Участники: Сирил Абитебул (Caterham), Эрик Булье (Lotus), Стефано Доменикали (Ferrari), Мартин Уитмарш (McLaren), Мониша Кальтенборн (Sauber), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)
Вопрос: Первый вопрос для всех. Полагаю, вы не раз обсуждали будущее своих команд в Формуле 1. Как прошли эти дискуссии с точки зрения ваших личных интересов и опасений? Эрик, начнем с вас?
Эрик Булье: Если говорить о личных интересах, всегда есть определенные опасения, однако переговоры с Берни и FIA прошли весьма конструктивно, и пусть пока мы далеки от подписания нового Договора Согласия – хотя, как мне кажется, это произойдет довольно скоро – с точки зрения общих подходов мы добились заметного прогресса.
Вопрос: Мониша, что вас беспокоит?
Мониша Кальтенборн: Я согласна с Эриком в том, что это была хорошая идея – организовать встречу команд с владельцем коммерческих прав и FIA. Главное – нам удалось выработать общую позицию, что послужит во благо всей Формуле 1. У каждой команды свое место в Формуле 1 – есть крупные топ-команды, середняки и аутсайдеры, нужно лишь добавить стабильности нашему спорту.
Вопрос: Сирил?
Сирил Абитебул: Во многом схожий ответ. Похоже, долгие переговоры постепенно подходят к концу, и в последнюю минуту всегда появляются какие-то коррективы, уточнения. Невозможно угодить всем, однако следует удостовериться, что нет тех, кто оказался в заведомо худшем положении – такого, к счастью, не произошло. Мы стараемся защитить свои интересы, поскольку небольшие команды всегда более уязвимы, они не должны подвергаться неоправданному риску. Похоже, мы на верном пути.
Вопрос: Мартин?
Мартин Уитмарш: В краткосрочной перспективе у всех есть личные интересы, тогда как в долгосрочной у разных команд они во многом совпадают, что делает спорт жизнеспособным и гибким.
Как заметили мои коллеги, нужно понимать все трудности, с которыми сталкиваются участники чемпионата, и здесь важно найти компромисс, возможность вместе двигаться дальше, не рискуя уходом какой-либо из команд. Хорошо, что сейчас совсем не те времена, что прежде: тогдашняя конфронтация, возможно, была на руку журналистам, но не спорту. Люди постепенно осознают, что сейчас не время воевать друг с другом, нужно действовать конструктивно, идти на уступки, искать пути развития для Формулы 1.
Вопрос: Благодарю! Кристиан?
Кристиан Хорнер: Мои коллеги сработали великолепно, рассказав о том, что не обсуждалось во время встречи, поскольку основные вопросы носят статус конфиденциальных. Я продолжу их линию и скажу, что встреча была конструктивной, мы приблизились к общему решению, но, похоже, то же самое говорят все вокруг.
Вопрос: Стефано?
Стефано Доменикали: Последнее, что я могу добавить к этой теме – да, имела место быть дискуссия между командами и заинтересованными сторонами – президентом FIA и Берни Экклстоуном, представлявшим интересы держателей коммерческих прав. В конце встречи президент FIA оставил за командами право внести дополнительные предложения с целью улучшить обсуждавшиеся моменты. Главное – открыто обсуждать перспективы всей Формулы 1: мы заложили неплохой базис, осталось лишь как можно скорее закрепить достигнутые договоренности.
Вопрос: Перейдем к индивидуальным вопросам. Эрик, снова начнем с вас, если позволите. В последних гонках команда представила немало модификаций, но если говорить о сезоне в целом, оправдались ли ожидания? Как-никак, команда упустила немало очков. Вам по силам вернуться в тройку или четверку сильнейших?
Эрик Булье: Такова цель – войти в четверку лучших по итогам сезона. Место в тройке было бы еще приятнее, но бороться с лидерами очень сложно. Тем не менее, я вполне доволен работой команды и её прогрессом в течение года. Предыдущий сезон был для нас крайне непростым, обстоятельства часто складывались не в нашу пользу, но в 2012-м мы вновь обрели скорость. Сотрудники на трассе и базе в Энстоуне проделали отличную работу, а оба гонщика внесли существенный вклад в успехи команды, заработав несколько подиумов.
