Участники: Сирил Абитебул (Renault Sport F1), Джон Бут (Marussia), Федерико Гастальди (Lotus), Тото Вольфф (Mercedes), Кристиан Алберс (Caterham), Пол Хембри (Pirelli).
Вопрос: Сирил, начнём с вас. Возможно, вы расскажете, почему состоялся ваш переход в Renault? Был ли он неожиданным, какие выводы вы уже успели сделать?
Сирил Абитебул: Что я могу ответить на ваш вопрос… Скажем, следующее: до работы в Caterham я на протяжении десяти лет сотрудничал с Renault. Тогда мы расстались на взаимовыгодных условиях, но сохранили долгосрочные дружеские отношения – хочется верить, так будет и дальше.
Проект в Caterham не сработал: вся структура – от собственников до самой команды, которая не приносила ожидаемых результатов. Требовались коррективы, и многое действительно поменялось. Мне тоже нужно было что-то изменить, а у Renault возникло желание переломить ту ситуацию, что можно наблюдать на трассе – не только в части моторов, но даже несколько шире, я увидел в этом возможность и ей воспользовался.
Вопрос: Какой объем ресурсов направлен на решение текущих проблем, и с каким нетерпением вы ждете следующего сезона? С новой омологацией моторов в феврале 2015-го у вас может появиться шанс приблизиться к Mercedes…
Сирил Абитебул: Мир моторов отличается от мира шасси, возможности работы с уже омологированным двигателем весьма ограничены. Сейчас нам необходимо направить усилия на устранение проблем с надежностью, так как наши показатели на трассе являются неприемлемыми для клиентов. Это нужно сделать в нынешнем сезоне, а уже потом думать о перспективах в плане эффективности.
Мы уже довольно далеко продвинулись в подготовке к следующему сезону, на этой неделе перспективный мотор впервые был проверен на динамическом стенде, так что программа есть, она выполняется. Тем не менее, приятно уже в этот уик-энд видеть определенный прогресс. Надеюсь, он подтвердится завтра.
Вопрос: А вот человек, заменивший Сирила на посту руководителя команды Caterham, тот, кто оказался на пресс-конференции впервые с 2007 года, когда сам выступал в Формуле 1 – Кристиан Алберс. Кристиан, вы проводите всего второй Гран При в статусе руководителя. Что скажете о ситуации, какие действия предпринимаются, и на какие области вы обращаете внимание в первую очередь?
Кристиан Алберс: Прежде всего, я хотел бы сказать, что сейчас все мои мысли и мысли команды с теми, чьи близкие погибли в катастрофе рейса Malaysian Airlines. Мы сожалеем об их утрате.
Если говорить о самой команде – да, дело непростое. Вы видите людей, которые на протяжении четырех лет пытались построить быструю машину, однако это всякий раз не получалось. Важно снова мотивировать их на работу и внедрить правильную структуру. Мы понемногу движемся в этом направлении. Я целиком полагаюсь на нового технического директора Джона Айли, главного конструктора Кейта Барклэя, а также на нового менеджера команды Миодрага Котура. Мы выкладываемся по максимуму, и единственное, что я могу сказать о коллективе – нам нужны прогресс и стабильность.
Вопрос: Что вы можете сказать о гонщиках? Планируете сохранить состав до конца сезона?
Кристиан Алберс: Я хочу видеть результаты, они важны для любой команды Формулы 1. Сегодня парни сработали неплохо – да, во второй сессии им пришлось нелегко, но они сохраняли работоспособность. Мы знаем также, что нам необходимо больше скорости и, как всегда в случае с Caterham F1, чуть больше финансирования.
Вопрос: Джон, позиции вашей команды выглядят весьма уверенно – два очка, вы впереди Sauber и Caterham. Какова атмосфера внутри коллектива, каковы краткосрочные и среднесрочные планы?
Джон Бут: Мы довольны теми позициями, которые сейчас занимаем. Команда была счастлива заработать два очка в Монако, но впереди ещё девять гонок, в которых всякое может случиться. Мы должны продолжать работу, чтобы отбить натиск со стороны Caterham и Sauber.
Вопрос: После этапа в Барселоне команда заметно прибавила в скорости. Тесты в Сильверстоуне оказались столь же эффективными? Считаете ли вы, что постепенно приближаетесь к Sauber? Насколько вы далеки от них?
Джон Бут: Один из тестовых дней в Сильверстоуне был днем работы по программе Pirelli, весьма полезным с точки зрения подготовки к следующему сезону. Во второй день мы ездили без системы FRIC, координирующей работу задней и передней подвески, и эта работа тоже была плодотворной.
Вопрос: Тото, 326 очков в Кубке конструкторов против 168 у ближайшего конкурента. Но есть и тревожные звоночки – например, проблемы с коробкой передач у Нико Росберга в Сильверстоуне – подобные неприятности случаются не в первый раз. Как вы над ними работаете?
Тото Вольфф: Разумеется, все неполадки должны быть устранены. У нас нет недостатка в темпе, с этапа в Мельбурне наши гонщики были очень быстры, а машина – весьма надежной. Но позже обнаружились проблемы, с которыми нам необходимо справиться. Мы пытаемся понять, как повысить надежность – это важный вопрос, поскольку для победы нужно, в первую очередь, добраться до финиша.
Вопрос: Позади почти половина сезона, и Льюис Хэмилтон уступает Нико Росбергу всего четыре очка. Сам Льюис назвал это «моментом перезагрузки», а каким видится вам это сражение, насколько вы контролировали ситуацию между вашими гонщиками в первой половине сезона?
Тото Вольфф: Вы сами видите, как быстро всё меняется. Перед этапом в Сильверстоуне все задавались вопросом, сможет ли Льюис отыграть двадцать девять очков, и вот, пожалуйста: один сход напарника, он выигрывает гонку, и всё начинается заново.
Это борьба не требует какого-то особого контроля, главное – честность и прозрачность в действиях гонщиков и команды. Здесь нужна коммуникация, ей мы и занимаемся и пока – давайте постучим по дереву – не сталкивались с какими-либо проблемами. Оба наших гонщика – профессионалы, они в отличной форме и знают, насколько важно доезжать до финиша. Так что я вполне доволен тем, как складываются дела на данный момент.
Вопрос: Федерико, сезон для Lotus складывается из подъёмов и спадов. Хорошая конкурентоспособность в Китае и Австрии, но спад в Сильверстоуне. В чём причина? В шасси, в моторе?
Федерико Гастальди: У нас есть определенные сложности с пониманием работы мотора, но есть и проблемы в Энстоуне в части сбалансированного сочетания шасси, аэродинамики и силовой установки. Мы пробуем новые настройки, сегодня тестировали доработанное переднее антикрыло. Команда пытается добиться прогресса, но в нынешнем сезоне этот процесс протекает очень медленно.
Вопрос: В Сильверстоуне вы опробовали 18-дюймовые шины Pirelli. Что можете сказать об этих тестах?
Федерико Гастальди: Пол, а ты что думаешь?
Вопрос: Мы спросим Пола буквально через минуту!
Федерико Гастальди: Для нас это был полезный опыт. Мы гордимся тем, что смогли выполнить эту работу совместно с Pirelli.
Вопрос: Пол, перейдем к вам. Как вы оцениваете тесты в Сильверстоуне? Когда вы могли бы представить новые шины, и в чем технические ограничения?
Пол Хембри: Я практически всю прошлую неделю говорил о 18-дюймовых шинах, это было весьма интересно. По сути, это следствие обсуждений в Комиссии Формулы 1 перспектив развития шин. Мы чувствовали, что должны вместо разговоров поставить новую спецификацию на нынешнее шасси, чтобы люди могли определиться, чтобы Комиссия увидела фотографии машины с новыми шинами.
Наиболее перспективным выглядит вариант с 18- или 19-дюймовыми шинами, и я должен сказать, что отзывы к нам поступили весьма позитивные. Было проведено немало опросов, и 70-80% респондентов высказалось в поддержку новой идеи. Лично я думаю, что предложенный нами вариант смотрится очень неплохо. Честно говоря, я сомневался, понравится ли он мне, но на деле шины выглядят аккуратно и гармонично. Если спорт выберет такой путь развития, мы с радостью поддержим. Технически все может быть готово уже к 2016 году, но пока идут разговоры о 2017-м…
Вопрос: Сюда вы привезли составы Soft и SuperSoft. В некоторых Гран При складывалось ощущение, что Pirelli придерживается крайне консервативного подхода при выборе составов на уик-энд – теперь вы действуете более агрессивно?
Пол Хембри: Отчасти. Сегодня температура асфальта превысила 50 градусов, чего здесь, как правило, не случается – уверен, местные жители подтвердят мои слова. В такой ситуации составу SuperSoft приходится нелегко, но если бы мы привезли сюда, скажем, резину Medium, и температура держалась бы в районе 20 градусов, нас всех снова ожидала бы гонка с единственным пит-стопом, и звучали бы вопросы о консерватизме.
Всегда нужен баланс, и для гонки при сухой погоде мы всякий раз стараемся сделать так, чтобы пит-стопов было два или три, ведь этого от нас требует спорт. SuperSoft используется в основном в квалификации, а состав Soft – основной для гонки – работает неплохо даже в условиях вроде сегодняшних, так что ситуация в целом сбалансированная.
Вопросы с мест
Вопрос: (Люк Смит – NBC Sport) Пол, если новые шины дебютируют в чемпионате и это станет возможностью для прихода в чемпионат ещё одного поставщика шин, будет ли такое противостояние интересно Pirelli, или вы придерживаетесь подхода «либо мы сохраняем монополию, либо уходим»?
