Гран При Венгрии: Превью этапа

Хунгароринг

Об ожиданиях от уик-энда…

Национальным Гран При Венгрия во многом обязана руководству СССР. Нет, оно ни в какой мере не помогало строительству трассы или проведению гонок, но к началу 80-х, когда Берни Экклстоун окончательно сосредоточил всё управление спортом в своих руках, одной из ключевых идей была организация гонки Формулы 1 в Советском Союзе.

Два года он пытался договориться с руководством и в какой-то момент даже достиг определённого прогресса – этап в Москве был включён в предварительный календарь чемпионата 1983 года, но… смерть главных сторонников советского Гран При, генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и председателя федерации автомобильного спорта СССР Леонида Афанасьева, поставила на этих планах крест.

Поняв, что с Москвой договориться не удастся, Экклстоун переключился на другие страны соцлагеря, и в 1985-м году подписал контракт с венгерским правительством. Изначально Берни хотел провести гонку в парке Будапешта, но власти решили построить автодром, где уже спустя год прошёл первый Гран При Венгрии. Он же стал первым этапом Формулы 1, показанным на советском телевидении – правда, в записи и в сокращённом виде.

Спасибо Берни за последние 30 лет

Трасса получилась не самой выдающейся. Короткая, узкая, медленная, почти без шансов на обгон. Хунгароринг быстро окрестили «вторым Монако», но если в Монако гонки проходят на берегу Средиземного моря, между элитной недвижимостью и шикарными яхтами, а из-за близости отбойников любая ошибка может привести к сходу, то в Венгрии гонщиков ждёт жаркий и пыльный автодром, где им не приходится особенно рисковать, а результат в большей степени зависит от квалификации и стратегии.

Теоретически, трасса хорошо подходит машинам с высоким механическим сцеплением и эффективной аэродинамикой, а преимущество в мощности двигателя не имеет большого значения – на Хунгароринге у Red Bull будут наиболее реальные шансы навязать борьбу Mercedes и Ferrari.

Тем не менее, главный фаворит гонки – Льюис Хэмилтон. В четырёх последних Гран При он одержал две победы и сократил отставание от Феттеля до одного очка. К тому же, Льюис – самый успешный из пилотов на венгерской трассе за всю её историю. Он побеждал тут пять раз – даже больше, чем Михаэль Шумахер, на счету которого четыре победы на Хунгароринге.

Что касается Феттеля, то хотя он всё ещё лидирует в личном зачёте, в последнее время его выступления трудно назвать удачными – в четырёх последних Гран При он не только ни разу не победил, но и лишь однажды поднялся на подиум. Во всех четырёх этих гонках он финишировал позади Валттери Боттаса, так что теперь не только Хэмилтон, но и его напарник может опередить Себастьяна в чемпионате ещё до летнего перерыва.

О трассе…

Хунгароринг. 70 кругов по 4.381 км = 306.630 км. 14 поворотов. Средняя скорость – 190 км/ч, самая низкая для стационарных автодромов в календаре Формулы 1. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с DRS и 310 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 55% дистанции круга – одно из самых низких значений в чемпионате.

На Хунгароринге 11 зон торможений, высокий износ тормозов. Полное время проведения пит-стопа – 16 секунд, одно из самых маленьких в сезоне, что позволяет разнообразить тактику по ходу уик-энда, меняя её по ходу гонки. Хрестоматийный пример – Гран При Венгрии 1998 года, когда Михаэль Шумахер выиграл, переключившись с двух пит-стопов на три.

В прошлом обгонять на Хунгароринге было чрезвычайно сложно, но две зоны DRS помогают борьбе за позицию – в последние четыре года число обгонов исчислялось десятками.

О резине…

Как и год назад, в Pirelli выбрали для гонки на Хунгароринге составы SuperSoft, Soft и Medium. В этом году такое сочетание использовалось четыре раза – в Китае, Бахрейне, Азербайджане и Великобритании. Однако в Венгрии обычно очень жарко, так что поведение шин может оказаться другим – в Китае и Великобритании температуры ниже, а в Бахрейне квалификация и гонка проходят вечером, после захода солнца.

Что касается гонки в Баку, то в Азербайджане было очень жарко, однако из-за очень гладкого асфальта шины почти не изнашивались и плохо прогревались. В Будапеште покрытие более абразивное, так что вряд ли команды столкнутся с такой проблемой. Тем не менее, выбор можно считать очень консервативным – даже в прошлые годы команды называли состав Medium слишком жёстким для этой трассы.

Впрочем, многое может измениться, если погода испортится. Дожди на Хунгароринге бывают нечасто, но как только асфальт намокает, характер гонки совершенно меняется – обгонять в таких условиях гораздо легче, трасса больше не прощает ошибок, а в размокших гравийных ловушках машины мгновенно вязнут.

Год назад на Хунгароринге…

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг на подиуме Гран При Венгрии 2016 года

Интересно, что год назад перед Гран При Венгрии Хэмилтон тоже сократил отставание от лидера чемпионата до одного очка – только тогда этим лидером был Нико Росберг. Уик-энд, однако, проходил довольно необычно – как правило, Льюис на Хунгароринге имеет преимущество, но на этот раз он лидировал только в первой сессии свободных заездов, а во второй разбил машину, что повлияло и на субботнюю программу, так что во второй и третьей сессии свободных заездов лидировал Нико.

Квалификация прошла на подсыхающей трассе, а ключевым её событием стал разворот Фернандо Алонсо на последних минутах финальной сессии. Появились жёлтые флаги, лидировавший Хэмилтон сбавил скорость, ехавший же чуть позже Росберг делать этого не стал и завоевал поул. Стюарды не нашли в его действиях ничего предосудительного.

Однако за последние 10 лет поул помогал победить в Венгрии только одному пилоту, Льюису Хэмилтону, и 2016 год не стал исключением. Уже на старте британец опередил напарника, после чего легко оторвался и уступал лидерство только на время пит-стопов. Нико пытался обозначить давление на Хэмилтона на второй половине дистанции, но Льюис легко прибавлял, когда напарник начинал приближаться.

Третье место занял Даниэль Риккардо. Машины Red Bull Racing на Хунгароринге выглядели очень неплохо, Риккардо и Макс Ферстаппен стартовали с третьей и четвёртой позиции. В гонке, однако, темп Ferrari оказался несколько выше. Феттель на пит-стопе опередил Ферстаппена и под конец гонки догнал Риккардо, но до атаки дело не дошло.

Макс Ферстаппен и Кими Райкконен

В то же время их напарники простым давлением друг на друга не ограничились. Кими Райкконен квалифицировался неудачно, показав только 14-е время, но смог отыграться, а Макс Ферстаппен потерял время на первом же пит-стопе из-за ошибки механиков. После возвращения голландца на трассу между ним и Кими началась борьба за пятую позицию, которая продолжалась на протяжении всей дистанции.

На 57 круге дошло даже до контакта – Макс очень агрессивно оборонялся и буквально снёс торцевую пластину на машине финна, но более серьёзных потерь обоим удалось избежать. Райкконен не оставил попыток опередить неуступчивого голландца вплоть до самого финиша, но статус-кво не изменился.

Читайте ещё