Свершилось. Первая гонка чемпионата Формулы 1 в России пройдёт уже в ближайшие выходные. Команды и пилоты прибыли в столицу Зимних Олимпийских игр 2014 года и обустроились в боксах и гостевых домиках в паддоке.
Контракт был подписан в 2010-м, спустя практически ровно четыре года трасса, построенная по проекту Германа Тильке, готова к проведению этапа Формулы 1. За месяц до Гран При прошел этап чемпионата России, все системы были проверены, и в отличие от некоторых других автодромов, принимавших этапы Ф1 в год окончания строительства, все процедуры были отработаны заранее. Первая гонка Формулы 1 – серьезное испытание для организаторов, но к проведению этапа они подошли максимально готовыми.
Увы, члены паддока прибыли в Сочи в не самом хорошем настроении. Мир Формулы 1 пребывает в шоковом состоянии после аварии в Сузуке Жюля Бьянки.
Виталий Петров, первый российский пилот Формулы 1:
Я жду этапа с большим нетерпением. У меня уже была возможность прокатиться по трассе во время церемонии открытия, я впечатлен. Это действительно интересная трасса, многие повороты, которые есть в Сочи, не встречаются больше нигде. Конфигурация интересная, сама трасса широкая, мест для обгонов достаточно.
Церемония открытия прошла отлично. Я приехал накануне, шел сильный дождь и я опасался, что это может испортить праздник. Но всё прошло великолепно. Мне предстояло прокатить по трассе губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачёва, но перед тем как сесть в автомобиль, я предложил: "Почему бы вам самому не прокатиться". В конце концов, не каждый день человеку выпадает шанс прокатиться за рулем хорошего спортивного автомобиля по трассе Формулы 1. Начали мы потихоньку, я ему показывал где выбирали бы точки торможения пилоты, и к концу круга мы уже ехали достаточно быстро. Потом проехали два круга еще с Дмитрием Козаком. В общем, я уверен, им было интересно.
Пообщались также и с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Он интересовался моим мнением о трассе. Я честно сказал, что она сложная и интересная. Он ответил: "Мы не строим легких трасс". Если вспомнить Олимпиаду, горнолыжные трассы были тоже очень сложными, о чем говорили все спортсмены. Так что это настоящая сочинская трасса.
Мониша Кальтенборн, глава команды Sauber:
Мы приезжали в Сочи в прошлом году, чтобы провести демонстрационные заезды в рамках фестиваля "Формула Сочи", и успели познакомиться с городом. Уже тогда было видно, что место, где расположена трасса – фантастическое. Я не преувеличиваю. Когда мы были там, еще далеко не все даже Олимпийские объекты были до конца готовы, но уже было понятно, насколько красиво всё здесь получится в итоге.
Море расположено очень близко к трассе, оттуда же вы можете видеть горы, вершины которых покрыты снегом даже в это время года. Очень красивая картинка. Я не могу припомнить такого больше нигде. Думаю, только в силу этого у людей может сложиться очень хорошее впечатление об этапе и месте его проведения.
Пока сложно сказать, как гонка будет принята болельщиками. Мы видели в Индии, что первый этап прошел с большим успехом. Но после этого всем нам важно удостовериться, что интерес по-прежнему присутствует. Не только к гонке, но и к спорту в целом. Это очень важно.
Формула 1 будет приезжать раз в году, но поддерживать интерес к спорту необходимо постоянно. Со стороны промоутера это потребует усилий. Мы видели в прошлом, как организаторы некоторых этапов теряли аудиторию. Люди приезжали в первый раз, но сложнее поддержать высокий уровень интереса в будущем, чтобы они захотели вернуться. То, насколько успешно пройдет первый этап, тоже многое значит.
Пол Хембри, глава программы Pirelli в Формуле 1:
Для Формулы 1 важно постоянно открывать новые для себя территории. Я, к примеру, разочарован, что приехав в Индию, мы не смогли продолжить проводить этап. По моему мнению, нам нужна гонка в Дели, возможно, даже две гонки в Китае. Формула 1 – чемпионат мира, и иметь этап в России для действительно глобального чемпионата – необходимость.
Первая гонка – очень ответственное мероприятие. Нам важно заинтересовать местных болельщиков, обратить их внимание на Гран При. Есть два подхода. Первый: можно организовать городскую гонку, и люди просто не смогут ее не заметить – как в Сингапуре, где на неделю перекрываются улицы в центре города. Пройти мимо просто невозможно.
