1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Валттери Боттас (Mercedes)
Интервью на подиуме
Вопрос: (Марк Уэббер) Себастьян, зимой команда работала тысячи и тысячи часов, но теперь это окупилось. Блестящая победа! Что вы чувствуете?
Себастьян Феттель: Просто невероятно! Спасибо всем за фантастический Гран При – он получился немного безумным, но в хорошем смысле. Когда я возвращался на пит-лейн, болельщики выбежали на трассу с флагами Ferrari! Это было невероятно, спасибо за поддержку! Нам нужна была эта победа. Вся команда напряженно работала, парни на трассе и на базе почти не спали. Машина была великолепна, мне нравилось её пилотировать. Спасибо!
Вопрос: (Марк Уэббер) Перейдем к обладателю второго места – Льюису Хэмилтону, который сегодня сделал всё от него зависящее. (слышит гул трибун) Да брось, Австралия, Льюис сработал феноменально! Поул, безупречный старт – похоже, не сработала только стратегия. Вам было настолько необходимо ехать в боксы? Почему это произошло так рано? После пит-стопа отобрать победу у Себастьяна было почти невозможно…
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, нужно поздравить Ferrari, сегодня они сработали отлично. Для нашей команды уик-энд тоже складывался неплохо, но по ходу гонки у меня начались проблемы с шинами, пришлось отправиться на пит-стоп раньше соперников, после чего я застрял позади Red Bull Racing, но такое тоже бывает.
В целом гонка была отличной, наша команда заработала немало очков, а я хочу поблагодарить австралийскую публику. Посмотрите, сколько здесь болельщиков – именно поэтому мы так любим приезжать в Мельбурн!
Вопрос: (Марк Уэббер) Отлично сработано, Льюис, не приходится ожидать иного от чемпиона мира. Валттери, вы впервые здесь с Mercedes, что скажете? Отличный уик-энд, ни одной ошибки…
Валттери Боттас: Первая гонка с новой командой, хочу сказать спасибо всем! Коллектив встретил меня очень тепло, мы активно готовились к первому этапу. Всё прошло гладко, правда, сегодня Ferrari оказалась слишком быстра, значит нам предстоит работать еще интенсивнее. Но я сам и команда к этому готовы. Сезон только стартовал, я начал его с подиума, нам по силам прогрессировать дальше – с нетерпением жду следующих гонок!
Вопрос: (Марк Уэббер) Спасибо! Себастьян, для вас это 43 победа, притом предыдущий раз я наблюдал подобную атмосферу на трибунах во времена нашего общего кумира – Михаэля Шумахера. Полагаю, вы испытываете невероятные эмоции, наблюдая реакцию многочисленных итальянских болельщиков в Мельбурне, выиграв первую гонку сезона и навязав борьбу Льюису Хэмилтону…
Себастьян Феттель: Впереди ещё много гонок, поэтому сейчас мы просто наслаждаемся успехом. Как я уже сказал, мы провели напряженную зиму, но сегодня увидели невероятную гонку. Не могу сказать, что я полностью доволен стартом – он получился немного нервным.
Вопрос: (Марк Уэббер) Мне так не показалось…
Себастьян Феттель: Из-за пробуксовки я едва не пропустил Валттери Боттаса в первом повороте, но обеспечил себе неплохой выход. После этого я старался прессинговать Льюиса, чтобы в Mercedes видели – мы рядом и ведем борьбу. Конечно, мне повезло, что Льюис застрял в трафике, но при этом у меня с шинами все было в порядке, а машина быстра. Прекрасная работа команды! Как я уже сказал, поддержка на трассе была невероятной – я смотрел по сторонам, особенно на последнем секторе, и всякий раз видел множество флагов! Спасибо болельщикам!
Вопрос: (Марк Уэббер) Что можете сказать о новых машинах в сравнении с прошлогодними?
Себастьян Феттель: По сравнению с прошлым годом новые машины позволяют активнее атаковать. Прежде можно было атаковать первые несколько кругов, а потом шины теряли эффективность. Сейчас шины тоже немного теряют эффективность, но при этом можно продолжать атаковать, тормозить в тех же точках. Машина словно кричит: «Давай еще, еще!». Пилотировать очень интересно, особенно в быстрых поворотах. Хочется продолжать бесконечно – отличная гонка, я получил удовольствие.
Пресс-конференция
Вопрос: Поздравляем, Себастьян! Вторая для вас победа в Австралии и 43-я в карьере, отличное начало сезона! Расскажите, о чем вы говорили с командой, когда Льюис отправился на относительно ранний пит-стоп? Как обсуждалась стратегия? Когда вы выехали с пит-лейн на шинах Soft и пытались их прогреть, позади вас возник нешуточный прессинг – насколько напряженной была ситуация?
