Участники: Фелипе Масса (Williams), Себастьян Феттель (Ferrari), Нико Росберг (Mercedes), Льюис Хэмилтон (Mercedes), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Чарли Уайтинг (FIA).
Вопрос: Фелипе, это ваш последний Гран При Бразилии в Формуле 1...
Фелипе Масса: Думаю, для меня он будет особенным. Моя последняя домашняя гонка… Я вырос в этом месте и помню, как на этих трибунах болел за Айртона Сенну, Нельсона Пике, как мечтал выступать в Формуле 1.
Потом мне удалось пробиться в Формулу 1, я дважды побеждал в Интерлагосе, не раз поднимался на подиум – для меня это фантастический автодром. Мне, определенно, будет не хватать этой гонки, и когда я через год приеду сюда посмотреть на соперничество, я буду очень тосковать, но я горжусь всем, что мне довелось пережить за пятнадцать лет в Формуле 1, и счастлив тем, что встретил здесь немало хороших гонщиков и довольно долго сражался с ними. Мне будет не хватать этапов по всему миру, друзей – полагаю, уик-энд действительно станет особенным…
Вопрос: У вас было немало славных моментов в Бразилии – поулы, несколько подиумов и две знаковые победы за Ferrari. Какой из моментов можно назвать наиболее ярким, и чем запомнилось соперничество?
Фелипе Масса: Сложно сказать, ведь речь идет о лучших гонщиках в мире. Каждый, кто попал в Формулу 1, сделал это за счет исключительного таланта, конкуренция здесь предельно высокая, и я многому научился – это потрясающий жизненный опыт.
Должен признать, что быть гонщиком Формулы 1 нелегко, но я фантастически провел эти годы и счастлив тем, чего удалось добиться. Я всегда буду помнить этих парней как жестких соперников – впрочем, за последние годы наши отношения вне трассы стали чуть теплее, а когда мы все завершим карьеру, они будут еще лучше. Желаю гонщикам всего хорошего!
Вопрос: Спасибо! Льюис, уверен, воспоминания о сезоне 2008 года по-прежнему сильны – тогда вы выиграли в Бразилии первый из своих трех чемпионских титулов, но в тот день Фелипе одержал победу в гонке и на подиуме вел себя очень достойно. Каким соперником был для вас Масса?
Льюис Хэмилтон: Соперничать с Фелипе здорово – мы подружились ещё в те времена, когда я выступал в GP2. Еще до сезона 2008 года сражаться с ним было для меня честью, я всегда буду хранить те воспоминания. Да, постепенно мы будем стареть, смещать более возрастных гонщиков, что выступают сегодня, затем сами сойдем со сцены и станем наблюдать за молодыми талантами, но мир Формулы 1, уверен, будет скучать по Фелипе.
Вопрос: Вопрос к остальным – что вы думаете о последнем домашнем Гран При для Фелипе Массы? Какую атмосферу можно ждать на трибунах в предстоящий уик-энд?
Нико Росберг: Уверен, она будет потрясающей, бразильцы окажут Фелипе сумасшедшую поддержку. Он много сделал для Формулы 1, его уход станет большой потерей для спорта.
Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: Повторить его карьеру мечтают многие – провести столько лет в Формуле 1, четырежды претендовать на чемпионский титул! Думаю, уик-энд станет для него особенным – в целом Гран При Бразилии всегда отличала замечательная трасса и уникальная атмосфера.
Вопрос: Себастьян, вы несколько раз побеждали в Бразилии, не раз сражались с Фелипе – что скажете?
Себастьян Феттель: Думаю, нет смысла говорить о таланте Фелипе – без сомнений, это один из наиболее одаренных гонщиков. Кроме того, он замечательный человек, при взгляде на которого хочется улыбнуться, ведь сам он словно светится изнутри. Нам будет этого не хватать. Надеюсь, Фелипе будет иногда нас навещать – желаю ему всего наилучшего! Что касается нынешнего этапа, было бы здорово увидеть на трибунах много бразильских флагов в поддержку Фелипе, ведь у него была замечательная карьера, и это его уик-энд.