Разумеется, мы хотим большего, но бороться за третье место уже приятно. Нужно сохранить заданный темп и стараться использовать все шансы. Сегодня по ходу свободных заездов мы были достаточно быстры с малым количеством топлива – приятно заставить коллег по паддоку немного понервничать!
Вопрос: Мониша, недавно вы возглавили Sauber, став первой женщиной в роли руководителя команды Формулы 1. К тому же, для вас эта гонка - домашняя гонка. Вы гордитесь своим новым статусом?
Мониша Кальтенборн: Сложно говорить о какой-то гордости – пусть это делают другие. Мне представилась возможность, которуя я рада использовать, однако круг обязанностей почти не изменился, поскольку я и раньше занималась решением широкого круга вопросов. По сути, это всего лишь шаг в должностной иерархии, после которого реально ощущаешь весь груз ответственности на своих плечах.
Вопрос: Кому вы непосредственно подчиняетесь?
Мониша Кальтенборн: Двум основным акционерам и членам совета директоров.
Вопрос: Мартин, если говорить о чемпионате, у McLaren по-прежнему есть какие-то шансы. Каков настрой команды в преддверии заключительных четырех этапов?
Мартин Уитмарш: Как обычно, все время посвящено работе. Осталось четыре гонки, мы должны выложиться по максимуму. На каждый этап команда приезжает ради победы, и до конца сезона подход не изменится. Чемпионат складывается крайне напряженно, у нас были подъёмы и спады, в предыдущих гонках мы выступили ниже своих возможностей – это досадно, но, вместе с тем, неудачи лишь усиливают стремление выступить лучше. Повторюсь: сезон просто потрясающий, и нет никаких оснований предполагать, что интрига исчезнет за несколько этапов до финала…
Вопрос: А какой будет концовка сезона для ваших команд, Кристиан и Стефано? Все решит доработка машины, или мастерство гонщиков? А может, стабильность выступлений? Ваше мнение?
Кристиан Хорнер: Полагаю, каждый фактор сыграет свою роль. Нужно выжимать максимум из каждого уик-энда, сохранять надежность, демонстрировать высокую скорость, не допускать ошибок и постоянно дорабатывать машину. Концовка чемпионата обещает быть невероятно интересной, нас ждет настоящий спектакль. Борьба будет продолжаться до последнего круга!
Вопрос: Стефано?
Стефано Доменикали: Соглашусь с Кристианом. В концовке сезона нужно быть прагматичными, сочетая все факторы, о которых говорилось выше, не выделяя какой-то один в ущерб другим. Сейчас мы вынуждены отыгрываться и должны продолжать борьбу, не сомневаясь в успехе – такого настроя я жду от команды, подразумевая каждого её сотрудника, и именно такой настрой я ощущаю как в боксах на трассе, так и на базе в Маранелло. Мы понимаем, что задача сложная, но таков этот спорт.
Если вспомнить, где мы были на первых тестах, и где оказались сейчас, мы, с одной стороны, не можем быть на 100% довольны, но, с другой стороны, у нас есть повод гордиться своей работой, ведь первая проверка машины в Хересе серьёзно нас обеспокоила. Я стараюсь поддерживать положительную атмосферу в коллективе, а там посмотрим. Если титул достанется Себастьяну или кому-то еще – никогда не стоит заранее сбрасывать со счетов кого бы то ни было – эта победа будет полностью заслуженной, и мы воздадим чемпиону подобающие почести. Но это будет потом, а сейчас нужно бросить все силы на борьбу до самого конца.
Вопросы с мест
Вопрос: Вопрос для представителя Ferrari. Для вашей команды это привычное дело – использовать машины для выражения политических заявлений? И если нет, то почему вы решили сделать исключение в Индии?
Стефано Доменикали: Я понимаю, о чем вы. Два дня назад мы выпустили один пресс-релиз, и если вам необходимы какие-либо разъяснения, наша пресс-служба любезно вам их предоставит. В предыдущие годы у нас было немало различных инициатив, но мне бы не хотелось развивать эту тему в данной пресс-конференции.
