Участники: Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Кими Райкконен (Ferrari), Кевин Магнуссен (Haas), Сергей Сироткин (Williams)
Вопрос: Даниэль, для Red Bull Racing австрийский этап является домашним. После успешных выступлений в предыдущих гонках рассчитываете ли вы и здесь добиться высокого результата?
Даниэль Риккардо: В этом году у нас был хороший темп почти на всех трассах, а на финише я всегда оказывался по меньшей мере пятым. Даже в последней гонке, если бы не поломка антикрыла, я бы наверняка поднялся на подиум. В целом мы сильны, а на этой трассе традиционно демонстрировали хорошую форму. В 2016-м Макс был на подиуме, в прошлом году – я. Надеюсь, в этот раз мы оба финишируем в первой тройке к радости наших болельщиков!
Вопрос: Всех интересует ваше будущее. В частности, неделю назад во время пятничной пресс-конференции гоночный директор McLaren Эрик Булье сообщил, что у вас с британской командой уже была предварительная беседа. Насколько велик интерес к вам со стороны соперников? Вы близки к принятию решения, или этот вопрос пока откладывается?
Даниэль Риккардо: Определенный интерес, конечно, есть. Лично для меня в идеале было бы всё решить до летнего перерыва – или, по крайней мере, определиться с тем, что я буду делать. Тогда каникулы получаются более цельными. Несколько лет назад во время летнего перерыва я договорился о переходе из Toro Rosso в Red Bull Racing, и лето получилось непростым. Хорошая новость заключается в том, что в Red Bull Racing решили работать с Honda. Теперь я знаю, каков расклад, и, хочется верить, довольно скоро сделаю выбор.
Вопрос: Было бы несправедливым спрашивать о перспективах одного лишь Даниэля. Кевин, как обстоят дела с вашим контрактом с Haas?
Кевин Магнуссен: Пока никаких новостей. У Haas есть опцион к моему контракту, так что вряд ли я окажусь в какой-то другой команде, но время покажет. Пока никакой спешки нет.
Вопрос: Кими, этот вопрос вам задают каждый год – каковы перспективы на будущее?
Кими Райкконен: Ответ такой же, как всегда – поживём, увидим.
Вопрос: О вашем контракте пока нет новостей, но в нынешнем сезоне вы уверенно проводите гонки и во Франции заработали свой четвертый подиум. Правда, вы признали, что в субботу всё снова прошло не по плану. Что необходимо предпринять вам и команде, чтобы в субботу всё складывалось более гладко?
Кими Райкконен: Нужно выступать лучше и добиваться более высоких результатов в квалификации, тогда и в гонке будет проще, особенно если учесть, что на большинстве трасс очень трудно обгонять. В этом плане французская трасса была исключением, потому и гонка там получилась интересной. Если же говорить о квалификации, в Поль-Рикаре я уверенно чувствовал себя во всех сессиях, кроме финальной, мне нужно чище проводить именно заключительные попытки.
Вопрос: Кевин, сейчас у вас больше очков, чем за два предыдущих сезона. Ваша команда демонстрирует впечатляющую скорость, но не всегда использует все возможности. На какой результат вы рассчитываете по итогам года?
Кевин Магнуссен: Сложно сказать. В удачный уик-энд машина позволяет команде бороться за звание четвертой по скорости, но нам нужно свести количество неудачных уик-эндов к минимуму. Соперники из Renault пока заметно опережают нас по набранным очкам – да, сезон длинный, но парни выступают слишком стабильно. Впрочем, мы намерены сделать всё, что в наших силах. Между пятым и восьмым местами в Кубке конструкторов разница небольшая, и я надеюсь, что уж за пятое мы точно поборемся.
Вопрос: Сергей, спасибо за ожидание и добро пожаловать на пресс-конференцию! Для вас этот сезон дебютный, притом он складывается совсем не так, как вы могли рассчитывать. Как ощущения?