Себастьян Феттель: Мы довольно рано поняли, что у нас достаточный темп – я спокойно следовал за Льюисом. После 10-12 кругов он начал всерьез атаковать, стараясь увеличить отрыв, и ему это удалось – я не мог держаться вплотную, но и не сильно отставал.
Мы знали: если что-то случится на первом пит-стопе, я должен оказаться в непосредственной близости, чтобы создать прессинг, или вовсе свернуть в боксы раньше, чтобы переиграть Mercedes.
Когда Льюис свернул на пит-лейн, смысла следовать за ним не было – я остался на трассе, шины еще сохраняли эффективность, да и темп был неплохим. В тот момент я не представлял, как обстоят дела с трафиком, просто старался успокоиться после нескольких напряженных кругов, но не снижал скорости, так как рассчитывал пересидеть Льюиса. Потом мне сообщили, что Хэмилтон попал в трафик – я не знал, кто у него на пути, насколько быстро они едут, и сумеет ли Льюис с этим оперативно разобраться, но старался держать темп. Вскоре мы заметили, что отрыв растет, я свернул в боксы, и план сработал!
Ситуация получилась напряженной. На круге заезда в боксы я уперся в отстававшую на круг машину Williams, потерял секунду и был немного разозлен, но порой такое случается. Впрочем, преимущества оказалось достаточно – правда, Макс и Льюис оказались у меня на хвосте. Ситуация казалась острой, в первом повороте было скользко, но я смог уверенно из него выйти и хорошо разогнался к третьему излому, закрыв внутреннюю сторону трассы.
Я понимал, что Макс наверняка попробует атаковать, всё-таки остался впереди, и это был один из ключевых моментов гонки. Следующие два круга я атаковал на пределе, чтобы оторваться от Макса, который на уже изношенных шинах ехал медленнее. Машина вела себя здорово, я контролировал преимущество, справлялся с трафиком и старался спокойно добраться до финиша.
Гонка оставила приятное впечатление – она совсем не похожа на прошлогоднюю, когда приходилось практически всё контролировать. Сейчас всё, скажем так, естественнее – особенно на первых кругах. Пусть мы не сражались колесо в колесо, я видел, что Льюис атакует агрессивно, в одних поворотах ему удавалось отыграться, в других я был быстрее. Здорово, что мы вот так соперничали до первого пит-стопа, после которого нам немного повезло – Льюис оказался в трафике. Впрочем, мы тоже постарались, атаковали изо всех сил и вынудили его поехать за очередным комплектом шин – в противном случае, будь у него комфортное преимущество после пятнадцати кругов, он мог бы дольше задержаться на трассе.
Мы отлично провели эту гонку, я очень доволен выбранной стратегией – она сработала, спасибо команде! Мы часто говорим об этом, но если вы работаете в команде, понять сложно… В предыдущие полгода нам было очень тяжело, но с новой машиной сегодняшний результат стал фантастической наградой для всего коллектива. Победа – лишь верхушка айсберга, ее фундамент был заложен очень давно, и мне приятно видеть, что у нас всё получилось. Да, это только одна гонка, но мы обязательно отметим сегодняшний успех, оставим о нем приятные воспоминания и будем двигаться дальше. Нам нравится то, что мы делаем, боевой дух команды очень высок – нужно держать такой настрой и далее.
Вопрос: Льюис, в момент старта вы наверняка испытывали колоссальный прессинг, но безупречно сорвались с места. Себастьян сказал, что вынудил вас отправиться на пит-стоп, притом вы сделали это очень рано, на восемнадцатом круге… Визит в боксы был настолько необходим?
Льюис Хэмилтон: Мне удался фантастический старт – приятно было уверенно уйти в гонку. Правда, практически сразу начались сложности с нехваткой сцепления. Себастьян всякий раз отвечал на мои атаки, показывая лучшие результаты на круге, а позднее я попал в трафик, шины начали перегреваться, и настал момент ехать в боксы. Отрыв сокращался, машина скользила – это было мое решение, иначе Себастьян просто обогнал бы меня на трассе. Мы провели пит-стоп, после которого я уперся в трафик – досадно, но таковы гонки.
Мои поздравления Себастьяну и Ferrari, им потребовалось немало времени, чтобы добиться такого результата. Похоже, нас ждет серьезное соперничество, и это здорово для болельщиков. К сожалению, теперь гораздо сложнее вести преследование, практически невозможно бороться колесо в колесо – возможно, в будущем получится.
