Участники: Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Адриан Сутил (Force India), Ник Хайдфельд (BMW Sauber), Нико Росберг (Williams), Тимо Глок (Toyota).
Вопрос: С прошлого гоночного уик-энда прошло три недели – хочу спросить, что сделали вы и ваша команда, чтобы в предстоящей гонке быть ещё быстрее?
Ник Хайдфельд: Команда проделала большую работу, мы привезли несколько новых элементов – днище, диффузор, переднее антикрыло, модернизированную заднюю подвеску. Прошедшие три недели я активно тренировался, пару раз приезжал на базу – надеюсь, скоро мы добьемся прогресса.
Тимо Глок: Похожая ситуация – я был занят на многочисленных PR-акциях, жег резину в Гудвуде – три дня фестиваля пролетели очень быстро. Я старался поддерживать себя в форме. Мы слегка доработали аэродинамику – надеюсь, это позволит побороться за места в первой пятерке.
Адриан Сутил: Я несколько раз приезжал в Великобританию на базу команды – сейчас все выглядит очень неплохо, мы явно прогрессируем. Важно поддерживать сотрудников, говорить им «хорошая работа!» и другие подобные вещи – я провел там некоторое время, а в выходные отдыхал дома, сосредоточившись на предстоящем уик-энде. Сейчас я в отличной форме, чувствую себя великолепно.
Нико Росберг: Наша команда сработала просто фантастически – разумеется, сейчас мы находимся совсем не там, где хочется, но в предыдущих двух гонках Williams была третьей командой, что позволяет надеяться на подиумы. В перерыве команда снова прибавила – мы постоянно получаем новые детали, приятно видеть такой темп работы.
Я следил за производственным процессом, делился своим мнением – сюда мы привезли очередные доработки, которые должны обеспечить дальнейший прогресс. С нетерпением жду возможности побороться за подиум – возможно, это произойдет уже в этот уик-энд, однако нам потребуется некоторое везение, ведь впереди Red Bull и Brawn, а это уже четыре машины.
Что касается меня – я побывал на острове Ибица и юге Франции. Немного тренировки и приятный отдых…
Вопрос: Следовательно, теперь вы будете очень быстры?
Нико Росберг: Да!
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Мы провели незначительные доработки, ничего существенного. В Сильверстоуне обновленная аэродинамика сработала очень неплохо – думаю, здесь мы будем столь же конкурентоспособны. Впрочем, Нюрбургринг славится своей погодой: не важно, каков прогноз – случиться может что угодно, лучше всего делать выводы утром. Существует вероятность дождя, но, как мне кажется, RB5 достаточно быстра в любых условиях, так что гонка обещает быть интересной. Это домашний Гран При, поэтому мы с воодушевлением ждем начала уик-энда.
После Сильверстоуна я тренировался дома. Довольно забавная ситуация, с одной стороны, скучаешь по тестам, поскольку гоняться – самое интересное, а с другой – приятно вернуться домой и заниматься чуть интенсивнее, ведь в постоянных переездах трудно следовать определенному графику. По сути ты стабилизируешь свое состояние, но при наличии свободного времени можно и прибавить. А еще на прошлой неделе мне исполнилось двадцать два…
Вопрос: Было большое торжество?
Себастьян Феттель: Не знаю, устраивали ли вы большой праздник, когда вам исполнилось двадцать два. Все было очень скромно: я и моя семья приготовили барбекю, а в остальном – ничего особенного.
Вопрос: Ник, непростое начало сезона, но вам не кажется, что команда не бросит борьбу вплоть до последней гонки?
Ник Хайдфельд: К сожалению, в первых двух Гран При мы постепенно откатывались назад, но затем начали понемногу отыгрываться. Впрочем, ещё никогда прогресс команд не был так заметен, как в этом сезоне – доработав машину, мы сразу продвигались вперед, в Барселоне и Стамбуле смогли набрать очки, однако без новинок снова уступали. Пожалуй, по этой причине я так надеюсь на предстоящую гонку, зная, что на базе готова очередная партия новинок. Вряд ли нам удастся потеснить Red Bull и Brawn, но было бы здорово регулярно бороться за очки.