Сергей Сироткин: Сезон складывается совсем не так, как мы рассчитывали зимой. Конечно, я бы получал большее удовольствие от происходящего, если бы мог бороться за очки, за высокие результаты или, по крайней мере, с другими соперниками. К сожалению, сейчас нам не всегда это удается. Тем не менее, у меня есть иные вызовы. Мы работаем на базе, и я чувствую, что могу внести свою лепту в то, чтобы мы были единой командой. Я работаю со всеми, и мы вместе переживаем эти сложные моменты. Я получаю удовольствие от того, что делаю, хотя это совсем не то, на что мы надеялись во время зимних тестов. Мы на тех позициях, на которых находимся, и я стараюсь получать удовольствие от факта присутствия в Формуле 1, от участия в гонках.
Я считаю, что было бы гораздо сложнее, если бы я постоянно думал о том, насколько далеко мы позади. Поэтому я сосредоточен на том, что мне нравится, и помогаю команде. Это немного другое удовлетворение от работы, но мне все равно нравится.
Вопрос: Вы упомянули работу на базе команды, но сейчас в чемпионате напряженный период из трех гонок подряд. При столь плотном графике рассчитывать на прогресс проблематично?
Сергей Сироткин: И да, и нет. Нас ждет сложный уик-энд. По результатам прошлого года видно, что Williams была не особенно сильна на этой трассе. Не думаю, что нам будет легче, чем в Поль-Рикар на прошлой неделе. Если говорить о позитивном, то в следующие недели мы ждем новинки, над которыми команда работает уже довольно давно. Я не хочу показаться излишне оптимистичным, но мы связываем серьезные надежды с этими обновлениями.
Вопросы с мест
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кими, понимаю, вас часто спрашивают о перспективах, но в начале недели появилась информация, что в McLaren готовы предложить вам место в команде. Некоторое время назад вы говорили, что предпочли бы завершить карьеру с Ferrari – скажите, вас привлекает идея продолжить её с другой командой?
Кими Райкконен: Не знаю. Кажется, я еще в 2007 году сказал, что намерен завершить карьеру с Ferrari, в какой-то момент могло показаться, что этого не произойдет, но сейчас всё снова выглядит именно так. Никогда не знаешь, как всё сложится, так что посмотрим. Разговоров всегда много, я не намерен их комментировать.
Вопрос: (Дэн Натсон) Кими, когда во Франции Себастьян Феттель оказался в конце пелотона, вы были вольны вести свою гонку. Вам было интереснее работать на себя, а не реализовывать командную тактику?
Кими Райкконен: Ваш вопрос не вполне корректен. Всё зависит от того, насколько нам подходит трасса, насколько успешно мы можем атаковать. В предыдущих гонках возможностей для атак практически не было, все просто ехали друг за другом – в этом плане Гран При Франции отличался от Канады или Монако. Да, в силу обстоятельств для меня и Себастьяна эта гонка сложилась по-разному, но это вполне естественно, и для меня не было никакой разницы, едет напарник впереди или позади. Гораздо важнее, есть ли возможность обгонять и бороться колесо в колесо, именно этим и порадовал предыдущий этап.
Вопрос: (Петер Вамози) Даниэль, у вас была мысль в Монако предложить князю Альберу выпить шампанского из ботинка? Кристиан Хорнер намекал вам на это по радио…
Даниэль Риккардо: Спасибо, что напомнили! Это настолько приятное воспоминание, что я готов отпраздновать тот успех снова и прямо сейчас! Да, Кристиан подначивал меня предложить князю Альберу выпить из ботинка, но проблема в том, что я живу в Монако, и если бы Его Высочеству это не понравилось, у меня, вероятно, возникли бы проблемы с видом на жительство. Так что я предпочел проявить почтение.
Вопрос: (Андреа Тажти) Кими, кажется, ваша супруга стала коллекционировать кепки, которые вам вручают на подиуме. У неё уже есть кепки за третье и второе места – скажите, рассчитываете ли вы в ближайшем будущем преподнести ей кепку за первое место?
Кими Райкконен: Я буду рад отдать ей такую кепку, если добьюсь победы, но не кепка мотивирует меня на успех. Я буду пытаться, и, хочется верить, своего добьюсь.
Вопрос: (Даниэль Хорват) Кевин, позади почти половина сезона, притом для вас он пока получается наиболее успешным в карьере. Как вы сами оцениваете этот год?
