1. Фелипе Масса (Ferrari)
2. Кими Райкконен (Ferrari)
3. Ярно Трулли (Toyota)
Вопрос: Поздравляем, Фелипе! Победа с первого ряда – Кими долго лидировал, но в итоге столкнулся с проблемами, а вы перехватили инициативу…
Фелипе Масса: Это просто фантастика, я не рассчитывал на такой результат! Иногда тебе нужно немного везения, и сегодня проблемы Кими сыграли мне на руку. К счастью, он смог добраться до финиша, а эта победа стала отличным подарком – мне было бы нелегко обогнать его. Великолепная гонка, в которой мы показали все, на что способны. Мы не знаем, насколько сильны наши соперники, но, похоже, движемся в правильном направлении. Команда проделала отличную работу, а Shell предоставила нам превосходное топливо и смазочные материалы. Я просто счастлив, ведь мы упрочили свои позиции в чемпионате.
Вопрос: Ближе к концу гонки стал накрапывать дождь. Расскажите, как менялось состояние трассы…
Фелипе Масса: Когда на трассу упали первые капли, я сразу почувствовал, что состояние полотна несколько изменилось, и серьезно сбросил темп. К тому моменту я создал неплохой отрыв, не было смысла рисковать. Правда, к концу гонки ливень так и не пошел, поэтому обошлось без проблем.
Вопрос: Вы упомянули невероятный темп Кими, но, судя по всему, ваша машина была заправлена чуть больше… Как могла сложиться эта гонка?
Фелипе Масса: Я мог задержаться на трассе на два круга дольше, но вряд ли из-за этого ехал на три десятых медленнее Кими. Я все время уступал ему в скорости и понимал, что одолеть его будет очень непросто. Его машина была лучше сбалансирована, и мне не хотелось рисковать. Второе место – тоже хороший результат, но первое – определенно лучше.
Вопрос: Кими, наверное, вы рады заработать очки после столь серьезных механических проблем?
Кими Райкконен: Обидно столкнуться с проблемами после старта с поула и уверенного лидирования в гонке – к сожалению, подобные вещи иногда случаются. Нам повезло, мы смогли финишировать, хотя на последних двух кругах машина практически остановилась… Несмотря на упущенную победу, я набрал восемь очков и поправил свое положение в чемпионате – неплохой результат, просто немного не повезло.
Вопрос: Поломка выхлопной системы произошла уже на середине дистанции, как это отразилось на поведении машины?
Кими Райкконен: Мы сильно потеряли в мощности – она то пропадала, то возвращалась вновь. На выходе из медленных поворотов, и на прямых, нам не хватало тяги. К счастью, в начале гонки удалось создать достаточный отрыв, правда, еще пара кругов – и все закончилось бы сходом. Проигрыш огорчает, но восемь очков – хороший результат. Мы сделали все, что могли, просто удача была не на нашей стороне. Как бы то ни было, Ferrari заработала дубль, это здорово.
Вопрос: Насколько плохи были дела в конце гонки, когда начал накрапывать дождь? Машина слушалась руля?
Кими Райкконен: Такое ощущение, что она ехала с плохо работающим трекшн-контролем – на выходе из поворотов ей не хватало мощности, поэтому даже на мокром асфальте колеса не скользили. Хорошо, что вообще удалось добраться до финиша…
Вопрос: Ярно, первый подиум для Toyota с Гран При Австралии 2006 года. По ходу гонки вы отбивали атаки соперников, а ближе к финишу сцепились с Хейкки Ковалайненом…
Ярно Трулли: Да, непростая гонка и отличный результат для всей команды. Мы атаковали на пределе, желая посвятить этот подиум Ове Андерсону, много сделавшему для Toyota Motorsport, кроме того, сегодня сборная Италии будет бороться за выход в полуфинал Евро-2008, оттого вдвойне приятно видеть здесь итальянские флаги. Темп машины позволял бороться с более быстрыми соперниками, борьба получилась очень жаркой.
Вопрос: Похоже, накрапывающий дождь и Хейкки Ковалайнен доставили вам немало проблем… Расскажите о вашей дуэли с McLaren…
Ярно Трулли: Когда едешь впереди, трудно оценить, насколько силен дождь. Я старался соблюдать некоторую осторожность – в прохладную погоду наша машина не слишком уверенно держит трассу. К счастью, как только дождь прекратился, я вернулся в прежний ритм.
Вопрос: А тот контакт с Хейкки?
Ярно Трулли: Не думаю, что это можно назвать контактом – мы просто боролись колесо в колесо, как в картинге. Честно говоря, давненько у меня не было такой схватки! Хочется повторять подобное в каждой гонке. Мы знаем, что нашей машине не хватает скорости, но по сравнению с прошлым годом команда добилась большого прогресса. Мы не стоим на месте.
Вопрос: Фелипе, со времен легендарного Айртона Сенны вы – первый бразилец, возглавивший чемпионат мира. В последних трех Гран При Франции вы финишировали третьим, вторым и, наконец, первым. Кроме того, вы стали четвертым по счету лидером сезона за последние четыре гонки. Впереди Гран При Великобритании, и борьба обещает быть ожесточенной…
Фелипе Масса: До конца сезона еще очень далеко, мы не можем позволить себе думать иначе. Нужно зарабатывать очки в каждой гонке – я был бы рад и второму месту, хотя первое намного лучше. Необходимо использовать малейшую возможность выйти вперед – надеюсь, мы сумеем сохранить лидерство.
Вопрос: Фелипе, расскажите о старте и первых кругах позади Кими…
Фелипе Масса: В тот момент удержаться за Кими было нелегко – он ехал очень быстро. Я уступал ему по 2-3 десятых на круге, и хотя в баках моей машины было чуть больше топлива, я предпочел бы ехать всего на одну десятую медленнее, чтобы иметь возможность отыграться во время волны дозаправок. Когда Кими оторвался на шесть секунд, я сказал себе – может быть, лучше финишировать вторым, - но вскоре он замедлился, и я услышал, что на его машине возникли какие-то проблемы с выхлопной системой. Что ж, иногда тебе нужно немного везения. Я рад, что Кими смог добраться до финиша – с подобными неполадками это удается не всегда.
Вопрос: Теперь вы лидируете в чемпионате. Насколько это важно для вас?
Фелипе Масса: Быть впереди всегда приятно, но пока мы не выиграли ничего, кроме нескольких гонок, и в чемпионате еще слишком много вопросов. Нужно продолжать борьбу и думать, что хороша не только победа, но и второе, и третье места. Только в конце сезона мы узнаем, кто сработал лучше, и на чьей стороне была удача.
Вопрос: Вы сказали, что с первыми каплями дождя условия на трассе сильно изменились…
Фелипе Масса: Иногда дождь бывает слишком мелким и не влияет на состояние полотна, но стоит ему чуть-чуть усилиться – и уровень сцепления оказывается ниже ожидаемого. Заметив довольно большие капли, я подумал: «Лучше сбросить темп, нежели рисковать вылетом с трассы в каждом повороте». Иногда я ехал даже чересчур медленно, но это решение было правильным, если учесть мой отрыв от ближайшего преследователя и то, что машина уже начинала скользить.
Вопрос: Кими, расскажите о первых кругах гонки. Ваша машина была очень быстра...
Кими Райкконен: Она была хороша на протяжении всего уик-энда, поэтому обидно финишировать не на первом месте. Впрочем, это гонки, иногда все идет не по плану, и второе место лучше, чем ничего.
Вопрос: С машиной можно было что-то сделать? Изменить настройки, к примеру…
Кими Райкконен: Нет. В результате поломки выхлопной трубы в боковой части машины образовалась большая дыра, и на последних кругах я почти остановился на трассе. Думаю, еще несколько километров, и мне пришлось бы оставить F2008 на обочине. К счастью, машина выдержала дистанцию Гран При и даже со сломанной трубой была достаточно быстра, чтобы сохранить вторую позицию.
