Гран При Бразилии: Пресс-конференция в воскресенье

Подиум Гран При Бразилии

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, какая гонка!
Льюис Хэмилтон: Да, неплохая!

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы ехали первым, но призывали стюардов остановить гонку и жаловались на аквапланирование. Расскажите об этом…
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, я бы хотел поблагодарить зрителей: гонка получилась очень долгой, но болельщики оставались на трибунах, несмотря на дождь. По-моему, в конце Гран При зрителей было ещё больше, чем в начале. И я очень ценю поддержку, которую чувствую здесь, в Бразилии.

Что касается меня, то я спокойно ехал впереди. Обычно, когда идёт дождь, для меня всё складывается удачно, так было и сегодня. Хотя условия такие, что всем пришлось непросто из-за сильного аквапланирования, но я должен сказать спасибо моей команде за те невероятные результаты, которых мы добились в этом году. Я очень горжусь, что выступаю за Mercedes!

Вопрос: (Мартин Брандл) Находясь за машиной безопасности, вы говорили, что внутрь шлема попадает вода – это было единственной проблемой сегодня?
Льюис Хэмилтон: Да, это было единственной проблемой, а в остальном я не допустил ни одной ошибки, мою машину ни разу не развернуло, и по ходу гонки даже было интересно, когда мне сообщали, что позади то один, то другой соперник терял контроль над машиной. У меня таких сложностей не было.

Вопрос: (Мартин Брандл) Пятьдесят вторая победа – по этому показателю вы обошли Алена Проста и сейчас занимаете вторую строчку среди всех гонщиков в истории, уступая лишь легендарному Михаэлю Шумахеру – мои поздравления! Нико, полагаю, второе место – не тот результат, на который вы рассчитывали, но он значим в битве за титул. На завершающий этап в Абу Даби вы отправитесь, имея 12 очков преимущества – что скажете?
Нико Росберг: Да, сегодня я не смог победить, а Льюис отлично справился со своей работой. Условия на трассе были очень сложными, так что я вполне могу смириться со вторым местом.

Вопрос: (Мартин Брандл) Макс Ферстаппен сегодня пилотировал очень агрессивно и выбирал необычные траектории для атаки. Полагаю, вы думали: «Эй, оставь меня в покое, я сражаюсь за титул!»
Нико Росберг: Когда я ехал за Максом на прямой, то увидел, как его развернуло на 90 градусов, и он едва не врезался в стену!

Вопрос: (Мартин Брандл) Мы видели, что и у вас был опасный момент на подъеме…
Нико Росберг: Мой инцидент тоже получился пугающим, но я смог удержаться на трассе.

Вопрос: (Мартин Брандл) Дирекции гонки пришлось непросто – машина безопасности, красные флаги. Полагаете, их решения были верными?
Нико Росберг: Условия выдались очень сложными, но сегодня все было сделано верно. Они правильно оценили ситуацию, но она была на грани.

Вопрос: (Мартин Брандл) Макс, позвольте пожать вам руку: впечатляющее выступление, болельщики уже назвали вас гонщиком дня!
Макс Ферстаппен: Невероятная гонка с красными флагами и сложными условиями особенно на последней прямой – там было очень скользко. На заключительном рестарте мне удалось опередить Нико Росберга. Потом возник напряжённый момент…

Вопрос: (Мартин Брандл) Расскажите о нем.
Макс Ферстаппен: Возможно, я немного наехал на поребрик, заблокировал все четыре колеса, но сумел избежать столкновения с барьером и продолжил гонку, оставшись вторым.

В конце гонки мы решили поставить промежуточную резину, но дождь усилился и стратегия не сработала. После пит-стопа я вернулся 14-м, много обгонял и всё-таки поднялся на подиум. Это потрясающе!

Вопрос: (Мартин Брандл) При атаке вы использовали совершенно иные траектории, нежели соперники…
Макс Ферстаппен: Когда я ехал за кем-то, я ничего не видел, поэтому приходилось выбирать альтернативные траектории.

Вопрос: (Мартин Брандл) Если вспомнить тот опасный момент, в каком соотношении вам потребовались мастерство и везение, чтобы избежать удара о барьер?
Макс Ферстаппен: Думаю, 50 на 50.