Кевин Магнуссен: Да, для меня нынешний сезон складывается очень здорово, а машина едет намного лучше, чем год назад. Кажется, с момента моего дебюта в McLaren у меня не было по-настоящему конкурентоспособной машины, но сейчас гоняться намного веселее, когда знаешь, что VF-18 позволяет бороться за очки, а при удачном раскладе – за места в первой пятерке.
Для меня это второй сезон с Haas, притом впервые по ходу всей своей гоночной карьеры я провожу второй год подряд с одной и той же командой. Когда знаешь всех вокруг, это большое преимущество. Теперь, готовясь к гонке, я могу сравнивать, как выступал на этой же трассе с этими же сотрудниками и во многом такой же машиной. Опыта гораздо больше, и это тоже очень помогает.
Вопрос: (Дэвид Крофт) Кими, вы или ваши представители обсуждали с McLaren возможность перехода в британскую команду в следующем сезоне? Заинтересованы ли вы в таком варианте?
Кими Райкконен: Я не раз общался с представителями McLaren, когда выступал там много лет назад. Но у меня нет никакого интереса участвовать в обсуждении всей этой ерунды.
Вопрос: Обсуждались ли в целом перспективы на следующий сезон?
Кими Райкконен: Можете думать так, как вам хочется. Вы редко спрашиваете наше мнение о чем-либо и обычно пишете то, что сами решаете для себя, правда это или нет.
Вопрос: (Иан Паркес) Вопрос для Кими и Даниэля. В настоящий момент всё складывается таким образом, что борьба за титул развернется между Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмилтоном. Вы разделяете это мнение, или всё же рассчитываете побороться за главный трофей при наличии быстрой машины и благоприятных обстоятельств?
Даниэль Риккардо: У меня по-прежнему есть ощущение, что я в числе претендентов. Да, я уступаю немало очков, но мои шансы выше, чем в предыдущие четыре года с Red Bull Racing. Как уже было сказано, мы приезжали на трассы, на которых не рассчитывали на подиум, и там финишировали в первой тройке или хотя бы имели скорость, позволяющую бороться за столь высокий результат. Да, трассы ближайших Гран При подходят нам не лучшим образом, мы всё еще уступаем соперникам в некоторых областях, но в целом по чистой скорости мы ближе к фаворитам, чем когда-либо, и это вселяет надежду.
До конца сезона еще далеко, команда активно готовит доработки – нам нужно немного модификаций, которые позволят добиться большей эффективности, и тогда мы, возможно, вернемся в число лидеров. Так всегда получается: ты выигрываешь гонку и внезапно снова сражаешься за титул. Если получится добиться успеха, а у фаворитов уик-энд сложится неудачно, о нас снова заговорят как о претендентах, Red Bull Racing пока рано сбрасывать со счетов.
Вопрос: Кими, по-вашему, вы по-прежнему претендуете на титул?
Кими Райкконен: Если учесть, сколько очков еще будет разыграно, то да, претендую, но в паре гонок мне не удалось финишировать, и это несколько осложнило задачу. Впрочем, в остальном дела идут неплохо, нужно и впредь избегать неприятностей и добиваться хороших результатов. Из-за пары неприятностей ситуация не идеальна, но далеко не катастрофична – до конца сезона еще довольно далеко.
Вопрос: (Жолт Година) Даниэль, что скажете о предстоящем партнерстве Red Bull Racing и Honda? Повлияет ли оно на ваше решение о том, где продолжить карьеру?
Даниэль Риккардо: Полагаю, в ближайшей перспективе этот фактор никак не повлияет на мой выбор, но сама новость о партнерстве позволила мне лучше понять, в каком направлении движется команда. По сути, в Red Bull Racing раскрыли передо мной все свои карты, и мне предстоит определиться. Для меня плюс в том, что с Honda я мог бы попробовать нечто новое, нужно всё тщательно взвесить. Хорошо, что в Red Bull Racing приняли это решение насчёт Honda, ну а я, хочется верить, приму своё в ближайшие несколько недель.
Вопрос: (Хейкки Культа) Даниэль, если бы выбор напарника зависел от вас, кого бы вы предпочли?
Даниэль Риккардо: Кажется, я понимаю, какого ответа вы от меня ждете! Кими или Валттери! Просто заплатите мне 200 евро после этой пресс-конференции! А если серьезно, не знаю. Можете написать тот вариант, который вам больше нравится – так вы наверняка продадите больше газет в Финляндии!