Вопрос: Даниэль?
Фелипе Масса: Осторожнее выбирай слова!
Даниэль Риккардо: С нетерпением жду воскресного парада пилотов – за все годы моих выступлений любому, кто был напарником Фелипе, там доставалось по полной! В этот уик-энд Фелипе получит дополнительную порцию обожания и, возможно, несколько забавных бразильских прозвищ, но это по-своему смешно! Атмосфера на автодроме всегда потрясающая – думаю, нас ждут фантастические болельщики!
Вопрос: Возвращаемся к Льюису и Нико. До конца сезона ещё две гонки, и победа в воскресенье делает вас, Нико, чемпионом мира. Льюис, вам тоже хочется выиграть Гран При Бразилии, ведь ранее вам этого не удавалось. Что скажете? Прессинг усиливается? Нико, прошу вас ответить первым…
Нико Росберг: Настроение отменное, здорово сражаться за чемпионский титул за два этапа до конца сезона. С нетерпением жду уик-энда, постараюсь победить.
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: У меня с этим этапом связаны смешанные воспоминания, так что победить здесь впервые – особенный вызов, который в свое время покорился Нико и Фелипе. Впрочем, такова моя цель, терять всё равно нечего.
Вопрос: Вопрос к гонщикам, сидящим во втором ряду. Учитывая конфигурацию трассы и прогноз погоды на уик-энд, каковы шансы на борьбу с Mercedes? Даниэль?
Даниэль Риккардо: Есть вероятность дождя, что обещает интересный расклад. У соперников прессинг несколько выше, но я бы не отказался быть на их месте – мне нравится такая дополнительная нагрузка. В любом случае, если представится возможность, мы должны её использовать. При дожде будет веселее – посмотрим, как всё сложится. Надеюсь, нас ждет славная гонка.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: В силу определенных причин в Бразилии гонки всегда получаются особенными – не знаю, в чем конкретно секрет. На этой трассе интересно гоняться, но, пожалуй, само сочетание невероятной атмосферы и местной погоды обеспечивало по-настоящему сумасшедшие Гран При. Вы вспомнили этап 2008 года, заключительная гонка в 2012-м тоже получилась фантастической – уверен, в воскресенье нас тоже ждет что-то интересное. Да, большинство из нас не сражаются за титул, но мы будем бороться за победу в конкретной гонке. Погодные условия, прочие факторы – они могут всё изменить.
Вопрос: Макс, потенциально Red Bull Racing может рассчитывать на победу в Гран При Бразилии?
Макс Ферстаппен: Гонщик всегда старается победить, однако у меня нет достаточного опыта выступления в Бразилии при смешанных погодных условиях. Конечно, я видел немало гонок по телевизору – думаю, этап, как всегда, получится захватывающим. Мне понравилось гоняться здесь в прошлом году – хочется верить, с дождем будет еще интереснее, так что с нетерпением жду начала уик-энда.
Вопросы с мест
Вопрос: (Педро Лопес) Даниэль, как прошла ваша вчерашняя мясная вечеринка?
Даниэль Риккардо: Неплохо! К счастью, всё уже позади, иначе я бы потел до сих пор!
Вопрос: (Кевин Исон) Себастьян, вы начинали сезон с надеждами и мечтаниями, но год получился небогатым на результаты. Вы по-прежнему верите, что станете чемпионом с Ferrari?
Себастьян Феттель: Да.
Вопрос: (Кевин Исон) Почему?
