Участники: Нико Росберг (Mercedes), Нико Хюлкенберг (Force India), Адриан Сутил (Sauber), Кевин Магнуссен (McLaren), Кими Райкконен (Ferrari), Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Вопрос: Начнем с Нико Хюлкенберга. Только вам и Фернандо Алонсо удалось заработать очки во всех прошедших гонках. Кроме того, в квалификации вы опережаете своего напарника со счетом 7:2. Насколько вы довольны такой ситуацией, как, по-вашему, на это смотрят в паддоке Формулы 1?
Нико Хюлкенберг: Хорошее достижение – очки в каждой гонке, но у Нико и Льюиса наверняка была бы такая же статистика, если бы не технические проблемы.
Первая половина сезона сложилась намного лучше, чем мы ожидали, примерно такого же мнения придерживаются в паддоке. Но до конца сезона ещё далеко, наша цель – четвертое место в Кубке конструкторов. Нам предстоит серьезное соперничество с Williams, McLaren и другими командами, я с нетерпением жду продолжения.
Вопрос: В большинстве гонок вы боролись за пятое-шестое места, но в последних Гран При речь шла о соперничестве за восьмое-девятое. С чем связаны такие перемены? На каких позициях будет команда в этот уик-энд?
Нико Хюлкенберг: В целом этап в Сильверстоуне получился непростым – трасса не вполне подходила машине, да и погодные условия осложнили задачу. Потому было неплохо просто набрать там очки. В Австрии нам помешали проблемы, о которых стало известно уже после финиша – иначе можно было добиться большего. Надеюсь, здесь мы будем претендовать на солидные очки, но пока сложно делать прогнозы. Погода будет жаркой – интересно, как поведут себя шины, и кто лучше всех с этим справится.
Вопрос: Кевин, в последних четырех гонках вы зарабатывали очки. Всего с начала сезона у вас шесть финишей в призовой десятке при единственном подиуме, но почему результаты McLaren так сильно зависят от трассы?
Кевин Магнуссен: Непростой, но хороший вопрос. Мы пока сами не до конца разобрались в причинах, но во многом это объясняется работой с резиной – в каждой гонке шины ведут себя по-разному. Мы прогрессируем, машина с каждым этапом получает всё больше прижимной силы – думаю, команда движется в верном направлении.
Вопрос: Скоро летний перерыв, в это время всегда много разговоров о контрактах. Как обстоят дела с перспективой остаться в McLaren на следующий сезон?
Кевин Магнуссен: Я могу лишь выкладываться по максимуму и надеяться, что этого будет достаточно. Все в McLaren должны помнить, что за право остаться в команде нужно работать на пределе – это относится и ко мне, и к Дженсону.
Вопрос: Кими, как самочувствие после аварии в Сильверстоуне? Без последствий? Что именно там произошло?
Кими Райкконен: Я разбил машину, вы сами это видели. Последствия? Я чувствовал боль, но сейчас всё в порядке. Всё прошло.
Вопрос: Чувствовали боль в ноге?
Кими Райкконен: Нет, больше беспокоили ребра – потому я не поехал на тесты. Сейчас всё в норме.
Вопрос: На 100%?
Кими Райкконен: Да.
Вопрос: После возвращения в Ferrari не всё у вас шло так, как планировалось. В чем ожидания оправдались, были ли позитивные моменты?
Кими Райкконен: Сезон складывается не лучшим образом, но я надеюсь, что в какой-то момент ситуация изменится. Дальше так не может продолжаться. Это не смешно. Подобное случалось со мной прежде, но каждый раз удавалось переломить ситуацию, так что я твёрдо верю, что всё изменится. Нужно решить проблемы. У нас есть потенциал вернуться на позиции, которые мы должны занимать.
Вопрос: Нико, поздравляем с продлением контракта с Mercedes! Кроме того, после нашей прошлой встречи вы успели жениться! Вам не доводилось финишировать на подиуме в Германии – полагаю, такова цель на предстоящий уик-энд? Вы лидируете в чемпионате с преимуществом в четыре очка, но Хэмилтон сказал, что в битве за титул наступил «момент перезагрузки», и что до этого он выступал не в полную силу. Что скажете?
Нико Росберг: Да, минувшая неделя была потрясающей. Кроме того, сборная Германии выиграла чемпионат мира по футболу – отличное достижение! Наша ситуация? Для меня это просто следующий этап, нужно бороться за победу, чтобы увеличить преимущество в чемпионате. Но мой подход такой: я каждую гонку воспринимаю по отдельности…
Вопрос: Как вы заметили, в спортивном плане минувшая неделя была для Германии великолепной. Будучи преданным поклонником национальной футбольной сборной, можете ли вы каким-то образом использовать этот позитив в своей работе?
