допустил ошибку, ему можно назначить штраф в 5 или 10 секунд. Если он обогнал под желтыми флагами или сделал нечто такое, что явно противоречит правилам или создает опасность для кого-либо, за это действительно нужно давать штрафные баллы, и если их набирается определенное количество – отстранять от гонки. Но давать штрафные баллы за незначительные инциденты вроде того, что был между мной и Серхио, по-моему, глупо. Не такой должна быть Формула 1. Надеюсь, другие гонщики со мной согласятся.
Макс Ферстаппен: Я с тобой согласен. Сколько баллов тебе назначили? Два?
Ландо Норрис: Да, два.
Макс Ферстаппен: Даже если бы у тебя было шесть инцидентов вроде сегодняшнего, не думаю, что ты заслуживал бы дисквалификации на один уик-энд. Это неправильно. Я сам был в ситуации, когда у меня накопилось аж девять штрафных баллов. Если посмотреть, за что назначают эти самые баллы, то даже если у гонщика их становится двенадцать, он не заслуживает отстранения от гонки. Я еще пару лет назад говорил, что систему нужно скорректировать – посмотрим, изменится ли ситуация в будущем.
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Макс, после того, как вы второй раз побывали в боксах, команда сообщила, что обнаружила царапину на одной из снятых шин. Чувствовали ли вы нечто необычное в поведении резины по ходу второго отрезка гонки? Наблюдалось ли нечто такое, что вызывало беспокойство, или вы были всем довольны и просто сменили резину, чтобы вскоре после пит-стопа проехать быстрейший круг?
Макс Ферстаппен: Я не был уверен, позовут ли меня на пит-стоп, чтобы на свежих шинах я смог показать быстрейший круг, и очень обрадовался, когда команда всё-таки это сделала. Позже на одной из снятых шин нашли царапину, но по ходу второго отрезка я не замечал ничего необычного в поведении резины. Конечно, всегда лучше перестраховаться – кроме того, со свежим комплектом я проехал быстрейший круг, так что всё получилось идеально.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос для Ландо и Макса. Считаете ли вы, что правила, которые определяют, что допустимо при борьбе колесо в колесо, достаточно понятны, и что их одинаково применяют от ситуации к ситуации? Ландо, сегодня вас наказали за то, за что во Франции в практически такой же ситуации не наказали Пьера Гасли. Макс, пару лет назад на этой же трассе атака на Шарля Леклера обеспечила вам победу, но если бы тогда стюарды руководствовались той же логикой, что сегодня, вы бы получили штраф.
Ландо Норрис: Я уже приводил в пример ситуацию между Максом и Льюисом в Имоле. Тогда Льюис оказался за пределами трассы в первом повороте, но лишь потому, что сам решил туда выехать. Если ты не успеваешь вовремя завершить атаку по внешнему радиусу, будь готов к тому, что впереди окажется гравийная ловушка.
Впрочем, я не хочу жаловаться, иначе во всех газетах напишут, что Ландо Норрис критикует стюардов. Есть немало примеров, когда гонщики поступали точно так же, как я поступил в сражении с Серхио, и притом не получали никакого наказания. Я не пытаюсь сказать, что система неправильная – есть много хороших правил, которые следует оставить такими, какие они есть. Но если вспомнить, как решались подобные инциденты в прошлом, возможно, стюардам не следовало назначать мне штраф непосредственно по ходу гонки, а сперва хотя бы выслушать меня и Серхио. Уверен, Серхио бы сказал, что я оттеснил его за пределы трассы, но со штрафом по ходу гонки я в принципе ничего не мог поделать – пришлось отбывать те 5 секунд на пит-стопе, из-за чего я уступил второе место. Дайте нам возможность представить аргументы, а уже потом назначайте наказание. Не нужно лишать гонщика шансов еще по ходу гонки за инцидент, в котором не было его вины.
Вопрос: Макс, Скотт упомянул ваше сражение с Шарлем Леклером в Австрии в 2019-м. Каким будет ваш ответ?
Макс Ферстаппен: В той ситуации я был полностью согласен с решением стюардов. Наверное, они не стали меня наказывать, так как ранее я вместе с ними работал на этапе Формулы Е!
Ну а если серьезно, знаете, иногда проблема заключается в конкретных правилах и формулировках. Возможно, стюардам и не хочется назначать штраф, но они обязаны применить конкретное правило и конкретное наказание, в этом нет их вины. Притом сами правила, за что и какой штраф назначать, иногда прописаны очень сложно.
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Валттери, в какой-то момент по ходу первого отрезка гонки вы немного отстали от Льюиса и спросили команду, нужно ли придерживаться плана А. Что конкретно имелось в виду?
Валттери Боттас: Я должен был как можно дольше оставаться на том комплекте шин и старался не допустить, чтобы они раньше времени потеряли эффективность. Я видел, как Льюис прессингует Ландо и при этом заметно скользит в поворотах, потому решил немного отпустить их обоих. Я помнил, что мне, скорее всего, предстоит один пит-стоп, и старался сохранить ресурс шин до конца отрезка. Таким был наш план, и он, похоже, оказался верным.
Перевод: Валерий Карташев