Себастьян Феттель: Я привык с оптимизмом смотреть в будущее. Переход стал для меня серьезным решением, я понимал, что путь к успеху потребует времени. Предыдущий сезон мы провели очень здорово, постепенно приближались к Mercedes, потому ожидания от нынешнего сезона были высокими: заняв второе место в Кубке Конструкторов, вы нацеливаетесь на первое. Да, нам не удалось выполнить задачу, но, в любом случае, цель – сражаться за титул, и я вижу внутри команды немало перемен, которые сделают нас сильнее. Не сомневаюсь, успех – вопрос времени.
Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для Нико, потом – для Льюиса. Нико, вы выиграли предыдущие два Гран При Бразилии, всякий раз стартуя с поула, притом Льюис в обоих тех случаях тоже выглядел очень конкурентоспособно. Возможно, вы нашли некий ключ к успеху на этой трассе? Льюис, почему вы не могли одолеть Нико в двух предыдущих Гран При Бразилии?
Нико Росберг: Мне нравится эта трасса, я всегда выступал на ней здорово и с нетерпением жду предстоящий уик-энд. Предыдущие две победы были особенными, но в этот раз нужно всё начинать с нуля, прошлые успехи не помогут мне победить в ближайшее воскресенье.
Льюис Хэмилтон: Не знаю, почему мне не удавалось здесь победить – у меня нет для вас ответа. Я стараюсь сделать это каждый год, в этот раз буду пытаться еще активнее.
Вопрос: (Дэн Натсон) Фелипе, полагаю, после гонки вас захлестнут эмоции. Насколько сложно будет в последний раз заглушить здесь мотор?
Фелипе Масса: Находясь в кокпите, ты думаешь только о том, как сработать максимально эффективно. Скорее всего, на протяжении всей дистанции я буду сосредоточен на работе и стремлении добиться лучшего результата для себя и команды, поскольку сейчас это крайне важно для нашего соперничества с Force India. Возможно, уже после клетчатого флага наступит тот особенный момент – будет волнующе проехать свой самый последний круг по Интерлагосу. По ходу гонки ты концентрируешься на текущих задачах, но после эмоции могут быть совершенно иными…
К пресс-конференции присоединяется директор гонок FIA Чарли Уайтинг...
Вопрос: Чарли, есть несколько моментов, требующих разъяснений. Для начала мы хотели бы поговорить о ситуации, когда Льюис Хэмилтон на старте срезал второй поворот, и о том, как позднее Макс Ферстаппен повторил этот маневр в том же самом месте. В чем разница между этими двумя моментами?
Чарли Уайтинг: Принципиальная разница в том, что Льюис не получил никакого длительного преимущества, а Макс – наоборот. Готов продемонстрировать на повторе – возможно, это поможет.
Эпизод первый – думаю, вы все его прекрасно помните. Видно, как Льюис допускает ошибку на входе в поворот, срезает апекс, получает заметное преимущество, но затем сам от него отказывается. На прямой между третьим и четвертым поворотами он сбрасывает газ на 20%, чтобы уменьшить полученное ранее преимущество – минутой позже появится автомобиль безопасности, и отрыв исчезает вовсе. Потому стюарды решили, что здесь не было какого-либо длительного преимущества.
В случае с Максом и Себастьяном если бы Макс повторил действия Льюиса на прямой между третьим и четвертым поворотами, он практически наверняка потерял бы позицию – потому стюарды сошлись во мнении, что Ферстаппен заслуживает штрафа, так как он получил длительное преимущество. С позиции стюардов в этом фундаментальное отличие между двумя ситуациями.
Вопрос: Спросим гонщиков. Макс, что скажете после того, как посмотрели повтор и услышали комментарии Чарли?
Макс Ферстаппен: Я не согласен с решением, но это ни на что не влияет, не так ли? Если уж назначать штрафы, то назначать их либо в обоих случаях, либо не назначать вовсе. Возможно, нам следует всё изменить таким образом, чтобы выезд за пределы трассы был сам по себе невыгоден, вместо того, чтобы стюарды определяли меру наказания. Нужно такое решение, чтобы выезд за пределы трассы был наказанием сам по себе…
Вопрос: Льюис, ваше мнение?
