Об ожиданиях от уик-энда…
Автодром в Сильверстоуне – один из самых знаменитых в мире и домашний для большинства команд Формулы 1, ведь почти все они, включая Mercedes, базируются неподалёку. Гран При Великобритании – самый старый этап чемпионата мира. 13 мая 1950 года он был первым в календаре Формулы 1, а в 2019-м пройдёт в 70-й раз.
В 1950 году никто не знал, есть ли у этого чемпионата будущее – несколько предыдущих попыток объединить многочисленные Гран При в единую серию, чтобы определить лучшего гонщика на лучшей машине, закончились ничем. Так что для пилотов, принявших участие в той гонке, это был просто один из многих Гран При, но сегодня мы знаем, что Формула 1 пришла в автоспорт всерьёз и надолго – настолько, что уже к началу 80-х Гран При, не входящих в зачёт чемпионата мира, практически не осталось.
С тех пор Гран При Великобритании неизменно входил в календарь – этим может похвастать ещё только итальянский этап. За эти годы гонка проводилась на трёх разных трассах, но тогда, в 1950-м году, это был именно автодром в Сильверстоуне. Конфигурация несколько раз менялась, но в общих чертах совпадает с той, по которой гонщики гонялись тогда.
В Сильверстоуне важна эффективность аэродинамики, так что тут часто доминировали машины, построенные Эдрианом Ньюи, но в последние годы преимущество перешло к Mercedes. Здесь большое значение имеет мощность моторов, но если пойдёт дождь, то предсказать победителя почти невозможно – история знает немало самых удивительных дождевых гонок в Сильверстоуне.
Теоретически на этой трассе вполне можно обгонять, но для этого нужно подобраться к сопернику поближе, а сделать это нелегко. Здесь много быстрых поворотов, где сложно преследовать соперника вплотную. Из-за этого в прошлом году в FIA добавили третью зону DRS, но по ходу уик-энда не обошлось без аварий и сейчас её убрали.
В то же время победы с поула в Сильверстоуне случаются не так уж часто – четыре раза за последние 10 лет. Здесь очень важна стратегия, велика нагрузка на машины и часто идёт дождь – в общем, победу на этой трассе можно заработать только в воскресенье, а вовсе не в субботу.
Безусловно, Сильверстоун – одно из самых желанных мест для победы для большинства пилотов. Это не только легендарная, историческая трасса, но и домашний Гран При для большинства команд, сюда приходят их многочисленные сотрудники, обычно не имеющие возможности смотреть гонку своими глазами, со своими семьями. Вообще, это один из самых посещаемых Гран При чемпионата.
В то же время в Великобритании записные фавориты побеждают не так уж часто. К примеру, Михаэль Шумахер выигрывал эту гонку всего три раза, причём впервые это произошло в 1998-м, и победа стала несколько курьёзной – Шумахер заехал в боксы на последнем круге, потом проехал ещё один круг в боевом режиме и был уверен, что занял только третье место, и лишь на круге возвращения в боксы ему сообщили, что именно он стал победителем.
До прошлого года Себастьян Феттель победил тут лишь однажды, причём в 2009 году, когда чемпионом не стал, а в годы своего доминирования с 2010 по 2013 не смог выиграть в Сильверстоуне ни разу. Однако в прошлом году ему всё же удалось прервать гегемонию Хэмилтона на этой трассе, побеждавшего четыре года подряд.
Учитывая, что на счету Льюиса победа ещё и в 2008-м, он не только самый успешный из действующих пилотов на этой трассе, но и делит первое место по этому показателю с Аленом Простом за всю историю. В ближайшие выходные Хэмилтон имеет отличные шансы выйти на чистое первое место по числу побед как в Сильверстоуне, так и на Гран При Великобритании.
О трассе…
Автодром Сильверстоун. 52 круга по 5.891 км = 306.198 км. 18 поворотов. Во все времена трасса в Сильверстоуне считалась очень скоростной, но в отличие от, скажем, Монцы, эта скорость достигалась не за счёт длинных прямых, а благодаря изобилию очень быстрых поворотов. За прошедшие годы поворотов прибавилось, трасса стала чуть медленнее, но остаётся одной из самых быстрых в календаре – средняя скорость превышает 200 км/ч.
За связки скоростных поворотов трассу любят гонщики и не любят инженеры и специалисты по стратегии, поскольку они провоцируют потерю аэродинамической стабильности. Ещё одна особенность – малое число серьёзных торможений, где можно запастись энергией для MGU-K. Лишь 9% дистанции гонщики проводят на торможении, износ тормозов – низкий.
Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 330 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 66% дистанции круга в квалификации и 64% в гонке, мотор почти постоянно работает на высоких оборотах, что приводит к значительному расходу топлива.
Время необходимое для пит-стопа – 25 секунд, что по современным меркам много – это заставляет команды выбирать стратегию с меньшим числом пит-стопов.
О резине…
Традиционно в Сильверстоун шинники привозят свои самые жёсткие составы, так как шины здесь изнашиваются очень быстро. Не станет исключением и этот год – в Pirelli привезут составы C1 (Hard), C2 (Medium) и C3 (Soft). Такой выбор мы уже видели в Бахрейне и Барселоне, но с точки зрения конфигурации это совершенно другие трассы.
Износ резины в Сильверстоуне столь высок из-за экстремальных боковых нагрузок в скоростных поворотах, вроде Copse и Abbey. Именно поэтому шесть лет назад гонку испортили многочисленные взрывы шин, из-за которых Pirelli пришлось менять их конструкцию по ходу сезона.
Конечно, нынешняя резина Pirelli куда надёжнее, и ждать её взрывов или даже чрезмерного износа не стоит. К тому же, в отличие от прежних лет, в этом сезоне команды охотнее выбирают варианты стратегии с двумя или тремя пит-стопами – и мы вполне можем увидеть подобное и в Сильверстоуне, даже несмотря на длинный въезд на пит-лейн.
Впрочем, все эти расчёты легко могут быть отправлены в мусорную корзину непостоянной британской погодой. В Сильверстоуне практически каждый год по ходу уик-энда идёт дождь, так что высока вероятность, что командам пригодится промежуточная и дождевая резина.
Год назад в Сильверстоуне…
В прошлом году уик-энд в Сильверстоуне прошёл в необычно жарких для этих мест условиях, что оказало влияние на ход борьбы. В Pirelli привезли шины с тонким рабочим слоем (именно такие используются по ходу нынешнего сезона), и считалось, что это даст преимущество Mercedes.
Льюису Хэмилтону действительно удалось завоевать поул, но пилоты Ferrari, Феттель и Райкконен, уступили ему менее десятой. Боттас проиграл гораздо больше, но всё равно на 0,4 секунды опередил Ферстаппена, который, в свою очередь, полсекунды привёз своему напарнику Даниэлю Риккардо. Лучшей из остальных оказалась команда Haas.
Судьба гонки фактически решилась на старте. Льюис неважно ускорился, британца тут же опередили Феттель и Боттас, а затем в заднее колесо его Mercedes врезался Райкконен. Хэмилтона развернуло, он оказался последним, а Кими позже наказали 10-секундным штрафом.
На дистанции у Боттаса было не так много шансов опередить Феттеля, но ещё могла сыграть свою роль стратегия. Пит-стоп лидеры провели на 20-21 кругах, порядок не изменился. Однако когда на 33-м круге после аварии Эриксона выехал автомобиль безопасности, оба гонщика Ferrari отправились в боксы, а Боттас остался на трассе и захватил лидерство.
Так как обгонять в Сильверстоуне нелегко, тактика могла сработать – особенно учитывая, что вскоре после рестарта автомобиль безопасности выехал вновь, на этот раз из-за столкновения Сайнса и Грожана. Но всё же к концу дистанции шины на машине Валттери слишком износились, и он пропустил не только Феттеля, но и "прошившего" пелотон Хэмилтона, а затем и Райкконена. Наверняка оказался бы впереди и Ферстаппен, но он сошёл из-за отказа тормозов.