2013 FORMULA 1 SHELL BELGIAN GRAND PRIX | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
23-25/08/2013 | Спа | 7004 м | 44 | 308.052 км |
Официальный сайт |
Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы, построенные по последнему слову техники – красивые, удобные, безопасные.
В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а небольшая, почти незаметная ошибка, подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.
18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508.3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.
Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе крайне непросто. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года проблемы с безопасностью чуть не стоили жизни Джеки Стюарту, который вылетел на мокром асфальте, врезался в столб и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего серьёзные травмы гонщика с помощью подручных средств. Однако организаторы не стали ничего менять, и до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.
В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово. Интересные повороты остались, но теперь трасса соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и новый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.
В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии - команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.
В 2006-м гонку снова вычеркнули из календаря – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве и, несмотря на вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, уже осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов Евро, пообещав половину этой суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.
Расписание Гран При Бельгии. Время московское | ||||
Дата | Событие | Время | Россия 2 | Спорт 1 |
23/08 | Первая практика | 12:00 | - | 11:55 |
23/08 | Вторая практика | 16:00 | - | 15:55 |
24/08 | Третья практика | 13:00 | - | 12:55 |
24/08 | Квалификация | 16:00 | 15:50 | 15:45 |
25/08 | Гонка | 16:00 | 15:45 | 15:30 |
Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2012 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Первая тренировка | Пасмурно. Дождь | К.Кобаяши | Sauber | 2:11.389 | |
Вторая тренировка | Пасмурно. Дождь | Ш.Пик | Marussia | 2:49.354 | |
Третья тренировка | Облачно. Сухо | Ф.Алонсо | Ferrari | 1:48.542 | |
Квалификация | Облачно. Сухо | Д.Баттон | McLaren | 1:47.573 | |
Лучший круг в гонке | Облачно. Сухо | Б.Сенна | Williams | 1:52.822 |
При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах, в Спа инженеры делают акцент на скорости. Спа занимает вторую строчку в календаре среди трасс с наибольшей средней скоростью, уступая по этому показателю лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимально необходимой конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на среднем секторе.
Трасса расположена на высоте в 410 метров над уровнем моря, среднее давление воздуха – 968 мБар, это третье самое низкое значение в календаре, что негативно сказывается на мощности двигателя.
Старт гонки часто сопровождают аварии, вероятность выезда машины безопасности достаточно велика. Компания Pirelli привезет в Бельгию жесткую пару составов – Hard и Medium, подобное сочетание в этом году использовалось уже в четырёх Гран При.
Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Д.Баттон | 11 | 48 | 326 | 45 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
М.Уэббер | 9 | 52 | 312 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||
Ф.Алонсо | 9 | 31 | 250 | 7 | 3 | 2 | 2 | ||||
К.Райкконен | 8 | 55 | 297 | 153 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
Ф.Масса | 8 | 49 | 344 | 6 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
С.Феттель | 6 | 53 | 227 | 38 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Л.Хэмилтон | 6 | 36 | 144 | 50 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 |
Н.Росберг | 6 | 20 | 263 | 4 | 5 | 6 | |||||
А.Сутил | 5 | 16 | 218 | 8 | 5 | ||||||
Н.Хюлькенберг | 3 | 12 | 87 | 9 | 4 | ||||||
Д.Риккардо | 2 | 2 | 57 | 16 | 9 | ||||||
П. ди Реста | 2 | 1 | 88 | 9 | 10 | ||||||
П.Мальдонадо | 2 | 1 | 48 | 6 | 10 | ||||||
С.Перес | 2 | 27 | 4 | ||||||||
Р.Грожан | 2 | 0 | 8 | ||||||||
Ж-Э. Вернь | 1 | 4 | 44 | 15 | 8 | ||||||
Ш.Пик | 1 | 43 | 22 | 16 | |||||||
Бьянки, ван дер Гарде, Гутьеррес и Чилтон в Гран При Бельгии не участвовали, Боттас выезжал только на свободных заездах |
Норберт Хауг, Mercedes: «У Спа есть всё, чтобы заслуженно считаться самой интересной и требовательной трассой чемпионата. Самый длинный круг в календаре включает быстрые прямые и всё разнообразие поворотов – представьте, насколько сложно здесь найти оптимальные настройки. Редкий уик-энд обходится без дождя, погода почти никогда не соответствует прогнозу – команды должны быть готовы к любым сюрпризам».
