1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
Интервью на подиуме
Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, тридцать первая победа. Теперь у вас их на одну меньше, чем у финишировавшего вторым Фернандо Алонсо. Похоже, сегодня вам не составило труда приехать первым...
Себастьян Феттель: Фантастическая для меня гонка, от старта до финиша. Мы разработали отличную тактику. Конечно, мне повезло опередить Льюиса на первом круге после Eau Rouge. Как только я вышел на первую позицию, скорость была великолепной, я смог контролировать отрыв вплоть до финиша.
На последних кругах мы опасались дождя, судя по всему, он прошел мимо трассы. Отличная гонка! Спасибо команде, Renault – все они напряженно работали, и мы добились великолепного результата. Лучше и быть не могло!
Вопрос: Если говорить о статистике, сегодня вы преодолели очередной интересный рубеж. Вы известны своим умением показывать быстрейший круг под занавес гонки, а сегодня записали на свой счет 2000-й круг лидирования в Гран При! Вы знали об этом?
Себастьян Феттель: Более 2000 кругов лидирования в Формуле 1? Я не знал. Спасибо. Удивительное достижение! Честно говоря, я немного растерян – болельщики то аплодируют, то свистят…
Дэвид Култхард: Мы не станем заострять на этом внимание.
(гонщики не могли видеть элементы акции протеста в районе подиума – прим.ред.)
Вопрос: (Дэвид Култхард) Фернандо, должно быть, это второе место равносильно победе. Вы ни разу не финишировали первым в Бельгии, что удивительно, если принять во внимание ваши тридцать две победы. Сегодня вы прорывались с девятого места, постоянно атакуя…
Фернандо Алонсо: Да, нужно было отыграть несколько мест. Вчера мы сработали не лучшим образом, но сегодня машина позволяла проходить соперников одного за другим – честно говоря, это было даже немного скучно. Когда я вышел на второе место, Себастьян был уже далеко впереди, а позади мне никто не угрожал.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Впереди этап в Монце. Полагаю, вы связываете с ним особые надежды, ведь это домашняя гонка для Ferrari…
Фернандо Алонсо: Да, это будет важный уик-энд для нашей команды. В прошлом году мы были близки к тому, чтобы повторить успех, добытый в 2010-м, сейчас недостатка в мотивации тоже нет. Хочется порадовать местных болельщиков, мы приложим для этого все усилия.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, вы в пятьдесят четвертый раз финишировали на подиуме и по этому показателю сравнялись с Ники Лаудой, который сейчас занимает один из ключевых постов в вашей команде. Что значит для вас эта статистика и сегодняшний результат?
Льюис Хэмилтон: Непростая гонка, соперники оказались быстрее, но команда сработала здорово, и я доволен результатом. Конечно, быть упомянутым в одной фразе с такой гоночной легендой, как Ники Лауда, само по себе честь. Я рад месту на подиуме, рад видеть такое количество болельщиков – они сделали этот уик-энд незабываемым!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Из ваших переговоров с командой мы поняли, что вы выжали из машины и шин максимум. На летний перерыв вы ушли с победой, здесь довели свою серию поулов до четырех подряд. Чему научила вас сегодняшняя гонка?
Льюис Хэмилтон: Уже в пятницу я понял, что наша машина не настолько быстра, как Ferrari или Red Bull. Мы вернемся на базу и посмотрим, удастся ли прибавить к Монце, но в Сингапуре наши шансы точно будут выше.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, ваше преимущество в личном зачете кажется подавляющим. Похоже, вы обеспечили себе неплохой задел на вторую половину сезона…
Себастьян Феттель: Да, победа добавляет уверенности. Машина превзошла наши ожидания – она оказалась гораздо более конкурентоспособной, чем мы предполагали перед гонкой. У нас был отличный темп, позволявший контролировать отрыв в гонке. Мне и парням на пит-уолл это доставило огромное удовольствие. К счастью, дождь так и не пошёл. Отличный день! Я с нетерпением жду гонки в Монце. Не думаю, что мы будем так же сильны на итальянской трассе, но посмотрим.