Льюис Хэмилтон: В целом я согласен с пояснением Чарли, хотя у меня нет четкого мнения. Работа стюардов очень сложна, поскольку каждый инцидент уникален – к примеру, в моем случае сразу после ошибки на трассе появилась машина безопасности. Нелегко применять одно и то же правило к разным ситуациям, но я также согласен с Максом в том, что мы должны сотрудничать с Чарли, чтобы стюардам было проще принимать решения, и чтобы эти решения были более понятными для всех.
Вопрос: Перейдем к следующей теме. Смещения в зоне торможения активно обсуждались по ходу сезона, притом в Остине FIA выпустила разъяснения. В свете этих разъяснений не могли бы вы прокомментировать оборону Себастьяна от атак Даниэля в предыдущей гонке?
Чарли Уайтинг: Возможно, здесь нам следует вернуться к событиям в Венгрии, где было две схожих ситуации с участием Кими Райкконена и Макса Ферстаппена. Всё это долго обсуждалось в Германии на брифинге пилотов, где все сошлись во мнении, что смещаться на торможении нельзя.
Мы с этим согласились, однако уже в Японии произошел инцидент между Максом и Льюисом. Тогда Льюис сообщил по радиосвязи: «Макс сместился на торможении». Стюарды не нашли в той ситуации нарушения, что привело к активной дискуссии на брифинге в Остине, после которого я опубликовал разъяснения, на что именно следует обращать внимание стюардов. По сути, в Мексике стюарды впервые принимали решение с учетом этих разъяснений.
В правилах есть три ключевых аспекта: во-первых, пришлось ли одному из гонщиков уходить от столкновения, во-вторых, имела ли место быть несвойственная смена направления движения в зоне торможения, в-третьих, несло ли это действие опасность другому гонщику. Если все три условия присутствуют, стюарды должны признать маневр опасным и применить штраф. Стюарды сошлись во мнении, что Себастьян сместился на торможении, и это очевидно как на телеметрии, так и на повторе: это была потенциально опасная несвойственная смена направления движения, которая могла привести к столкновению. Если посмотреть запись…
Полагаю, никто из вас не видел этот ракурс с одной из камер на трассе. Отчетливо видно, как сперва обе машины находятся на левой стороне трассы, затем Себастьян смещается вправо и уже в зоне торможения возвращается на левую часть, где Даниэлю приходится уклоняться от контакта. С бортовой камеры видно: если бы Даниэль ударил правой передней частью в заднюю левую часть машины Себастьяна, итог был бы совершенно иным. Стюарды сочли это потенциально опасным маневром, все три озвученные мной условия присутствовали, потому был применен штраф.
Вопрос: Снова спросим гонщиков. Даниэль?
Даниэль Риккардо: После гонки мы беседовали со стюардами – полагаю, и болельщикам, и нам не хочется так долго после финиша ждать итогового решения, но что было, то было. Маневр был ровно таким, как его описал Чарли. Когда пытаешься обогнать на торможении, действуешь на пределе, и на любое движение здесь уже невозможно среагировать – потому я заблокировал колеса и откровенно «смазал» поворот. Не скажу, что ситуация вовсе вне контроля, но как только задействованы тормоза, сделать что-либо мы не в силах.
Когда атакуешь на прямой, и соперник смещается в одну сторону, ты можешь сместиться в другую, но при нажатых тормозах сложно менять направление движения. Потому я считаю решение стюардов верным. Полагаю, болельщикам было сложно после гонки всё это воспринять, но мы попытаемся… Мне нравятся жесткие сражения, просто мы постараемся впредь не смещаться на торможении, чтобы подобных прецедентов не возникало.
Вопрос: Себастьян, ваше мнение?
Себастьян Феттель: Я не согласен с решением стюардов, поскольку сместился лишь единожды, а затем оставил Даниэлю достаточно места на внешней стороне трассы. На большей части торможения моя машина ехала строго прямо, а Даниэль, как мне кажется, заблокировал колеса лишь потому, что на внутренней стороне трассы уровень сцепления был заметно ниже. В поворотах, находясь вне траектории, гонщики часто блокировали колеса, так что со стороны инцидент выглядел несколько драматичнее, чем было на самом деле. Не думаю, что маневр был таким уж опасным для Даниэля, но решение принято, пришлось смириться.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ливио Орихио) Чарли, комментарии понятны, но проблема в том, что на разных этапах работают разные стюарды, и мы не вполне уверены, что люди руководствуются одинаковыми критериями – потому возникают вопросы к интерпретации правил. Вам не кажется, что это неправильно, когда в одной гонке стюарды руководствуются одними принципами, а в другой – другими? Полагаю, гонщики жаловались именно на это.
Чарли Уайтинг: Не могу с вами согласиться. Как заметил Льюис, каждый инцидент уникален. На первый взгляд может показаться, что ситуация практически идентична той, что была в предыдущей гонке, но если разобраться подробнее…
Следует помнить, что в распоряжении стюардов огромное количество информации, недоступной обывателю – легко утверждать, что решения принимаются непоследовательно, но в большинстве случаев, если вникнуть в детали, вы сами обнаружите, что инцидент А вовсе не похож на инцидент Б. Есть незначительные отличия, для которых временами требуются дополнительные разъяснения.
Вопрос: (Алан Болдуин) Чарли, вы не коснулись темы ненормативной лексики в радиообмене – в частности, слов, сказанных Себастьяном в ваш адрес. Что вы об этом думаете?
Чарли Уайтинг: Что ж, я поделюсь с вами своим мнением. В Формуле 1 ненормативная лексика звучит не впервые, и тот факт, что она была направлена в мой адрес, безусловно, огорчает, но досада Себастьяна была вызвана определенными обстоятельствами, и то, что сразу после гонки он подошел ко мне и извинился, для меня вполне достаточно – я готов забыть о случившемся и двигаться дальше. Думаю, именно так нам всем следует поступать. В пылу борьбы случается всякое – думаю, вы видели реакцию FIA, ее вполне достаточно.
Вопрос: Себастьян, если желаете, можете ответить…
Себастьян Феттель: Я готов ещё раз извиниться за свои слова, но если вы ведёте борьбу на трассе, то вполне понятно, что я был сильно расстроен из-за всего, что тогда произошло. Хотя, конечно, теперь сожалею по поводу сказанного. Я хорошо понимал, что сразу после гонки должен поговорить с Чарли, а кроме того потом я отправил ему письмо. И я рад, что он принял мои извинения.
Вопрос: (Алан Болдуин) В FIA обратили внимание, что ругань в эфире может негативно повлиять на подрастающее поколение. Возможно, Макс, вы тоже выскажетесь по данному поводу…
Макс Ферстаппен: Спасибо! Если в пылу борьбы у вас под рукой есть радиосвязь, можно выкрикнуть что-то непотребное. Представьте, мы бы раздали микрофоны футболистам и слушали все 90 минут их реплики в борьбе. Представляете, что мы бы услышали? Или, скажем, не в футболе, а в регби… Может радиопереговоры стоит вообще убрать из эфира? Нужно понимать, что мы ведём борьбу на пределе, сражаемся с соперниками колесо в колесо, чувствуем прилив адреналина. Если подобные инциденты плохо влияют на подрастающее поколение, возможно, не стоит их транслировать в эфир.
Вопрос: Льюис, вы кивнули. Согласны с Максом?
Льюис Хэмилтон: Нет, мне кивнули из зала.
Вопрос: (Ральф Бах) Чарли, по-вашему, как часто человеку, вроде Дональда Трампа, с его манерой излагать свои мысли, пришлось бы ходить к стюардам из-за ненормативной лексики? Спрашиваю потому, что господин Трамп недавно выиграл президентские выборы в США. Полагаете, этот посыл правильный для молодежи? Английский сленг используется всеми в мире, в том числе в университетах…
Чарли Уайтинг: Честно говоря, не представляю, как должен поступить Дональд Трамп. Своё мнение по поводу ненормативной лексики я озвучил, вопрос в том, стоит ли в принципе транслировать ее в эфир, нужно обсуждать дополнительно. Не понимаю причин вашего вопроса – я своим предыдущим ответом четко обозначил собственное отношение к тому, что произошло в Мексике.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Себастьян, не кажется ли вам, что после двух предыдущих гонок вам необходимо восстановить свою репутацию? Инциденты, использование ненормативной лексики… Не кажется ли вам, что, теряя терпение по ходу гонки, вы снижаете собственный натиск на соперника вроде Макса и тем самым наказываете самого себя?
Себастьян Феттель: Не уверен, что понял вопрос. Очевидно, что-то было в Остине, раз вы говорите о двух предыдущих гонках… Не могли бы вы повторить?
Вопрос: (Андреа Кремонези) Вопрос в том, желаете ли вы восстановить свою репутацию после двух предыдущих гонок…
Себастьян Феттель: Мы неплохо провели те две гонки, в Мексике я стартовал седьмым, но в итоге сражался за подиум, что можно считать достижением. Соглашусь с остальными гонщиками: в пылу борьбы адреналин зашкаливает, а я не хотел довольствоваться четвертым местом, пусть даже это неплохой результат при старте с седьмой позиции – мне хотелось бороться за подиум, раз уж представился такой шанс. Обстоятельства не помогали, но я делал всё, что было в моих силах.
Мы не раз наблюдали, насколько сложно атаковать – я создал для Макса прессинг, ну а дальше вы сами всё знаете. В целом оба предыдущих этапа прошли неплохо, и если можно что-то критиковать, так это наше выступление в субботу, не идущее ни в какое сравнение с тем, что мы демонстрировали в воскресенье.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Чарли, многие проблемы, связанные с выездом за пределы трассы, объясняются тем, что сам выезд не наказывается никаким штрафом – можно спокойно вернуться на траекторию, сохранив при этом позицию. Планируете ли вы реконструировать трассы, чтобы подобных случаев больше не было, и что думают об этом сами гонщики?
Чарли Уайтинг: Мы уже применяли отдельные решения на трассах, где случались ситуации вроде той, что была в Мексике – скажем, во второй шикане в Монце, последней шикане в Монреале или во втором повороте в Сочи.
Мы разработали систему, при которой гонщик вынужден возвращаться на траекторию определенным маршрутом и терять на этом время. В прошлом году в Мексике этой проблемы не было, поскольку травяное покрытие было более свежим и, к тому же, влажным, из-за чего было сложнее просто проехать прямо – в этом году всё стало намного проще, из-за чего возникли проблемы.
Впрочем, устранить эти проблемы довольно просто, достаточно применить аналогичные решения, из-за которых гонщики будут медленнее возвращаться на траекторию – тогда не возникнет споров, было ли получено какое-либо преимущество. Думаю, как раз об этом чуть раньше говорил Макс.
Нико Росберг: Будет здорово, если появится система, при которой машина сама собой замедлялась бы в зонах вылета. Думаю, это решит проблему.
Вопрос: (Луис Фернандо Рамос) Чарли, если говорить об инциденте в первом повороте, стало ли появление машины безопасности решающим доводом в пользу неприменения штрафа к Льюису Хэмилтону? Вы сказали, что он не получил длительного преимущества, однако, судя по повтору, на торможении перед первым поворотом у него было преимущество в один корпус машины, а перед четвертым поворотом, несмотря на сброшенную скорость – четыре-пять корпусов. Если бы машина безопасности не выехала на трассу, стюарды позволили бы Хэмилтону продолжить гонку? И вопрос к гонщикам, кто еще не высказывался по этому поводу – ваше мнение?
