Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Китая – один из самых молодых этапов в календаре, он появился в 2004-м. Удивительно, но за семь первых лет проведения гонки Формулы 1 её выиграли семь разных гонщиков! Первым, кому удалось победить в Шанхае дважды, стал Льюис Хэмилтон в 2011 году, он – самый успешный пилот в истории трассы – Льюис побеждал трижды, в том числе и в прошлом году.
Первые пять лет Гран При Китая проводился в середине осени, а в 2009-м гонку перенесли на середину весны, что почти не сказалось на условиях проведения этапа – не слишком жарко, нередко идут дожди, но до ливней, с которыми команды сталкиваются в тропической Малайзии, им, конечно, далеко.
Как ни странно, к китайскому этапу расстановка сил не только не прояснилась, но, напротив, совершенно запуталась. После первого Гран При в Австралии (который часто, впрочем, обманывает аналитиков, так как трасса в Альберт-парке весьма специфична) казалось, что сезон можно заканчивать – преимущество Mercedes за зиму не только не уменьшилось, но даже выросло. Но гонка в Малайзии смешала все карты.
Удивительно даже не то, что Феттель одержал победу, а то, что ни на какой стадии гонки он не уступал в скорости Mercedes, и провёл всего два пит-стопа против трёх у Хэмилтона и Росберга. При этом отрыв Mercedes от, скажем, Williams был примерно таким же, как в Австралии.
Значит ли это, что Ferrari удалось сделать большой шаг вперёд? Или машинам Скудерии просто подошла конфигурация трассы в Малайзии и рекордные температуры асфальта? Ответы на эти вопросы мы получим в Китае – на трассе иного типа, где определённо будет не так жарко, как в Куала-Лумпуре. Если, конечно, не пойдёт дождь.
О трассе…
Shanghai International Circuit. 56 кругов по 5.45 км = 305 километров. 16 поворотов – медленных, среднескоростных и быстрых. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 322 км/ч с активированной DRS и 310 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа проходится 55% дистанции круга. Торможения занимают 15% дистанции круга. Восемь зон торможения.
По большинству параметров шанхайский автодром можно назвать «средним». Средний износ тормозов и шин, средний расход топлива и даже среднее время проведения пит-стопа. Отличительных черты у трассы две: самая длинная прямая в чемпионате (причём, это не прямая старт-финиш), и два длинных правых поворота с переменным радиусом.
Благодаря прямым, обгоны в Китае никогда не были проблемой, так что значимость поула относительно невысока. В то же время мощность двигателя может сыграть определяющую роль. Что касается правых поворотов, в первом из которых машины разворачиваются на 270 (!) градусов, то они сильно нагружают левую переднюю шину, которая и изнашивается в первую очередь.
О погоде…
Над автодромом в Шанхае часто висит смог, если нет сильного ветра. За 11 лет проведения Гран При Китая лишь трижды во время гонки небо было безоблачным, но и серьёзные дожди шли не часто, и бывали не слишком сильными – только в 2010-м по ходу гонки шёл настоящий ливень. Последние четыре года гонка проходила на сухой трассе.
Как правило, в Шанхае в дни Гран При достаточно прохладная погода, около 20 градусов тепла. По сравнению с Малайзией перед командами стоит прямо противоположная задача – не как охладить машину, а как прогреть тормоза и шины до рабочих значений.
О резине…
Как и год назад, Pirelli привезёт в Шанхай составы Soft и Medium. Этот выбор вновь подчёркивает «средний» во всех отношениях характер китайской трассы, так что SuperSoft здесь будет слишком быстро изнашиваться, а Hard – слишком долго прогреваться. В отличие от большинства трасс, где важно экономить ресурс задних шин, в Шанхае нужно следить за передними, добившись их прогрева до рабочей температуры, особенно в квалификации.
В последние годы число пит-стопов здесь колебалось между двумя и тремя, но в 2014-м большинству пилотов удалось проехать дистанцию с двумя сменами шин, с высокой вероятностью такой сценарий станет основным и в этом году. Всё, конечно, может изменить появление автомобиля безопасности – вероятность этого чуть более 30%.
Год назад в Шанхае…
Главные события прошлогодней гонки произошли не в воскресенье, а в субботу. Во время квалификации пошёл дождь, и если Льюис Хэмилтон в таких условиях выглядел убедительно, то Нико Росберг ошибся, его развернуло, и в результате он уступил не только напарнику, но и двум пилотам Red Bull Racing.
На старте Хэмилтон легко удержал лидерство и оставался первым вплоть до финиша гонки. Нико Росберг в первом повороте столкнулся с Валттери Боттасом, откатился на шестое место, но ближе к концу дистанции смог выбраться на второе место. Третьим финишировал Фернандо Алонсо, сумевший, несмотря на столкновение с Массой, на первом круге отыграть две позиции, а затем за счёт чуть более раннего пит-стопа опередить Феттеля.
В целом, гонка была достаточно спокойной, всего с двумя сходами, но завершилась она немного курьёзно. Запланированная дистанция составляла 56 кругов, но по ошибке Хэмилтону показали клетчатый флаг на круг раньше. Из-за этого, в соответствии с регламентом, результаты гонки были зафиксированы по 54-му кругу. Впрочем, на расстановку сил это не повлияло.