Фернандо Алонсо (Renault), Дэвид Култхард (McLaren), Хуан-Пабло Монтойя (Williams), Михаэль Шумахер (Ferrari)
Вопрос: Сначала я хочу услышать ваше мнение по поводу электронных помощников гонщика. Запрет на использование старт- и трекшн-контроля отложен до конца года, что вы об этом думаете?
Михаэль Шумахер: Отлично.
Вопрос: Вы рассчитывали, что запрет будет отложен?
Михаэль Шумахер: Да.
Вопрос: А вы, Дэвид...
Дэвид Култхард: Правила равны для всех. Мы на тестах выключали электронику и были приятно удивлены работой машины и мотора. С точки зрения вопросов безопасности отказ от электроники может привести к неприятным последствиям, хотя многие пуристы считают, что гонщики должны управлять машиной самостоятельно. На самом деле ничего особенно не изменится, вы, как и раньше будете атаковать, может быть уделяя большее внимание некоторым моментам. Те же парни на тех же машинах будут стартовать с первого ряда, разве что аварий может быть чуть больше.Хуан-Пабло Монтойя: Я не возражаю, запрет, так запрет. Конечно, лучше сделать это перед зимними каникулами, чтобы было время подготовить машину.
Вопрос: Вас не волнует, есть электроника, или нет?
Хуан-Пабло Монтойя: Нет, конечно. Мы столько лет без нее обходились.Фернандо Алонсо: Мне тоже без разницы. Если все гонщики работают в равных условиях, то все равно, когда запрет вступит в силу, до Сильверстоуна, или после. А вот командам переделывать машину по ходу сезона будет сложно. Я думаю, что принято верное решение.
Вопрос: Сегодня утром шел дождь и я слышал разговоры среди гонщиков о том, что было бы неплохо отменить первую квалификацию. Хуан-Пабло, расскажите нам, что происходило в действительности? Какое-то обращение к FIA, подписанное всеми гонщиками, кроме одного...
Хуан-Пабло Монтойя: Трасса действительно была слишком мокрой в начале сессии. Мы беспокоились по поводу резины, это могло быть слишком опасно. Но трасса подсохла и острота проблемы исчезла. Я не знаю, кто подписался, а кто - нет, спросите лучше у тех, кто сидит рядом со мной.
Вопрос: Дэвид, вы можете сообщить, сколько подписей стояло под обращением?
Дэвид Култхард: Я предпочел бы не разглашать детали, давайте оставим это между гонщиками. Пусть об этом знают только они и Чарли Уайтинг, который должен был принять решение, основываясь на комментариях пилотов и водителя машины безопасности. В конечном счете проблема исчезла сама собой, если она повторится в будущем, мы снова сообщим ему свое мнение.
Вопрос: Он прислушивается к вам?
Дэвид Култхард: Во время квалификации стало ясно, что никакой опасности нет. Конечно, если бы мы все сказали, что не хотим выходить на трассу, его решение было бы положительным, но этого не произошло, нечего и обсуждать.
Вопрос: Михаэль, я уверен, вы не хотели бы повторения этой ситуации в будущем. Что для этого может быть сделано?
Михаэль Шумахер: Может быть нужно два состава дождевой резины?
Вопрос: Боссы команд согласны с этой точкой зрения?
Михаэль Шумахер: Я надеюсь на это, по крайней мере мне так кажется. Я думаю, что после сегодняшнего опыта любой, кто голосовал за единственный тип дождевой резины, поймет, что возникли проблемы и изменит свое мнение.
Вопрос: Вы довольно рано появились на трассе. В каком она была состоянии?
Михаэль Шумахер: Условия не сильно менялись. Я не уверен, что это так, но мне кажется, что я выехал в самый разгар ливня. Трасса периодически подсыхала, а потом намокала вновь, но была в приемлемом состоянии. Утром было гораздо хуже.
Вопрос: Вас несколько раз развернуло. Почему? Пытались найти предел возможного?
Михаэль Шумахер: Нет. Просто машина скользила по воде.
Вопрос: Воды было много?
Михаэль Шумахер: На самом деле проблемы было две. Во первых на трассе было достаточно воды для того, чтобы началось аквапланирование. Во-вторых, после предыдущей машины прошло достаточно времени, чтобы траектория вновь намокла.
Вопрос: Фернандо, ваш партнер по команде, кажется, не собирался выезжать из боксов до тех пор, пока дождь не прекратится. Что вы чувствовали?
Фернандо Алонсо: Утром я и сам дважды вылетел, сначала на тестах, а потом и во время практики. Трасса была в очень плохом состоянии и лучше было подождать в боксах, потому что погода улучшалась. Перед квалификацией трасса подсохла и никаких проблем не было.
Вопрос: Хуан-Пабло, на части трассы поменяли асфальт. Вы говорите, что эти участки очень скользкие, но ухабы удалось устранить?