Вопрос: (Аджит Девадасон – SIFY.com) Вопрос для Мониши. Sauber известна своей способностью находить талантливых гонщиков, воспитывать их и передавать в топ-команды. Планируете это изменить?
Мониша Кальтенборн: Передача гонщиков в другие команды не входила в наши планы, это произошло само собой. Вряд ли я соглашусь с такой трактовкой ситуации и мнением, будто мы должны здесь что-то менять. Да, на протяжении своей истории Sauber нередко находила молодые таланты и предоставляла им достойную технику, позволяющую раскрыть собственное мастерство. Конечно, нам хотелось бы продолжить сотрудничество с Серхио Пересом, однако он переходит в одну из самых успешных команд в истории чемпионата – следовательно, мы по-прежнему способны предоставлять гонщикам оптимальные условия для развития таланта. Как это изменить? Стать более конкурентоспособными.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Кристиан, всем известно, что ваша команда придерживается несколько иного мнения насчет Соглашения об ограничении ресурсов, чем остальные участники чемпионата. Насколько это осложняет участие в обсуждении взносов за участие, новых инициатив, участие в рабочих группах?
Кристиан Хорнер: Это разные вещи. Под ограничением ресурсов изначально понималось и понимается снижение издержек на участие в чемпионате, и здесь мы не находимся в оппозиции к другим командам. Мы полностью поддерживаем идею контроля расходов, но не согласны с предлагаемыми методами. Есть опасения, что разные команды по-разному трактуют тот или иной аспект.
Эти опасения не касаются моторов – на новые агрегаты для 2014 года можно свободно тратить деньги. Однако в свете недавних дискуссий и необходимости формирования нового Договора Согласия участники должны воспользоваться представленной возможностью, собраться вместе и выработать единую стратегию в отношении расходов – как для больших, так и для малых команд, дабы гарантировать чемпионату стабильное будущее.
Здесь должны быть учтены все аспекты функционирования Формулы 1, поскольку существующее Соглашение об ограничении ресурсов не распространяется, в частности, на KERS или выхлопную систему, зарплату гонщиков или иные факторы, влияющие на общую сумму издержек. Надеюсь, в ближайшие несколько недель ситуация разрешится, и мы найдем прозрачное решение, одинаково справедливое для всех.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Вы не чувствуете, что находитесь в изоляции?
Кристиан Хорнер: Не думаю, что здесь можно говорить о какой-то изоляции. Мы вышли из состава FOTA больше года назад, и с тех пор не посещали собрания ассоциации, но участвовали во всех совещаниях технических групп, консультировались со всеми заинтересованными сторонами, присутствовали при обсуждении всех важных вопросов.
Вопрос: (Даркш Панвар – The Indian Express) Стефано, индийские власти критически отнеслись к инициативе вашей команды разместить на машинах флаг итальянских военно-морских сил. Учитывая это обстоятельство, планируете ли вы пересмотреть свое решение в преддверии воскресной гонки?
Стефано Доменикали: Как я уже говорил, пятничная пресс-конференция – не место для обсуждения подобных тем. Если у вас остались какие-то вопросы, наша пресс-служба всегда доступна для журналистов.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Стефано, вопрос о вашей машине. В преддверии уик-энда Николас Томбасис говорил, что в предыдущих двух гонках решения, подготовленные в аэродинамической трубе, на трассе работали совсем не так, как ожидалось. Учитывая сегодняшнюю скорость Ferrari, можно ли говорить, что проблемы позади?
Стефано Доменикали: Сложно сказать. Нужно оставаться прагматиками и сравнить ожидания с результатами, проанализировав данные. В первой сессии состояние трассы менялось с каждым кругом, и этот фактор нужно учитывать. Опять же, если мы хотим устанавливать на машину новинки, то должны быть уверены в том, что они обеспечат ожидаемый эффект – следовательно, нам нужно приложить максимум усилий, чтобы проблемы, преследовавшие нас в начале нынешнего года, не повторились весной следующего, поэтому работа на базе команды не прекращается ни на минуту.
Вопрос: (Луиджи Перна – La Gazzetta dello Sport) Стефано, если говорить о новых деталях, какие из них сработали, а какие – нет?
Стефано Доменикали: Я не знаю! Посмотрим в гонке, сейчас рано делать выводы. Работа была проведена не зря, если команде удалось прибавить относительно соперников, если нет, значит мы сделали недостаточно. В любом случае, эффект оценивать рано.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Вопрос для сидящих во втором ряду. Я понимаю, что вам, скорее всего, не хочется озвучивать какое-либо решение по поводу состава команды на следующий сезон, но скажите, вы объявите о нем до окончания сезона, или уже зимой?
Эрик Булье: До конца сезона.
Мониша Кальтенборн: Аналогично.
Сирил Абитебул: Аналогично.
Вопрос: (Шрейас Шарма – Mail Today) Вопрос ко всем. В прошлом году на индийской трассе износ шин стал серьезной проблемой. Если судить по сегодняшним результатам, можно ли сказать, что ситуация улучшилась?
Стефано Доменикали: Думаю, в прошлом году…
Кристиан Хорнер: Дамы вперед!
Стефано Доменикали: Ах, да, простите. В прошлом году трасса была абсолютно новая, как и асфальт на ней, так что в этот раз ситуация с шинами в любом случае будет совершенно иной. Судя по свободным заездам, шины ведут себя стабильнее, но это всего лишь мое ощущение после первого дня уик-энда.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Мониша, вчера Камуи признался, что активно ищет новых спонсоров у себя в Японии. В какой мере наличие у японца финансовой поддержки повлияет на ваше решение продлить с ним контракт?
Мониша Кальтенборн: Мы знаем сильные стороны Камуи и его гоночные качества, так что финансовые факторы не имеют значения. Когда мы пригласили его в команду, многие критиковали нас за такое решение, все были в курсе, что у него нет спонсорской поддержки, но на нашем сотрудничестве это никак не отразилось, и здесь изменений нет.
Вопрос: (Ванесса Руис – ESPN Radio) В таком случае, означает ли поиск спонсоров намерение покинуть Sauber?
Мониша Кальтенборн: Не знаю, вам лучше спросить у Камуи. Мы не обсуждали с ним этот вопрос, поскольку уже давно сотрудничаем и представляем, что должны предложить ему в расчете оставить его у себя.
Вопрос: (Убейд Паркар – F1Pulse) Мартин и Стефано, если учесть, что в следующем сезоне правила останутся практически такими же, не опасаетесь ли вы, что великолепная форма Red Bull Racing в предыдущих гонках может означать, что в 2013-м вам снова придется отыгрываться?
Мартин Уитмарш: Все начинают новый сезон с максимальными ожиданиями, команды делают всё, чтобы улучшить машину. Red Bull Racing очень сильны, Ferrari весьма конкурентоспособны, и еще три ближайшие команды непременно постараются навязать борьбу. Если вы достаточно осмотрительны, то начинаете сезон, принимая в расчет все одиннадцать команд. Никогда не знаешь, кто может преподнести сюрприз, и насколько эффективно сработают соперники, а зачастую даже не представляешь, насколько плохо сработал сам – в этом интрига всей Формулы 1.
На какое-то время команды исчезают из поля зрения, каждая самостоятельно строит новую машину, по ходу зимы уверенности становится больше, но не стоит забывать, что еще одиннадцать команд прилагают максимум усилий в надежде оказаться сильнее.
Стефано Доменикали: Думаю, в следующем году ситуация будет примерно такой же, но если в 2013-м все будут пытаться добиться такой же скорости, которая уже сейчас есть у Red Bull Racing, то в 2014-м, из-за смены правил, расстановка сил снова изменится.
С переходом на новую силовую установку нас могут ждать как невероятные сюрпризы, так и превращение пелотона в монолитную группу, ведь технический вызов по-настоящему серьезный. Времени осталось не так много: поначалу все команды будут работать на сезон 2013 года, но в какой-то момент им придется задуматься о перспективе, помня о том, что большинство модификаций в 2014-м окажутся бесполезными: придется начинать проект с чистого листа без какой-либо оглядки на соперников, и никто не скажет… Уверен, первые тесты в 2014-м будут крайне интересными!
