До появления в календаре Баку этапы на городских трассах порой получались скучными – многое решалось в квалификации, а в гонках бороться за позицию было почти невозможно. Примеров множество. Монако, Сингапур, городская Валенсия с поворотным мостом, Мельбурн, где пришлось сделать четыре зоны DRS. Трасса в Баку получилась совсем другой, став примером для остальных – уже после неё в календаре появилась столь же коварная и опасная Джидда.
Скоростная городская трасса с красивым участком в старом городе и выглядит здорово, и гонки дарит непредсказуемые. Ошибались там за последние шесть лет почти все. И на этот раз тоже не обойдётся без ошибок. Трассу нередко называют сочетанием Монако и Монцы, но этот тот случай, когда сумма интереснее слагаемых. В Монако интереснее всего квалификация, когда гонщики атакуют на пределе, рискуя аварией. В Монце интереснее гонка. В Баку интересно всё.
Первый этап в Баку назывался Гран При Европы, можно сказать, что четвёртый этап открывает европейскую часть сезона, которая на следующей неделе прервётся выездной гонкой в Майами, но потом будет продолжаться до начала сентября в Монце.
В ближайшие 14 недель мы увидим десять Гран При. Гонщикам, командам, всем, кто связан в Формулой 1, будет непросто. С одной стороны, в футбол тоже играют каждую неделю, но для огромного цирка, который возит с собой Формула 1, такой график явно избыточен. Когда при Берни между этапами было две недели, ожидание следующей гонки было сладким и интригующим, а сейчас болельщики ищут паузу между этапами, чтобы выбраться отдохнуть.
Этап с субботним спринтом – это своего рода квест, который нужно решить перед воскресным Гран При. Прежний формат был неудачным, команды долго его обсуждали и, наконец, договорились, утвердив правила буквально на этой неделе. Посмотрим, как они сработают. Нас ждут две независимые квалификации и две независимые гонки – 100-километровый субботний спринт и воскресный Гран При, никак не влияющие друг на друга, кроме возможных аварий.
Базовые минусы прежнего формата остались – режим закрытого парка между пятничной квалификацией и воскресной гонкой, который немного ослабили, и понятное нежелание гонщиков рисковать в субботу, чтобы не повредить машины до старта Гран При, что в Баку весьма вероятно.
И, как было сказано в Мельбурне, «вас никогда не спросят, сколько выиграли спринтов. Вопрос всегда в том, сколько у вас побед в Гран При!»
Фавориты остаются прежними. Плотный график и ограничение бюджетов не позволят соперникам сократить отставание от Red Bull. Больше нет возможности построить новую версию шасси или работать над несколькими проектами одновременно. Теперь всё определяет бюджет. И если одна команда в начале сезона получает серьёзное преимущество, у неё не будет проблем его реализовать.
В 2023-м ситуация очень похожа на 2009-й, когда в Brawn GP воплотили идею инженера Honda, поставив на машину двойной диффузор. Теперь инженеры Honda работают на Red Bull Racing.
Многие уже думают о машинах 2024 года, понимая, что серьёзно изменить ситуацию в этом сезоне не удастся, и сколь эффективными не были бы новинки, соперники тоже не стоят на месте.
Но это не значит, что попыток не будет. Из-за особенностей трассы в Баку крупных новинок мы не увидим, но они появятся в Имоле и Барселоне, где уже действительно начнётся европейская часть сезона.
Ну а пока – Баку!