Об ожиданиях от уик-энда…
Автодром в Сильверстоуне – один из самых знаменитых в мире и домашний для большинства команд Формулы 1, ведь почти все они, включая Mercedes, базируются неподалёку. Кроме того, Гран При Великобритании – самый старый этап чемпионата мира. 13 мая 1950 года он был первым в календаре Формулы 1, а в 2018-м Гран При пройдёт в Сильверстоуне в 52-й раз.
В 1950 году никто не знал, есть ли у этого чемпионата будущее – несколько предыдущих попыток объединить многочисленные Гран При в единую серию, чтобы определить лучшего гонщика на лучшей машине, закончились ничем. Так что для пилотов, принявших участие в той гонке, это был просто один из многих Гран При, но сегодня мы знаем, что Формула 1 пришла в автоспорт всерьёз и надолго – настолько, что уже к началу 80-х Гран При, не входящих в зачёт чемпионата мира, практически не осталось.
С тех пор Гран При Великобритании неизменно входил в календарь чемпионата – подобным может похвастать ещё только итальянский этап. За эти годы гонка проводилась на трёх разных трассах, но тогда, в 1950-м году, это был именно автодром в Сильверстоуне. Конфигурация несколько раз менялась, но в общих чертах совпадает с той, по которой гонщики гонялись 65 лет назад.
В Сильверстоуне важна эффективность аэродинамики, так что тут часто доминировали машины, построенные Эдрианом Ньюи, но в последние годы преимущество перешло к Mercedes. Здесь большое значение имеет мощность моторов, но если пойдёт дождь, то предсказать победителя почти невозможно – история знает немало самых удивительных дождевых гонок в Сильверстоуне.
Поул в Сильверстоуне имеет не слишком большое значение – превратить его в победу удаётся редко. В Сильверстоуне можно обгонять, здесь очень важна стратегия, велика нагрузка на машины и часто идёт дождь – в общем, победу на этой трассе можно заработать только в воскресенье, а вовсе не в субботу.
Ситуация в чемпионате складывается самым удивительным образом – по итогам каждой из трёх последних гонок менялся лидер чемпионата. Весьма вероятно, что сменится он и на этот раз – ведь в личном зачёте Феттеля и Хэмилтона разделяет всего одно очко! Остальные отстали довольно сильно, но нельзя не заметить, что и сражение за третье место идёт весьма напряжённое. Занимающий его сейчас Райкконен опережает опустившегося на шестое Боттаса всего на девять очков!
Безусловно, Сильверстоун – одно из самых желанных мест для победы для большинства пилотов. Это не только легендарная, историческая трасса, но и домашний Гран При для большинства команд, сюда приходят сотрудники их баз, обычно не имеющие возможности смотреть гонку своими глазами, со своими семьями. Вообще, это один из самых посещаемых Гран При чемпионата.
В то же время в Великобритании записные фавориты побеждают не так уж часто. К примеру, Михаэль Шумахер выигрывал эту гонку всего три раза, причём впервые это произошло в 1998-м, и победа стала несколько курьёзной – Шумахер заехал в боксы на последнем круге, потом проехал ещё один круг в боевом режиме и был уверен, что занял только третье место, и лишь на круге возвращения в боксы ему сообщили, что именно он стал победителем.
Себастьян Феттель победил тут лишь однажды, причём в 2009 году, когда чемпионом не стал, а в годы своего доминирования с 2010 по 2013 не смог выиграть в Сильверстоуне ни разу. В последние четыре года, к радости местных болельщиков, первым финишную линию пересекал Льюис Хэмилтон. От того, удастся ли ему сделать это в нынешнем сезоне, может зависеть судьба чемпионата.
О трассе…
Автодром Сильверстоун. 52 круга по 5.891 км = 306.198 км. 18 поворотов. Во все времена трасса в Сильверстоуне считалась очень скоростной, но в отличие от, скажем, Монцы, эта скорость достигалась не за счёт длинных прямых, а благодаря изобилию очень быстрых поворотов. За 65 лет поворотов прибавилось, трасса стала чуть медленнее, но всё равно остаётся одной из самых быстрых в календаре – средняя скорость превышает 200 км/ч.
