Участники: Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Фернандо Алонсо (Ferrari), Макс Чилтон (Marussia), Эстебан Гутьеррес (Sauber), Серхио Перес (Force India), Маркус Эриксон (Caterham)
Вопрос: Даниэль, могу я начать с вас? Вы выиграли гонку в Монреале – ощущение успеха уже пришло? Как вы отпраздновали победу, что говорили окружающие?
Даниэль Риккардо: Мне потребовалось несколько дней, чтобы всё осознать, это было здорово! Мы отлично провели тот вечер вместе с командой, отмечая успех, я получил очень много поздравлений от разных людей со всего мира, в том числе, от коллег-гонщиков. Наверное, я даже не всё успел прочитать, но получать такие сообщения было приятно.
Вопрос: Для вашей команды этот уик-энд на домашней трассе очень важен. Что вы думаете об этом, насколько готова команда?
Даниэль Риккардо: Мы очень воодушевлены, прошлая гонка добавила сил, а теперь нас ждет домашний этап для Red Bull. Посмотрим, как пойдут дела на трассе – хочется верить, мы снова окажемся сильны. Уик-энд обещает быть весьма интересным не только для гонщиков, но и для зрителей, организаторы запланировали отличное зрелище. Сегодня над трассой летали самолеты – думаю, что-то подобное будет и в ближайшие дни.
Вопрос: Маркус, позади первая треть вашего дебютного сезона в Формуле 1. Как вы оцениваете свой прогресс?
Маркус Эриксон: Дела идут всё лучше. Я неплохо прогрессирую, но как команда мы хотим выступать конкурентоспособнее. Гонка в Монако удалась, мы повторили лучший результат в истории Caterham, что для меня было очень здорово. Я постепенно подтягиваюсь к Камуи и уже могу соперничать с ним, но нам нужно продолжать работу и двигаться вперед.
Вопрос: Каков настрой в команде сейчас?
Маркус Эриксон: Неплохой. Мы знаем, что прогресс необходим, каждый сотрудник максимально выкладывается. Сразу после этапа в Монреале я вернулся на базу в Лифилде, там все работали на 100%. Мы продолжим в том же духе и, хочется верить, уже здесь сможем переломить ситуацию.
Вопрос: Макс, ваша серия финишей прервалась в Канаде после инцидента на первом круге. Что скажете?
Макс Чилтон: В тот момент я был крайне расстроен. Обычный инцидент на первом круге, когда два гонщика оказались слишком близко друг к другу. Мне было обидно за себя и команду, обе машины получили серьезные повреждения. Впрочем, нужно подвести итог и забыть об этом: команда на подъеме, мы оторвались от одних соперников и постепенно подтягиваемся к другим – следует сосредоточиться на перспективах.
Вопрос: Marussia в неплохой форме – сейчас команда на девятом месте в Кубке конструкторов с двумя очками, заработанными в Монако. Каковы дальнейшие планы?
Макс Чилтон: Нужно прогрессировать. Мы не топ-команда, которая может привозить серьезные доработки на каждую гонку, но нам необходимы небольшие изменения и как можно чаще. С этой задачей мы в этом сезоне справляемся лучше, чем в предыдущие годы. С каждой гонкой прибавка в прижимной силе делает машину послушнее, мы с Жюлем можем добиваться большей скорости. И здорово, что отрывы в пелотоне настолько минимальные: мы соперничаем с теми, с кем прежде никогда не конкурировали.
Вопрос: Эстебан, в этом сезоне Sauber пока не удалось пробиться в первую десятку по итогам квалификации или гонки. Впрочем, в прошлом году ваша команда заметно прибавила во второй половине чемпионата. Вам по силам повторить тот сценарий?
Эстебан Гутьеррес: На этот раз будет сложнее – у наших проблем нет быстрого решения. Сложно с этим смириться, но команда делает всё, чтобы переломить ситуацию. Сейчас мы, по сути, сражаемся между собой – я соперничаю только с напарником, это мой единственный ориентир.
Вопрос: Думаю, я буду прав, если скажу, что вам никогда не доводилось здесь выступать. Что скажете о трассе, насколько вы готовы к уик-энду?
Эстебан Гутьеррес: Я слышал немало лестных отзывов от разных гонщиков, что эта трасса довольно интересная, хотя и относительно простая. Жду возможности её опробовать. У нас нет симулятора, так что основательной подготовки не было, но я просмотрел немало записей, изучал доступные данные – собственно, на этом всё. Сегодня я пройдусь по трассе, постараюсь заметить все детали, чтобы потом насладиться уик-эндом.
Вопрос: Серхио, как вы чувствуете себя после аварии на последних кругах Гран При Канады? С того момента вы беседовали с Фелипе Массой?
Серхио Перес: К счастью, ничего серьезного не произошло. Удар был довольно сильным, сразу после аварии меня доставили в госпиталь. Я чувствовал небольшую боль и несколько дней не мог нормально тренироваться. У меня не было возможности поговорить с Фелипе.
Вопрос: В Канаде вы были конкурентоспособны, каковы шансы в Австрии? Уик-энд может сложиться в пользу Force India? Насколько я понимаю, команда подготовила новинки…
Серхио Перес: Да, у нас есть новинки, мы с оптимизмом ждем этот уик-энд, да и трасса может подойти машине. В прошлой гонке мы выглядели очень сильно: стратегия была верной, мы провели всего один пит-стоп и демонстрировали отличный темп, так что настрой боевой. Это первое по-настоящему серьезное обновление машины с начала сезона – надеюсь, с ним мы сможем бороться за более высокие позиции.
Вопрос: Фернандо, из присутствующих здесь гонщиков вы - единственный, кому доводилось ранее гоняться на этой трассе. Что вы о ней думаете, и какие воспоминания остались у вас от Гран При Австрии начала 2000-x?
Фернандо Алонсо: Red Bull Ring – очень короткая трасса: здесь всего пять или шесть поворотов, в которых можно отыграть время. Я ожидаю, что результаты будут плотными: одна-две десятых решат судьбу нескольких позиций. Надо идеально проехать круг, иначе можно потерять много мест на стартовой решетке. Честно говоря, я ничего не помню о предыдущих гонках в Австрии – я выступал здесь в 2001 и 2003 году, но с тех пор прошло слишком много времени.
Вопрос: В Монреаль Ferrari привезла немало новинок, они хорошо показали себя на тренировках, но не все использовались по ходу уик-энда. Каков план на этот этап?
Фернандо Алонсо: Ferrari привезла несколько новинок – мы дорабатываем машину в каждой гонке и завтра оценим эффективность новых решений, чтобы понять, какие из них поставим на машину в субботу, а какие ещё требуют доработки, так что пятница будет посвящена тестам. Надеюсь, мы выберем наиболее эффективные новинки для продолжения работы в оставшуюся часть уик-энда.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Серхио, сегодня Фелипе Масса назвал ваши действия в Канаде опасными и сказал, что впредь не будет доверять вам на трассе, что трижды подумает, прежде чем начать атаку. Он хотел бы обсудить всё с вами лично. Что вы об этом думаете и готовы ли обсудить с Фелипе ситуацию?
Серхио Перес: Разумеется. Все знают: Фелипе – хороший парень. У него своё мнение по поводу случившегося, у меня – своё. Завтра у нас будет возможность встретиться, когда FIA будет пересматривать тот инцидент. Повторю, мы сможем доказать, что в том эпизоде я не сделал ничего плохого.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Вопрос для Даниэля. Есть ли у вас какое-либо преимущество на домашней для Red Bull трассе? Вы отрабатывали её на симуляторе?
Даниэль Риккардо: На прошлой неделе я работал на симуляторе, полагаю, как многие из нас, а в 2013 году ещё вместе с Toro Rosso принимал участие в съёмочном дне на этой трассе. Я бывал здесь несколько раз, круг достаточно короткий, поэтому не потребуется много времени, чтобы адаптироваться.