Вопрос: Валттери, теперь очевидно, что скорость Ferrari на тестах не была случайностью. Что вы узнали в этот уик-энд о своей новой машине, и в чем лично вы можете добиться прогресса?
Валттери Боттас: Всегда есть что-то, в чем можно прибавить, но для меня начало сотрудничества с Mercedes можно назвать неплохим. Многое решалось еще вчера в квалификации, где я сработал не идеально, но для меня это была первая квалификация за новую команду, плюс австралийская трасса в субботу никогда не была ко мне благосклонна. Впрочем, впереди долгий сезон…
Гонка прошла успешно, как команда мы сработали здорово с той машиной, какая есть. Ferrari просто оказались быстрее и сработали лучше нас. Для меня ключевым стал первый отрезок, на котором были сложности с шинами Ultra Soft – машина скользила, не хватало сцепления и передним, и задним колесам, особенно по прошествии 10 кругов. Но как только мы перешли на Soft, машина поехала намного лучше, ей стало по-настоящему приятно управлять, правда, было уже поздно что-либо предпринимать, да и темпа всё еще не хватало. Впрочем, итог уик-энда не назовешь ужасным: я заработал очки и уверен, что в следующий раз смогу сработать лучше.
Вопросы с мест
Вопрос: (Флавио Ванетти) Себастьян, какому плану следовала команда, чтобы добиться этой победы, и насколько она неожиданна?
Себастьян Феттель: Для всех нас победа стала приятным сюрпризом, а что касается плана, он был прост: мы не смотрели по сторонам, а полностью сосредоточились на работе. За эти двенадцать месяцев у нас были подъёмы и спады, но в предыдущие пару месяцев обстановка несколько успокоилась, и команда постаралась выполнить стоящие перед ней задачи.
Да, в коллективе произошли серьезные перестановки, но сотрудники счастливы работать друг с другом, и это главное. Здесь нет короткого пути – нужно выполнить работу, потратив немало времени, чтобы всё обдумать. А еще есть страсть, которая движет и сотрудниками на базе, и коллективом на трассе. Количество часов, которые участники Формулы 1 проводят за работой, просто зашкаливает – конечно, нужно любить свое дело, но когда несколько лет назад я пришел в Ferrari, я заметил, что у людей там есть особенная страсть просто потому, что они работают в команде из Маранелло. Полная концентрация на собственных усилиях стала тем фактором, за счет которого мы построили машину, быструю и на прямых, и в поворотах.
Как я уже говорил, сегодня я мог держаться за Льюисом. Вчера у Mercedes было преимущество, но и у нас баланс был лучше, чем в пятницу, потому я понимал, что в гонке всё возможно. Это первый этап сезона, я удивлен, что обошлось без машины безопасности. Мне хотелось удержаться в борьбе и показать, что у нас есть необходимая скорость – приятно выполнить эту задачу.
Вопрос: (Леон Алепидис) Вопрос ко всем. После того, как вы проехали немало кругов за рулем новых машин в Барселоне и Альберт-Парке, какую трассу и какого поворота вы ждете больше всего?
Себастьян Феттель: Не знаю, можно ли собрать все трассы в одну! С таким уровнем сцепления и прижимной силой, вероятно, Сильверстоун и Сузуку. Полагаю, к тому моменту машины станут еще быстрее, чем сейчас – было бы здорово там их опробовать, с нетерпением жду такой возможности!
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Соглашусь, Сильверстоун.
Вопрос: Валттери?
Валттери Боттас: Было бы здорово опробовать машину на скоростных трассах – в Спа, Сузуке, Сильверстоуне. Думаю, даже на уличных трассах гоняться станет сложнее – не то чтобы раньше там было просто, просто с этими машинами будет интереснее.
Вопрос: (Леннарт Бернке) Себастьян, вы часто говорили о настрое команды и о том, как он изменился в сравнении с прошлым годом. Как вы управляли этим процессом, и что именно произошло в команде, что так сказалось на ее боевом духе?
Себастьян Феттель: Я ничем не управлял, поскольку не являюсь менеджером команды – этот вопрос нужно задать кому-то другому. Когда два года назад я пришел в Ferrari, было понятно, что нам вместе нужно многое изменить, да и настрой в коллективе оставлял желать лучшего. В 2015-м боевой дух был очень высоким, предыдущий сезон тоже выдался неплохим – не в плане результатов, но в плане роста. Пожалуй, было полезно пройти через определенные трудности, даже если иногда это по-настоящему нелегко.
Если смотреть от гонки к гонке, ситуация оставляла желать лучшего, но важнее то, что происходило внутри команды. Люди продолжали верить в свои силы, предыдущие полгода прошли в спокойной обстановке, мы выполнили поставленные задачи, теперь усилия начинают постепенно оправдываться.
Сегодня мы на верхней ступеньке подиума, но это не такое уж большое достижение. В последние годы в Mercedes добились феноменальных результатов, к ним присоединился Валттери и уже сработал фантастически. С их стороны нет ни малейшего намека на какое-либо послабление, и одолеть такую команду будет невероятно трудно. Но сегодня я очень рад, и мы отметим этот результат всем коллективом. Вы видели, как наши механики улыбались и пели – продолжим уже вечером!
Вопрос: (Дэн Натсон) Вопрос ко всем. Сегодня вам впервые пришлось стартовать в условиях новых правил, касающихся работы сцепления. Никто из вас не проиграл позицию, но скажите, как всё прошло? Льюис, вы уже говорили об этом, потому начнем с Себастьяна…
Себастьян Феттель: Я допустил небольшую пробуксовку. Момент очень тонкий, приходится действовать по ощущениям. Если угадал – фантастика, если нет… Сегодня мне не удалось сработать по максимуму – надеюсь, в Китае будет лучше.
Вопрос: Валттери?
Валттери Боттас: У меня старт прошел средне – не идеально для тех условий, но не так уж и провально, так что в целом я остался доволен. Было бы здорово опередить хотя бы одного из соперников, но и так неплохо. Я активно тренировал процедуру старта, эта работа начинает себя оправдывать, но всегда можно добиться прогресса.
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, для вас сегодняшний подиум можно назвать наиболее значимым и потребовавшим больше всего физических усилий?
Валттери Боттас: Наиболее значимым? Не знаю. Здорово вот так начать сезон с новой командой, однако для борьбы в чемпионате важен любой результат. Думаю, рано рассуждать, действительно ли этот подиум самый важный из всех. Затратный физически? Пожалуй, да. Австралийскую трассу не назовешь одной из самых требовательных к подготовке, но с новыми машинами здесь гоняться сложнее. Судя по сегодняшним ощущениям, на некоторых автодромах нам предстоит столкнуться с серьезным вызовом, а в этот раз всё прошло нормально – приятно почувствовать несколько большую усталость.
Вопрос: (Крис Медланд) Льюис, мы видели, как вы разминали левое плечо – есть дискомфорт после гонки? Она получилась более изматывающей, чем вы все ожидали?
Льюис Хэмилтон: Нет, я просто делал растяжку. Гонка потребовала больше усилий, но это не стало проблемой ни для меня, ни для Валттери и Себастьяна.
Себастьян Феттель: Это не самая требовательная трасса сезона – думаю, дальше будет интереснее. Здесь конфигурация очень техничная, и для меня первые два круга получились интенсивными. В Мельбурне легко допустить ошибку, промахнуться на торможении, выехать за пределы трассы – к счастью, я создал достаточный отрыв, потому было немного проще.
Вопрос: (Луиджи Перна) Себастьян, предыдущий раз Ferrari выигрывала первую гонку сезона семь лет назад. Можно ли сказать, что в этом сезоне у команды максимальные шансы на высокий результат, и намерены ли вы обновить свою победную песню?
Себастьян Феттель: Тогда команда победила в Бахрейне, верно? О чем был второй вопрос? Я пытался вспомнить, в какой гонке это произошло…
Вопрос: (Луиджи Перна) Планируете ли вы обновить свою победную песню?
Себастьян Феттель: Нет-нет, я плохой певец – иначе вы не увидели бы меня в Формуле 1! Я придумаю что-нибудь, если получится повторить сегодняшний результат, но пока никаких планов. Тогда, два года назад, всё произошло спонтанно. Пожалуй, приятно иметь дело с такой проблемой – думать, какую песню исполнить в честь победы, но пока мы все просто очень рады тому, как прошла гонка.
Вопрос: (Михаэль Шмидт) Льюис, во второй половине гонки вам даже на свободной трассе не удавалось сократить отставание от Себастьяна. В какой-то момент вы спросили команду, не повреждено ли днище у вашей машины – была какая-то поломка, или у вас просто наблюдались сложности с шинами?
Льюис Хэмилтон: У меня нет информации о каких-либо проблемах. Мы провели пит-стоп на восемь кругов раньше Ferrari, я не представлял, как долго шины смогут сохранять эффективность, потому не атаковал слишком агрессивно. Ближе к финишу мы чуть взвинтили темп, но даже если бы я подобрался к Себастьяну, обогнать его было бы почти невозможно. Кроме того, при столь раннем пит-стопе я мог в принципе не дотянуть на этом комплекте до клетчатого флага.
Вопрос: (Пол Говер) Себастьян, в предыдущий раз в Австралии победу Ferrari принес Кими Райкконен, который в тот сезон стал чемпионом. У вас есть представление о том, как может сложиться этот год?
Себастьян Феттель: В данный момент меня не интересуют подобные рассуждения. Мне повезло с гоночной карьерой, у меня были успешные гонки, успешные сезоны, но первый этап – не тот случай, когда нужно смотреть на таблицу личного зачёта.
Нужно действовать постепенно. Приятно знать, что машина достаточно быстра, однако это только начало. Новые правила, новое поколение машин – можно ожидать колоссального прогресса. В предыдущие годы Mercedes были явными фаворитами, у них отличный мотор, отличное шасси, они сделали заметный шаг вперед, и нам предстоит к ним подтянуться. Но сегодня я очень счастлив, и этот результат уж точно не помешает раскладу в чемпионате.
Вопрос: (Фил Брэнэган) Льюис, после вашего пит-стопа мы слышали переговоры Mercedes, в которых сперва обсуждалась идея перейти на план «Б», а потом было принято решение придерживаться плана «А». Было ли что-то с машиной, что спровоцировало идею пересмотра стратегии по ходу гонки?
Льюис Хэмилтон: Планом «А» была гонка с одним пит-стопом, планом «Б» - с двумя. Я ехал вторым, и команда просто искала возможности вернуть мне лидерство.
Вопрос: (Андре Лесли) Льюис пару раз заметил, что обгонять стало труднее. Мой вопрос к Себастьяну и Валттери – вы придерживаетесь такого же мнения, и если да, то почему?
Валттери Боттас: Даже в предыдущие годы преследовать соперника было непросто. Стоило подобраться на 1-1,5 секунды, как поток возмущенного воздуха негативно влиял на эффективность аэродинамики вашей машины и она теряла сцепление с трассой. Сейчас уровень сцепления еще больше зависит от аэродинамики, сами машины стали шире, из-за чего турбулентность усилилась – теперь эффект ощущается уже в 2-2,5 секундах позади, из-за чего преследовать соперника в поворотах стало сложнее. Да, на прямых эффект «воздушного мешка» тоже усилился, но если ты не можешь приблизиться в поворотах, трудно этим эффектом воспользоваться, вот в чем проблема.
Себастьян Феттель: Нечего добавить.
Вопрос: (Крис Медланд) Льюис и Себастьян, у вас обоих был период доминирования в чемпионате, но вам редко доводилось бороться между собой на примерно равных машинах. Теперь, когда такая возможность есть, приветствуете ли вы перспективу очного соперничества?
Себастьян Феттель: Я с большим уважением отношусь к Льюису. Десять лет назад в Австралии у него был потрясающий дебют, я до сих пор помню его атаку по внешнему радиусу, из-за которой кое-кто из соперников выглядел глупо. С самого первого дня Льюис показал, что он очень быстр, очень талантлив и предельно работоспособен. Титул для него был вопросом времени, и я тогда еще за рулем Toro Rosso пытался помешать ему сделать это в Бразилии. Впрочем, я не помню все эти десять лет. Мы не раз боролись друг с другом, но если для меня результат будет таким же, каким он был в тот день для Льюиса…
Льюис Хэмилтон: Эй, я отплачу тебе тем же!
Себастьян Феттель: В общем, я с большим уважением отношусь к Льюису, он один из быстрейших гонщиков, и я бы не возражал против плотного соперничества. Похоже, на данный момент наши машины примерно равны – надеюсь, так будет и дальше, а там посмотрим. Приятно сражаться за победы с по-настоящему сильными соперниками.
Льюис Хэмилтон: Присоединяюсь к сказанному. Я с большим уважением отношусь к Себастьяну и его достижениям. Для меня большая честь выступать с ним в одну эпоху, а сейчас наступает период, когда мы можем по-настоящему побороться друг с другом.
Надеюсь, соперничество будет более плотным, чем сегодня, но тот факт, что у нас практически одинаковый темп, обещает очень непростую схватку. Она будет сложной и физически, и психологически, но, как заметил Себастьян, в борьбе с лучшими и заключена сущность Формулы 1. Именно это заставляет работать активнее и все время повышать планку. Жду с нетерпением!
Перевод: Валерий Карташев