Многие считали, что в Mercedes не смогут повторить прошлогоднее доминирование, ведь соперники и мотористы не стоят на месте, но в 2015-м успехи чемпионской команды оказались ещё более убедительными.
Mercedes AMG Petronas | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Льюис Хэмилтон | 19 | 1 | 381 | 1 | 1 |
Нико Росберг | 19 | 2 | 322 | 1 | 1 |
2015 | 19 | 1 | 703 | 1 | 1 |
2014 | 19 | 1 | 701 | 1 | 1 |
2013 | 19 | 2 | 360 | 1 | 1 |
2012 | 20 | 5 | 142 | 1 | 1 |
2011 | 19 | 4 | 165 | 3 | 4 |
В 2014-м долгосрочная программа Mercedes привела к достижению цели – пятый сезон после возвращения в Формулу 1 принёс заводской команде досрочную победу в Кубке конструкторов и чемпионский титул, прервав период доминирования Red Bull Racing, так что задача на сезон была очевидной – защитить завоёванные титулы.
Несмотря на чемпионский статус, презентация новой машины была скромной – Mercedes F1 W06 Hybrid показали перед началом первого дня тестов в Хересе, а потом новинка сразу отправилась на трассу. В команде сохранили состав – борьба Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга за титул продолжалась до последнего этапа, все ждали не менее яркого продолжения.
Интересно, что за 12 дней зимних тестов гонщики Mercedes всего дважды возглавляли протокол дня – реже, чем гонщики Lotus или Ferrari, но в Mercedes вновь заняли первую строчку по пройденной дистанции. Не обошлось без проблем, и большая их часть выпала на долю Хэмилтона – на тестах британец проехал на тысячу километров меньше напарника.
Первый этап ответил на все вопросы. В субботу Льюис убедительно выиграл квалификацию, опередив Нико более, чем на полсекунды, а ближайшего соперника из другой команды – почти на полторы, а в воскресенье гонщики Mercedes завоевали победный дубль, привезя обладателю третьего места Себастьяну Феттелю 34,5 секунды.
Критики тут же заговорили, что при подобном доминировании сезон получится скучным, но через две недели в Малайзии маятник качнулся в другую сторону – победу с помощью рискованной стратегии одержал Феттель – и стало понятно, что соперники тоже не стояли на месте, а расслабляться Mercedes нельзя.
Главный прошлогодний соперник лидеров – Red Bull Racing – в 2015-м оказался позади из-за проблем с моторами Renault, а в Ferrari заметно прибавили. Как и год назад, в Mercedes лишь трижды за сезон упустили победу, и если в 2014-м все три эти гонки выиграл Даниэль Риккардо, то в 2015-м три победы одержал его бывший напарник Себастьян Феттель – уже за рулём Ferrari.
Хэмилтон очень уверенно начал сезон, уже к возвращению чемпионата в Европу добившись комфортного преимущества над Росбергом – более 25 очков. Из четырёх первых Гран При он выиграл три, а однажды приехал вторым. Нико был рядом, стабильно финишируя на одну-две позиции ниже, и только в Барселоне впервые в сезоне смог подняться на верхнюю ступень подиума.
Потом Нико выиграл в Монако, где ситуация получилась весьма любопытной. Хэмилтон стартовал с поула и лидировал, постепенно увеличивая отрыв, пока из-за аварии Макса Ферстаппена не объявили режим виртуальной машины безопасности. Льюис спросил, не стоит ли сменить шины, пока в команде принимали решение, выехал реальный автомобиль безопасности – и после пит-стопа Хэмилтон вернулся на трассу только третьим, лишившись весьма вероятной победы. Льюис был очень расстроен.
Дальше борьба шла с переменным успехом – в Канаде выиграл Хэмилтон, в Австрии – Росберг, в Сильверстоуне – снова Хэмилтон, а в Венгрии возникли проблемы.
