Пандемия Covid-19 пришла в Формулу 1 в начале февраля 2020 года, когда в Шанхае объявили об отмене этапа Формулы Е. Тогда казалось, что это всё не всерьёз. Ну, отменили – и отменили. Не в первый раз. Да и опыта работы в таких условиях у обычных, гражданских людей – промоутеров, организаторов, сотрудников команд – не было.
История с арестом и последующим побегом бывшего президента Renault-Nissan Карлоса Гона оживила новогоднюю новостную ленту. Готовился к выходу второй сезон Drive To Survive, команды презентовали новые машины. Всё шло своим чередом.
Формула 1 выходила из зимней паузы, когда в конце января FIA заявила, что в связи с Covid-19 готова на любые меры, вплоть до отмены этапов. Кто тогда мог представить, что еженедельные протоколы о количестве заболевших внутри Формулы 1 совсем скоро заменят протоколы гонок в новостной ленте, а команды будут разрабатывать и производить аппараты систем ИВЛ.
Зимние тесты прошли штатно. Разговоры ходили разные, но на уровне слухов. Никто особенно не верил, что всё это надолго. Команды прилетели в Мельбурн, дали традиционные интервью, когда в четверг выяснилось, что у одного из сотрудников McLaren положительный тест на коронавирус. И команда снялась с соревнований. Следующее утро началось с заявления о том, что Гран При Австралии отменён.
И всё начало рушиться. Команды вернулись домой, закрыв базы на бессрочный перерыв. Формула 1 остановилась, как и вся индустрия шоу-бизнеса. Людей отправили по домам, дети перешли на домашнее обучение, мы с дочкой ходили гулять по легенде «к доктору», а журналистское удостоверение позволяло пользоваться транспортом, так что можно было уехать на дачу. У каждого из нас есть такая история.
Но надо было работать, кормить семьи. Инициативу взял в руки Хельмут Марко, озвучив идею Дитриха Матешица. В апреле 2020-го он вместе с FIA разработал антиковидный сценарий, предложив проводить гонки с обязательным тестированием и без зрителей, начав сезон с двух этапов в Шпильберге. Важно было всё запустить. Команды набрали кредитов под производство деталей для новых машин, которые просто нечем было отдавать.
Идея сработала. Формула 1 и в этом была первой. Поначалу это выглядело странно, но засидевшиеся дома болельщики соскучились по реальным гонкам, получив возможность хоть через экран телевизора частично вернуться к прежней жизни.
Популярный и востребованный публикой футбол вернулся гораздо позже. С картонными болельщиками на трибунах. Мы в F1News.ru уже вернулись от удалёнки к работе в редакции, шли гонки, а по Sky Sport показывали странный футбол с зацикленными записями криков болельщиков, как в видеоигре. Помню, мы тогда с Мишей Смирновым, нашим комментатором, журналистом, а теперь и директором, недоумевали: «Разве так может быть». Хорошо, что в Формуле 1 до этой глупости не додумались.
Здорово, что в Liberty Media справились с этим кризисом, ставшим для них первой настоящей проверкой, получив в ответ солидный кредит доверия со стороны партнёров, спонсоров и зрителей. Берни тогда предлагал всё отменить…
В 2006-м свою последнюю, 91-ю победу в Формуле 1 одержал Михаэль Шумахер – как раз в Шанхае. Безусловно, его будут вспоминать в этот уик-энд. В 2019-м в Китае прошёл 1000-й Гран При Формулы 1. Организаторы с помощью производителей масел и топлива щедро заплатили, чтобы принять юбилейную гонку – и её почётных гостей. Тогда в Формуле 1 за Toro Rosso выступал Квят, а его напарником был Элбон. В Williams завершал карьеру Кубица и дебютировал Расселл. Титул выиграл Льюис Хэмилтон, а Макс Ферстаппен закончил его третьим, как и его команда.
Предстоящий Гран При будет 1106-м. Как много изменилось за этот относительно короткий период. Многое, кроме необходимости ставить будильник, чтобы не проспать первую и единственную в этот уик-энд тренировку. В пятницу, ровно в шесть!