В Формуле 1 нет ничего интереснее и волнительнее первого этапа после смены регламента. Нашему спорту повезло с этим больше других. Никому не придёт в голову менять правила в футболе, чтобы квадратный мяч залетал в круглые ворота, зато в нашем с вами «Большом цирке» правила меняются регулярно.
На этот раз перемены связаны с желанием облегчить обгоны. Прежде прижимную силу генерировали антикрылья и диффузор, но в зоне турбулентности позади соперника переднее крыло теряло эффективность, что осложняло преследование. Приходилось использовать вспомогательные технические решения, вроде DRS, но Формула 1 выбрала более радикальный подход.
Разговоры о возвращении граунд-эффекта, позволяющего избавиться от потери эффективности машин позади соперника и увеличить число обгонов, начались с подачи Red Bull ещё в 2015-м. Потом вновь заговорили о сокращении бюджетов, а когда в 2017-м Формула 1 перешла к Liberty Media, новые владельцы взялись за решение этих задач.
Тогда же произошла встреча Джона Малоуна, главы Liberty Media, и Дитриха Матешица, совладельца Red Bull. Они решили, что Формула 1 должна стать ближе и понятнее болельщикам, а силовые установки не должны быть основным фактором, влияющим на конкурентоспособность.
В 2018-м в Liberty Media рассказала о своих планах. Решено было в 2021-м (после окончания действующего Договора Согласия) изменить Формулу 1, реализовав целый ряд инициатив. На помощь позвали старую гвардию. Росс Браун стал спортивным директором Формулы 1, вместе с коллегами предложив две концепции машины.
Из-за пандемии не все идеи удалось реализовать, но в 2020-м Формула 1 показала прототип, построенный по новым правилам, а теперь команды построили машины по этим правилам, постаравшись найти свой подход к новому регламенту. Итоги их работы мы будем оценивать ближайшие две недели, когда сразу после Гран При Бахрейна пройдёт Гран При Саудовской Аравии. Это будут интересные две недели.
Изменится и формат уик-энда. В этом году на всех Гран При он будет трёхдневным – с утра пятницы до финиша гонки в воскресенье, включая Монако. Все активности в четверг отменены.
Утром в пятницу гонщики ответят на вопросы журналистов, потом команды покажут машины и проведут две сессии свободных заездов. Утром в субботу – пресс-конференция FIA с руководителями команд, а после квалификации – пресс-конференция с её итогами. Всё почти как прежде, только в формате трёх дней. На этапах, где в качестве гонок поддержки будут Формула 2 и Формула 3, расписание получится невероятно насыщенным.
Впервые с 2013 года сезон стартует без российских гонщиков. У Никиты Мазепина был действующий контракт, но мы знаем, что в Формуле 1 контракты необязательны к исполнению. В текущей ситуации сохранить место в американской команде в чемпионате с американскими владельцами было невозможно. У Сочи Автодрома тоже был контракт на проведение Гран При в этом сезоне, но, к сожалению, политика уже давно выше спорта.