Вопрос: Тимо, неделю назад в Гудвуде вы пилотировали раллийную машину? Расскажите об этом…
Тимо Глок: Да, я впервые оказался за рулем машины WRC, пусть и десятилетней давности, но на настоящем лесном спецучастке. Я был немало удивлен еще во время ознакомительной поездки в качестве пассажира, а вскоре мне пришлось самому выкладываться по максимуму – я проехал четыре незабываемых круга! Потрясающий уик-энд – кажется, я уступил Себастьену Лёбу всего девять секунд, не так уж и плохо!
Вопрос: Каковы ваши планы на предстоящую гонку?
Тимо Глок: Надеюсь, мы снова будем претендовать на места в первой пятерке и подиум, но борьба сейчас очень плотная. Интересно понять, кто подготовил существенные доработки, а кто ограничился небольшими модификациями – хочется верить, что мы окажемся в первой группе и будем конкурентоспособны.
Вопрос: Адриан, в Сильверстоун команда привезла серьезно доработанную машину, и с помощью Джанкарло Физикеллы смогла пробиться на десятое место. Вам по силам бороться за очки? Виджей Малья полагает, что это вполне реально…
Адриан Сутил: Шансы есть всегда, и пусть с большим трудом, но уже в Сильверстоуне мы вполне могли зацепиться за призовую восьмерку, однако не повезло – после аварии в квалификации мне пришлось стартовать последним.
Наэтот раз мы не подготовили что-то принципиально новое, но небольшие доработки должны обеспечить неплохую скорость. Надеюсь снова пробиться во вторую часть квалификации, подобраться как можно ближе к первой десятке – хотелось бы набрать несколько очков, но пока это не очень реально. Впрочем, если выпадет шанс, я его использую.
Вопрос: Нико, расскажите о прогрессе Williams, команда смсожет бороться с автопроизводителями?
Нико Росберг: Определенно. В предыдущие годы нам никак не удавалось доработать машину по ходу сезона, однако сейчас мы активно прогрессируем и не остановимся на достигнутом. Пожалуй, главное то, что мы учимся на ошибках и изменили подход к работе – это действительно помогает!
Вопрос: Себастьян, вы победитель предыдущей гонки, единственный участник чемпионата, кроме Дженсона Баттона, которому удалось выиграть Гран При в этом году. Эдриан Ньюи предрекает взлеты и падения, говорит, что преимущество будет переходить от команды к команде. Что вы об этом думаете?
Себастьян Феттель: Надеюсь, преимущество останется за нами, но борьба будет плотной. Как заметил Ник, этот сезон уникален - команда, добившаяся прогресса, сразу вырывается вперёд. В прошлой гонке мы представили обновленную машину, и это сработало, нам удался потрясающий уик-энд. Возможно, у Brawn GP возникли проблемы, но в большей степени всё зависит от нашей собственной работы, нам нужно целенаправленно готовиться к каждому этапу.
Трассы не похожи друг на друга, важно иметь быструю машину – у нас она есть, но соперники ни в чём не уступают, поэтому борьба продолжится до самого конца сезона. Нужно постоянно дорабатывать машину, даже если речь идет о паре незначительных элементов. Обе команды очень сильны, но в итоге все решат несколько мелких нюансов…
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, что вы чувствуете, приехав в Германию в статусе звезды чемпионата?
Себастьян Феттель: Я не считаю себя звездой, но мне всегда приятно выступать в Германии. Для пятерых, присутствующих здесь, гонщиков, быть немцем и участвовать в Гран При Германии – это особое событие. Это, как британцу гоняться в Сильверстоуне! На Нюрбургринге я провел немало гонок, выступая в различных категориях – Formula BMW, F3, Formula Renault, мне нравится эта трасса, и я впервые опробую ее за рулем Формулы 1. С нетерпением жду этого момента!
Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Вопрос ко всем: о Северной петле ходит немало легенд – вам доводилось гоняться на этом отрезке? Вы бы хотели провести там этап Формулы 1, даже если стандарты безопасности были бы несколько иными?
Ник Хайдфельд: Пожалуй, здесь у меня достаточный опыт. Когда открывали новый парк, я свой первый круг по автодрому проехал еще с отцом, когда сам не доставал до педалей, а мог лишь поворачивать. Два года назад мне удалось проехать по «Северной петле» за рулем машины Формулы 1 – пожалуй, это было одно из самых запоминающихся событий. Я был удивлен, насколько эта трасса подходит Формуле 1 – разумеется, здесь очень опасно, зоны вылета недостаточно широки, но повороты великолепны, и те три круга получились незабываемыми. К сожалению, мне приходилось постоянно следовать за машиной с телеоператором, поэтому я не мог ехать в полную силу, однако было бы здорово ещё раз повторить это мероприятие.
Тимо Глок: Я не ездил по Северной петле за рулем спортивной машины или на Формуле 1, однако в 2000 или 2001-м проехал пару кругов на дорожной машине – должен сказать, на изучение конфигурации потребовалось некоторое время. Трасса непростая, я до сих пор с трудом вспоминаю последовательность поворотов, и лишь когда оказываюсь на трассе, понимаю, как нужно действовать. Пожалуй, это делает Нюрбургринг лучшим автодромом в мире, пусть я и ездил на старой версии трассы лишь однажды, в компании двух журналистов! Кажется, тогда они здорово повеселились, а я сейчас с нетерпением жду реальной гонки!
Адриан Сутил: Да, фантастическая трасса, лучшая в мире, пожалуй, моя любимая. Здесь все дышит историей, и как только оказываешься на траектории, уже не важно, на какой машине ты едешь – быстрой или медленной - проходить эти повороты, спускаться вниз и снова подниматься вверх – это великолепно! Я не раз приезжал на Северную петлю, чтобы просто покататься с друзьями, был там и неделю назад, проехал несколько кругов, а затем встретил своего приятеля-гонщика, который прокатил меня на своей спортивной машине класса Touring – он хорошо знает трассу, это было действительно здорово. Мне не приходилось гоняться на Северной петле, однако всякий раз перед началом гоночного уик-энда – к примеру, в среду, я стараюсь проехать, как минимум, пару кругов по исторической трассе.
Нико Росберг: У меня было всего одно такое запоминающееся событие – в 1995 году. Мы с отцом ехали на Opel Calibra Turbo, гражданской версии его гоночной машины, но тоже очень быстрой, а на заднем сиденье сидел папин друг. Отец отлично знает каждую кочку этой трассы, поэтому мы буквально летели, но я лишь помню, как громко кричал тот парень – наверное, он бы предпочел открыть дверь и выпрыгнуть из машины на скорости в 250 км/ч, чем оставаться внутри. Это было весело!
Себастьян Феттель: Как только я получил водительские права, сразу же приехал на трассу на обычной серийной машине и спустя полкруга едва не попал в аварию, поскольку совершенно угробил тормоза, переоценив их эффективность. Спустя два года я снова приехал сюда с другом, живущим буквально через дорогу от Нюрбургринга – у него BMW третьей серии, не слишком мощная, но слегка модифицированная: правильная резина, настроенное шасси… когда на трассе много туристов, невероятно весело гоняться с ними на этой маленькой машине, и пусть тебе не хватает мощности на прямых, в поворотах ты гораздо быстрее!
Прежде всего, удивляет количество поворотов и протяженность трассы, однако здесь довольно быстро находишь нужный ритм и постепенно запоминаешь конфигурацию – после пяти кругов ты примерно знаешь, где находишься. Впрочем, со мной это происходило несколько лет назад, я многое забыл, но было бы здорово снова туда вернуться!
