Участники: Маркус Эриксон (Sauber), Шарль Леклер (Sauber), Сергей Сироткин (Williams), Валттери Боттас (Mercedes)
Вопрос: Маркус, на этой неделе в Sauber объявили, что вместе с Кими Райкконеном в следующем году будет выступать Антонио Джовинацци, но вы при этом останетесь в команде. Что вы сами обо всём этом думаете?
Маркус Эриксон: Досадно, что я не буду участвовать в гонках. Это всё, чего хочет любой гонщик – сражаться на трассе. Новости для меня, безусловно, не самые приятные, но я рад продолжить сотрудничество с командой, а там посмотрим. Я по-прежнему хочу гоняться и сейчас изучаю возможные варианты, в том числе в других гоночных сериях, но этот процесс только начался. В целом я, конечно, предпочел бы остаться в Формуле 1.
Вопрос: В социальных сетях вы написали, что это не конец истории, а лишь начало новой главы. Но нет ли ощущения, что для вас глава про Формулу 1 завершается?
Маркус Эриксон: Нет, и моя цель – вернуться в Формулу 1. В 2019-м это вряд ли произойдет, но, хочется верить, позднее у меня появится такая возможность.
Вопрос: Сергей, вы выступали на сочинской трассе в GP2, однако для вас это первый Гран При России в Формуле 1. Полагаю, этот уик-энд воспринимается иначе?
Сергей Сироткин: Конечно, уик-энд обещает быть особенным. С того момента, как в Сочи стали принимать Гран При, я не раз выступал здесь в GP2, но это, конечно, совсем не то, что приехать сюда в статусе гонщика Формулы 1.
Я уже чувствую к себе повышенное внимание, ощущаю колоссальную поддержку – все это очень приятно, особенно в той ситуации, в какой оказалась Williams в нынешнем сезоне. Здесь у нас гораздо больше мероприятий, и пусть отчасти с этим сложнее справляться, я всё же стараюсь взять от ситуации максимум и получить от неё дополнительный заряд энергии. Для меня большое удовольствие находиться здесь и выступать перед своими соотечественниками.
Вопрос: Такова специфика домашнего уик-энда! Скажите, вам уже известно, чем вы будете заниматься в 2019-м?
Сергей Сироткин: Я совершенно точно знаю, чем хочу заниматься, но здесь и сейчас не могу вам ничего гарантировать. Из того, как складываются обстоятельства, вполне очевидно, чего мне хочется, и решения следует ждать довольно скоро. Сейчас никаких гарантий у меня нет, но за свои перспективы я не так уж беспокоюсь.
Вопрос: Валттери, для Сергея это первый Гран При России в Формуле 1, а вы в прошлом году именно здесь, в Сочи, одержали свою первую победу за Mercedes. Возвращение вызывает у вас приятные воспоминания?
Валттери Боттас: Конечно, ведь первую победу забыть невозможно! Воспоминания самые лучшие, будет здорово снова выехать на эту трассу. В Сочи мы, как правило, выглядели уверенно, я провел здесь несколько удачных гонок – приятно начинать уик-энд в хорошем настроении!
Вопрос: После успеха в Сочи в предыдущем сезоне вы выиграли еще несколько гонок, а в этом пока не финишировали первым. Рассчитываете ли вы здесь изменить эту статистику?
Валттери Боттас: Да, в этом году я не выигрывал гонки, но до конца сезона еще несколько этапов, и я приехал сюда с единственной мыслью – завоевать поул и добиться победы.
Вопрос: Шарль, у вас было несколько недель, чтобы осознать, где вы будете выступать в следующем году. Вы сами назвали переход в Ferrari исполнением мечты, но скажите, мечтаете ли вы уже о своей первой победе?
Шарль Леклер: Нет, поскольку до неё пока далеко. Прежде всего, нужно успешно завершить нынешний сезон – для меня это основной приоритет. Осталось шесть гонок, я полностью на них сосредоточен. Конечно, контракт с Ferrari стал исполнением мечты, но я стараюсь о нем не думать, чтобы полностью сконцентрироваться на завершающей фазе чемпионата.
Вопрос: Чего вы хотите достичь с Sauber в оставшихся гонках? Что вам необходимо для себя узнать и над чем поработать, прежде чем вы окажетесь в Ferrari?
Шарль Леклер: Всегда можно добиться прогресса, и я по-прежнему считаю, что мне нужно учиться во всех областях. Нужно продолжать выступать уверенно, такова задача на оставшиеся гонки, но сделать это будет непросто, поскольку наша команда уже сосредоточилась на подготовке к следующему сезону, а некоторые соперники продолжают прилагать усилия, чтобы улучшить свои позиции. Ситуация сложная, но мы постараемся сохранить конкурентоспособность.
Вопросы с мест
Вопрос: (Скотт Митчелл) Маркус, сообщение о том, что вы станете резервным пилотом Sauber, пришло сразу после объявления состава команды. Вам не пришлось иметь дело со всевозможными слухами, но за какое время вам самому стало всё известно? Была ли у вас возможность, скажем, рассмотреть вариант с Williams?
Маркус Эриксон: Когда объявили о контракте с Кими Райкконеном, для меня это стало плохой новостью. Я сохранял некоторую надежду, но в минувший уик-энд узнал, что место во второй машине досталось Антонио. После этого мои менеджеры уточнили кое-какие варианты, но в итоге мы решили продолжить сотрудничество с Sauber. Посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: (Андрей Кирсанов) Сергей, на какой результат в Сочи вы рассчитываете, как готовитесь к предстоящей гонке, и кто в этот уик-энд будет вашим основным соперником?
Сергей Сироткин: Непростой вопрос. Все вокруг говорят, что для нашей команды этот уик-энд должен быть особенным, но в плане подготовки к нему ничего не изменилось. Не важно, отправляешься ты в Сочи или куда-то еще – ты каждый раз стараешься сработать максимально хорошо. Если у меня получится выступить настолько лучше, насколько я давно рассчитывал, буду очень рад, но в целом ситуация ничем не отличается – ни в плане соперников, ни в плане чего-то еще. Мы просто постараемся сработать по максимуму с тех позиций, на которых находимся.
Вопрос: Что скажете об основных соперниках?
Сергей Сироткин: Они такие же, как в любой другой гонке. Нам, прежде всего, следует сосредоточиться на собственной работе, поскольку на здешней трассе нас могут ждать сюрпризы – как хорошие, так и не очень, и в зависимости от этого мы окажемся либо ближе к командам, с которыми хотим бороться, либо дальше. В целом расклад сил в пелотоне практически не меняется, вряд ли он будет сильно отличаться от того, что мы наблюдали в предыдущих четырех-пяти гонках.
Вопрос: (Валерий Карташев) Вопрос ко всем. В Сингапуре Льюис Хэмилтон сказал, что увлечение музыкой и модой помогает ему сохранять мотивацию. Есть ли у вас нечто такое за пределами Формулы 1, что помогает вам сохранять мотивацию и восстанавливать силы?
Валттери Боттас: У каждого гонщика есть нечто такое, чему он посвящает время между гонками. Что касается меня, я люблю спорт в целом, для меня это отличный способ сохранять здоровье и избавляться от стресса, с которым мы имеем дело в Формуле 1. Если появляется свободное время, а с этапа в Сингапуре его фактически не было, я предпочитаю проводить его с семьей и друзьями, с которыми в целом редко вижусь. Еще я обожаю природу – приятно иногда выбраться в полноценный туристический поход или взобраться на какую-нибудь гору.
Маркус Эриксон: Такой же ответ, что у Валттери – мне в целом нравится заниматься спортом. Недавно я открыл собственный центр настольного тенниса и часто играю там со своим другом. Кроме того, я настоящий фанат хоккея на льду и постоянно смотрю разные матчи.
Шарль Леклер: Лично меня мотивируют результаты, потому я стараюсь работать на пределе, чтобы как можно лучше выступать на трассе. Расслабиться мне помогает общение с семьей и друзьями в Монако – ничего особенного.
Сергей Сироткин: Я тоже готов повторить слова Валттери. Вся моя жизнь всегда была в той или иной степени связана с машинами, я никогда от них не отдалялся. Но мне тоже нравится тренироваться, проводить время с семьей, выбираться на природу, чтобы отключаться от гонок. Опять же, ничего необычного.
Вопрос: (Ливио Орихио) Валттери, в прошлом году в Сочи вы стартовали третьим, но быстро возглавили гонку, опередив Себастьяна Феттеля за счет слипстрима. В этом году нечто подобное мы наблюдали в Спа, когда Себастьян опередил Льюиса Хэмилтона на длинной прямой. Возможно, на трассах вроде сочинской выгоднее стартовать не с поула, а со второй или даже третьей позиции?
Валттери Боттас: Стартовать в Сочи всегда непросто, здесь ко второму повороту ведет очень длинная прямая. В прошлом году я уступил времени поула менее одной десятой, но в итоге это мне помогло – я смог воспользоваться слипстримом. Но для этого нужно хорошо стартовать.
Как мне кажется, всё же лучше начинать гонку с поула, а если вспомнить 2015-й или 2016-й год, тогда гонщик, стартовавший первым, смог удержать лидерство. Насколько мне известно, асфальт в районе первой и второй позиций сменили, на новом полотне уровень сцепления всегда выше, так что лучше стартовать из первого ряда.
Вопрос: Маркус, вам уже доводилось выступать в Сочи. Ко второму повороту здесь можно отыграть много позиций?
