Появление в календаре национального Гран При часто связано с успехами местного гонщика. Так было с Мексикой и братьями Родригес, с двумя немецкими этапами во времена Михаэля Шумахера, с двумя испанскими, когда побеждал Фернандо Алонсо. Причины понятны – на фоне популярности гонщика болельщики быстро раскупят билеты, организаторы проведут Гран При, заплатят FOM за проведение гонки – и сами тоже будут довольны.
Это правильный и очень спортивный способ появления в календаре новых этапов. Фантастическую атмосферу битком забитого стадиона сложно сравнить с полупустыми трибунами на азиатских этапах, хотя и к ним мы давно привыкли.
В этом году трибуны в Зандфорте, что в 40 километрах от Амстердама, не будут заполнены полностью только по одной причине – из-за противовирусных ограничений. Власти разрешили допустить зрителей на 67% мест, а вопрос как быть остальным, занимал заплативших за билеты свои кровные последние несколько недель. В итоге ситуацию как-то урегулировали.
Голландский этап должен был вернуться в календарь ещё в прошлом году, но организаторы не захотели проводить его при пустых трибунах. Эффект был бы не тот, а первое впечатление очень важно.
В Зандфорте историческая трасса старой школы, со всеми своими плюсами – и с минусами, с которыми в Dromo Circuit Design постарались разобраться. Будет любопытно увидеть, что у них получилось – и как трасса будет выглядеть на фоне проектов Германа Тильке. Понятно, что свобода итальянских архитекторов была ограничена со всех сторон, но для них это значимый проект.
Первый Гран При всегда очень важен. Так было в Остине, в Сингапуре – если первая гонка нравится зрителям и прессе, трасса получает кредит доверия, позволяющий в будущем прощать многие недостатки.
Старшему из выступающих сегодня гонщиков, Кими Райкконену, в 1985-м, когда Зандфорт в прошлый раз принимал Гран При, не исполнилось и шести лет. Для всех пилотов и сотрудников команд трасса в небольшом курортном городке – новая и незнакомая.
Место очень славное и живописное, недаром единственной, но едва ли не ключевой оппозицией возвращению Гран При стали местные экологи – суд и на этой неделе рассматривал очередной протест, связанный на этот раз с возможным превышением нормы выброса азота с территории автодрома.
На самом деле, для Зандфорта проведение этапа Формулы 1 не менее важно, чем для Сингапура, где сделали всё, чтобы привлечь внимание к своему региону. Но у Сингапура нет гоночной истории, нет своих гонщиков и болельщиков – только имидж первой ночной гонки и деньги на её проведение.
У Зандфорта такого имиджа пока нет, но хочется, чтобы первая гонка после 36-летнего перерыва на этой неделе прошла успешно и понравилась болельщикам, которые будут приезжать туда снова и снова.
Для Ферстаппена этап в Зандфорте – вторая домашняя гонка подряд, но если в Бельгии всегда поддерживали всех гонщиков, то на побережье Северного моря трибуны окрасятся в оранжевый и будут болеть только за Макса. Такой и была цель. Пару лет назад спортивный директор автодрома, бывший гонщик Формулы 1 Ян Ламмерс, заявил, что «соперники утонут в оранжевом море».
Ламмерс, не заработавший ни одного очка за 23 Гран При, легко и охотно даёт интервью по любому поводу – и мы не раз увидим его на экране в предстоящий уик-энд, но на этот раз он прав – фактор домашней трассы будет весьма ощутим для Макса и его соперников. Вопрос – кому он поможет, а кому помешает. Ответ узнаем через несколько дней.
Гонка в Бельгии хоть и не состоялась фактически, повлияла на ситуацию в чемпионате, чем многие остались недовольны. Очевидно, что в форс-мажорной ситуации, которая могла привести к отмене Гран При, нужно было хотя бы формально провести гонку и раздать очки, чтобы двигаться дальше.
В Зандфорте непросто обгонять, многое решится в квалификации, так что суббота и на этот раз будет иметь ключевое значение. В Спа вряд ли кто-то мог подумать, что результаты квалификации напрямую определят итоги гонки, но в Нидерландах будет именно так. В тридцати прошедших в Зандфорте гонках в 22-х побеждал гонщик, стартовавший с первого ряда.