Чарли Уайтинг: Мы собирались попросить Льюиса сбросить скорость, чтобы восстановить отрыв, который был у него на входе в первый поворот, но заметили на телеметрии, что он уже всерьез замедлился. В следующий момент был объявлен режим виртуального сейфти-кара, затем на трассу выехала реальная машина безопасности, так что смысла в дальнейших действиях не было – иначе мы поступили бы соответствующим образом.
Вопрос: (Эрик Габриэль) Вопрос для Льюиса и Нико. Мы много говорили о стиле пилотирования Макса Ферстаппена – что вы думаете о нем и не опасаетесь ли, что Макс может вмешаться в ход битвы за титул?
Нико Росберг: Опасаюсь? Ни в коем случае. Стиль пилотирования? Важно, что мы продолжаем обсуждать подобные вопросы, поскольку важно добиться последовательности в принимаемых решениях. Нужно понять, как достичь прогресса, ведь речь не идет об одном конкретном гонщике – единый подход нужен всем.
Льюис Хэмилтон: Для начала вам стоит убрать подальше свой мобильный телефон – знаете, он представляет опасность, радиация и всё такое. (общий смех) Эй, серьезно, я пытаюсь помочь! На самом деле, я могу лишь прокомментировать пилотаж Макса по ходу сезона – он очень талантливый юноша… Да, я называю его юношей, поскольку для меня он остается слишком молодым, ему нет и двадцати. Максу предстоит многому научиться, но пока он неплохо справляется и со временем станет тем, с кем придется считаться.
Макс Ферстаппен: Я продолжаю с ними переговоры по вопросу, кто заплатит мне больше. Ответ узнаем в воскресенье!
Вопрос: (Фредерик Ферре) Вопрос ко всем, кроме Льюиса и Нико. В оставшихся гонках будете ли вы аккуратнее вести себя с Льюисом или Нико, зная, что они сражаются за титул?
Даниэль Риккардо: Честно – нет, поскольку каждый этап для нас сродни старту сезона. В Мельбурне ты сражаешься изо всех сил, точно так же действуешь в концовке, а чемпионат в итоге сложится так, как должен сложиться. Не думаю, что нам следует каким-либо образом способствовать результату: тот факт, что Льюис и Нико сражаются за титул, не означает, что мы не должны пытаться их атаковать, если выпадает такой шанс.
Я всегда с уважением отношусь к соперникам, но намерен бороться на пределе, и если будет возможность… Как правило, если мы сражаемся с Mercedes, значит, речь идет о возможной победе в гонке, а если появляется такой шанс, я не намерен его упускать. Чемпионат закончится так, как получится, победитель будет один, и мы не должны влиять на конечный результат, самоустраняясь от борьбы на трассе. Думаю, вы меня поняли.
Себастьян Феттель: Мы гоняемся с целью увидеть клетчатый флаг – соответственно, ты не будешь делать что-то, что не позволит тебе достичь желаемого. Это касается и борьбы с претендентами на титул, но, опять же, следует помнить, что парни в силу определенных причин по ходу сезона сработали лучше прочих, смогли обеспечить себе нынешние позиции, и остальные участники должны относиться к этому с уважением.
Макс Ферстаппен: Представьте, как мы говорим своей команде: «Я лучше останусь в стороне от борьбы и просто буду ехать рядом с ними». Уверен, и соперникам это вряд ли понравится. В борьбе мы всегда с уважением относимся к конкуренту и не пытаемся зацепить кого-либо – так было на протяжении всего сезона и при атаке, и при обороне позиций. Подход не меняется.
Фелипе Масса: Мне хотелось бы побороться с Льюисом и Нико в гонке, и если представится такой шанс, им следует быть осторожными, так как я буду сражаться изо всех сил.
Вопрос: Нико и Льюис, вы слышали ответы гонщиков – примерно такого отношения к себе вы ждете в предстоящий уик-энд и через две недели в Абу Даби?
Нико Росберг: Разумеется, они не намерены ослаблять натиск лишь потому, что кто-то сражается за титул. Каждый из нас остается бойцом, потому такой подход вполне очевиден.
Вопрос: (Бруно Викариа) Чарли, что скажете об обновленном автодроме? Вас устроила реконструкция?
Чарли Уайтинг: Конечно. У команд теперь больше пространства, условия для работы стали заметно лучше, как и инфраструктура в целом.
Вопрос: (Ливио Орихио) Чарли, вы пришли в Формулу 1 в семидесятых в роли механика, затем стали гоночным инженером, а сегодня мы, большей частью, обсуждаем здесь поведение гонщиков? Считаете ли вы, что все эти правила, касающиеся их поведения, являются признаком прогресса спорта? Что об этом думают сами гонщики?
Чарли Уайтинг: К сожалению, спорт становится всё более сложным, постоянно появляются запросы на какие-либо разъяснения – правила становятся всё более объемными и детальными.
К примеру, все правила, касающиеся пилотажа, можно сформулировать одним предложением: гонщик должен пилотировать безопасно. Но когда у вас есть столь простая формулировка, вас постоянно спрашивают, что именно она означает, можно ли поступать вот так, делать вот это…
Потому правила становятся всё более объемными, всегда есть потребность в большей детализации, большей точности, и это касается не только пилотирования, но и спортивной и технической составляющих. Регламент становится более сложным, поскольку каждый старается взять максимум от любой ситуации, и лично я не вижу никакой вероятности, что правила станут сколь-нибудь проще: у нас технически сложный вид спорта, и на протяжении последних двадцати лет он становился всё сложнее.
Даниэль Риккардо: После предыдущей гонки я опротестовывал маневр, притом это был специфический маневр на торможении, но в остальном нам должно быть позволено… Знаете, на самом деле за последние два года правила стали немного мягче.
Мы постоянно пытались добиться для себя большей свободы в гонке, и с тех пор ситуация стала заметно лучше. Да, всегда будут инциденты, в которых кто-то останется недовольным, но мы должны иметь возможность полностью выкладываться на трассе – это делает спорт захватывающим, освобождает эмоции и делает каждого из нас личностью.
Болельщиков привлекает в гонщике то, как он проводит Гран При, как реагирует на обстоятельства. Каждый из нас обожает гонки, мы приезжаем на этап, чтобы победить, но если нет шансов на первое место, тебе не хочется просто так ехать в воскресенье в своем темпе – хочется сражения. Мы всегда жаждем прогресса в той или иной области, но нам бы не хотелось, чтобы правила стали слишком жесткими, и участники боялись бы сделать лишний шаг. По-моему, сейчас ситуация вполне приемлемая.
Льюис Хэмилтон: Соглашусь с Даниэлем. Мы все здесь ради бескомпромиссной борьбы, притом у нас разные мнения насчет правил, поскольку для каждой ситуации у нас есть две противоположные точки зрения. Потому нам необходимы посредники вроде Чарли, которые, не имея никаких предубеждений и предпочтений, помогают принять верное решение, позволяющее открыто соперничать друг с другом и притом действовать в рамках правил.
Макс Ферстаппен: Вполне естественно, что гонщики не должны сталкиваться друг с другом или вынуждать соперника терять много позиций. В остальном можно сражаться в полную силу.
Вопрос: (Ральф Вудалл) Чарли, не могли бы вы пояснить, почему Себастьяну добавили десять секунд штрафа, а Максу – пять?
Чарли Уайтинг: В каждой ситуации у стюардов есть несколько вариантов штрафа: добавить пять или десять секунд, назначить проезд по пит-лейн или десятисекундную остановку в боксах. Нарушение со стороны Себастьяна стюарды сочли более серьезным, потому был применен десятисекундный штраф.
Перевод: Валерий Карташев