Гран При Бельгии: Превью этапа

Спа

Формула 1 выходит из отпуска. После Гран При Венгрии прошло почти четыре недели, на две из которых базы были закрыты. Пилоты и команды смогли отдохнуть, но перерыв завершен - грузовики команд уже прибыли в Спа, где в ближайший уик-энд пройдёт очередной Гран При Бельгии.

Трассу в Спа большинство гонщиков называют самой любимой в календаре. Свой уникальный характер кольцо не утратило даже после масштабной реконструкции в середине 80-х. Скоростные связки поворотов нравятся пилотам, здесь достаточно мест для обгонов, и гонки никогда не бывают скучными. К тому же погода в Арденнах в любой момент готова преподнести сюрприз.

Из действующих пилотов в Спа чаще всего побеждал Кими Райкконен. Финн выигрывал Гран При Бельгии четыре раза, и по этому показателю уступает только Айртону Сенне и Михаэлю Шумахеру. Один раз побеждали в Спа Фелипе Масса, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель и Дженсон Баттон.

Феттель отправился в отпуск с приличным преимуществом, он опережает Райкконена на 38 очков и в любом случае покинет Спа лидером чемпионата. Всего очко финну уступает Фернандо Алонсо, но едва ли не главным соперником Феттеля в чемпионате многие сейчас называют набравшего ход Льюиса Хэмилтона. Mercedes AMG, похоже, окончательно разобралась с проблемой повышенного износа резины, а с чистой скоростью у "Серебряных стрел" в этом году всё в порядке – об этом свидетельствуют семь поулов из десяти возможных. Но если Льюис и правда хочет побороться за титул, сокращать отставание от Феттеля нужно начинать уже сейчас.

Цифры и факты

Гран При Бельгии
Бельгия Столица: Брюссель Язык: французский и голландский
Население: около 10,444 млн Территория: 30 528 кв. км 1 евро = 43,93 рубля
Спа Основан в 14 веке Территория: 39,85 кв. км

Пилоты о гонках в Спа

Фернандо Алонсо: "Спа - уникальный автодром, где вы чувствуете прилив адреналина. Трасса поднимается вверх и спускается вниз, включает множество скоростных поворотов – это невероятный вызов для гонщиков. Один круг в Спа сравним с двадцатью кругами на любой другой трассе по уровню азарта и адреналина. Поворот Eau Rouge находится на подъеме и проходится на седьмой передаче на скорости больше 300 км/ч. Даже за рулем современной машины Формулы 1 там наибольшие перегрузки, чем в любом другом повороте чемпионата, что делает его особенным".


Шарль Пик: "В наши дни трасса намного короче и безопаснее, но все равно за рулем Формулы 1 приходится решать непростые задачи, независимо от погоды! Главная задача на пятницу и субботу – поиск оптимального баланса между скоростью на быстрых участках, вроде Les Combes, и прижимной силой на втором секторе, особенно в повороте Pouhon. Найдя правильный баланс и проехав быстрый круг в Спа, вы чувствуете настоящее удовлетворение от проделанной работы. Как для гонщиков в кокпите, так и для зрителей, которые смотрят, как машины проезжают поворот Eau Rouge – это Формула 1 в чистом виде!"

Пастор Мальдонадо: "В Спа самый полный набор поворотов в сезоне, здесь по-настоящему проверяется как мастерство гонщика, так и настройки машины. Погода может быть переменчивой, а поскольку круг очень длинный, то бывают случаи, когда на одном секторе асфальт влажный, а на другом - сухой, что ставит перед командой непростую тактическую задачу".

Командировка на Гран При Бельгии с…

…руководителем Marussia F1 Team Джоном Бутом

Джон Бут

Спа – особое место. Все пилоты любят здесь гоняться, здесь уникальная атмосфера, а Гран При всегда преподносит сюрпризы. Единственный отрицательный момент: командировка в Бельгию знаменует собой окончание отпуска. В остальном – всё, что связано со Спа, вызывает только положительные эмоции.

Мой гоночный уик-энд начинается еще на базе. Мне надо организовать работу 193 человек, отправку машин. На трассе все меняется. Я больше времени уделяю общению с инженерами, стратегии, прессе, но главная задача – добиться максимума от наших машин.

Я приеду в Спа в четверг утром. Это один из немногих Гран При, на который я могу добраться на машине. От дома до трассы всего четыре часа езды. Это еще одна приятная особенность Спа: не надо отправляться в аэропорт. Вам может показаться странным, но в отпуск в Испанию я также уехал на автомобиле. У нас столько перелетов, что совершенно не хотелось отправляться на отдых из аэропорта. Для меня отпуск просто не может ассоциироваться с очередными перелетами. Так что Спа в этом отношении – отличное место, чтобы постепенно вновь втянуться в работу.