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Стефано, я слышал ваш ответ по поводу флага итальянских ВМС на ваших машинах, но разве вы не провоцируете политическую дискуссию, поступая подобным образом? FIA запрещает командам Формулы 1 делать какие-либо политические жесты…
Стефано Доменикали: Если вы внимательно прочитаете наш пресс-релиз, вы поймете, что мы говорим о разных вещах, и флаг размещен на машинах по другим причинам. У нас нет никаких политических намерений.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Я читал пресс-релиз. Кажется, вы упомянули ситуацию с теми двумя матросами…
Стефано Доменикали: Это неправда.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Но я читал релиз на сайте Ferrari. Вы сказали, что флаг размещен из-за ситуации с матросами.
Стефано Доменикали: Вы ошибаетесь.
Вопрос: (Дхрув Бел – Auto X) Вопрос ко всем: чем сегодняшняя Индия отличается от Индии прошлогодней? Как складывается ваш уик-энд?
Кристиан Хорнер: По-моему, фантастически…
Мартин Уитмарш: Дамы вперед.
Мониша Кальтенборн: Продолжайте, такой подход не вполне справедлив.
Кристиан Хорнер: Прошу извинить. Мы рады вновь приехать в Индию. Фантастическая трасса – потрясающе, как им удалось создать всё это, страна заслуженно получила право принимать Гран При. Конфигурация органично сочетает скоростные и медленные повороты, длинные прямые – приятно через 12 месяцев видеть эволюцию трассы и её окрестностей.
Стефано Доменикали: Полностью согласен.
Мониша Кальтенборн: Аналогично. Прошлогодний Гран При Индии удался на славу, а в конце года организаторы гонки были удостоены специальной награды FIA. Здесь нам был оказан очень теплый прием – трудно ожидать большего, однако способность индийцев сохранить столь положительную атмосферу и одновременно устранить все недоработки, с которыми мы имели дело в 2011-м, заслуживает самой высокой похвалы.
Эрик Булье: Когда вчера мы приехали на трассу, я и моя команда отметили, что трасса выглядит намного опрятнее. Это подтверждает приверженность организаторов этапа и страны в целом к Формуле 1, что не может не радовать.
Сирил Абитебул: За два года организаторы проделали огромную работу. В 2011-м было непросто успеть к назначенному сроку, но гонка удалась, и победа в ней досталась моторам Renault. В нынешнем сезоне у нас меньше времени наслаждаться красотами страны, поскольку нам предстоит борьба за десятое место в зачете Кубка Конструкторов. Хотелось бы добиться этой цели уже здесь, но задача непростая, и, нестандартная гонка с ливнем была бы весьма кстати. В остальном нам приятно выступать в этой части света – индийский регион крайне важен для всех автопроизводителей, которые начинают размещать здесь свои производственные мощности.
Мартин Уитмарш: Мы много говорили об инфраструктуре трассы – она действительно неплохая, но главное, что мы оценили здесь год назад – это невероятная страсть к Формуле 1. Её нужно сохранить, ведь Индия – весьма перспективный рынок. Нельзя оставить без внимания такой интерес, нужно воспользоваться моментом и закрепить эффект. Да, постройки сами по себе хороши, но главное – сохранить интерес болельщиков к спорту.
Вопрос: (Луиджи Перна – La Gazzetta dello Sport) Стефано, учитывая преимущество в скорости, которое было у Red Bull Racing в прошлых гонках, как вы оцениваете шансы Ferrari отыграть отставание и взять титул?
Стефано Доменикали: Сложно сказать, ведь нам приходится бороться ещё и с McLaren, а они постоянно прогрессируют. Трудно объективно оценить наш темп относительно соперников, но если говорить о вероятности победы в чемпионате, то существует множество факторов: стратегия, ошибки, различные проблемы, которые у нас по-прежнему есть… В итоге шансы менее 50%, Red Bull Racing пока впереди, однако борьба ещё не окончена.
Перевод: Валерий Карташев