Вопрос: (Асен Стоянов – Monitor Daily, Болгария) Я хотел бы услышать мнение каждого насчет возможности проведения Гран При Болгарии в ближайшие два-три года. Завтра этот вопрос будет обсуждаться с Экклстоуном…
Тимо Глок: Думаю, что-то подобное вы услышите, как минимум, пять раз – мы приветствуем появление новых автодромов и в прошлом году уже провели пару действительно неплохих гонок. Нам интересно приезжать в разные страны, так что я с нетерпением жду новых Гран При.
Ник Хайдфельд: Трудно сказать – я не знаю, где пройдет гонка, какой она будет, но, как сказал Тимо, всегда приятно приезжать на новые трассы, в новые города и страны. Пожалуй, сидя в этом зале сложно судить о гонке, не имея достаточно времени подумать о ней.
Себастьян Феттель: Пожалуй, все уже сказано. Если трасса интересна – а именно это является наиболее важным – атмосфера благоприятная, а на трибунах много болгарских болельщиков, мы будем рады приехать.
Вопрос: (MC) Какой бы вы хотели видеть новую трассу? С перепадами высот? Местами для обгонов?
Ник Хайдфельд: Мы хотели бы видеть Северную петлю с широкими зонами вылета! Да, было бы здорово иметь места для атаки, но, как правило, попытки их обустроить делают трассу скучной. А вот перепады высот действительно способствуют зрелищности – многие традиционные автодромы сохранили природный ландшафт, да и среди современных трасс встречаются довольно интересны варианты. Нелегко построить автодром, который будет примечателен с точки зрения пилотажа, однако сегодняшним строителям опыта не занимать – они наверняка что-то придумают.
Вопрос: (Петер Лаусманн – Rhein-Zeitung) Вопрос для Ника: вы говорили о физической подготовке и до старта сезона даже сбросили вес, что очень легко для толстяка вроде меня, и крайне непросто для атлета вроде вас. Вы выкладывались по максимуму, а машина в итоге оказалась неконкурентоспособной. Насколько это огорчает, и станете ли вы подвергать себя таким же мучениям перед стартом следующего сезона?
Ник Хайдфельд: Конечно, я снова поступлю именно так. Полагаю, мы снова будем бороться в первых рядах, но сейчас, с отменой KERS, я могу немного поправиться!
Вопрос: (Сара Хольт – BBC) Вопрос для Себастьяна: думается, третья победа в сезоне стала бы неплохим подарком ко дню рождения, а если уик-энд и дальше будет проходить при прохладной погоде, у Дженсона могут возникнуть трудности. Что вы об этом думаете?
Себастьян Феттель: Во-первых, в Германии обычно теплее, чем в Великобритании – следовательно, мы должны быть более привычными к жаре, нежели англичане! Однако, как я уже говорил, борьба продолжится до конца сезона, и если судить по таблице, сейчас они находятся в более выгодном положении. Мы делаем все возможное, но наша цель одолеть не только Brawn GP, но и всех остальных, поскольку для итоговой победы нужно опередить каждого соперника.
В спорте случается всякое. В Сильверстоуне они выступили не совсем удачно, мы праздновали успех, и люди стали говорить о возможном противостоянии, однако если здесь все сложится наоборот, это мнение изменится. Впереди множество Гран При, мы подошли к середине сезона, и сейчас важен каждый этап. В первых гонках мы сработали не лучшим образом, однако сейчас чувствуем себя уверенно и готовы к продолжению борьбы.
Вопрос: (Иорис Фиорити – AFP) Четверть всех выступающих гонщиков – немцы. Вам не кажется, что это много? Что думают сидящие во втором ряду – вам нравится, что вокруг все только и говорят о Себастьяне? Ник и Адриан – вас это задевает?