Джон Бут (в центре) в компании Грэма Лоудона и Дэйва О'Нила

Первое серьезное мероприятие на трассе, старт уик-энда – это прогулка по трассе в четверг утром. В 11 утра мы с инженерами и гонщиками пройдем пешком по кольцу. Для меня важно пообщаться с инженерами и механиками, узнать, как идет процесс подготовки к Гран При, ведь большая часть сотрудников прибывает на трассу раньше меня. Узнать, есть ли какие-нибудь проблемы, и если да – найти решение. Прогулка – отличный способ полностью переключиться на график Гран При. В четверг у нас пройдут несколько брифингов: с инженерами, гонщиками, менеджерами.

В пятницу начинаются заезды. В 9 утра мы соберемся вместе с инженерами и гонщиками, чтобы обсудить план на уик-энд, а уже в 10 я буду сидеть на командном мостике. Там действительно достаточно шумно, но многое зависит от позиции. Если наш командный мостик расположен в самом конце пит-лейн, как это было на Хунгароринге, то работать действительно сложно: шум стоит невероятный, ведь многие именно здесь практикуют старт – это отвлекает. В Спа в этом отношении полегче.

Первая сессия – самая спокойная. Обычно все делают один установочный круг и не выезжают после этого на трассу ещё около 45 минут. Мы можем немного расслабиться, поговорить о футболе, крикете…

Грэм Лоудон и Джон Бут на командном мостике Marussia

Я внимательно слушаю радиопереговоры, слежу за ситуацией на трассе. У меня есть возможность выйти на прямую связь с пилотами, но я не так часто ей пользуюсь – в основном за это отвечают гоночные инженеры. Слева от меня сидит Грэм Лоудон, который, как спортивный директор, постоянно следит за картинкой с камер, установленных на наших машинах – он отлично знает спортивный регламент и решает спорные моменты. Справа от меня – главный гоночный инженер Дэйв Гринвуд, который принимает основные решения по стратегии.

Суббота очень похожа на пятинцу – у нас также две сессии, брифинги, интервью. Встречи, совещания и собственно сами заезды составляют скелет моего уик-энда. В остальном я не могу сказать, что у меня есть какое-то жесткое расписание – многое зависит от обстоятельств. Так, например, порой необходимо встречаться с руководителями других команд. К примеру, в Венгрии у нас состоялась общая встреча у Берни Экклстоуна, о которой мы узнали за полтора дня до её начала…

Самая напряженная часть уик-энда – это, конечно, гонка. С шинами Pirelli расслабляться нельзя, нужно постоянно принимать решения по стратегии, следить за состоянием резины. Это удивительно: когда гонка закончена, меня не покидает ощущение, что она началась всего десять минут назад – настолько интенсивно все происходит!

Джон Бут и Берни Экклстоун

При этом я практически не слежу за тем, что происходит на трассе с другими – все внимание сосредоточено на машинах Макса и Жюля. В понедельник, когда я возвращаюсь домой, я обычно смотрю запись и узнаю много нового – это весьма увлекательный процесс, ведь гонка, которую вижу я в воскресенье, очень сильно отличается от того, что показывают по телевизору.

Основные решения по тактике принимает Дэйв, но если ему нужна поддержка в спорных эпизодах, на связь с пилотами выхожу я. Обычно это происходит в тех случаях, когда надо попросить одного из наших гонщиков пропустить другого или когда на трассе они ведут себя неподобающим образом. Если не считать тех моментов, когда я поздравляю пилотов после финиша с хорошо проведенной гонкой, то в последний раз я выходил на связь с ними как раз год назад в Спа. Тогда Шарль Пик и Тимо Глок вели борьбу между собой, надо было их немного успокоить.

После гонки необходимо пообщаться с инженерами и гонщиками. Я не присутствую на детальных разборах гонки, но мне важно поговорить с пилотами, узнать их ощущения после Гран При. Еще одна часть работы – утверждение пресс-релизов. Мы выпускаем их после каждой из сессий. Трейси Новак приносит мне текст, который я должен просмотреть. Зачастую мне не приходится ничего править.

Джон Бут (справа) и Макс Чилтон

Обычно около восьми вечера я покидаю трассу. Это значит, что после Гран При Бельгии уже ближе к полуночи я доеду до дома, а в понедельник команда начнет подготовку к следующей гонке.

текст: Олег Карпов

Читайте ещё