Пресс-конференция
Вопрос: Себастьян, тридцать первая победа в карьере и уже пятая по ходу сезона. Решающим моментом стал первый круг – расскажите о нем и о гонке в целом...
Себастьян Феттель: В Спа трудно спланировать старт – сперва нужно уверенно сорваться с места, а затем вы оказываетесь на длинной прямой, как в Корее. Я сделал всё возможное, чтобы оказаться вплотную за Льюисом, и воспользовался «воздушным мешком» от его машины – это было особенно важно на первом круге, когда шины ещё не вышли на требуемую эффективность, а баки были полны топлива. Тяжелая машина медленнее разгоняется, а я за счет «воздушного мешка» смог набрать скорость, поравнялся с Льюисом, и в итоге оказался впереди. Затем я вошел в ритм и постарался создать отрыв, чтобы чувствовать себя комфортно на первом пит-стопе.
Машина оказалась фантастически быстра от старта до финиша – честно говоря, мы этого не ожидали. Мы понимали, что на сухой трассе должны одолеть Mercedes, но также знали, что в таких условиях Ferrari и Lotus весьма конкурентоспособны. К счастью, скорость RB9 позволила держать ситуацию под постоянным контролем.
Вопрос: Ваше преимущество над вторым местом в личном зачете, которое теперь принадлежит Фернандо, почти эквивалентно двум победам. Что скажете?
Себастьян Феттель: Это хорошая новость, но я больше рад тому, что смог выиграть этот этап. Спа – фантастическая трасса, а когда машина ведет себя безупречно, даже не хочется, чтобы гонка кончалась. Баки постепенно пустеют, и на последних кругах мне было очень комфортно на более жестких шинах. Управлять RB9 - сплошное удовольствие, а о чемпионате я не думаю. Конечно, я понимаю: чем выше ты финишируешь, тем лучше, и оптимальный вариант – опередить всех, как получилось сегодня. Но трасса действительно замечательная, мы уже проводили здесь удачные гонки, и мне приятно записать на свой счет еще одну. Для борьбы в чемпионате это тоже неплохо.
Вопрос: Фернандо, для вас тоже многое решал старт. На первом круге вы прорвались с девятого места на пятое, обогнали Росберга, Уэббера, Баттона, Хэмилтона и финишировали вторым. Отличный результат после неудачной квалификации!
Фернандо Алонсо: Думаю, уик-энд сложился в целом неплохо – мы вернули себе то чувство машины, которого нам не хватало в июле. Вчера мы могли претендовать если не на поул, то на позиции в первой пятерке, однако не повезло: мы оказались не в то время не в том месте. При такой погоде подобное случается. Помнится, в аналогичной ситуации в Малайзии мы воспользовались моментом и оказались на второй и третьей позициях, а вчера все получилось наоборот. Поэтому пришлось планировать идеальную гонку, в которой машина и стратегия должны непременно сработать безупречно и позволить нам заработать важные очки после трех относительно неудачных Гран При.
Вопрос: Во время вчерашней пресс-конференции Льюис говорил о прогрессе Ferrari. Вы согласны с ним? Предстоящие гонки пройдут на совершенно разных трассах, испытываете ли вы оптимизм после этого этапа?
Фернандо Алонсо: Я доволен тем, как ведет себя машина, доволен последними новинками – похоже, они сработали, как требовалось. Нужно осторожно оценивать шансы, поскольку трасса в Спа весьма специфичная, и мы с Фелипе не занимали первые две позиции ни на тренировках, ни в квалификации, ни в гонке. Вчера мы были девятым и десятым, сегодня – вторым и седьмым. Впереди ещё много работы.
