Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Бахрейна дебютировал в 2004-м и с тех пор проводился регулярно, за одним исключением – в 2011 году этап был запланирован, но не состоялся из-за политических волнений. В 2012 году уик-энд тоже оказался под угрозой срыва – ситуация в стране оставалась сложной, что едва не привело к жертвам и среди участников – бутылка с зажигательной смесью разорвалась возле машины, в которой ехали механики Force India, а на следующий день механики Sauber едва не стали участниками инцидента.
«С каждым днем мы замечали, как силы правопорядка усиливают меры безопасности, – рассказывал позже F1News.Ru британский журналист Джеймс Аллен. – С четверга до воскресенья мы наблюдали за тем, как меняется обстановка. Мы видели, как вокруг дорог появляются рулоны колючей проволоки – просто для того, чтобы к ним было сложно подобраться со стороны. Некоторые деревни заблокировали. Наблюдать за этим было не очень приятно. За танками на дорогах, за людьми с оружием…»
Впрочем, в последние годы уик-энды Формулы 1 в Бахрейне обходятся без танков и других элементов военного противостояния.
По сравнению с прошлым годом, этап пройдёт чуть позже – в календаре он третий, а не второй, но расстановка сил всё равно ясна не до конца. Гонку в Австралии выиграл Феттель, в Китае победил Хэмилтон, но сложись обстоятельства чуть иначе, всё могло быть наоборот.
Более того – хотя в Китае Феттелю не удалось победить, именно этот Гран При подтвердил хорошую форму Ferrari. В Австралии они хорошо выглядели и год назад, а вот трасса в Шанхае больше подошла Mercedes, да и прохладная погода была на руку «Серебряным стрелам». Тем не менее, Хэмилтон с трудом опередил Феттеля в квалификации, а в гонке лидеры демонстрировали одинаковую скорость. И кто знает, чем бы всё закончилось, если бы старт проходил не на мокрой трассе.
Автодром Сахир расположен в пустыне, пока по ходу гонки там ни разу не шёл дождь. Тем не менее, полностью исключать вероятность дождя нельзя – к примеру, осадки здесь изрядно подпортили планы во время недавних тестов Формулы 2, да и в Формуле 1 в прошлом году в четверг Бахрейн встретил участников чемпионата дождём.
Климат в Бахрейне жаркий, днём воздух прогревается до +35…40С, но с 2014 года гонка проводится вечером, при искусственном освещении, когда температура воздуха и асфальта постепенно снижается. Тем не менее, даже после заката здесь существенно теплее, чем было в Китае, что должно подойти машинам Ferrari.
О трассе…
Сахир. 5.412 км. Дистанция гонки: 57 кругов = 308.238 км. 15 поворотов, большая часть из них – среднескоростные. Три длинные прямые. Аэродинамика настраивается на средний уровень прижимной силы, максимальная скорость – 322 км/ч c системой DRS и 310 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики раньше проезжали 64% круга.
Нагрузка на тормоза в Бахрейне – одна из самых высоких по ходу сезона, на круге гонщикам четыре раза приходится снижать скорость с 300 км/ч. Восемь зон торможения, на торможении гонщики проводят до 16% круга. Длина пит-лейн: 480 метров. Затраты времени на проведение пит-стопа: 23 секунды. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.38 секунды на круге (среднее/высокое значение).
Обгонять в Бахрейне вполне возможно – здесь две зоны DRS, на главной и на «задней» прямой между 10 и 11 поворотами, и при этом есть ещё две длинные прямые, где также можно бороться. А суровые зоны торможения в очной борьбе позволяют проверить, у кого из пилотов нервы крепче…
О резине…
Трасса Сахир – одна из самых требовательных к резине в календаре. Причина – абразивный асфальт, большое количество зон жёсткого торможения и обилие среднескоростных поворотов, но опыт последних лет говорит о том, что после переноса гонки на вечернее время нагрузка на шины немного снизилась. Автодром расположен в пустыне, в пятницу на асфальте много песка, но по ходу уик-энда состояние трассы заметно улучшается.
В прошлом году Pirelli привозила в Бахрейн составы SuperSoft, Soft и Medium – они же будут обязательными и в этом году, но сами составы теперь значительно жёстче. Это должно решить проблему с износом резины, но, возможно, на этот раз мы всё же увидим в деле состав Medium, хотя бы на свободных заездах.
В последние годы в Бахрейне команды проводили два или три пит-стопа. В этом году они предпочитают останавливаться лишь однажды – так было в Австралии, и так было бы в Китае, если бы не пошёл дождь. Но именно в Бахрейне шансы увидеть два пит-стопа в сухих условиях наиболее высоки.
Год назад в Бахрейне…
Судьба Гран При Бахрейна 2016 года решилась, по сути, уже ко второму кругу. Борьба в квалификации получилась достаточно острой, Хэмилтон завоевал поул, но опередил Росберга менее чем на 0,1 секунды, а третьим стартовал Феттель. Точнее, должен был стартовать – на прогревочном круге отказал мотор и гонка для Себастьяна закончилась, не начавшись.
На старте Росберг сразу опередил напарника и захватил лидерство, а в машину Льюиса в первом повороте врезался Боттас! Финн здорово стартовал, но опоздал с торможением. Удар получился достаточно сильным, Хэмилтон откатился на девятое место, а машина получила повреждения. Льюис продолжил гонку, но соперничать в скорости с Росбергом теперь ему было сложно.
На второе место вышел Масса, Боттас оказался третьим, Риккардо – четвёртым. Но вскоре неудачно стартовавший Райкконен опередил Риккардо и Боттаса, а Масса очень рано отправился в боксы, открыв Кими дорогу ко второму месту. В дальнейшем гонка получилась довольно скучной: Росберг практически всю дистанцию ехал первым, Райкконен – вторым, а Хэмилтон предсказуемо смог прорваться на третье место.
Большинство пилотов останавливались в боксах трижды. В Williams предпочли стратегию двух пит-стопов, но успеха она им не принесла – на шинах Medium темп Массы и Боттаса оказался невысоким, так что к финишу оба откатились в конец первой десятки, проиграв Росбергу круг.
Одним из заметных событий гонки стал дебют Стоффеля Вандорна – бельгиец заменял в McLaren травмированного Алонсо. Дебют удался – именно Вандорн заработал первое в сезоне очко для McLaren. Учитывая, что в гонке сошли всего пятеро из 22-х пилотов, это было очень неплохое достижение.