Как сказал Фернандо, результаты квалификации будут очень плотными, ведь к субботе мы освоимся. Думаю, ошибки на этой трассе будут стоить дорого, но гоняться здесь должно быть весело. Вряд ли у гонщиков Red Bull будет какое-то преимущество – к субботе все наберут скорость.
Вопрос: (Петер Вамози – Vas Nepe Kiadoi KFT) Вопрос ко всем – делали ли вы ставки на результаты матчей чемпионата мира по футболу?
Фернандо Алонсо: Нет. Я не знаю, кто победит, и потому не буду делать ставки – угадать очень сложно.
Вопрос: Эстебан? Сборная Мексики выглядит очень неплохо…
Эстебан Гутьеррес: Да, и я ей горжусь – приятно смотреть! Парни честно завоевали право выступать на чемпионате и сейчас играют очень хорошо. Надеюсь, все продолжится в том же духе, и мы сможем побороться за главный трофей!
Вопрос: Макс, а сборной Англии предстоит важный матч…
Макс Чилтон: Согласен. Я не делал ставки, поскольку никогда не видел бедных букмекеров, но предыдущая игра между Англией и Италией была неплохой. Я советовал кое-кому поставить на результат 2:1 в пользу Англии, но в итоге все сложилось с точностью до наоборот. Если сегодня сборная добьется победы, это добавит сил на весь чемпионат.
Вопрос: Даниэль, вчера сборная Австралии боролась до конца…
Даниэль Риккардо: Да, но теперь нам предстоит бороться за утешительный результат. Надеюсь, сборная сможет выиграть один матч, но предыдущие две игры парни все-таки провели неплохо. Да, они уступили, но забивали, атаковали, рисковали – этим можно гордиться.
Вопрос: Серхио, вам нравится положение дел?
Серхио Перес: Конечно! Сборная Мексики отлично провела первые две встречи, в игре с Бразилией мы выглядели очень здорово. Теперь для выхода в следующий круг нам предстоит важный матч с Хорватией – надеюсь, всё получится. Парни действуют уверенно – думаю, для моей страны это может быть одно из лучших выступлений на чемпионате мира.
Вопрос: Маркус, шведы наблюдают за чемпионатом со стороны. Вы делали какие-либо ставки?
Маркус Эриксон: Нет. Жаль, что Швеция не представлена на чемпионате, но мы непременно вернемся и на следующем кубке мира выступим очень сильно.
Вопрос: (Кейт Уолкер – crash.net) Совсем скоро Формула 1 приедет в Германию. Ждете ли вы чего-то от этапа в Хоккенхайме?
Фернандо Алонсо: Это будет очередной гоночный уик-энд. Ожидается ли там что-то особенное? Нет? Что ж, тогда все как обычно.
Вопрос: Макс, как вы выступали в Хоккенхайме?
Макс Чилтон: Я провел там пару гонок в GP2. Это непростая трасса, но я с нетерпением жду уик-энда. Честно говоря, Нюрбургринг мне нравится больше, но я постараюсь сработать по максимуму.
Вопрос: Эстебан, Хоккенхайм можно назвать одной из ваших любимых трасс?
Эстебан Гутьеррес: Да, мне она очень нравится, с ней у меня связаны хорошие воспоминания со времен начала гоночной карьеры – Formula BMW, Formula 3, GP3… Я буду с нетерпением ждать Гран При Германии!
Вопрос: Маркус?
Маркус Эриксон: Я провел там несколько гонок, выиграл в Формуле 3. Обычно, я неплохо выступал в Хоккенхайме, хочется верить, смогу продолжить в том же духе.
Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: В Хоккенхайме я завоевал свой первый европейский подиум, когда гонялся в Формуле BMW. У меня тоже приятные воспоминания.
Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: Скоростной первый поворот и быстрый правый вираж при входе на Стадион, пожалуй, мои любимые элементы немецкой трассы!
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Пара вопросов для Фернандо. Недавно Лука ди Монтедземоло заявил, что Формуле 1 нужны глобальные изменения. Как вы оцениваете его слова? И еще – вчера было принято решение о сокращении тестов по ходу сезона. Что вы думаете об этом?
Фернандо Алонсо: Мне кажется, президент Ferrari прав в том, что в этом году шоу получилось недостаточно интересным. Когда в некоторых гонках доминирует одна команда, зрители хотят видеть более напряженную борьбу. Возможно, им понравился Гран При Канады – похоже, он всем доставил удовольствие. Постараемся сделать следующие гонки интересными. Если у команд или зрителей есть какие-то идеи, то возможно, их рассмотрят.
Запрет на тесты по ходу сезона? Формула 1 идет по этому пути последние несколько лет: количество тестов всё больше сокращалось. Здесь есть плюсы и минусы. Ограничение расходов – это хорошо: команды смогут сэкономть и за счет этого выжить, а чемпионат сохранит сильный состав участников.
С другой стороны, Формула 1 – это единственный спорт в мире, где нельзя тренироваться. Для нас, возможно, это не самая большая проблема, но молодые гонщики из Формулы 3 или GP2, которые, как правило, не имеют возможности поработать на тестах и впервые оказываются на трассе в первой пятничной тренировке – такова особенность Формулы 1. С другой стороны, я понимаю проблему экономии расходов. Но я уверен, что подобное решение – это лучший вариант, ведь иначе оно не было принято.
Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky F1) Здесь были задеты две важные темы – снижение расходов и повышение зрелищности. Считаете ли вы, что над зрелищностью нужно поработать? Если да, то что конкретно необходимо сделать, чтобы зрителям было интереснее в субботу и воскресенье?
Маркус Эриксон: Возможности для улучшений есть, но в целом новыми машинами интересно управлять, да и многие гонки получались неплохими с точки зрения борьбы на трассе. Не знаю, что именно нужно улучшить… Этапы были интересными, в Канаде мы все видели, насколько захватывающим может получиться соперничество.
Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: Есть много возможностей сделать шоу интереснее. В последние годы мы видим доминирование, когда одна команда выигрывает большую часть гонок сезона. Из-за этого скучно не только болельщикам, но и гонщикам, выступающим за другие команды. Нужно сокращать расходы, чтобы небольшие команды могли конкурировать с ведущими. Я перешел из большой команды в небольшую, обладающую меньшим бюджетом – в подобных условиях сложно бороться с лидерами. Необходимо сокращать расходы, чтобы у всех были примерно одинаковые шансы.
Вопрос: Эстебан, ваше мнение?
Эстебан Гутьеррес: Все так или иначе упирается в вопрос снижения затрат, который сейчас является ключевым. Что касается зрелищности, в прошлом году с тогдашними шинами и большим количеством пит-стопов ситуация, возможно, была более интересной, но и более запутанной. Чем больше мы предоставляем болельщикам информации о том, что происходит в гонке, тем лучше они понимают ход событий, а это автоматически повышает зрелищность.
Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: Мне нечего добавить. Зрелищность повысили с помощью DRS и прочих технологий – это было правильным шагом. По крайней мере, с нынешними машинами в скоростных поворотах можно держаться за соперником на более близкой дистанции, чем раньше. В некоторых аспектах мы движемся в верном направлении, а остальное относится к вопросу снижения расходов.
Вопрос: Макс, ваше мнение?
Макс Чилтон: Вопрос снижения расходов напрямую влияет на зрелищность. По моему, доходы в Формуле 1 должны распределяться более эффективно, чтобы небольшие команды получали чуть больше средств, машины сближались по скорости, а соперничество обострялось. Если вместо двухсекундной разницы останется полсекунды, гонки станут интереснее.
