Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Бахрейна, как и Гран При Китая, дебютировал в календаре в 2004 году, но гонок в Сахире прошло на одну меньше, чем в Шанхае. Связано это с тем, что в 2011 году этап хотя и был запланирован, но не состоялся из-за политических волнений. В 2012 году уик-энд также оказался под угрозой срыва, так как ситуация в стране оставалась сложной, что едва не привело к жертвам и среди участников чемпионата – бутылка с зажигательной смесью разорвалась возле машины, в которой ехали механики Force India.
«С каждым днем мы замечали, как силы правопорядка усиливают меры безопасности, – рассказывал позже F1News.Ru британский журналист Джеймс Аллен. – С четверга до воскресенья мы наблюдали за тем, как меняется обстановка. Мы видели, как вокруг дорог появляются рулоны колючей проволоки – просто для того, чтобы к ним было сложно подобраться со стороны. Некоторые деревни были просто заблокированы. Наблюдать за этим было не очень приятно. За танками на дорогах, за людьми с оружием…»
В последние годы обходится без танков и других элементов военного противостояния, но протесты продолжаются. Каждый год возникают и разговоры о том, что Формула 1 не должна приезжать в Сахир, ведь таким образом она косвенно поддерживает правящий режим. Тем не менее, Берни Экклстоун и FIA строго придерживаются правила «Спорт вне политики».
Интрига в чемпионате тем временем продолжает закручиваться. Несмотря на уже вторую победу Хэмилтона в трёх гонках, он выглядит совсем не столь очевидным фаворитом, как после Гран При Австралии. Да, в Китае у Ferrari не было шансов на победу, но и уступили они немного, так что в других условиях алые машины могут оказаться быстрее серебряных.
Конечно, одним из самых обсуждаемых событий шанхайского уик-энда после финиша гонки стали претензии Нико Росберга в адрес напарника, который, по его мнению, ехал недостаточно быстро. Позже немец признал, что погорячился, но совершенно очевидно – Нико нервничает. Пока ему не удаётся опередить Льюиса.
Росберг отлично понимает, что решающим моментом Гран При Китая стала квалификация – именно проигранные там 0,042 секунды не позволили Нико бороться с напарником. Нет сомнений, что в Бахрейне он сделает всё, чтобы стартовать впереди – это важно не только для борьбы за победу, но и для психологической мотивации. Так что, в каком-то смысле, для пилотов Mercedes суббота на Гран При Бахрейна будет едва ли не важнее, чем воскресенье.
О трассе…
Сахир. 5.41 км. Дистанция гонки: 57 кругов = 308.23 км. 15 поворотов, большая часть из них – среднескоростные. Три длинные прямые. Аэродинамика настраивается на средний уровень прижимной силы, максимальная скорость – 322 км/ч (c системой DRS) и 310 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 64% круга.
Нагрузка на тормоза в Бахрейне – одна из самых высоких по ходу сезона, на круге гонщикам четыре раза приходится снижать скорость с 300 км/ч. Всего зон торможения восемь. Время на торможении составляет 16% круга. Длина пит-лейн: 480 метров. Затраты времени на проведение пит-стопа: 23 секунды. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.38 секунды на круге (среднее/высокое значение).
Обгонять в Бахрейне вполне возможно – здесь две зоны DRS, на главной и на «задней» прямой между 10 и 11 поворотами, и при этом есть ещё две длинные прямые, где также можно бороться. А суровые зоны торможения в очной борьбе позволяют проверить, у кого из пилотов нервы крепче…
О погоде…
Сахир находится в пустыне, пока по ходу гонки там ни разу не шёл дождь. Вот и на этот раз вероятность осадков невелика. Тем не менее, природные катаклизмы тут происходят регулярно – только это не ливни, а пыльные бури. Совсем недавно одна из них заставила отложить начало дня тестов GP2.
Климат в Бахрейне жаркий, днём воздух прогревается до +35…40С, но с прошлого года гонка проводится вечером, при искусственном освещении, когда снижается температура воздуха и асфальта.
О резине…
Трасса Сахир – одна из самых требовательных к резине в календаре Формулы 1. Причина тому – абразивный асфальт, большое количество зон жёсткого торможения и обилие среднескоростных поворотов. Тем не менее, прошлогодний опыт говорит о том, что после переноса гонки на вечернее время нагрузка на шины немного снизилась.
Так как трасса расположена в пустыне, в пятницу на ней много песка, что может негативно сказаться на уровне сцепления, но обычно по ходу уик-энда состояние трассы заметно улучшается, и результаты быстро растут. Однако если в воскресенье ночью или утром пройдёт обещанная синоптиками пыльная буря, сцепление с асфальтом вновь резко упадёт.
Как и год назад, Pirelli привезёт в Бахрейн составы Soft и Medium. В прошлом году такие же составы позволили ведущим командам провести гонку всего с двумя пит-стопами, хотя в 2013-м с Medium и Hard их было три. Причин такого изменения две: более жёсткая линейка составов Pirelli и перенос времени старта гонки на вечер. Гонщики стартовали сразу после захода солнца, так что по ходу дистанции асфальт постепенно остывал, и сцепление улучшалось. Однако пилотам отчасти помог автомобиль безопасности, позволивший лидерам на финальном отрезке сохранить шины в хорошем состоянии.
Год назад в Бахрейне…
В прошлом году гонка в Сахире оказалась одной из самых интересных в первой половине чемпионата. Поул выиграл Росберг, но Хэмилтон опередил его уже на старте, и уверенно возглавлял пелотон на протяжении большей части дистанции. Однако стратегия у пилотов Mercedes оказалась не совсем идентичной – на финальный отрезок Хэмилтону поставили Medium, а Росбергу – Soft. И произошло это в тот момент, когда выехал автомобиль безопасности.
Причиной его появления стало зрелищное столкновение между Пастором Мальдонадо и Эстебаном Гутьерресом. В результате этой аварии машина Гутьерреса подлетела в воздух, перевернулась вокруг продольной оси и приземлилась на колёса. Пилот не пострадал – после некоторой паузы Эстебан самостоятельно покинул машину. Пастор за этот инцидент получил 10-секундный Stop&Go.
Спустя семь кругов был дан рестарт, но период нахождения на трассе автомобиля безопасности уничтожил преимущество Хэмилтона, которое он создал на предыдущем отрезке. Из-за этого преследовавший его вплотную Росберг на шинах Soft получил некоторое преимущество, и на последних кругах зрители увидели красивейшую борьбу между лидерами.
Хэмилтон отбил не менее десятка атак Росберга, несколько раз пропуская его вперёд на торможении, чтобы тут же перекрестить траекторию и вернуть себе позицию. Их сражение продолжалось до самого финиша, но верх в нём всё же взял Хэмилтон. Можно без преувеличения сказать, что эта победа дала Льюису психологическое преимущество, которое он в итоге сумел воплотить в свой второй титул.