Хуан-Пабло Монтойя: Ухабы. О них трудно рассуждать, гоняясь по мокрой трассе. Вы знаете, я вылетел как раз тормозя на новом асфальте. Кажется подобные проблемы были у всех.
Вопрос: Дэвид, скоро будет готова новая машина. Насколько сильно она нужна вам сейчас? У команды и так две победы в двух гонках...
Дэвид Култхард: Вы сами ответили на свой вопрос. Разумеется мы рассчитываем, что новая машина будет быстрой. Она будет готова, как только будет готово. Времени осталось немного.
Вопрос: Михаэль, какова ситуация с новой Ferrari? Ходят слухи, что одна или две машины дебютируют в Имоле...
Михаэль Шумахер: Я думаю, что команда подготовит две, или даже три машины.
Вопрос: Насколько она вам нужна?
Михаэль Шумахер: Очень нужна, если это будет быстрая машина. Я думаю, что и F2002 способна выигрывать. Она была быстра в Австралии, посмотрим...
Вопрос: Фернандо, я так понимаю, что после гонки в Малайзии ситуация в Испании изменилась...
Михаэль Шумахер: Немного. После поул-позишн и подиума, которые впервые достались испанскому пилоту, мотивация очень возросла. Хотелось бы продолжить в том же духе, регулярно попадать в восьмерку и провести хороший сезон.
Вопросы с мест
Вопрос: Что нужно будет сделать в воскресенье, если погодные условия будут подобны сегодняшним?
Дэвид Култхард: Если воды будет так же много, как сегодня утром, то мы не сможем обойтись без машины безопасности, как раз для этого она и существует. Часто вы просто не успеваете заметить большую лужу и машина начинает аквапланирование, так что единственный разумные вариант - движение за машиной безопасности. Я знаю, что публике не очень нравится, когда лучшие гонщики планеты на лучших машинах плетутся за машиной безопасности. Им невозможно объяснить, как легко эта доска под днищем скользит по водной глади, что единственный тип дождевой резины отнюдь не универсален. Пока не существует резины, которая способна обеспечивать приемлемое сцепление с трассой во всем спектре, от сухой погоды до сильного ливня. Просто выбирается промежуточный вариант и на него все рассчитывают.Михаэль Шумахер: Мы можем увидеть повторение того, что несколько лет назад произошло в Маньи-Кур, хотя тогда у нас было несколько составов дождевой резины. Когда погода слишком плохая, вы просто вылетаете. Иногда машине безопасности приходится ехать даже медленнее, чтобы мы могли следовать за ней.
Вопрос: В подобных условиях насколько старая дождевая резина отличается от той, что вы используете в этот уик-энд? Насколько велика разница?
Михаэль Шумахер: Думаю при той погоде, что была сегодня утром нам никакая резина не поможет.
Вопрос: Позади две гонки с новой системой квалификации. Как она выглядит с вашей точки зрения?
Дэвид Култхард: К сожалению больше нет реального чувства нахождения на пределе и расширения этого предела по ходу сессии. Теперь вы выходите на трассу и завершаете круг еще до того, как его начали. Все происходит настолько быстро, что невозможно сосредоточиться. Мне говорили, что по телевизору все выглядит очень неплохо, но я все же не уверен, что такой регламент нам подходит.Хуан-Пабло Монтойя: Сегодня я впервые ошибся на быстром круге и хорошо, что это произошло в пятницу, а не в субботу. Мне кажется, что на единственный быстрый круг нужно настраиваться и атаковать гораздо сильнее, но все зависит от количества топлива в баках. Вы можете быть первым или десятым, так что вероятность повторения моего прошлогоднего достижения из семи поулов невелика. Тогда все получилось потому, что нам удалось проехать действительно лучший круг на действительно лучшей, отлично сбалансированной машине. Теперь, если вы недостаточно быстры, можно слить топливо и быть в первых рядах.Фернандо Алонсо: Я думаю, что телетрансляции действительно выиграли. Я видел запись последней гонки, когда ехал домой, квалификация показалась мне весьма интересной. Но с точки зрения гонщика мы уже не так стремимся к пределу, чтобы отыграть каких-нибудь две десятых, особенно в субботу. Для нас первая квалификация с небольшим количеством топлива интереснее, чем вторая.Михаэль Шумахер: Я согласен.
Вопрос: Все вы выступаете за большие, обеспеченные команды. Насколько вообще нужны Формуле 1 небольшие, частные команды?
Фернандо Алонсо: Очень нужны. Они дают молодым гонщикам шанс попробовать себя в Формуле 1, показать свой потенциал. Это хорошая отправная точка для многих пилотов. Так или иначе, это - спорт. Как в футболе, всегда есть большие и маленькие команды, хорошие и плохие футболисты. Это нормально.Хуан-Пабло Монтойя: Если не считать Minardi, о которой все знают, что это маленькая команда, думаю вы не найдете команд, которые можно считать небольшими. У всех большой штат, разве Sauber или Jaguar маленькие команды? Нет, просто они не в состоянии сделать хорошую машину и поэтому проигрывают нам. Jordan тоже совсем не маленькая команда, они очень давно в Формуле 1.