Вопрос: Льюис, вам удался рывок от стартовой позиции к первому повороту, но расскажите, что произошло дальше…
Льюис Хэмилтон: Ничего необычного. Я неплохо провел старт, хорошо вышел из первого поворота, но в Eau Rouge Феттель оказался намного быстрее, так что на выходе я уже ничего не мог сделать – разве что сместился один раз в сторону, а затем лишь наблюдал, как Red Bull проезжает мимо. Удержаться за ним было слишком сложно. Ну а Фернандо после обгона просто уезжал от меня на прямых.
Вопрос: В радиообмене с командой вы сказали, что выжали из машины максимум. При этом вы уступили победителю около двадцати семи секунд. Беспокоит ли вас это обстоятельство, особенно если учесть, что в Венгрии вы довольно уверенно превратили поул в победу?
Льюис Хэмилтон: Не беспокоит. Каждый год мы приезжаем в Спа и в Монцу с новым аэродинамическим обвесом – иногда удаётся попасть в точку, иногда – нет. Полагаю, мы неплохо поработали, но в Red Bull и Ferrari справились лучше. Посмотрим, что будет в следующей гонке. Думаю, мы окажемся более конкурентоспособны, когда приедем в Сингапур – на городской трассе у нас больше шансов.
Вопросы с мест
Вопрос: (Оана Попоиу – F1 Zone) Фернандо, неплохой результат при старте с девятой позиции, но насколько он хорош для борьбы в чемпионате, ведь Себастьян финишировал впереди?
Фернандо Алонсо: Я уступил ему ещё семь очков, но если соперники доминируют по ходу этапа, они заслуживают победы, а мы должны максимизировать количество очков. В уик-энд вроде нынешнего мы обязаны выжимать из машины все резервы: команда сделала все, что могла, и в квалификации, и в гонке. Когда я вышел на вторую позицию, я уступал Себастьяну от двух до четырех десятых с круга. Если ты второй по чистой скорости, значит, ты и должен финишировать вторым, так что нам остается лишь поздравить Себастьяна и Red Bull Racing и лучше сработать в Монце.
Что касается чемпионата, в Хоккенхайме и Будапеште я финишировал пятым, хотя машина вела себя не лучшим образом. Здесь оптимизма прибавилось, и в этом плане уик-энд можно считать удачным.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, Кими Райкконен теперь уступает вам шестьдесят три очка. Полагаете, он потерял шансы на титул?
Себастьян Феттель: Нет, ведь до конца сезона будет разыграно больше очков. Не знаю, что произошло с ним сегодня – досадно, но неприятности иногда случаются. У меня была поломка в Сильверстоуне, мы, по сути, потеряли гонку. Этапов много, каждому из нас в какой-то момент может не повезти. Да, нынешние машины практически совершенны, они дорабатывались не один год, но мы выжимаем из них все. Даже то, что рассчитано на предельные нагрузки, может сломаться.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, не напоминает ли вам нынешняя ситуация события двухлетней давности, когда вы выиграли титул уже в Японии? Все складывается замечательно? Вы спокойны?
Себастьян Феттель: Возможно, у вас иные воспоминания, но мне 2011 год запомнился другим. Да, у нас был фантастический сезон, однако мы выкладывались по максимуму – шаг за шагом, от гонки к гонке, и не пытались досрочно выиграть чемпионат к конкретному этапу. И я не был расслаблен, я нервничал так же, как сегодня. Это последовательная работа без расчетов на далекую перспективу.
Вопрос: (Энди Йонг – Richland F1) Фернандо, в очередной раз в гонке вы конкурентоспособнее, чем в квалификации. Может ли это помешать вашему соперничеству с Себастьяном?
Фернандо Алонсо: Нам нужно прибавить в квалификации, а пока я делаю все, что в моих силах. В борьбе с Фелипе счет 8:3 в мою пользу, вчера я опередил его на 0,6 секунды, так что вопрос не в том, что гонки удачны, а квалификации – нет. Просто такова ситуация, мы все время выкладываемся по максимуму. В гонке успех в меньшей степени зависит от чистой скорости машины, здесь вступают в силу разные факторы: стратегия, умение работать с шинами… Во всем этом мы достаточно сильны, а вот по чистой скорости пока проигрываем.