Гран При Бельгии : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
02/09/12 | Спа | Д.Баттон | McLaren | Д.Баттон | McLaren |
28/08/11 | Спа | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
29/08/10 | Спа | М.Уэббер | Red Bull | Л.Хэмилтон | McLaren |
30/08/09 | Спа | Д.Физикелла | Force India | К.Райкконен | Ferrari |
07/09/08 | Спа | Л.Хэмилтон | McLaren | Ф.Масса | Ferrari |
16/09/07 | Спа | К.Райкконен | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
11/09/05 | Спа | Х.П.Монтойя | McLaren | К.Райкконен | McLaren |
29/08/04 | Спа | Я.Трулли | Renault | К.Райкконен | McLaren |
01/09/02 | Спа | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
02/09/01 | Спа | Х.Монтойя | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/00 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | М.Хаккинен | McLaren |
29/08/99 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Култхард | McLaren |
30/08/98 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Хилл | Jordan |
24/08/97 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
25/08/96 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/95 | Спа | Г.Бергер | Ferrari | М.Шумахер | Benetton |
28/08/94 | Спа | Р.Баррикелло | Jordan | Д.Хилл | Williams |
29/08/93 | Спа | А.Прост | Williams | Д.Хилл | Williams |
30/08/92 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | М.Шумахер | Benetton |
25/08/91 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
26/08/90 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
27/08/89 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
28/08/88 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
17/05/87 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | А.Прост | McLaren |
25/05/86 | Спа | Н.Пике | Williams | Н.Мэнселл | Williams |
15/09/85 | Спа | А.Прост | McLaren | А.Сенна | Lotus |
29/04/84 | Зольдер | М.Альборето | Ferrari | М.Альборето | Ferrari |
22/05/83 | Спа | А.Прост | Renault | А.Прост | Renault |
09/05/82 | Зольдер | А.Прост | Renault | Д.Уотсон | McLaren |
17/05/81 | Зольдер | К.Ройтеман | Williams | К.Ройтеман | Williams |
04/05/80 | Зольдер | A.Джонс | Williams | Д.Пирони | Ligier |
13/05/79 | Зольдер | Ж.Лаффит | Ligier | Д.Шектер | Ferrari |
21/05/78 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | М.Андретти | Lotus |
05/06/77 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | Г.Нильсон | Lotus |
16/05/76 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
25/05/75 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
12/05/74 | Нивель | К.Регаццони | Ferrari | Э.Фиттипальди | McLaren |
20/05/73 | Зольдер | Р.Петерсон | Lotus | Д.Стюарт | Tyrrell |
06/06/72 | Нивель | Э.Фиттипальди | Lotus | Э.Фиттипальди | Lotus |
07/06/70 | Спа | Д.Стюарт | March | П.Родригес | BRM |
09/06/68 | Спа | К.Эймон | Ferrari | Б.Макларен | McLaren |
18/06/67 | Спа | Д.Кларк | Lotus | Д.Гарни | Eagle |
12/06/66 | Спа | Д.Сертис | Ferrari | Д.Сертис | Ferrari |
13/06/65 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
14/06/64 | Спа | Д.Герни | Brabham | Д.Кларк | Lotus |
09/06/63 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
17/06/62 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
18/06/61 | Спа | Ф.Хилл | Ferrari | Ф.Хилл | Ferrari |
19/06/60 | Спа | Д.Брэбэм | Cooper | Д.Брэбэм | Cooper |
15/06/58 | Спа | М.Хоторн | Ferrari | Т.Брукс | Vanwall |
03/06/56 | Спа | Х.М.Фанхио | Ferrari | П.Коллинз | Ferrari |
05/06/55 | Спа | Э.Кастелотти | Lancia | Х.М.Фанхио | Mercedes |
20/06/54 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | Х.М.Фанхио | Maserati |
21/06/53 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | А.Аскари | Ferrari |
22/06/52 | Спа | А.Аскари | Ferrari | А.Аскари | Ferrari |
17/06/51 | Спа | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo | Н.Фарина | Alfa Romeo |
18/06/50 | Спа | Н.Фарина | Alfa Romeo | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo |