Второй год подряд Имола примет первый европейский этап в календаре, но нельзя сказать, что она открывает европейскую часть сезона, скорее – позволяет занять необходимую паузу между этапами в Австралии и Майами.
В 2021-м этап был вторым и гонка прошла 18 апреля, сейчас – уже четвёртым – и всего на неделю позже. Командам нужно было вернуться на базы после трёх выездных этапов, перевести дух и запастись деталями перед отправкой в Майами, где американские владельцы Формулы 1 постараются в очередной раз удивить мир.
Европейская часть сезона начнётся через месяц в Барселоне, но с продолжительными паузами на Канаду и Баку. Серия европейских гонок, которую в этом сезоне уплотнили, стартует в июле в Сильверстоуне и через семь этапов закончится на другой итальянской трассе – в Монце.
В Италии в этом году пройдут первая и последняя европейские гонки. На первую Шарль Леклер приедет лидером личного зачёта, а Ferrari – лидером Кубка конструкторов. Интересно, какой окажется расстановка сил перед сентябрьским этапом в Монце?
Впереди первый в этом сезоне уик-энд с субботним спринтом. В 2021-м спортивный директор Формулы 1 Росс Браун горячо отстаивал идею сделать этапы на относительно скучных трассах более зрелищными, но энтузиазма формат не вызвал – уик-энд Гран При терял привычную цельность.
Новые владельцы Формулы 1 с самого начала говорили, что двухчасовой формат воскресной гонки не подходит молодой аудитории, что это слишком долго и на трассе ничего не происходит. Что им нужно короткое зрелищное шоу, которое можно посмотреть в телефоне. Субботний спринт позволял уложить всё в полчаса, добавить интриги и привлечь внимание к воскресной гонке, но правила не всегда работают как ожидалось.
Спринт стал ненужной прослойкой между пятничной квалификацией и воскресной гонкой. Скромные очки получала только первая тройка, любая авария выбивала гонщика из борьбы, ведь от квалификации до старта машины находились в условиях закрытого парка. И никто не понимал, зачем нужна вторая тренировка в субботу, если настройки всё равно менять нельзя.
Идея была сырой, но Браун оправдывался тем, что «если не попробовать, мы никогда не узнаем». Формат не сработал, но после окончания сезона Формула 1 объявила, что в 2022-м проведёт сразу пять этапов со спринтом. Тут возмутились команды, потребовав компенсации дополнительных затрат – с выводом их за рамки принятого финансового регламента.
В итоге в 2022-м мы вновь увидим только три этапа со спринтом – в Имоле, Австрии и Бразилии. Здравый смысл возобладал – теперь обладателем поула будет считаться гонщик, показавший лучшее время в квалификации, а не в спринтерской гонке. Победитель спринта получит 8 очков, а тот, кто финиширует восьмым – одно. Будем посмотреть.
Ещё рано судить о расстановке сил, но очевидно, что план Ferrari сработал. Скудерия потратила два года на разработку новой машины и новой силовой установки, пожертвовав сиюминутными результатами ради будущих перспектив. Обновила инженерный состав, симулятор, аэродинамическую трубу, оборудование на базе, подготовив гонщиков.
Осенью прошлого года руководитель команды Маттиа Бинотто с уверенностью говорил: «В 2022-м мы вернёмся в борьбу за поулы и победы. Ferrari не может позволить себе неудачно начать новую главу в истории Формулы 1. Мы не утверждаем, что сразу выиграем титул, но хотим побеждать как можно чаще».
В Маранелло не стали дорабатывать двигатель внутреннего сгорания, а разработали новый – под новое экологичное топливо Е10, с которым у других производителей мощность моторов упала. В Ferrari повысили эффективность электрической части гибридной системы – это было очевидно в конце прошлого сезона, когда её тестировали – и в итоге оказались впереди.
Напротив, Red Bull и Mercedes до последнего упирались в борьбе за титул в прошлом сезоне, расходуя ресурсы на доработку машин – и в рамках действующих ограничений отчасти пожертвовали перспективным проектом. Результат мы видим на трассе.
У Red Bull очевидные проблемы с надёжностью. Два схода действующего чемпиона в трёх гонках – непозволительная потеря. Уже 46 очков отставания от лидера личного зачёта. Конечно, сезон в этом году длинный, есть время отыграться, но такого преимущества по ходу сезона у лидера не было очень давно. Ещё один сход у Red Bull может просто закрыть вопрос, несмотря на то, что до финальной гонки ещё далеко.
Главная сложность для Red Bull в том, что проблемы всегда разные. Причина схода в Бахрейне была другой, чем в Мельбурне, а отказы у AlphaTauri – другие, чем у Red Bull, хотя все они прямо или косвенно связаны с силовой установкой.
Но если Red Bull лишь на шаг позади Ferrari и борется за поулы и победы, то у Mercedes пока таких шансов вовсе нет. На свободных заездах команда активно борется с раскачкой машин, гонщики выезжают с разными настройками жесткости и высоты подвески, с разными версиями днища, но вертикальные колебания на прямых так велики, что возникают серьёзные опасения за их здоровье. В квалификациях и гонках инженеры вынужденно увеличивали высоту подвески, что успокаивало машины, но снижало эффективность аэродинамики – и скорость.
В Мельбурне Джордж Расселл сказал, что в ближайшее время серьёзных новинок не появится, решение этой проблемы займёт время, за которое Ferrari и Red Bull уйдут вперёд. Возможно, какое-то решение появится в Барселоне.
Но хватит о технике. Наши герои – гонщики. Такого Шарля Леклера, как сейчас, я видел в 2017-м, когда он выиграл титул в Формуле 2. Семь побед, десять подиумов. И та победа в Баку через четыре дня после смерти отца, посвятившего жизнь карьере сына – с невероятной уверенностью в глазах и желанием доказать, что отец не ошибся. И рука в сторону небес на подиуме.
Сейчас Шарль так же уверен в себе. Получив быструю машину, он старается использовать все шансы. Обе победы в этом сезоне принесли монегаску максимум возможных очков – 26, в том числе дополнительное очко за лучший круг.
Отец Макса Ферстаппена тоже посвятил себя карьере сына, которая оказалась весьма успешной. Но в GP3 и Формуле 2 Макс не выступал, попав из скромной европейской Формулы 3 сразу под опеку Хельмута Марко.
В детстве они гонялись с Шарлем и даже конфликтовали, но тогда это был обычный юношеский максимализм, а сейчас ставки очень высоки. И прессинг в Имоле тоже будет очень высоким. От Ferrari в Италии ждут только победы. А в Red Bull очень хотели бы выиграть на домашней трассе своих соперников.
Будет интересно!