Тем не менее, я доволен тем, чего нам удалось добиться в этот уик-энд. В чемпионате еще ничего не решено, и лучшим примером может служить предыдущий сезон, когда после Монцы я опережал Себастьяна на сорок одно очко, а в Техас приехал уже в пятнадцати очках позади. Расклад может измениться очень быстро, главное – продолжать работать и попытаться повторить события годичной давности, но с точностью до наоборот.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Льюис, после вчерашнего поула вы ожидали именно такого результата, или же надеялись оказаться ближе к Red Bull Racing?
Льюис Хэмилтон: Я ещё вчера сказал, что мы не настолько быстры, как Ferrari, тем более, как Red Bull Racing. Сегодня они были недосягаемы, а мы сделали все, что могли. Вчера погода помогла завоевать поул, а в остальном нам нужно просто лучше работать. Надеюсь, в Монце мы выступим удачнее.
Вопрос: (Жером Пагмир – Associated Press) Фернандо, вы сказали, что в команде прибавилось оптимизма. Вы действительно верите, что за оставшиеся восемь гонок сможете ликвидировать отставание?
Фернандо Алонсо: Конечно. Не стоит забывать, что в первых пяти гонках мы были весьма конкурентоспособны – одержали две победы и всякий раз претендовали на подиум. В тот момент мы уступали лидеру совсем немного, но потом за несколько этапов откатились назад и, можно так сказать, сбились с пути.
Мы проанализировали ситуацию, устранили проблему, и теперь все новые решения, которые команда привозит на гонку, функционируют именно так, как предполагалось. Это позволило вернуть скорость, однако теперь нужно отыгрывать очки, завоевывать поулы. Впрочем, сезон длинный, и пример прошлого года весьма показателен – если у вас быстрая машина, и вы выиграете несколько гонок подряд – как сделал Себастьян в 2012-м в Индии, Японии, Сингапуре – ситуация изменится очень быстро. Скоро узнаем, получится ли у нас нечто подобное.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Себастьян, сегодня ваша машина была настроена на высокую максимальную скорость, что не свойственно Red Bull Racing. Это было сделано с намерением провести несколько обгонов по ходу гонки? Насколько данный вариант применим к Монце, где требуется минимальная прижимная сила? Здесь ваша машина была очень быстра…
Себастьян Феттель: Мы всегда стараемся настроить машину оптимальным образом, но в этот раз оказались даже конкурентоспособнее, чем предполагали. Сработали ли мы чуть лучше, или соперники где-то просчитались – не знаю, но если нужно обгонять, всегда приятно иметь чуть больше скорости. Так проще поравняться с соперником, тогда как при нехватке скорости вы просто не можете даже начать атаку.
У нас уже был такой негативный опыт в Спа, на этот раз мы постарались сработать лучше. Монца? Сложно строить прогнозы. Бывало, нас буквально проезжали на прямых, но случалось так, что мы отыгрывались в поворотах. В этом плане Гран При Италии’2011 удался на славу! Как получится в этот раз – не знаю, но, как мне кажется, мы можем быть настроены оптимистично. В Канаде и Спа команда выступила здорово, а эти трассы требуют средней прижимной силы. Надеюсь, наш аэродинамический обвес, рассчитанный на минимальную прижимную силу, окажется не менее эффективным.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, в момент атаки на Льюиса у вас оставался заряд KERS? Льюис, а у вас он оставался, или же батареи были полностью разряжены уже на старте?
Себастьян Феттель: У меня оставался небольшой заряд.
Льюис Хэмилтон: У меня тоже, но Себастьян подъехал слишком быстро, и я предпочел приберечь заряд на остаток круга.
Перевод: Валерий Карташев