За связки скоростных поворотов трассу любят гонщики и не любят инженеры и специалисты по стратегии, поскольку они провоцируют потерю аэродинамической стабильности. Ещё одна особенность – малое число серьёзных торможений, где можно запастись энергией для MGU-K. Лишь 9% дистанции гонщики проводят на торможении, износ тормозов – низкий.
Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 330 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 66% дистанции круга в квалификации и 64% в гонке, мотор почти постоянно работает на высоких оборотах, что приводит к значительному расходу топлива.
Время необходимое для пит-стопа – 25 секунд, что по современным меркам много – это заставляет команды выбирать стратегию с меньшим числом пит-стопов.
О резине…
Традиционно в Сильверстоун шинники привозят свои самые жёсткие составы, так как шины здесь изнашиваются очень быстро. Исключением стал прошлый год, когда уже по ходу сезона стало ясно, что состав Hard слишком жёсткий, и в Pirelli передумали его привозить.
В этом году наоборот, Гран При Великобритании станет единственным в сезоне, где мы увидим состав Hard с новой синей маркировкой. С другой стороны, теперь этот состав не самый жёсткий в линейке Pirelli – есть ещё SuperHard, но использовать его в этом году не планируется.
Износ резины в Сильверстоуне столь высок из-за экстремальных боковых нагрузок в скоростных поворотах, вроде Copse и Abbey. Именно поэтому пять лет назад гонку испортили многочисленные взрывы шин, из-за которых Pirelli пришлось менять их конструкцию по ходу сезона.
Ещё один важный момент состоит в том, что на Сильверстоун Pirelli привезёт версию резины с тонким рабочим слоем – такую же, как использовалась в Испании и Франции. Обе эти гонки легко выиграл Хэмилтон – считается, что эта версия резины больше подходит машинам Mercedes.
Впрочем, все эти расчёты легко могут быть отправлены в мусорную корзину непостоянной британской погодой. В Сильверстоуне практически каждый год по ходу уик-энда идёт дождь, так что высока вероятность, что командам пригодится промежуточная и дождевая резина.
Год назад в Сильверстоуне…
В прошлом году трасса в Сильверстоуне стала очередной ареной противостояния машин Ferrari и Mercedes, тогда как Red Bull Racing оказались не слишком конкурентоспособны. В квалификации борьба между Райкконеном, Феттелем и Боттасом получилась очень плотной, а вот Льюис Хэмилтон выступал в другой лиге и завоевал поул с преимуществом более полусекунды над Кими, показавшим второе время.
В гонке побороться с ним тоже никому не удалось. Льюис лидировал от старта и до финиша, показал лучший круг и завоевал свой пятый в карьере «Большой шлем». Вторым финишировал его напарник Валттери Боттас, подчеркнув превосходство Mercedes. Райкконен поднялся на подиум, но уступил победителю более полуминуты.
В действительности борьба могла быть и плотнее, но всё решил износ резины. Практически все пилоты пытались проехать гонку с одним пит-стопом, но не всем это удалось. На обеих Ferrari незадолго до финиша резина расслоилась, и обоим пилотам пришлось совершать пит-стопы.
Этим воспользовались и в Red Bull Racing, зазвав в боксы Ферстаппена. Несмотря на это, Макс вернулся на трассу впереди Феттеля, так как тот потерял много времени по пути в боксы. Себастьян после своей остановки пропустил даже Риккардо, который после проблем с турбиной в квалификации стартовал предпоследним, но финишировал пятым.
Победа на фоне неудачи соперника позволила Хэмилтону сократить своё отставание от Феттеля до минимума – после половины чемпионата двух главных претендентов на титул разделяло всего одно очко. Заработав на Гран При Великобритании максимум очков, в Кубке конструкторов Mercedes оторвалась от Ferrari.