Ник Хайдфельд: Полагаю, вы не немец, раз задаете подобный вопрос! Если вспомнить последние двадцать, тридцать, а то и сорок лет истории Формулы 1, в чемпионате не всегда выступало сразу пять немцев – порой не было ни одного, а треть стартовой решетки представляли французы или итальянцы. Наверное, всем сидящим здесь повезло, что Михаэль Шумахер оказал столь значительное влияние на мир Формулы 1, немного облегчив наш дебют в чемпионате.
Впрочем, никто не знает, каким окажется будущее – команды всегда стараются заполучить быстрейшего гонщика, его национальность не имеет значения. Вы сказали, что сейчас Себастьяну уделяется чуть больше внимания, чем кому-либо из нас, но это естественно – он неплохо проводит сезон и сражается с Дженсоном. Кто-то ожидал иной реакции?
Вопрос: (Марио Бауэр – Berliner Zeitung) Ник, вы выступаете в Формуле 1 не меньше Дженсона Баттона, а на протяжении карьеры вам обоим довелось пережить и взлеты, и падения. Но, когда вы видите его на верхней ступеньке подиума, и понимаете, что его машина позволяет бороться за победы, чувствуете ли вы досаду, что у вас нет такой возможности, или же укрепляетесь в мысли, что с правильной техникой сможете добиться такого же успеха?
Ник Хайдфельд: Мне нравится видеть его победителем – не только потому, что это вселяет в меня уверенность. Я в любом случае верю в свои силы, но, пожалуй, все, с кем я общаюсь, сейчас рады за Дженсона, ведь ему приходилось бороться на не самой удачной машине, а теперь он демонстрирует свои способности. Впрочем, людям, не слишком разбирающимся в Формуле 1, это лишний раз доказывает, насколько важно иметь быструю машину…
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, впереди – домашний Гран При: для вас это определенное преимущество, или дополнительная ответственность, ведь Дженсон, к примеру, упустил домашнюю победу?
Себастьян Феттель: Не вижу никакого преимущества. Да, нам приятно сюда приезжать, видеть множество болельщиков – это добавляет сил, но все решает гонка: иногда приходится забывать обо всем вокруг и думать о главном. Возможно, нам будет чуть труднее сохранить концентрацию, но это основная задача. Десять очков можно заработать и в Англии, и в Австралии – победа здесь не стоит больше, хотя приятно финишировать первым в домашнем Гран При. Гонка состоится лишь в воскресенье, а до нее еще пятничная тренировка и квалификация, поживем – увидим.
Вопрос: (Кэрол Кэпитейн – L'Equipe) Вопрос ко всем: планы на будущее? Вы уже знаете, где окажетесь в следующем году?
Себастьян Феттель: Я знаю.
Ник Хайдфельд: Как вам известно, мы в BMW не говорим о контрактах, так что мне нечего сказать.
Тимо Глок: То же самое – на подобные вопросы трудно отвечать, скажу лишь, что перспективы весьма неплохие.
Адриан Сутил: Аналогично. Слишком рано судить об этом, позади половина сезона, всякое может случиться. Многие проблемы пока не решены, будущее самой Формулы 1 еще обсуждается, и как только ситуация прояснится, мы задумаемся о контрактах. Сейчас я не могу ничего сказать.
Нико Росберг: Я рассматриваю варианты, а сейчас вполне доволен ситуацией. Мне приятно работать с командой, это главное.
Себастьян Феттель: Я уже сказал, что знаю, где окажусь. Могу лишь добавить… все, что вы хотите услышать! Думаю, все прекрасно знают о моем контракте на следующий год. Я счастлив – в текущем сезоне мы, к удивлению многих, выглядим очень неплохо, хотя предыдущие годы были для команды непростыми. Хорошо, что к моменту моего дебюта в Red Bull мы получили машину, позволяющую добиться заслуженных результатов.
Перевод: Валерий Карташев