Второй подход мне больше по душе. Здесь можно привести в пример то, как работают организаторы в Остине, где реклама гонки начинается за 12 месяцев до ее старта. Они подогревают интерес к самой Формуле 1 на протяжении всего года, и это само по себе привлекает внимание болельщиков. То, что происходит там – это масштабное мероприятие с концертами, шоу, парадами классических автомобилей. Что бы это ни было, если это вызывает интерес публики и привлекает ее – это работает на пользу организаторам.
Люди хотят тратить свои деньги на стоящие вещи, и если это касается отдыха, они должны получить все, что захотят. К примеру, если вы берете семью на мероприятие, все ее члены должны остаться довольны… Некоторые дети увлечены Формулой 1, и им будет достаточно впечатлений от самой гонки, но не все такие – многим нравится музыка. Они могут сходить на концерт, а заодно открыть для себя мир Ф1, потому что она рядом. Это должен быть комплексный уик-энд. Люди приезжают не только потому, что проходит гонка Формулы 1. Они приезжают туда, потому что хотят провести интересный уик-энд.
Местные организаторы должны играть главную роль в этом процессе, потому что они знают свою публику – понимают, как подогреть интерес, что ей понравится. Определенно, как спорт мы должны оказать поддержку. Но главная поддержка с нашей стороны – это прежде всего сам факт, что мы приедем туда и будем гоняться. Мы, Pirelli, будем участвовать в некоторых программах, но результат будет зависеть прежде всего от промоутеров гонки. Нам нужны российские болельщики.
Сергей Воробьев, промоутер этапа:
Первый Гран При – это очень важный этап, но для нас очень важно и чтобы люди вернулись в Сочи. На протяжении этапа мы будем проводить опрос зрителей на месте. Для увеличения числа респондентов, после его окончания мы проведём онлайн-опрос людей, посетивших Гран При.
Кстати, у нас был удивительно высокий процент отклика на опрос, который мы использовали для планирования. Мы рассылали по базе электронных адресов людей, купивших билеты, ссылку на анкету, в которой задали простейшие вопросы: о том, какая вечерняя программа была бы интересна гостям, где они планируют останавливаться и как планируют добираться до Сочи. Какие у них пожелания и планы на время пребывания. Высокий отклик показывает, что люди готовы делиться своим мнением. Это очень важно для нас. Это реально помогает нам работать.
По результатам нашего опроса подавляющее большинство наших зрителей увидят на Гран При России гонки мирового уровня в первый раз, и это тоже радует. Люди приедут в первую очередь на гонку, но им также будут доступны несколько других видов развлечений. Есть программа, которая доступна всем обладателям билетов: это гонки поддержки, вечерние концерты. Рядом с "Сочи Автодромом" будет работать "Сочи Парк", место с американскими горками, это отличное место для проведения свободного времени с детьми. Если посмотреть на территорию автодрома чуть шире, в керлинговом центре Ледяной куб недалеко от трассы будут проходить вечеринки Comedy Club, в отелях Имеретинской низменности пройдет также несколько различных вечеринок разных стилей и направлений.
Плюс, сам город Сочи – столица Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года – это уникальное место. Те, кто приедет в первый раз, могут составить программу из посещения достопримечательностей – по вечерам или с утра. Можно гулять у моря, можно даже купаться. Есть экскурсии в горы, возможность спрыгнуть в парке экстремальных развлечений "Скай парк" с так называемой тарзанки высотой 207 метров, которая позволяет испытать незабываемые семь секунд свободного падения. И это только несколько примеров различного досуга. В городе Сочи каждый сможет составить себе программу на любой вкус, а мы нашим зрителям в этом поможем.
Наша цель – каждый год увеличивать количество зрительских мест. У меня есть мечта принять на третий или – что более реалистично – на четвертый год действия контракта 100 тысяч зрителей на Гран При России. Наша цель – увеличивать количество зрителей из регионов. Не только из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Краснодара. Естественно, мы хотим увеличить и количество иностранных гостей. Мы будем идти широким фронтом, чтобы всех этих целей постепенно достигать, и верим, что настанет тот момент, когда билеты на Гран При России будут распродавать за месяц до старта гонки, потом за два месяца до гонки, а когда-нибудь, возможно, и за месяц после старта продаж.