Вопрос: (Мартин Брандл) Я был уверен, что вы так скажете. Что ж, вы подарили нам интригу – отважный пилотаж в условиях, когда другие с трудом видели трассу! Льюис, Нико, вы видели инцидент Макса?
Нико Росберг: Я видел, как его машину развернуло под прямым углом к барьеру.

Льюис Хэмилтон: Я видел оба инцидента – и Макса, и Нико – на телевизионном экране.

Макс Ферстаппен: Эй, да он еще успевал смотреть на экран!

Вопрос: (Мартин Брандл) Да, Льюис, вы спокойно ехали впереди. Впереди развязка сезона, перед этапом в Абу-Даби вы уступаете двенадцать очков – каким будет настрой?
Льюис Хэмилтон: Я по-прежнему в положении догоняющего, я – охотник, и могу лишь продолжать делать то, что делаю. Команда предоставляет мне быструю машину, с надежностью тоже нет проблем, что подтверждается результатами. Буду бороться до конца и сделаю всё, что в моих силах, тем более, что в Абу-Даби я всегда выступал очень хорошо. Но сейчас собираюсь просто насладиться моментом! Выиграть Гран При Бразилии я мечтал с детства, наверное, с пяти- или шестилетнего возраста, с того момента, когда впервые увидел, как гонялся Айртон Сенна.

Вопрос: (Мартин Брандл) Да, для вас это первая победа на Интерлагосе!
Льюис Хэмилтон: Именно! Кстати, это 44-й Гран При Бразилии, так что для меня это был счастливый уик-энд!

Вопрос: (Мартин Брандл) Как вы оцениваете сегодняшний успех среди всех ваших 52 побед? Это была одна из труднейших гонок?
Льюис Хэмилтон: Для меня – одна из самых простых. Как правило, в Бразилии сложно гоняться в дождь, но у меня не было ни единого разворота, ни одного инцидента – всё прошло гладко. В 2008-м году в Сильверстоуне было намного труднее.

Пресс-конференция

Гран При Бразилии. Пресс-конференция в воскресенье

Вопрос: Льюис, для вас сегодня особенный день – первая победа в Бразилии! Не знаю, в курсе ли вы, но вам покорился очередной рекорд: это 24-я трасса, на которой вам удалось победить – подобного ранее в Формуле 1 не случалось. Гонка сочетала в себе все факторы, за которые любят этот спорт, но расскажите о своих эмоциях…
Льюис Хэмилтон: Сейчас я благодарен и счастлив! Я с детских лет мечтал выиграть эту гонку – к сожалению, подобные достижения всегда кажутся чем-то нереальным, осознание приходит лишь со временем, но после стольких лет стараний, взлетов и падений мои эмоции…

Этот Гран При очень трудно выиграть, сегодняшний день был одним из наиболее непростых в части аквапланирования и прочих факторов, однако для меня это была одна из наименее напряженных гонок за последние десять лет. Спасибо моим механикам и инженерам за невероятную работу – без них у меня ничего бы не получилось.

Вопрос: Когда гонку в очередной раз остановили, вы были удивлены и сообщили, что трасса в порядке. Какими были условия в тот момент, что вы подумали о решении дирекции гонки…
Льюис Хэмилтон: Первая остановка была вполне объяснима – участники вылетали за пределы трассы. Когда гонку возобновили, условия позволяли использовать промежуточные шины, но машина безопасности слишком долго оставалась на трассе. Не понимаю, почему в итоге ее выпустили во второй раз – условия ничуть не изменились, мы могли продолжать борьбу. Впрочем, безопасность превыше всего, этим и руководствовались. К счастью, сегодня никто не пострадал, так что решения были верными.

Вопрос: Нико, вы сделали то, что должны были. Полагаю, решающим стало то, что вы дважды не поддались на провокацию со стороны Red Bull Racing, когда они перешли на промежуточные шины – вы с Льюисом остались на дождевых…
Нико Росберг: Ситуация была на грани, но переходить на промежуточные шины казалось слишком рискованным – в паре поворотов ситуация оставалась сложной. На это попались Фелипе Масса и еще несколько гонщиков, а в нашей ситуации мы не можем позволить себе излишний риск. Решение оказалось верным, наша стратегия сработала.

