Гран При Италии завершает вторую в этом году серию из трёх гоночных уик-эндов подряд. Обычно гонка в Монце проводилась после этапа в Спа – на двух скоростных трассах, где машины настраиваются на небольшую прижимную силу, а в этом году их разбили этапом на интересной, но совершенно необгонной трассе в Зандфорте.
Главное впечатление от Зандфорта – болельщики и то, как с ними работали. Вместо привычного формата «утром гонки, вечером концерт» организаторы устроили гигантскую дискотеку, своего рода гоночный фестиваль, и с них наверняка будут брать пример промоутеры других Гран При.
В гонке все ждали хаоса, красных флагов и автомобиля безопасности, но она прошла очень спокойно. Один раз после разворота Феттеля на несколько секунд появились жёлтые флаги – и всё.
Фактически, второй уик-энд подряд гонщики получили очки по итогам квалификации – в Спа гонки по сути не было, а в Зандфорте впервые в этом сезоне первая пятёрка на финише точно соответствовала первой пятёрке на старте. Даже в Монако всё не было столь просто.
Мы получили новую «самую необгонную трассу», где даже за счёт стратегии сложно отыграть позицию. Вероятно, в следующем году в FIA расширят зону DRS на бэнкинг в 14-м повороте, чтобы у гонщиков появился хоть какой-нибудь шанс побороться за позицию.
В Монце мы увидим второй в сезоне уик-энд с субботним спринтом. Дебют этого формата в Сильверстоуне был любопытным, как всё новое, сейчас элемента новизны уже не будет. Понятно желание увеличить телевизионный охват за счёт пятничной квалификации, но будет странно вновь видеть после неё вторую тренировку, проходящую в условиях закрытого парка, когда менять в машинах ничего нельзя.
В Формуле 1 пока намеренно отказываются от перемен в формате уик-энда с субботним спринтом, чтобы сделать выводы не после одного, а после двух или трёх таких уик-эндов, хотя казалось бы в такой ситуации, когда идут эксперименты с форматом, как раз и нужно постоянно что-то менять, чтобы потом сравнить два или три варианта.
Выбор уик-энда тоже кажется странным. Уик-энд со спринтом лучше сработал бы на молодую аудиторию в Зандфорте, чем на итальянскую классику в Монце, но, как и в Сильверстоуне, промоутеры рады возможности заработать больше.
В Сильверстоуне многие были недовольны тем, что термин «поул» Формула 1 теперь применяет не к самому быстрому гонщику в квалификации, который атаковал на пределе на быстром круге, рискуя собой и машиной, а к тому, кто финишировал первым в короткой субботней гонке, увидев в этом нарушение традиций.
Но не будем спешить с выводами. Посмотрим, как пройдёт второй экспериментальный уик-энд. В конце концов, воскресную гонку они пока не трогают.
В прошлом году этап в Монце был восьмым и последним из серии закрытых Гран При в начале сезона. Болельщики на трибунах были нарисованы. Потом тоже зрители были далеко не везде, но в этом году прежняя атмосфера праздника постепенно возвращается, хотя этапы продолжают отменятся, и в Зандфорте говорили, что Гран При Турции под большим вопросом.
После забитых болельщиками трибун в Нидерландах, где было разрешено продать 67% билетов, в Монце ограничения более жесткие. Продажи билетов начались только 5 августа, когда власти определились с уровнем допуска. В 2019-м за гонкой с трибун наблюдали 100 тысяч болельщиков, год назад не было никого, сейчас в день гонки ждут 15-16 тысяч тифози. Власти региона Ломбардия компенсируют промоутерам понесённые убытки.
Год назад, на Гран При Италии 2020 закончилась история семьи Уильямс в Формуле 1 – на следующем этапе команду выводили на старт новые владельцы из Dorilton Capital. Вклад этой семьи и команды в историю Формулы 1 огромен, по числу чемпионских титулов они на втором месте в истории, а почти во всех остальных рейтингах входит в тройку.
Многие годы команда находилась в кризисе, финансовая петля затягивалась всё туже – и в итоге иного выхода, кроме продажи, чему долго сопротивлялась семья Уильямс, просто не было. Но приход инвесторов из Dorilton Capital буквально за год изменил ситуацию. После трёх подряд лет на последнем месте в Кубке конструкторов сейчас команда занимает восьмую строчку с 20 очками – и уже её не уступит.
После тринадцати Гран При разница между претендентами на титул – всего три очка, но в Зандфорте Ферстаппен вернул себе лидерство, став фаворитом в борьбе за чемпионство.
Его машина быстра на всех трассах, у него уже семь поулов и шесть с половиной побед против трёх поулов и четырёх побед у Хэмилтона. В Mercedes делают всё возможное, но ситуация постепенно разворачивается в сторону Red Bull Racing. Если не переломить её в Монце и в Сочи, потом может быть поздно.