Нико Росберг: Наша команда играла, как единое целое – было приятно наблюдать. Именно это принесло победу, а не чьи-то индивидуальные усилия, и мы постараемся действовать так же – работать сообща и выжимать из ситуации максимум.
Думаю, у нас это вполне получается, ведь если удается доминировать с таким преимуществом, как сейчас, значит, мы работаем, как единая команда. Конечно, всегда есть, в чём прибавить, но мы движемся в правильном направлении.
Вопрос: Адриан, в первой гонке сезона, в Австралии, вы квалифицировались 13-м, таким же был субботний результат в Сильверстоуне. По скорости нет ощущения, что Sauber прогрессирует. Изнутри все выглядит точно так же? Каковы планы команды?
Адриан Сутил: Сезон проходит более-менее стабильно, некоторые доработки, небольшой прогресс. По сравнению с первыми гонками машина едет лучше, правда, по результатам этого не скажешь. Тем не менее, в Сильверстоуне C33 уже на тренировках была более конкурентоспособна, а в дождевой квалификации мы вплотную подобрались к первой десятке, что тоже неплохо.
Да, временами возникают сложности с шинами – особенно в гонке, с более жестким составом, что серьёзно сказывается на скорости. Больше мне нечего добавить. Конечно, мы стремимся исправить положение дел, это совсем не те позиции, на которых хочется быть, и все сотрудники выкладываются по максимуму. Ситуация непростая, но мы справимся.
Вопрос: Вы не раз говорили, что машине не хватает стабильности. Не могли бы пояснить чуть подробнее? Как команда планирует это исправить?
Адриан Сутил: Диапазон эффективности у новой машины узкий, и между тем, останешься ты на траектории, или вылетишь с трассы, очень тонкая грань, совершить ошибку проще простого. Нужно быть абсолютно уверенным в машине, а для этого необходимо как можно дольше с ней работать, вникать в её поведение. Мы прогрессируем с каждой гонкой, но контролировать C33 пока сложно, мы пытаемся сделать машину более управляемой. Временами стабильность присутствует, но затем появляется недостаточная поворачиваемость, приходится переключаться на эту проблему. Трудно избавиться от всех неприятностей разом – в этом основная проблема.
Вопрос: Себастьян, в прошлом году вы впервые выиграли домашнюю гонку. Каково это – выступать у себя на родине после её спортивного триумфа?
Себастьян Феттель: Да, этап в прошлом году получился особенным – я много раз пытался выиграть домашнюю гонку и был рад добиться успеха. Этот уик-энд тоже обещает быть неплохим. Погода ожидается хорошая, по всей стране видны флаги после чемпионата мира – будет здорово увидеть их на трассе и получить частичку той поддержки.
Вопрос: Ваше сражение с Фернандо Алонсо в Сильверстоуне стало одним из наиболее ярких моментов первой половины сезона. Вы оба активно комментировали ситуацию по радиосвязи, но если сейчас оглянуться назад, насколько вам понравилась та борьба?
Себастьян Феттель: Вероятно, сейчас я понимаю, что получил большее удовольствие от борьбы с Фернандо, чем говорил об этом после гонки. Но эта борьба продолжалась довольно долго – я потерял много времени, иначе, возможно, мог бы финишировать выше.
Борьба оказалась невероятно сложной, но так всегда бывает, когда вы ведете сражение с Фернандо – его непросто обгонять, он не оставляет вам достаточно места для маневра, но в итоге я смог пройти его и доволен этим.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – PA) Нико, во-первых, поздравляю с женитьбой! Во-вторых, на этой неделе вам пришлось сменить дизайн шлема. Сначала вы опубликовали в твиттере вариант с изображением Кубка Мира – я беседовал с представителями ФИФА, они пояснили причины, по которым не разрешили размещать его на шлеме: интеллектуальная, коммерческая собственность и так далее. Очевидно, вы расстроены такой позицией, но насколько вам понятны такие объяснения?
Нико Росберг: Забавно, что даже кубок является торговой маркой, и на его размещение есть ограничения. Для меня это стало неожиданностью, но причины понятны. Досадно, ведь с Кубком Мира шлем выглядел здорово. Мы нарисовали вместо него звезды, их у нас никто не отнимет, они – наши.
