Об ожиданиях от уик-энда...
Летом до каникул у Формулы 1 традиционно плотный график – за пять недель мы увидим четыре гонки. Открывает этот марафон гонка в Баку, которая в этом году носит название Гран При Азербайджана. Ситуацию для команд осложняет ещё и тот факт, что бакинский уик-энд хотя и носил в прошлом году название Гран При Европы, представляет собой "fly away" этап, то есть на эту трассу им придётся лететь самолётами.
Ситуация в чемпионате всё больше накаляется. В Монако Феттель сделал серьёзный рывок, оторвавшись от Хэмилтона, но уже в Канаде Льюис отыграл большую часть отставания, теперь двух главных претендентов на титул разделяют всего 12 очков. Пока никому из пилотов в этом году не удаётся выиграть две гонки подряд.
В прошлом году трасса в Баку больше подошла машинам Mercedes, но с тех пор ситуация изменилась. Бакинский трек похож на автодром имени Жиля Вильнёва – то же сочетание высоких скоростей и близости отбойников, то же отсутствие скоростных поворотов. Более того, многие отличительные особенности канадской трассы тут доведены фактически до крайности – ещё более высокие скорости на прямых, ещё больше жёстких торможений и разгонов.
Машины Ferrari в этом году в подобных условиях чувствуют себя отлично – впрочем, как и практически в любых других. Неудача в Канаде не должна в этом смысле вводить в заблуждение – по ходу прошлого уик-энда пилоты Скудерии выглядели фаворитами, но им не повезло на старте, что отчасти решило судьбу гонки. А Хэмилтон всегда был в Канаде почти непобедим.
В Баку в прошлом году Хэмилтон потерпел неудачу, но и отсюда не стоит делать скоропалительных выводов. Льюис ошибся в квалификации, сломав подвеску и оказавшись лишь десятым на старте, а в гонке на его машине возникли проблемы. Нико Росберг тем временем завоевал свой второй в карьере «Большой шлем».
Что касается остальных команд, то для машин Red Bull Racing эта трасса совершенно не подходит, но так было и в Канаде, где Риккардо в итоге поднялся на подиум. Наверняка сильна будет Force India, причём, учитывая блестящую форму Окона, на этот раз сражаться за подиум сможет не только Перес. В общем, ситуация совершенно неопределённая, что не может не радовать.
О трассе…
Баку. Городская трасса. 51 круг по 6,003 километра = 306,049 км. 20 поворотов – 12 левых и 8 правых. Ключевых особенностей у трассы две. Во-первых, трасса включает сразу восемь 90-градусных поворотов, где скорости относительно невелики, и большое число торможений приводит к высокой нагрузке на тормоза.
Вторая особенность – это, конечно же, огромная 2,1-километровая прямая, самая длинная в чемпионате. Она начинается ещё от 16 поворота, и хотя после этого гонщикам предстоит преодолеть повороты 17,18, 19 и 20, фактически машины проходят их на полном газу. К концу этой прямой машины разгонятся до 365 км/ч. Именно здесь в прошлом году был установлен неофициальный рекорд Формулы 1 по максимальной скорости за всю её историю – в квалификации Валттери Боттас на Williams разогнался до 378 км/ч!
С технической точки зрения важны хорошая динамика разгона и высокая максимальная скорость. Несмотря на то, что на полном газу гонщики преодолевают только 56% трассы, большое количество прямых и медленных поворотов приводит к высокому расходу топлива – 2,1 кг на круг, это одно из самых высоких значений в сезоне.
О резине…
Теоретически городская трасса требует достаточно мягких составов – как в Монако и Монреале, но в случае с Баку в Pirelli вновь предпочли перестраховаться и привезли «средний» набор шин – SuperSoft, Soft и Medium. Фактически это означает, что все команды будут работать только на Soft и SuperSoft.
Как обычно на новых трассах, в первой гонке в Баку асфальт оказался очень гладким и скользким. На таком покрытии резина изнашивается медленно, что в сочетании с жёсткими составами в прошлом году привело к тому, что даже несмотря на жару, почти все команды использовали стратегию одного пит-стопа.
В этом году шины стали гораздо жёстче, так что других вариантов стратегии практически не остаётся – вероятнее всего, по ходу гонки все пилоты будут останавливаться лишь однажды, если не произойдёт чего-то экстраординарного.
Год назад в Баку...
В прошлом году Баку принимал у себя Формулу 1 впервые, но современные методы моделирования и симуляций настолько точны, что большая часть прогнозов по поводу поведения машин на новой трассе оказалась верна, так что серьёзных проблем в адаптации ни команды, ни пилоты не испытали.
Единственной неожиданностью стало то, что бакинская трасса оказалась ещё быстрее, чем предсказывали эксперты. Это, в свою очередь, в сочетании с близостью стен и скользким асфальтом, привело к многочисленным ошибкам по ходу тренировок, а в квалификации разбил машину Льюис Хэмилтон, в результате чего оказался только десятым.
Само по себе это вряд ли лишило бы Хэмилтона шансов на подиум, но в Mercedes ошиблись в настройках двигателя перед гонкой, выставив неправильные параметры, и силовая установка работала некорректно. Это проявлялось лишь в некоторых режимах, но Льюис использовал именно их, а команда не могла ему помочь из-за ограничений на радиопереговоры. К концу гонки Хэмилтон разобрался в ситуации и выставил нужный режим, но что-то делать было уже поздно, и он остался пятым.
Второе время в квалификации показал Перес, но стартовать вынужден был только седьмым из-за замены коробки передач. Это не помешало Серхио подняться на подиум – уже на старте он отыграл две позиции, затем опередил Риккардо, у которого быстро износились шины, а на последнем круге обогнал Райкконена. Впрочем, Кими в любом случае оказался бы позади Переса в протоколе, получив 5-секундный штраф.
Вторым финишировал Себастьян Феттель, на результат Райкконена штраф не повлиял – он сохранил четвёртое место. Для Риккардо гонка получилась неудачной – шины быстро изнашивались, Даниэлю пришлось совершить второй пит-стоп, отбросивший его далеко назад, и он финишировал только седьмым.
Что касается Росберга, то для него этот уик-энд получился одним из самых простых в карьере. После ошибки Льюиса в квалификации, Нико легко завоевал поул, опередив ближайшего преследователя на 0,8 секунды. В гонке неправильные настройки мешали поначалу и ему, но разобрался в ситуации Росберг гораздо быстрее. Так что он лидировал всю дистанцию, проехал лучший круг и победил, завоевав свой второй «Большой шлем».