Вопрос: Уступив лидерство Фелипе, вы поддерживали его темп…
Кими Райкконен: Не знаю, ехал ли он в полную силу. Разумеется, без этих проблем мой темп был бы намного выше, но, как я уже сказал, в начале гонки нам удалось создать неплохой отрыв, позволивший удержать соперников позади. Для команды это неплохой результат.
Вопрос: Вы хотели набрать максимум очков?
Кими Райкконен: Да. Мне это не удалось, а вот команда сработала на славу. Сезон очень длинный, бывали времена и похуже – посмотрим, что мы сможем сделать.
Вопрос: Ярно, насколько этот подиум важен для вас и вашей команды?
Ярно Трулли: Он важен по многим причинам. Прежде всего, мы хотели почтить память Ове Андерсона, который сделал для Toyota Motorsport очень многое, - жаль, он не успел увидеть, как его команда поднимается на подиум. Что касается меня, в этом сезоне благодаря стараниям наших инженеров, создавших более конкурентоспособную машину, я еду как никогда быстро, и буквально в каждой гонке претендую на очки. Уик-энд получился фантастическим, нужно сохранить настрой до конца сезона!
Вопрос: Кроме того, вы неплохо стартовали…
Ярно Трулли: Знаете, в современной Формуле 1 нет права на ошибку. Нужно финишировать как можно выше, особенно тем, кто сражается в середине пелотона. Известно, что Ferrari, McLaren и BMW иногда… зачастую оказываются быстрее нас. Время от времени мы сокращаем отставание, но все же нашими основными соперниками являются Renault, Red Bull и Williams. В этот раз нам не пришлось сражаться с ними, я ехал несколько впереди и наслаждался борьбой колесо в колесо, о которой так давно мечтал. Главное – не останавливаться на достигнутом: когда-нибудь мы поднимемся и на высшую ступеньку подиума…
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Фелипе, уже было сказано, что вы первый бразилец, возглавивший чемпионат мира после лидерства Айртона Сенны в 1993-м. Этот факт имеет для вас какое-то значение?
Фелипе Масса: Я уже говорил – быть лидером приятно, но моя мечта – титул, и я сделаю все, чтобы стать чемпионом мира.
Вопрос: (Томас Рихтр – TV Nova) Ярно, вы отвоевали третью ступеньку подиума у Роберта Кубицы и Хейкки Ковалайнена. Как такое стало возможным, ведь даже ваш напарник оказался за пределами первой десятки?
Ярно Трулли: Думаю, в этот уик-энд все сработало, как надо – в противном случае, подиум был бы невозможен. Что еще сказать? Я неплохо вел машину и активно сражался за позицию. Я рожден для борьбы – да, иногда я совершал досадные ошибки, и люди критиковали меня, но я делал соответствующие выводы и снова атаковал.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Кими, что вы почувствовали, когда сломалась выхлопная труба? Что сообщила вам команда? Вы думали, гонка окончена?
Кими Райкконен: Моя машина просто потеряла мощность. Я сказал об этом команде и увидел в зеркалах, как одна из выхлопных труб болтается на кабеле где-то в задней части машины. Как правило, в таких случаях одна проблема следует за другой, но нам повезло – даже с поломкой машина могла ехать быстро.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Ярно, расскажите о той контактной борьбе с Хейкки – судя по всему, ваши машины соприкоснулись колесами…
Ярно Трулли: Думаю, мы ехали очень близко друг к другу, но контакта не было. На прямых я немного уступал Хейкки в скорости, поэтому в повороте постарался занять внутренний радиус – я чувствовал, что подиум близко, и не хотел терять позицию. Всем известно – обогнать меня очень нелегко, я всегда сражаюсь до конца. Иногда все заканчивается ошибкой с моей стороны, но на этот раз обошлось без промахов – и дело не только в моем пилотаже, но и в работе команды и отменной стратегии. Хорошая стартовая позиция давала нам шанс на борьбу в первых рядах, и пусть Toyota не столь быстра, как Ferrari, McLaren и BMW, сегодня мы не упустили свою удачу.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Кими, когда начались проблемы, ваш темп упал до 1:19, 1:20, но затем вы снова поехали в темпе 1:18. Вы каким-то образом изменили свой стиль пилотирования?
Кими Райкконен: В принципе, проблема никуда не делась, и ухудшение или улучшение ситуации зависело от поведения двигателя. После нескольких медленных кругов я смог снова взвинтить темп, но ближе к концу гонки практически остановился на трассе. К счастью, до финиша было уже близко.
Вопрос: (Александре Авриль – Radio NRJ Nevers) Фелипе, возможно, это последняя гонка в Маньи-Кур. Вы одержали победу – опишите ваши чувства…
Фелипе Масса: Это особое чувство, ведь Маньи-Кур всегда была хорошей гонкой. Да, окрестности не впечатляют, но сама трасса выглядит намного лучше иных автодромов – мне она нравится, а для пилота это – главное. Вдобавок, отель расположен буквально в паре шагов от паддока.
Возможно, мы еще не раз приедем в эту страну – в Маньи-Кур или какое-то другое место. Как бы то ни было, мне приятно вписать свою главу в историю Гран При Франции. Мой менеджер – француз, и, пожалуй, он рад этой победе даже больше меня.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Ярно, этот успех важнее дебютного подиума в 2005-м?
Ярно Трулли: Думаю, да. Три года назад у нас была очень конкурентоспособная машина, и мы легко боролись за подиумы, а этот успех стал следствием слаженной работы. Мы понимали, что нашей скорости недостаточно для финиша в первой тройке, но после квалификации я почувствовал, что нам выпал некий шанс. Я хотел выложиться по максимуму и доказать всем, что не настолько слаб в гонке. Мне уже удавались неплохие Гран При, поэтому я постарался максимально сконцентрироваться – уверен, сейчас мне гораздо легче собрать все воедино. В команде просто замечательная атмосфера: Тимо все время подгоняет меня, а наши совместные комментарии помогают Toyota двигаться вперед. Да, этот успех – заслуга всей команды.
Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Ярно, о чем вы кричали во время возвращения в боксы? И тот жест в духе Луки Тони – пожелание удачи сборной Италии?
Ярно Трулли: Во-первых, я просил дать мне итальянский триколор, который с 2005 года лежал в моей сумке. Великолепный день – на подиуме одни итальянцы, я и Ferrari, поэтому мне хотелось как-то по-особенному отметить это событие. К сожалению, флаг не успели принести, вместо этого я сделал пару жестов – первый из них мы использовали еще с Фернандо Алонсо в Renault, а второй действительно похож на жест Луки Тони. Надеюсь, наш результат поможет сборной Италии пробиться в полуфинал чемпионата Европы.
Вопрос: (Асен Стоянов – Monitor) Вопрос ко всем: что вы думаете об идее переноса Гран При Франции на улицы Парижа к 2010 году?
Фелипе Масса: Отели будут намного лучше, а вот трасса – не факт. Построить хорошую трассу в Париже не так-то просто, посмотрим, что у них получится.
Кими Райкконен: Всегда ходит масса слухов о том, где должна пройти та или иная гонка. Нет смысла говорить об этом до того, как будет принято официальное решение.
Ярно Трулли: Как сказал Кими, вокруг слишком много слухов. Мне нравится приезжать во Францию, но я гонщик, и последую за Формулой 1 куда угодно.
Вопрос: (Тьерри Вильмо – Le Soir) Ярно, во время сражения с Хейкки вы вспоминали подиум, упущенный в последнем повороте несколько лет назад?
Ярно Трулли: Да, и это был своего рода реванш, поскольку сегодня я ехал еще медленнее. Я – боец и не привык отступать, еще одно поражение стало бы тяжелым потрясением.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вопрос для Кими и Фелипе. Вторую гонку подряд Льюис Хэмилтон не набирает очков. Вы по-прежнему считаете его своим главным соперником, или Ferrari настолько сильна, что во второй половине сезона у McLaren не будет шансов?
Фелипе Масса: Я не набирал очки в первых двух гонках, а сейчас лидирую в чемпионате, Кими пару раз не доезжал до финиша, и тоже сражается за титул – нельзя сбрасывать соперников со счетов. До конца сезона еще далеко.