Вопрос: (Грэм Кейло – F1Plus.com) Мы помним прошлогодний инцидент во время гонки в Германии, когда после пит-стопа от машины Марка Уэббера отлетело колесо. В последнее время стали звучать мнения об ослаблении санкций, что были введены после этого инцидента. Что думаете вы, гонщики, об идее уменьшить наказание за опасный выезд из боксов?
Нико Хюлкенберг: Честно говоря, не вполне понял вопрос. Передаю слово Кевину.
Кевин Магнуссен: Нам, гонщикам, было бы лучше не получать столь серьезные штрафы, поскольку ошибка происходит не по нашей вине. Конечно, мы единая команда, но было бы хорошо не применять штраф персонально для гонщиков.
Вопрос: Адриан, желаете что-то добавить?
Адриан Сутил: Нет.
Вопрос: Кими?
Кими Райкконен: Нет.
Вопрос: Себастьян, ваше мнение?
Себастьян Феттель: Это сродни тюрьме за плитку шоколада. Для гонщиков штраф слишком серьезен, хотя он должен относиться к команде. В подобных ситуациях от гонщика ничего не зависит, но дела почему-то обстоят именно так, как есть.
Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Для людей, работающих на пит-лейн, такие инциденты очень опасны, потому наказание должно быть существенным, чтобы участники не допускали ничего подобного. Нужно просто определиться с оптимальным вариантом штрафа.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, в последние месяцы на вас обрушился шквал критики. Считаете ли вы, что контракт с Ferrari на следующий год под угрозой, или вы уверены, что сможете решить проблемы, а с перспективами полный порядок?
Кими Райкконен: Я уверен в том, что нам по силам справиться с проблемами. Насколько быстро? Надеюсь, в максимально короткие сроки, но это зависит от множества факторов. Сейчас у меня есть контракт, и я не особо беспокоюсь о будущем.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Вопрос для Себастьяна. С Хоккенхаймом у вас наверняка связаны особые воспоминания, ведь именно здесь вы впервые наблюдали за пятничными свободными заездами Формулы 1. Гран При Германии вы выиграли на Нюрбургринге, но что значила бы для вас победа в Хоккенхайме?
Себастьян Феттель: Надеюсь, мы сможем переломить ситуацию и уверенно проведём уик-энд. Нас не считают фаворитами, но всегда есть шанс на победу. Эта трасса - особенная для меня, мой родной город всего в получасе езды, совсем неподалеку я начинал заниматься картингом. Я знаю многих сотрудников автодрома, для меня это почти второй дом, потому победа здесь была бы особенно приятна. Я впервые гонялся в Хоккенхайме в 2003 году, это один из тех автодромов, где мне хочется отпраздновать успех.
Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Многие команды будут выступать без системы FRIC, координирующей работу передней и задней подвески. Считаете ли вы, что это может существенно повлиять на расставноку сил?
Нико Росберг: Так или иначе, но эта подвеска есть у всех. Сложно что-то с уверенностью предсказать, но какое-то влияние будет. Остаётся ждать развития событий.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Не вижу ничего плохого, если этот запрет позволит нам сократить отставание от Mercedes! На самом деле, сложно сказать, как это повлияет на расстановку сил. Полагаю, мы поймём это в этот уик-энд и через неделю в Венгрии. Думаю, после двух гонок у нас будет более четкое представление.
Вопрос: Кими, ваше мнение об этой системе?
Кими Райкконен: Правила определяют, можно использовать её или нет. Здесь мы выступаем без FRIC, я не думаю, что ситуация кардинально изменится, но пока машины не окажутся на трассе, сложно делать прогнозы. После уик-энда у нас будет больше информации.
Вопрос: Адриан?
Адриан Сутил: Мы надеемся, что запрет позволит нам приблизиться к соперникам, но пока трудно говорить определенно. Какие-то команды в большей степени полагались на FRIC, какие-то – в меньшей. Поймем после уик-энда.
Вопрос: Кевин, ваше мнение?
Кевин Магнуссен: Практически нечего добавить. Мы постараемся выжать из машины максимум и без FRIC.
Вопрос: Нико?
Нико Хюлкенберг: Сложно предугадать, насколько велики будут потери в скорости. Нужно подождать и посмотреть, как скажется этот запрет.
Вопрос: (Коэн Ферхельст – Media Group Limburg) Вопрос к немецким гонщикам. Где вы смотрели трансляцию финала Кубка Мира? Как вы объясните успехи Германии в футболе, Формуле 1 и экономике в целом?
Себастьян Феттель: Я не был в Бразилии и смотрел финал дома с парой друзей. Прошло 24 года с того момента, когда сборная в предыдущий раз выиграла Кубок Мира – надеюсь, очередного триумфа не придется ждать ещё столько же! Команда была сильна и не раз оказывалась близка к победе – здорово, что у них, наконец, всё получилось.
Если говорить о гонщиках Формулы 1, не вижу здесь каких-то особенных причин. Мы – поколение, пришедшее в спорт после Михаэля Шумахера, для нас он был настоящим вдохновителем. Михаэль сделал Формулу 1 в Германии по-настоящему популярной, отцы отправлялись с сыновьями в картинг, чтобы дети смогли повторить его путь. Когда вместо десяти мальчишек-претендентов у вас их тысяча, шансы на то, что одному или двум удастся добраться до Формулы 1 намного выше. Ну, а экономика… Я не специалист, но, думаю, мы просто любим работать.
Вопрос: Адриан?
Адриан Сутил: Аналогично – я смотрел финал дома в спокойной обстановке. Отличная игра, обе команды действовали здорово. Всего на минуту немцы оказались эффективнее и забили гол, этим можно гордиться. Приятно видеть, как страна радуется успеху – было много фестивалей, празднеств. Отличная атмосфера, в том числе здесь, на Гран При Германии!
Гонщики? Все началось в 1990-х. Когда Михаэль дебютировал в Формуле 1, в Германии был бум автоспорта. Многие автопроизводители базируются в Германии, которая всегда славилась технологиями в этой отрасли, эти производители поддерживают молодых гонщиков буквально с первых шагов – в частности, BMW многие годы имела свою серию, Формулу BMW. Там дебютировали я, Себастьян, Нико, многие гонщики потом перешли в Формулу 3.
Здесь можно двигаться из категории в категорию, однако не скажу, что поддержка идеальная, ведь автоспорт очень дорог. Когда я вижу, какие суммы нужно платить уже в картинге, не имея реальных… Скажем так, нет никакой уверенности в том, что доберешься до вершины. В этом плане в футболе структура работает лучше. Мы, разумеется, можем добиться большего, но в целом Германия – один из лидеров в спорте, и это здорово!
Вопрос: Нико Хюлкенберг, желаете что-то добавить?
Нико Хюлкенберг: Я тоже смотрел игру дома с друзьями. Думаю, мы победили потому, что у нас сильнейшая команда с отличным боевым духом и расчетливым тренером. Соглашусь с тем, что сказал Себастьян о гонщиках и экономике – это немецкий менталитет, обладать сильной экономикой.
Вопрос: Нико Росберг, ваше мнение?
Нико Росберг: Я смотрел финал у моих родителей – это семейная традиция, поскольку моя мама – самый преданный поклонник футбола среди нас. Я наблюдал за игрой вместе с друзьями и был невероятно рад забитому голу. Это был фантастический момент, а в остальном я согласен с Себастьяном, Адрианом и Нико.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Нико, на минувшей неделе Льюис Хэмилтон подверг сомнению то, что вы – настоящий немец, но ситуация с дизайном вашего шлема подтверждает обратное. Насколько велик прессинг со стороны напарника? Вы его чувствуете? Насколько велика психологическая нагрузка, когда ситуация в личном зачете практически равная, и хочется выиграть домашнюю гонку?
Нико Росберг: Я не слежу за новостями и большую часть времени не представляю, что творится вокруг, но я слышал о некоторых высказываниях Льюиса. Честно говоря, я не придаю им большого значения – у каждого свое мнение, кроме того, я присутствовал, когда он это сказал – происходящее напоминало шуточный спор. Нет смысла это обсуждать.
Между мной и Льюисом идёт острая борьба, в каждом Гран При мы сражаемся за победу, и это здорово! Нам приходится нелегко, и не сомневаюсь, что эта борьба будет продолжаться ещё долго, поскольку мы показываем сравнимые результаты. Сейчас я готовлюсь к предстоящей гонке, которую тоже считаю домашней, как и Монако.
Я уже предвкушаю тот горячий приём, который всегда оказывает нам немецкая публика, надеюсь отлично провести уик-энд, и если к предыдущим успехам добавится победа в Хоккенхайме, я буду очень рад!
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, у вас случались более серьезные аварии, чем та, что была в Сильверстоуне?
Кими Райкконен: Пожалуй, да. Надеюсь, подобные инциденты не повторятся, но это часть гонок. Болевые ощущения какое-то время беспокоят, но часто бывает так, что удар на меньшей скорости приводит к более серьёзным последствиям. В Сильверстоуне обошлось. Мне просто не повезло, но ничего опасного не случилось, это часть спорта.
Перевод: Валерий Карташев