Индия стала 30-й страной в мире, заслужившей право принять у себя национальный Гран При Формулы 1 (в это число не входят Люксембург и Сан-Марино, проводившие гонки на чужой территории). Автодром в Нью-Дели возведен в срок и уже гостеприимно распахнул свои двери, а совсем скоро в историю мирового автоспорта будет вписана новая глава.
Индийцы не стремились удивить гоночный мир помпезностью, как шейхи из Абу-Даби, но и смогли избежать нервной концовки строительства, подобной корейской. Кроме того, активная работа с местными болельщиками наверняка позволит заполнить трибуны - ведь на старт выйдет команда Force India, приедут два местных гонщика.
Конфигурацию кольца протяженностью 5,1 км бессменный Герман Тильке рисовал, советуясь с командами. В последнее время у немецкого архитектора частенько случались проколы, и ещё один был ему совершенно не нужен. Итогом совместной работы стало скоростное кольцо с большими перепадами высот, формально включающее в себя 16 поворотов.
На деле же почти все они объединены в связки на втором секторе, тогда как первый и третий являют собой длинные прямые, заканчивающиеся медленными сопряжениями. Чтобы избежать проблем, компания Pirelli вместе со сликами состава Soft, привезет в Индию давно пылящиеся на складах шины Hard.
Делать прогнозы в случае совершенно новой трассы всегда сложно, но все же очень похоже, что в Нью-Дели есть и места для обгонов, и потенциально опасные зоны, где велика вероятность пилотской ошибки или столкновения. Особое внимание наверняка будет приковано к первому, третьему и четвертому поворотам. Главными фаворитами вновь выглядят Red Bull Racing и McLaren.
Впрочем, предстоящий Гран При можно называть первой индийской гонкой Формулы 1 лишь с известными оговорками. Едва ли кого-то удивит, что бывшая британская колония имеет богатую историю национального автоспорта. Первые соревнования на самобеглых экипажах прошли здесь более ста лет назад. В канун нового 1895 года отчаянные автомобилисты отправились в путь по маршруту Дели-Бомбей. За восемь дней им нужно было преодолеть почти 1500 км!
Но действительно знаковое событие состоялось несколько позже – в 1953 году, вскоре после обретения независимости. На бывшем аэродроме Шолаварам, близ Мадраса, была открыта гоночная трасса. «Индийский Сильверстоун» стал местом настоящего паломничества для местных любителей скорости. Несмотря на то, что конфигурация кольца была крайне незамысловатой – гонки проходили на двух взлетно-посадочных полосах, перекрещенных в форме большой буквы Х – соревнования собирали множество участников на всевозможной технике.
Расцвет гонок пришелся на первую половину 80-х – тогда проводились состязания не только в Шолавараме, но и на городских трассах в Калькутте, Бангалоре, Бомбее. Местные энтузиасты покупали уже не новую, но еще крепкую технику у европейских команд – так в Индию попали машины Формулы 2 и Формулы 5000. А весной 1981-го портовый кран аккуратно поставил на причал большой деревянный ящик. На корабле, прибывшем из Англии, привезли самый настоящий Ensign N177 Формулы 1. Здесь же можно было увидеть и владельца машины – молодого, но уже весьма состоятельного бизнесмена по имени Виджей Малья.
Страстью к гонкам тот заразился от британских экспатов – и к делу подошел серьезно. Правда, поначалу Малье недоставало опыта – потому он на год уехал в Британию, где регулярно брал уроки пилотского мастерства, а после возвращения быстро начал побеждать. И хотя гонки проходили в классе «свободная формула», именно нынешнего босса Force India по праву можно назвать первым национальным пилотом Ф1. Затем эстафету у него перехватил Вики Чандхок, за успехами которого внимательно наблюдал крохотный сынишка Карун.
В 1987 году автомобильный клуб Мадраса построил взамен устаревшего морально Шолаварама полноценный автодром, который был хорош всем, кроме, пожалуй, названия – Ирунгаттукоттаи. Он и сейчас принимает на 3,7-километровом кольце всевозможные соревнования, а капитальный ремонт 2007-го позволил проводить здесь и международные гонки.
Уже в наши дни – в 2003 году – еще одна полноценная трасса была возведена близ города Коимбатур на юге страны. К тому моменту индийские пилоты уже вовсю гонялись в азиатских и европейских первенствах, а еще через четыре года всё тот же Виджей Малья стал владельцем первой национальной команды Формулы 1. А вскоре и Гран При Индии окончательно занял свое место в календаре чемпионата мира.