Вопрос: Если в воскресенье ситуация будет сложной и придется выпускать машину безопасности, вы считаете разумным отдать судьбу гонки в руки стюардов? Вы рискуете, вам и решать, что должно быть сделано...
Михаэль Шумахер: Не мы принимаем решения, но мы соберем брифинг пилотов, на котором все обсудим со стюардами. В прошлом решения принимались в одностороннем порядке, сейчас стало лучше.Дэвид Култхард: Я думаю, что нам предстоит обсудить множество проблем. В случае сильного дождя нужно найти оптимальный баланс между нашим нахождением на трассе и интересами телевидения и прессы. Как сказал Михаэль, мы можем высказать свое мнение. Если условия будут нормальными, никто не откажется от гонки, нужно добраться до финиша, набрать очки.
Вопрос: Оглядываясь назад, вы часто были недовольны тем, что машина безопасности слишком рано, или наоборот - слишком поздно появилась на трассе?
Дэвид Култхард: Честно говоря я не могу припомнить, наверняка в каждом случае были свои обстоятельства. Михаэль упомянул Маньи-Кур, когда нам было трудно удержать машину даже следуя за машиной безопасности. У нее под днищем нет доски. Наши машины предназначены для гонок в определенных условиях. Водный катер вряд ли смог бы быстро проехать круг по Интерлагосу.
Вопрос: После двух гонок вы можете рассказать нам, насколько изменился подход команды к уик-энду?
Фернандо Алонсо: Я не думаю, что многое изменилось. Мы, как и прежде, сидим в машине и пытаемся проехать по трассе максимально быстро. Что касается команды, то теперь она должна готовить машину к гонке в субботу, перед квалификацией, потому что после она не имеет права прикасаться к машине. Что-то изменилось, но не для гонщиков.Михаэль Шумахер: Все перемены касаются того, что теперь вам нужно со всем определиться в субботу. Найти оптимальные настройки для квалификации и гонки. Механические регулировки - это очень сложная область, с электроникой можно общаться гораздо гибче. Приходится больше работать со своими инженерами в то время, что нам отвели.Дэвид Култхард: Сейчас все решения нужно принять до полудня субботы, потому что после квалификации ничего менять нельзя, разве что угол атаки антикрыла на стартовом поле. Мне кажется странным, что у нас появился такой длительный интервал, с субботы до 15 часов (в Малайзии) вы не можете сесть за руль. Сейчас по ходу уик-энда я гораздо меньше времени провожу в машине, чем раньше, зато куча времени уходит на разговоры.
Вопрос: Вас это тоже расстраивает, Хуан-Пабло?
Хуан-Пабло Монтойя: У нас действительно стало меньше времени, хотя сейчас надо думать только об одном варианте настроек - на гонку. Может быть это лучше, чем раньше, когда нам приходилось решать проблемы с двумя разными настройками машины. Тем не менее, довольно трудно за одну сессию подготовиться к квалификации. Сегодня шел дождь, а если завтра будет сухо, значит мы потеряли один день. Но что мы можем изменить?
Вопрос: На следующей неделе боссы команд встретятся. чтобы обсудить изменения в правилах. Если бы вы могли изменить единственный пункт регламента, то что предпочли бы убрать?
Хуан-Пабло Монтойя: Я бы изменил регламент квалификации. Пусть останется один круг, но у всех будет одинаковое количество топлива.Дэвид Култхард: Дайте подумать. Наверное Хуан-Пабло предложил оптимальный вариант, нам нужно почувствовать борьбу в квалификации, старый вариант мне нравился больше. Остальные пункты регламента можно не трогать.Михаэль Шумахер: Я бы хотел получить больше времени на работу с машиной, в том числе и после квалификации. Это позволит максимизировать имеющиеся возможности. Честно говоря, раньше было интереснее.Фернандо Алонсо: Я согласен с Михаэлем. Нужно время после квалификации, чтобы можно было настроить машину. К примеру, что мы будем делать, если квалификация пройдет под дождем, а в воскресенье будет сухо? Можно рискнуть и проехать в субботу с настройками на сухую гонку, или потерять гонку. Этот пункт регламента не слишком хорош, как для команд, так и для пилотов.
Вопрос: Михаэль, вы чувствуете, что теряете интерес к тому, как проходит уик-энд?
Михаэль Шумахер: Нет, я бы так не сказал. Я имел ввиду свое желание увеличить время работы с инженерами, разумеется речь не идет о квалификационных моторах и прочих уловках. Но подвеску и аэродинамику хотелось бы оптимизировать перед гонкой. Жаль, что этого больше нет, хотя мы все в равных условиях. Пока еще мне интересно то, чем мы занимаемся.