Вопрос: Что вы чувствуете? Облегчение? Если в Абу Даби вы финишируете вторым, чемпионский титул будет ваш…
Нико Росберг: В этом плане я могу смириться с сегодняшним вторым местом. Правда, я рассчитывал на победу, но и второй результат – тоже неплохо.

Вопрос: Макс, впечатляющий пилотаж – откуда столько храбрости? Пожалуй, следует начать с атак на Райкконена и Росберга – расскажите об этом…
Макс Ферстаппен: В первом эпизоде я искал иные траектории, в итоге нашел нужную и понимал: если Кими ее не перекроет, у меня появится шанс выйти вперед. План сработал, Райкконен не мог разглядеть, что происходит впереди, а я появился из пелены брызг, затормозил на внутреннем радиусе и провел обгон. После этого я почувствовал облегчение, так как Ferrari немного отстали, и я сосредоточился на преследовании соперников впереди.

Потом гонку дважды останавливали красными флагами – как и Льюис, я не понимаю, зачем нужно было делать это второй раз, мы вполне могли продолжать. После очередного рестарта трасса оказалась в несколько худшем состоянии, у меня, тем не менее, был неплохой темп, я поборолся с Нико в третьем повороте, провел обгон и попытался подобраться к Льюису, но едва не допустил разворот и, к счастью, избежал контакта с барьером.

Мне удалось продолжить движение, а позднее команда позвала меня в боксы, так как Даниэль, перешедший на промежуточные шины, уже отыгрывал по секунде с круга. Моя резина тоже поначалу работала неплохо, но затем дождь усилился, на третьем секторе машина стала неуправляемой – пришлось снова ехать в боксы и откатываться на…

Не представляю, каким я был – пятнадцатым, шестнадцатым? В общем, я стал обгонять соперников, это было непросто, я не мог разглядеть, куда направить машину на прямой – это было неприятно, но я всё-таки сумел провести немало атак. Мне удалось вернуться на подиум – отличный результат!

Вопрос: Если бы гонка продолжилась на промежуточных шинах, Red Bull Racing, очевидно, оказались бы быстрейшими. В команде дважды пытались рискнуть, этот риск не оправдался, но если бы не эти попытки, смогли бы вы побороться за победу, или же Mercedes оказались бы слишком быстры?
Макс Ферстаппен: За победу? Вряд ли, но второе место было возможным. Мы достаточно уверенно держали вторую позицию, но иногда в попытках выиграть гонку нужно идти на риск. Так мы и поступили сегодня, этот план не сработал, но после серии отличных атак мы всё-таки финишировали на подиуме – лично я этому рад.

Вопросы с мест

Макс Ферстаппен

Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, не могли бы вы описать свои ощущения, когда обгоняли одного соперника за другим, выбирая совершенно иные траектории?
Макс Ферстаппен: Я выбирал иные траектории только потому, что за машиной соперника было невозможно что-либо разглядеть – приходилось пробовать иной подход, и это сработало. Помогало и то, что машина ехала безупречно. Здорово, когда получается прорываться – у нас оказалась далеко не лучшая стратегия, пришлось отыгрываться.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Вопрос ко всем, начиная с Льюиса. Гонку дважды останавливали красными флагами, вам в обоих случаях приходилось ждать по полчаса – насколько это отвлекало от ритма?
Льюис Хэмилтон: Ничуть не отвлекало – я с самого начала сохранял концентрацию. Хорошо, что во время второй паузы удалось немного перекусить, а в остальном я оставался собранным, что радует. В подобных ситуациях легко потерять концентрацию – к счастью, со мной этого не случилось.

Нико Росберг: Да, никаких проблем. Было приятно немного расслабиться, поесть спагетти и снова вернуться к работе.

Макс Ферстаппен: Полный порядок. Мне хотелось поскорее вернуться на трассу, потому я с нетерпением ждал соответствующего сигнала.

Вопрос: (Родриго Франка) Вопрос ко всем и отдельный вопрос для Льюиса. У бразильских болельщиков нет соотечественника, претендующего на титул, однако сегодня они с семи утра под дождем оставались на трибунах – что вы об этом думаете? Вам удалось подарить им зрелищную гонку, несмотря на сложные погодные условия. Льюис, будучи поклонником Айртона Сенны, чувствуете ли вы энергетику бразильских болельщиков?
Льюис Хэмилтон: Вне всяких сомнений, здесь одна из лучших зрительских аудиторий, бразильские болельщики всегда были влюблены в Формулу 1. Я использовал шлем, сочетающий мои цвета и цвета Айртона Сенны, так как в каком бы уголке мира я ни встречал бразильцев, они думают только о нем – невероятно, как много Айртон значил для них. Я горжусь тем, что победил на трассе, где побеждал Сенна.

Весьма примечательно, что болельщики так рано пришли на трибуны, несмотря на дождь – многие на их месте остались бы дома, но они поддерживали нас на протяжении всего дня. Бразилия традиционно поставляет чемпионату хороших гонщиков – уверен, в какой-то момент у этой страны снова появится свой победитель.

Нико Росберг: Еще в субботу было приятно проехать по трассе на ретро-автомобиле. Многие болельщики размахивали кепками с моим номером – здорово видеть такую поддержку. Перед этой пресс-конференцией я спустился с подиума и приветствовал трибуны – зрители ответили невероятными эмоциями, огромное спасибо им за всё!

Макс Ферстаппен: Было здорово наблюдать, как после двух остановок гонки болельщики всё равно остались на трибунах – это знак того, насколько они преданы Формуле 1. Когда я совершал обгон за обгоном, я сквозь голос инженера слышал приветственные крики – зрители были по-настоящему увлечены борьбой, и это замечательно!

Вопрос: (Михаэль Шмидт) В прошлые годы условия бывали и хуже – скажем, в Фудзи в 2007-м, но нынешними машинами в дождь управлять почти невозможно. Не могли бы вы пояснить, почему так происходит? Некоторые люди не могут понять, как лучшие гонщики в мире не могут справиться с гоночной машиной в непогоду…
Нико Росберг: Причина в том, что эти шины не лучшим образом противостоят аквапланированию. Мы работаем над этим в преддверии следующего сезона – хочется верить, удастся добиться прогресса. Было бы гораздо лучше, если бы ситуация не становилась чрезмерно рискованной, едва на трассе появляются небольшие лужи.

Льюис Хэмилтон: Такова Формула 1, дождевые условия – самые непростые. Если каждый сможет пилотировать безошибочно, это будет слишком просто. Мы мчимся на высоких скоростях, шины должны отводить немало воды, а с этим возникают сложности: чем быстрее едет машина, тем больше нагрузка на резину. Впрочем, сегодняшняя дождевая гонка была не такой уж и сложной – в плане аквапланирования бывало и хуже.

Макс Ферстаппен: Я не выступал в Формуле 1 в 2007-м, но полагаю, что у нынешних машин просто больше мощности и крутящего момента – они разгоняются быстрее, но имеют меньше прижимной силы. В следующем году эта проблема будет отчасти решена, за счет большей прижимной силы пилотировать в дождь станет проще. Конечно, мы работаем и над шинами, но и увеличение прижимной силы должно помочь.

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для гонщиков Mercedes. Нико, вы победили в Абу-Даби в 2015-м, Льюис – в 2014-м. Что скажете о последнем этапе, который решит судьбу титула? Полагаете, у вас больше шансов, чем у Льюиса?
Нико Росберг: Финальный уик-энд будет интересным! Мне хочется выиграть эту гонку, я постараюсь сделать это. В Абу-Даби я успешно выступал, но вряд ли это поможет в нынешнем сезоне: всем предстоит начать заново. Ощущения позитивные, так что посмотрим.

Льюис Хэмилтон: Я должен продолжать в том же духе. Нико финишировал во всех гонках нынешнего сезона, кроме Гран При Испании, где мы оба сошли – фантастическая надежность, одолеть его будет очень непросто.

Впрочем, это не значит, что я не смогу выиграть гонку – постараюсь использовать всю свою энергию и ту неплохую скорость, что была у меня в нескольких предыдущих Гран При. Я буду атаковать изо всех сил, чтобы финишировать максимально высоко – это всё, что в моих силах.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё