Гран При Сингапура начинает финальную серию из восьми выездных гонок. После сдвоенных этапов на Марина-Бей и в Сузуке, Формула 1 заедет в Катар, потом команды смогут вернуться на европейские базы, следом серия из трёх гонок подряд в Остине, Мехико и Сан-Паулу, а потом ещё две подряд – в Лас-Вегасе и Абу-Даби.
График интересный, но очень плотный и сложный, как для команд, так и для специалистов по логистике. Восемь Гран При за 11 недель, любая задержка может помешать, но обычно Формула 1 отлично справляется с таким расписанием.
Все билеты на Гран При Сингапура проданы, но зрителей будет на 17% меньше, чем обычно. Из-за реконструкции части города трибуну Bay демонтировали, организаторы рассчитывают принять по ходу уик-энда 250 тысяч зрителей против 302 тысяч в прошлом году, но и это тоже немало.
Отношение к Гран При Сингапура с годами менялось. Поначалу этап вызывал неподдельный интерес. Первая ночная гонка в истории Формулы 1, невероятно эффектная телевизионная картинка сверкающего огнями города, сложнейшая трасса.
Шло время. Почти сразу стало понятно, что обгонять в Сингапуре в принципе невозможно, что два часа в условиях жары и высокой влажности становятся пыткой для гонщиков, которым приходится на каждом круге проходить 19 поворотов (прежде их было 23) без какой-либо надежды улучшить позицию.
Успех ночной гонки был замечен, теперь в календаре сразу пять этапов проходят при искусственном освещении и выглядят не менее эффектно, а борьба в них оказывается гораздо более зрелищной, достаточно вспомнить Джидду. А в этом году нас ждёт ещё и Лас-Вегас.
Обычно сингапурский этап интересен ровно до конца квалификации, которая действительно получается напряженной и решает почти всё. Но бывали и исключения.
Первое и самое громкое исключение – гонка 2008 года и печальная история Нельсиньо Пике, по просьбе команды разбившего машину сразу после необычно раннего пит-стопа Фернандо Алонсо, который в итоге и выиграл гонку.
Преднамеренная авария Пике-младшего была срежиссирована руководителем команды Renault Флавио Бриаторе и техническим директором Пэтом Симондсом. Последовавший за этим громкий скандал привёл к отлучению от спорта Бриаторе и Симондса, но сейчас они занимают посты в руководстве Формулы 1, а Алонсо продолжает гоняться.
Поднял эту историю из архива Фелипе Масса, сославшись на интервью Берни Экклстоуна, в котором бывший владелец Формулы 1 намекнул, что ему и президенту FIA Максу Мосли уже в том же 2008-м было известно, что авария Пике была преднамеренной. Масса считает, что если это действительно так, то руководство спортом проявило преступное бездействие, результаты гонки следовало отменить, а титул отдать ему, поскольку по итогам сезона он уступил лишь одно очко Льюису Хэмилтону, ту гонку закончил 13-м, а британец поднялся на подиум.
Непонятно, на что рассчитывает Фелипе. Невозможно представить, что результаты какого-то отдельно взятого сезона могут быть пересмотрены после его окончания, это напрямую противоречит правилам и Международному спортивному кодексу FIA. Макс Мосли умер, а Берни Экклстоун давно отошёл от дел и сейчас утверждает, что ничего подобного не говорил. И источник цитаты был сомнительный. Да и возраст.
Если целью было попасть в заголовки и привлечь внимание, Масса добился своего, но доступ в паддок потерял. В руководстве Формулы 1 заявили, что не хотят его больше видеть, но кто знает, может в Сан-Паулу победитель одиннадцати Гран При всё же появится. И в сопровождении юристов. Кто знает.
Ещё любопытное и редкое исключение – дождевые гонки. Дожди и грозы в сентябре идут в Сингапуре почти каждый день, но ранним утром, а днём асфальт высыхает. Но в 2017-м гонка стартовала под дождём, что добавило интриги и привело к множеству сходов.
В прошлом году в субботу весь день шёл дождь, тренировка продолжалась лишь полчаса, а квалификация на подсыхающей трассе получилась одной из самых интересных по ходу сезона – борьба шла до последних секунд, в итоге первая тройка уместилась в пять сотых!
Перед гонкой тоже прошёл дождь, старт пришлось отложить. На трассу выехал автомобиль безопасности, но воды было так много, что на некоторых участках Mercedes AMG GT под управлением Бернда Майландера погружалась по двери.
Потом дождь стих, сотрудники автодрома начали убирать воду. Вместо 20:00 по местному времени гонщики отправились на прогревочный круг в 21:05. Дважды выезжал реальный автомобиль безопасности, дважды объявляли режим VSC, шесть гонщиков сошли. Гонка получилась весёлой и была остановлена по истечению двухчасового лимита.
На этой неделе прогноз вновь обещает дожди!