Вопрос: (Петер Хлавичка) Вопрос ко всем. В этот уик-энд на трассе будет дополнительная третья зона DRS – повысит ли это шансы на обгон и скажется ли на выборе настроек?
Сергей Сироткин: С дополнительной зоной DRS нам будет проще держаться вплотную за соперником на протяжении пары-тройки кругов и подбираться ближе там, где ранее такой возможности не было – перед третьим поворотом. Возможно, теперь у нас будет больше шансов на успешный обгон, но я не выступал в гонке в Австрии в прошлом году и не знаю, как всё тогда было. Буду действовать по ситуации.
Вопрос: Кевин, соперничество в середине пелотона очень плотное. Обострит ли борьбу дополнительная зона DRS?
Кевин Магнуссен: Трасса в Шпильберге и ранее была далеко не худшей в плане обгонов, а теперь с DRS на самой длинной из прямых атаковать будет еще проще. Посмотрим, как всё сложится.
Вопрос: Кими, ваше мнение? Вы говорили, что во Франции обгонов по ходу гонки было заметно больше, чем в предыдущих Гран При.
Кими Райкконен: Практически половина трассы проходится с DRS, так что с атаками сложностей быть не должно, но не знаю, будет ли обгонять откровенно просто. Нам всем хочется видеть больше успешных атак, но есть риск, что в какой-то момент они станут слишком простыми в исполнении.
Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: Мне нечего добавить. Я не вижу в нынешней ситуации ничего плохого, если только, как заметил Кими, обгонять не станет откровенно просто – тогда эмоций будет меньше. Пока что я вижу в дополнительной зоне DRS одни плюсы, но вряд ли её появление скажется на настройках, просто по ходу гонки будет чуть больше успешных атак.
Вопрос: (Альдона Марчиньяк) Сергей, в эту пятницу в первой тренировке вам предстоит уступить место в кокпите Роберту Кубице, однако год назад вы сами в аналогичной ситуации подменяли кого-то из гонщиков Renault. Расскажите, каков подход к работе у гонщика, который управляет машиной в реальных условиях раз в несколько месяцев, и что чувствует тот, кто на время уступает своё место в кокпите?
Сергей Сироткин: Если говорить о ситуации, когда подменяешь основного гонщика, это очень непросто. Ты не работаешь с машиной на постоянной основе, но знаешь, что команда ждет от тебя хороших результатов. Есть задача проверить новинки, и нужно выступать на том уровне, которого ждут в команде, притом вам самому нужно время, чтобы войти в ритм.
Если же говорить об обратной ситуации, да, в пятницу вместо меня в первой сессии будет работать Роберт. Я беседовал с ним, и чувства у него ровно такие, как я вам только что рассказал. Я сам был в такой ситуации в прошлом году и прекрасно понимаю Роберта, но у каждой ситуации есть свои плюсы и минусы, вопрос лишь в том, как ты сам на неё смотришь.
Вопрос: В какой мере пропуск тренировки может сказаться на ходе уик-энда?
Сергей Сироткин: Конечно, пропуск сессии – не лучший вариант, особенно в дебютном сезоне. Да, здесь не так много поворотов, но год назад на свободных заездах я понял, что найти здесь оптимальный ритм очень непросто. Ситуация не идеальная, но она такая, какая есть – постараюсь и в этих условиях сработать по максимуму.
Вопрос: (Джованни Месси) Кевин, для вас нынешний сезон пока складывается удачно, особенно на фоне Романа Грожана. Чем объясняется такая разница, по силам ли вам и далее выступать столь же уверенно?
Кевин Магнуссен: Как я уже говорил, в нынешнем сезоне наша машина быстра не на одной или двух трассах, а в целом. Год назад VF-17 была особенно конкурентоспособна в Австрии и Австралии, неплохо показала себя еще в нескольких Гран При, но позднее её поведение было очень нестабильным. От VF-18 проще добиться максимума – подобной стабильности нам очень не хватало, но теперь она у нас есть. Если же говорить о напарнике, для Романа сезон складывается непросто, но он быстрый гонщик. Думаю, он довольно скоро вернется на высокие позиции.