Льюис потом признался, что перед гонкой побывал на съёмках «Марсианина», почти не спал и чувствовал себя не лучшим образом. Старт он проиграл – Феттель захватил лидерство, потом ошибся в сражении с напарником, откатившись на десятое место, и получил штраф за контакт с Риккардо. Казалось, в этой гонке Нико сможет отыграться, но на последних кругах Риккардо зацепил машину Росберга, гонщик Mercedes потерял много времени из-за прокола, так что Льюис финишировал шестым, а занимавший до инцидента вторую позицию Нико – только восьмым. В итоге, команда увезла из Венгрии лишь 12 очков – самое неудачное выступление с Гран При Бразилии 2013 года.
К началу летнего перерыва преимущество Хэмилтона оставалось примерно на том же уровне – более 20 очков, так что любой сход мог изменить ситуацию в ту или иную сторону.
К этапу в Монце в Mercedes подготовили перспективную версию силовой установки с решениями, которые планировалось использовать в 2016-м – большое преимущество в Кубке конструкторов позволяло спокойно поработать с новинками. Эту версию поставили только на машины заводской команды – клиенты её не получили. В Mercedes не могли гарантировать надёжность, да и моторов таких поначалу было только два.
На машине Нико с новой силовой установкой на тренировке возникли проблемы, так что перед квалификацией ему поставили мотор прежней версии – отработавший уже пять Гран При, а шестой он не выдержал, отказав на 51-м круге. В итоге Нико сошел, а Хэмилтон выиграл гонку, за один этап вдвое увеличив отрыв от напарника.
Гран При Сингапура стал для Mercedes в 2015-м исключением из правил – весь уик-энд команду преследовали проблемы, разобраться с которыми оперативно не удалось. Команда словно сделала большой шаг назад по сравнению с соперниками, получившими неожиданное преимущество над фаворитами. Кто-то связывал это с новыми ограничениями на давление в шинах, кто-то – с гладким асфальтом, из-за которого резину не удалось заставить работать.
Суть проблемы была угадана верно – команде не удалось заставить шины эффективно работать, особенно – более мягкий состав, имевший большое преимущество в скорости, но уникальность ситуации была в том, что инженеры не смогли найти решение, хотя за два года доминирования в Формуле 1 гонки проходили на разных трассах и в самых разнообразных условиях.
Квалификацию с большим преимуществом выиграл Феттель, прервав рекордную для Ferrari серию гонок без поулов, рядом с ним с первого ряда стартовал Риккардо, со второго ряда гонку начинали Райкконен и Квят, а Хэмилтон и Росберг оказались только на третьем ряду – Льюис уступил обладателю поула почти полторы секунды!
В итоге, Нико большую часть дистанции проехал на более жесткой резине, финишировав четвёртым, а Хэмилтон сошел из-за проблем с силовой установкой. Гонка принесла команде лишь 12 очков и стала причиной серьёзного анализа возникших проблем, по результатам которого инженеры внесли множество корректив в конфигурацию и настройки машины, ведь уже на следующей неделе предстояло выступать в Сузуке.
В Японии проблем не возникло – Хэмилтон одержал победу, как и в Сочи, где Росберг сошел, но в Mercedes досрочно завоевали Кубок конструкторов, а победа в Остине принесла Хэмилтону второй подряд и третий в карьере чемпионский титул – команда решила все поставленные на сезон спортивные задачи.
Когда после неожиданной потери конкурентоспособности в Сингапуре инженеры изменили конфигурацию машины, Хэмилтон потерял преимущество над напарником в квалификации – во всех шести гонках от Сузуки до Абу-Даби поул завоевал Росберг, а три последние из этих шести гонок – выиграл.
Многие говорили, что Льюис просто успокоился, подтвердив чемпионский титул – и позволил напарнику побеждать, чтобы компенсировать свою жесткость в некоторых поединках по ходу сезона. Сам гонщик это отрицал, считая, что причина в изменении конфигурации и настроек машины, но Нико получил важное психологическое преимущество перед зимним перерывом, и в следующем году вновь попытается выиграть титул.
Эксперты считают, что 2016-й может стать последним годом доминирования Mercedes, хотя и с меньшим преимуществом, которое всегда сокращается в условиях стабильного регламента, а в 2017-м должны измениться правила, и всё начнётся с чистого листа, так что Росбергу нужно использовать этот шанс.
Через 92 дня мы узнаем имя победителя Гран При Австралии, но сначала нас ждут новогодние праздники, презентации новых машин и новости с зимних тестов!