Маркус Эриксон: Когда к первой точке торможения ведет длинная прямая, важно не только хорошо стартовать, но также воспользоваться «воздушным мешком» - особенно если речь идет о нынешних машинах с их большой прижимной силой. Как заметил Валттери, чтобы опередить ближайших соперников, нужно самому оптимально среагировать, но с такой длинной прямой шансов отыграть позицию всё же больше. Скажем, в Сингапуре даже при хорошем старте сложно атаковать слипстримом, но здесь этот фактор может очень помочь.
Вопрос: Шарль, вам предстоит впервые выступать в Сочи. Когда вы приезжаете на новую трассу, оцениваете ли вы возможность атаковать с использованием «воздушного мешка»?
Шарль Леклер: Да, но сложно делать выводы, когда сам не знаешь трассу. В этом сезоне я в целом стартую не лучшим образом, не раз у меня возникали трудности, но здесь длинная прямая явно поможет атакам. В остальном мне сложно что-либо говорить, ведь я пока не знаю эту трассу.
Вопрос: Сергей, был ли у вас аналогичный опыт в GP2?
Сергей Сироткин: Не помню, как всё было в GP2, но на этой трассе разница между скоростью перед вторым поворотом и скоростью на его апексе поистине огромная, в такой ситуации можно атаковать. Правда, для начала нужно уверенно сорваться с места – без этого не важно, насколько длинная впереди прямая, обогнать всё равно не получится.
Вопрос: (Скотт Митчелл) В Сингапуре много было сказано о синих флагах, мнения разделились. Что вы сами об этом думаете? Стоит ли отказаться от синих флагов или лучше оставить? Возможно, само правило следует применять как-то иначе?
Сергей Сироткин: Мне не доводилось сталкиваться с синими флагами будучи лидером гонки, но я могу представить, что лидеры испытывают в такой ситуации не меньшую досаду, чем те, кого они опережают. Но одно дело, когда ты не ведешь собственную борьбу, и совсем другое, когда сражение за позиции продолжается – во втором случае очень непросто безопасно пропустить фаворитов. Не думаю, что у меня достаточно опыта, чтобы говорить о том, должны синие флаги остаться, или от них стоит отказаться.
Шарль Леклер: За Сингапур мне стоит поблагодарить Сергея, благодаря ему наша стратегия сработала настолько здорово!
Сергей Сироткин: Был рад помочь! (смеется)
Шарль Леклер: Если синие флаги применяются верно, они должны остаться в Формуле 1, просто в Сингапуре ситуация получилась немного скомканной. Лично мне маршалы на протяжении нескольких кругов показывали синие флаги, хотя позади меня не было другой машины не то что в секунде – на значительно большем расстоянии. Если всё делать правильно, синие флаги нужно оставить, просто к следующему Гран При Сингапура недоработки необходимо устранить.
Маркус Эриксон: Ситуация с синими флагами всегда непростая, а свои аргументы найдутся и у лидеров, и у тех, кто отстает на круг. Мы пробовали закрепить минимальную дистанцию на уровне полутора секунд, затем сократили её до одной, сейчас в правилах прописана цифра 1,2 секунды. Найти идеальное решение непросто, обстановка меняется от трассы к трассе, но в целом 1,2 секунды – достойный компромисс. Синие флаги – часть этого спорта, и нынешнее решение наиболее справедливое и по отношению к тем, кто возглавляет гонку, и к тем, кто сильно отстает.
Мне понятна досада Валттери в Сингапуре. Там очень сложно подобраться на необходимую дистанцию, но парни, которых предстояло обогнать на круг, тоже сражались за позиции и очки. Тема непростая, но в целом то, как сделано сейчас, это неплохой компромисс.
Валттери Боттас: Я буду рад оставить синие флаги. Я был в обеих ситуациях, меня самого не раз обгоняли на круг, но, как заметил Маркус, всё зависит от конкретной трассы. Иногда 1,2 секунды вполне достаточно, иногда подобраться близко оказывается несколько сложнее – как было со мной в Сингапуре. Здесь важен компромисс, так как идеала добиться невозможно. У лидеров расклад во многом схожий: иногда тебе везет с трафиком, иногда – нет. В целом ситуация в норме.
Вопрос: (Фредерик Ферре) Сергей, что вы думаете об успехах российских гонщиков в Формуле 1 в последние два года? Это объясняется повышением автоспортивной культуры в целом в России или поддержкой со стороны крупных компаний?
Сергей Сироткин: Хороший вопрос! Думаю, здесь задействованы оба фактора. Гонки становятся всё более популярными, и для гонщиков это может служить хорошим базисом – уверен, в будущем мы увидим в пелотоне еще больше россиян.
Если говорить о компаниях, всё большее их количество заинтересованно в поддержке разнообразных гоночных категорий или отдельных гонщиков. Многие организации поддерживают этап в Сочи, гоночные мероприятия в Москве – внимания к автоспорту сейчас гораздо больше, чем в то время, когда я начинал карьеру. Опять же, это тоже только начало, и то, что будет через несколько лет может показаться впечатляющим прогрессом.
Перевод: Валерий Карташев