Вопрос: (Ливио Орихио) Даниэль, мы слышали кое-какую информацию о сумме контракта Макса Ферстаппена – конечно, эти сведения никогда не публиковались, но, возможно, цифры заслуживают доверия. Если вы решите остаться в Red Bull Racing, затребуете ли вы такие же условия, как у напарника, если учесть, что вы опережали Макса и в прошлом году, опережаете и в нынешнем?
Даниэль Риккардо: Спасибо за подсказку, но я оставлю при себе то, о чем планирую говорить с командой. Я не первый год с Red Bull Racing, но результаты в нынешнем сезоне меня особенно радуют – в частности, победа в Монако стала настоящим достижением после досадного второго места в 2016-м. Я выполнил ряд важных задач, которые поставил себе на этот год, что поможет мне в обсуждении дальнейших перспектив, но финансовые аспекты я предпочел бы согласовать приватно. Сейчас меня вполне устраивает положение дел и те аргументы, которые я могу предложить.
Вопрос: (Луис Деккер) Даниэль, я знаю, что Red Bull Racing традиционно быстра в Будапеште и Сингапуре, но подходит ли вашей машине австрийская трасса, или же с многочисленными прямыми она, как и многие другие, будет для RB14 непростой?
Даниэль Риккардо: Насколько я могу судить в меру своего скромного понимания аэродинамики, с дополнительной зоной DRS мы будем чуть быстрее, она немного компенсирует наше отставание в некоторых областях. В поворотах второго и третьего секторов требуется хорошая мощность силовой установки, но в предыдущие два года в Австрии мы были вполне конкурентоспособны – думаю, в этот раз всё будет так же, а то и лучше. Согласен, эта трасса подходит нам не так хорошо, как Будапешт или Сингапур – не знаю, получится ли побороться за победу, но подиум остаётся реальной целью.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кевин, вы говорили, что в команде сумели доработать машину. Вы наверняка представляете себе финансовые и технические возможности Renault и McLaren – насколько вы горды той работой, какую проделали в Haas? Вас удивляет то, что в McLaren в этом году результаты постепенно ухудшаются?
Кевин Магнуссен: Конечно, я горжусь работой команды – потрясающе, как такому небольшому коллективу удается на равных бороться с Renault и McLaren, опережать Williams с Force India, чьи ресурсы заметно больше наших. Это подлинное достижение.
Меня удивляет ситуация с McLaren. Когда я выступал за них, я чувствовал, что это великая команда, но с тех пор я с ними практически не контактировал и не знаю, с какими именно проблемами им приходится иметь дело. Хорошо, что нам удается соперничать с McLaren и их опережать, но нынешние позиции – совсем не то, чего заслуживает именитый коллектив.
Вопрос: (Луис Деккер) Полагаете, в ближайший уик-энд есть шанс проехать круг менее чем за одну минуту - скажем, за 59.9 секунды? Даниэль, вы улыбаетесь – вам удавалось показать такой результат на симуляторе?
Даниэль Риккардо: Нет, это результат слишком оптимистичный. Каким было время прошлогоднего поула? 1 минута 02 секунды? Возможно, будь у нас состав HyperSoft, шансы бы появились. С дополнительной зоной DRS мы, конечно, немного отыграем, но сбросить почти две секунды на таком коротком круге маловероятно.
Кими Райкконен: Не знаю. Уверен, все будут пытаться, но кто скажет заранее, получится ли? Как заметил Даниэль, DRS немного поможет, но вот насколько – узнаем на трассе.
Вопрос: Сергей, у вас было время, чтобы потренироваться на симуляторе и прикинуть возможный результат на круге?
Сергей Сироткин: Вряд ли у нас получится проехать быстрее 1 минуты 6 секунд, но хорошо ставить перед собой высокие цели.
Кевин Магнуссен: Не думаю, что мы проедем здесь за 59.9 секунды.
Вопрос: (Люк Смит) Кими, Даниэль сказал, что рассчитывает определиться с контрактом до летнего перерыва. Есть ли некий крайний срок, к которому вы хотите всё уладить?
Кими Райкконен: Я часто бывал в подобной ситуации, но крайнего срока нет. Разумеется, до начала следующего года я точно буду знать, чем займусь, для меня нынешнее положение дел вполне привычно.
Перевод: Валерий Карташев