Кроме того, Формула 1 всегда была в авангарде технологий, а сейчас многие буквально «живут» в своих iPhone и iPad. Я видел приложения, позволяющие выбрать камеру обзора, поставить запись на паузу, перемотать – если мы используем это в работе с молодым поколением, это поможет делу.
Вопрос: Фернандо, какие у вас пожелания?
Фернандо Алонсо: Как уже было сказано, главное – проблема расходов, и все возникающие идеи должны быть проанализированы с этой точки зрения. Это не самая простая вещь. Мне кажется, что надо вернуть прежний принцип использования систем рекуперации. Сейчас на прямых нам помогают электронные системы, но у нас нет возможности повысить мощность на разных участках, кроме тех, что определены FIA. Сейчас мы используем более или менее одинаковый объем энергии в более или менее одинаковых местах, и обгонять оказывается невозможно.
Кроме того, важную роль играют шины. Если добавить шинный фактор, то он смешает все карты. Мы могли бы помочь небольшим командам так, как это делают в MotoGP, предоставляя им другие комплекты шин, иное количество топлива или любые другие средства, которые можно использовать в гонке. У нас есть несколько идей, которые можно позаимствовать из других чемпионатов, но как я сказал, всё это должно соответствовать идее сокращения расходов. Это приоритетная задача.
Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Фернандо, ещё один вопрос о футболе. Насколько огорчил вас результат вчерашнего матча сборной Испании?
Фернандо Алонсо: Я удивлен, но не разочарован. Когда-нибудь мы должны были проиграть. Команда побеждала на протяжении нескольких лет, мы знали, что рано или поздно настанет день, когда придётся отправиться домой чуть раньше, чем планировалось. Теперь у парней будет больше времени на отдых. Мы сыграли недостаточно успешно, соперники сработали лучше – жаль, ведь страна многого ждала от Кубка Мира. Было бы здорово подарить всем немного радости, но нам следует сказать спасибо за все, что дало нам нынешнее поколение футболистов в предыдущие два года. Надеюсь, через четыре года Испания выступит сильнее.
Вопрос: (Кристобаль Розалени – Car and Driver) Фернандо затронул тему шин – судя по всему, в Pirelli намерены оставить термочехлы на следующий сезон. Спрашивали ли они гонщиков, каково ваше мнение?
Серхио Перес: Мы сами спрашивали шинников, поскольку отказ от чехлов – опасная затея. Здорово, что термочехлы останутся – я не думаю, что запрет позволил бы сделать гонки более зрелищными. Необходимо предпринять что-то другое, и работа над этим сейчас идёт, чтобы небольшие команды могли бороться если не за победу, то за очки. Я считаю, что Формуле 1 нужно разнообразие – когда побеждают гонщики одной команды, зрителям становится скучно.
Маркус Эриксон: Это правильное решение, особенно с нынешними шинами – они сами по себе очень жесткие, а отказ от термочехлов сильно осложнил бы нам жизнь.
Эстебан Гутьеррес: Сложно сказать – в других сериях я обходился без термочехлов. Шины везде разные, но можно найти приемлемый вариант. Вопрос напрямую касается безопасности: если накрапывает дождь, но для определенного состава трасса остаётся достаточно сухой, выезд на непрогретой резине может быть весьма опасным.
Даниэль Риккардо: Прежде всего, это связано с безопасностью, особенно на старте, когда машины едут в непосредственной близости друг к другу. Не думаю, что сейчас нужно отказываться от термочехлов, это полезная вещь. Можно найти иной выход из ситуации.
Макс Чилтон: Как сказал Эстебан, все мы пришли из младших серий, где нет термочехлов. Для должного уровня безопасности в Формуле 1 потребовалось бы кардинальным образом пересмотреть составы резины, потому хорошо, что термочехлы все-таки остаются.
Вопрос: Фернандо, вы согласны?
Фернандо Алонсо: (кивает).
Вопрос: (Марко Кансеко Фуэнтес – Marca) Фернандо, вам понятны те сложности, с которыми столкнулся Себастьян Феттель при адаптации к новой силовой установке и иному стилю пилотирования по сравнению с Даниэлем Риккардо?
Фернандо Алонсо: Не знаю. У нас тоже много проблем. На данный момент мы недостаточно конкурентоспособны, поэтому не обращаем внимания на соперников. Мне кажется, Даниэль превосходно воспользовался ситуацией и отлично выполняет свою работу. Впрочем, в некоторых гонках Себастьян был очень силён. Не сомневаюсь, рано или поздно Феттель вернется в борьбу и окажется очень сильным соперником.
Вопрос: (Сим Сим Виссготт – Agence France Presse) Даниэль, что необходимо предпринять Red Bull Racing, чтобы догнать Mercedes? Команде эта задача по силам? Можно ли считать успех в Монреале началом победной серии?
Даниэль Риккардо: Все стараются догнать Mercedes и продолжают упорно работать. Победа добавила мотивации – не скажу, что у нас её не было, но теперь стало чуть больше, всем захотелось повторить успех. В момент финиша я видел команду на пит-уолл: это было так, словно Red Bull Racing впервые выиграла гонку! Да, нам потребуется время, ситуацию не изменить за минуту, отставание велико, но, хочется верить, в этом сезоне мы еще поднимемся на верхнюю ступеньку подиума и сможем приблизиться к лидерам. Мы уже это постепенно делаем.
Вопрос: (Владимир Роговец – СБ Беларусь Сегодня) Для молодых гонщиков Red Bull Ring – новая трасса. Какой ее участок, по-вашему, наиболее интересный?
Макс Чилтон: Думаю, подавляющее большинство гонщиков пелотона никогда не выступало здесь, так что опыт будет интересным. Мне нравится связка последних двух поворотов – с точки зрения обгона они не идеальны, но с позиции пилотажа… Если получится быстро войти в первый из двух поворотов и сохранить скорость во втором, можно быть довольным собой!
Фернандо Алонсо: Сложно сказать – возможно, финальный поворот. Он находится сразу после спуска, на выходе там подпрыгиваешь на поребрике и думаешь – эй, да ведь это последний вираж. Если ранее ты не допустил ни единой ошибки, хочется закончить круг идеально, но поворот весьма коварный…
Даниэль Риккардо: Последние два поворота выглядят здорово! Быстрые, плавные – в завершающий поворот можно буквально бросить машину, воспользовавшись естественным уклоном трассы. Уверен, на третьем секторе нам будет интересно!
Эстебан Гутьеррес: Согласен, последний поворот выглядит интересно, но пока мне сложно судить о чем-либо, так как я не ездил по трассе. Разберусь во всем завтра.
Маркус Эриксон: Трасса очень интересная – уверен, гоняться на ней будет весело. Конфигурация не такая уж техничная, здесь нет переходящих друг в друга виражей, однако встречаются неплохие связки вроде двойного левого излома или пары заключительных поворотов.
Серхио Перес: Круг здесь очень короткий. Последние два поворота выглядят любопытно, но там сложно преследовать соперника и атаковать, так что я после гонки скажу вам, какой поворот оставляет максимальные шансы на обгон и какой наиболее интересный.
Вопрос: (Михаил Рудой – Автодайджест Беларусь) Даниэль, после победы у вас по-прежнему хорошие отношения с Себастьяном Феттелем, или что-то изменилось?
Даниэль Риккардо: Полагаю, у нас по-прежнему хорошие отношения с Себастьяном: он отнёсся к моему успеху с большим уважением и после гонки продемонстрировал, что умеет проигрывать. Разумеется, ему тоже хотелось одержать победу, подняться на верхнюю ступень подиума, но он был рад за меня.
Думаю, это только поднимет его мотивацию, поэтому мне нельзя расслабляться: надо продолжать атаковать и надеяться, что мы оба сможем показывать более высокие результаты.
Перевод: Валерий Карташев