Пол Хембри: Это вопрос к спорту. Формула 1 должна думать, прежде всего, о гонщиках, затем – о моторах. Если добавить к этому еще и шины, можно сбиться с верного пути. Нас бы устроило, если бы правила были чётко прописаны, но, похоже, к этому нет особого интереса. И это еще один фактор, который остается вне контроля со стороны команд. У нас достаточно неразберихи и при единственном поставщике, а если появится второй, нюансов станет ещё больше. По сути, на ваш вопрос можно ответить лишь тогда, когда полностью представляешь себе условия конкуренции.
Вопрос: (Сильвия Рени Ариас – Parabrisas) Господин Алберс, есть ли у Карлоса Сайнса-младшего шанс дебютировать в вашей команде уже в нынешнем сезоне?
Кристиан Алберс: Я встречал немало слухов об этом в СМИ. Да, мы беседовали с Карлосом, но пока ничего не подписывали.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Тото, на этой трассе невозможно не заметить громадную трибуну Mercedes. Мы всего в 100 км от Штутгарта, ваша команда лидирует в Кубке конструкторов, гонщики занимают первые две строчки в личном зачете, но в воскресенье ожидается менее 50 тысяч зрителей, что в два раза меньше, чем в эпоху Михаэля Шумахера. Германия уделяет меньше внимания Формуле 1? В чем причина?
Тото Вольфф: Это не может радовать. Если сравнивать пятницу в Хоккенхайме с пятницей в Сильверстоуне или Австрии, это словно два разных мира, и нужно понять, почему так происходит. Не уверен, что у нас уже есть точный прогноз количества зрителей на воскресенье – многие буквально в последний момент решают приехать на гонку, и этот феномен необходимо изучить. Если же уик-энд продолжится в том же ключе, как сегодня, будет повод задуматься.
Вопрос: (Доминик Шараф – Motorsport-Total.com) Кристиан, вы сказали, что беседовали с Карлосом Сайнсом-младшим о месте в команде. Беседовали ли вы с другими гонщиками?
Кристиан Алберс: Я не говорил, что обсуждал с ним вопрос о месте в команде. Я сказал, что мы просто беседовали друг с другом. И я остался доволен тем, как сегодня сработали наши действующие гонщики, такова ситуация.
Вопрос: (Крейг Скарборо – ScarbsF1) Вопрос к техническим директорам. Lotus, Mercedes и Marussia одними из первых внедрили на своих машинах систему, координирующую работу передней и задней подвески. Как без этой системы прошли сегодняшние тренировки, отразится ли запрет на FRIC на скорости ваших машин во второй половине сезона?
Федерико Гастальди: Сегодня мы не использовали FRIC, так что мне о ней сказать нечего.
Тото Вольфф: Запрет – решение FIA, нет смысла жаловаться. Нужно адаптироваться и выжимать из машины больше скорости. Мы работали в Сильверстоуне без FRIC, сегодня в отсутствие системы машина снова ехала неплохо – не думаю, что отказ от этой системы повлияет на конкурентоспособность.
Джон Бут: За предыдущие два года мы разработали относительно простую, но довольно эффективную систему, и в Сильверстоуне нам потребовалось несколько серий кругов, чтобы привыкнуть обходиться без нее. Думаю, нам уже удалось компенсировать её отсутствие.
Вопрос: Пол, вы заметили разницу?
Пол Хембри: На нашем сервере произошел сбой, потому у нас нет всей информации – проблемы преследовали нас на протяжении всего дня! Мы планируем работать до поздней ночи и постараемся проанализировать все данные, а пока у меня нет всей информации, я не могу давать комментарии.
Не думаю… Вы сами видели протокол сессии – он практически не отличается от предыдущих этапов, так что расстановка сил вряд ли изменится. Возможно, на длинной серии кругов будет какая-то разница.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Кристиан, Колин Коллес предложил вам возглавить команду. Вы – бывший гонщик Формулы 1. Какие присущие вам качества могут помочь вывести команду из последних рядов? И что помогло вам принять этот вызов?
Кристиан Алберс: Многие не знают, что я давно занимаюсь предпринимательской деятельностью, помимо гонок у меня есть свой бизнес. Все складывалось весьма неплохо вплоть до 2007 года, когда выяснилось, что за счет коммерции я зарабатываю больше, чем в спорте. Надеюсь, я смогу совместить техническую и коммерческую составляющие и тем самым способствовать прогрессу команды.
Все усилия направлены на повышение конкурентоспособности. Мы активно работаем над новинками для этапа в Бельгии, и это реальная гонка со временем, поскольку нас ждет перерыв, а команда стремится добиться большего. Неделю назад началась работа над машиной для следующего сезона, сейчас проводятся испытания в аэродинамической трубе – мы стараемся добиться прогресса, и главное в этом процессе – помочь команде снова почувствовать себя таковой, а это не так-то просто. Многие сотрудники нацелены на успех, но есть и те, кто после четырех лет отсутствия результатов чувствует разочарование. Нужно снова вернуть всех в обойму.
Текст: Валерий Карташев