Все только начинается...
Автодром Маньи-Кур, где преобладают скоростные повороты и умеренные торможения, как нельзя лучше подходит технике Скудерии Феррари. А когда еще до старта обоих пилотов McLaren переставили назад по решетке – стало ясно, что догнать алые машины в этот раз не сможет никто.
Конечно, оставалась еще возможность схода фаворитов, но в пилотскую ошибку оправившегося после весенних неудач Фелипе Массы, уж тем более Кими Райкконена, верилось с трудом. А надежность машин из Маранелло уже давно заслужила все возможные знаки качества. Поэтому спор за «бронзу» обещал стать едва ли не более интересным, чем за победу в Гран При.
Действительность же превзошла все ожидания. Стартовав с первой линии, финн и бразилец стали наращивать отрыв такими темпами, что уже трех-четырех кругов оказалось достаточно, чтобы отпали последние сомнения – без «Фрателли д’Италия» церемония награждения не обойдется.
Позади же пилоты и команды словно играли в поддавки. Не только McLaren, но и Renault и даже Williams с Red Bull в силу разных причин – от пилотских ошибок до судейских вердиктов – упорно отказывались от призового кубка. А если добавить, что в BMW Sauber, не иначе, очень бурно отмечали монреальский успех, поскольку на этот раз бело-синие машины смотрелись непривычно медленно – то успешное выступление Toyota не будет казаться неожиданностью.
Ярно Трулли еще в квалификации показал серьезность своих намерений, заняв четвертое место. Отличный старт принес итальянскому пилоту третью позицию, которую гонщик уверенно удержал до финиша – благо, уж защищаться-то он умеет отменно. На первом отрезке идущие следом Фернандо Алонсо и Роберт Кубица не слишком досаждали Трулли, на втором соперником Ярно стал триумфатор предыдущего этапа, но все усилия поляка оказались тщетны.
Труднее всего соискателю подиума пришлось на финальном сегменте – предельно затянув пит-стоп, на позицию атаки вышел Хейкки Ковалайнен. Штраф в пять позиций за создание помех в квалификации здорово испортил финну жизнь. Со старта он надолго застрял позади неожиданно шустрого в Маньи-Кур Нельсиньо Пике и лишь за десять кругов до финиша сумел нагнать Трулли. Но и McLaren не стал серьезным козырем, и впервые за два с лишним года призовое шампанское досталось японской команде.
Калиф на час | |
Желание команды Renault обеспечить Фернандо Алонсо высокую стартовую позицию на Гран При Испании было вполне объяснимо. Цели удалось достичь благодаря малому количеству топлива в баках. Но отказ мотора не позволил узнать, во что бы то второе место превратилось на финише. В Маньи-Кур французы решили повторить тот же ход – уже для своих болельщиков. На этот раз идея провалилась с треском. Два коротких отрезка на более жестких шинах и длинный на мягких отбросили двукратного чемпиона далеко назад. Две позиции испанец уступил уже на старте, и хотя еще до конца круга Алонсо обошел Роберта Кубицу, возможности идти в своем темпе у него уже не было. Первый ранний пит-стоп привел к потере одного места, второй – еще двух. Ну а на последних кругах, запутавшись в круговых, Фернандо и вовсе пропустил Нельсиньо Пике. |
Ковалайнен и Кубица финишировали сразу следом за красно-белой машиной. «Мы знали, что здесь будет крайне важен старт, весь уик-энд нас донимали проблемы, и в итоге нам не удалось набрать того количества очков, на которое мы рассчитывали», - сказал после финиша гонщик BMW Sauber. Полминуты отставания от победителя Гран При и всего две секунды от нижней ступеньки подиума – еще 12 месяцев назад Роберт скорее всего был бы доволен такому исходу. Но не сейчас.
Тимо Глок и Марк Уэббер тоже могли вмешаться в спор за более высокие позиции – поначалу оба держались в восьмерке. Но немец ощутимо потерял в скорости после первого же пит-стопа из-за зернения шин и в очки на финише не попал. А вот австралиец, хоть и едва не разбил машину, забрав слишком глубоко на бордюр с полными баками и потеряв управление, уверенно финишировал шестым.
Остальные очки достались команде Renault – при этом удивительно, что в кои-то веки Пике-младший смотрелся увереннее Алонсо и заслуженно опередил напарника. Причем открыть счет заработанным очкам бразильцу не помешала даже ошибка на выезде с пит-лейн. Гонщик замешкался с отключением лимитатора скорости, и мимо тут же пронесся Хейкки Ковалайнен, который в противном случае едва ли финишировал бы так высоко.
Ну а что же Льюис Хэмилтон? Худшая в карьере стартовая позиция вновь показала то, что уже было неплохо известно. Британец горячится, порой выходя за рамки разумного риска, если ситуация выходит из-под его контроля. Вот и на этот раз не самый удачный старт потребовал активных действий в плотной группе, Себастьен Феттель просто так уступать не пожелал, и пилоту McLaren пришлось срезать «эску» Nurburgring по обочине. За выигранную при этом позицию судьи наказали Льюиса штрафным проездом по пит-лейн. Это отбросило гонщика на последнюю строчку, и отыграться он так и не сумел, хоть и обошел затем Нико Росберга, Фернандо Алонсо и Тимо Глока.
Тактика пит-стопов: Не сработало | |
Тактика гонки с единственным пит-стопом давно стала привычной для тех, кто стартует из задних рядов. Но во Франции лишние килограммы топлива имеют куда более пагубное влияние на время круга, чем на других этапах – и потому на этот раз даже такие известные «одностопщики», как ДиСи и Себастьян Феттель, дважды наведывались в боксы. И лишь наказанный за несоблюдение дистанции на монреальском пит-лейн Нико Росберг попробовал добраться до финиша с единственной остановкой. Идея не сработала: немецкий гонщик Williams не мог на тяжелой машине опережать соперников в шпильке и потому прочно застрял в задних рядах. К середине гонки он смог подняться лишь до 14-го места, а финишировал и вовсе 16-м. «Я выкладывался по полной, как и в Канаде, но на этот раз машина не позволила мне почти ничего», - сокрушался юный немец после финиша. |
Еще один гонщик, про которого стоит упомянуть – Дженсон Баттон. Уже на первом круге после контакта с Toro Rosso Себастьена Бурде Honda британца получила повреждение носового обтекателя, вскоре он отлетел и нанес машине такие повреждения, что продолжать заезд не имело смысла. Этот сход так и остался единственным в Гран При Франции. Пожалуй, присоединиться к Дженсону был бы на этот раз не против Ник Хайдфельд – у ветерана в Маньи-Куре буквально все валилось из рук, и финишировал он на знаковом 13-м месте, позади даже юного земляка Себастьяна Феттеля, который вновь смотрелся очень здорово.
И еще один пилот вполне мог в этот день не добраться до финиша. Казалось, действующий чемпион мира и прошлогодний триумфатор Маньи-Кур держит ситуацию под полным контролем. Но на середине гонки скорость Кими Райкконена неудержимо начала падать.
«Я надеялся выиграть, - по обыкновению просто сказал финн после финиша. – Но правая выхлопная труба лопнула, после чего двигатель ощутимо потерял в мощности, особенно на прямых после медленных поворотов. Через несколько кругов ситуация чуть стабилизировалась, но под конец гонки был серьезный риск, что машина остановится».
Послушаешь – и кажется, ничего серьезного вовсе не произошло. Но достаточно одного взгляда на огромную дыру в капоте двигателя, чтобы осознать, сколь близок Кими был от схода. Кстати, в 2000-м году похожая неисправность лишила другого пилота Скудерии, Михаэля Шумахера, победы в Монако. Так что поклонники Кими с замиранием сердца следили, как от его машины на полном ходу отваливаются все новые детали выхлопной системы.
Быстрее, выше, сильнее | |
Кими Райкконен идет на рекорд. Хотя в пяти последних Гран При он лишь раз победил и всего дважды стартовал первым, пилот Ferrari неизменно записывает себе в актив лучший круг гонки. Благодаря французскому успеху, ставшему уже 30-м в его карьере, финн вышел по этому немаловажному статистическому показателю на второе место за всю историю Формулы 1. Такая же серия из пяти рекордных кругов была в сезоне-2004 у Михаэля Шумахера, правда, Красный Барон смог к тому же еще и одержать в своих гонках четыре победы. Ну а итальянский мастер Альберто Аскари, выступая на непобедимой Ferrari 500 Формулы 2, и вовсе показывал наилучшую скорость на круге семь раз кряду. Эта серия 1952-53 годов прервалась лишь потому, что тогда в календарь чемпионата мира входили 500 миль Индианаполиса, куда европейцы не ездили – и потому отличиться там не могли по определению. |
Но верная машина все же довезла своего пилота до финиша. Правда, Фелипе Массу Райкконену все же пришлось пропустить, но более никто догнать финна не смог – столь хороши были Ferrari на этом этапе. Что до самого Массы, то начав с двух «баранок» на старте сезона, он смог одержать уже третью победу и возглавить чемпионскую гонку. К слову, после четырех последних этапов в чемпионате пилотов поочередно лидировали четыре гонщика из трех разных команд! Это ли не лучшая характеристика сезона-2008. Сезона, который наверняка преподнесет нам немало неожиданностей.
Текст: Александр Кабановский