Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Бахрейна дебютировал в 2004-м и с тех пор проводился регулярно, за одним исключением – в 2011 году этап был запланирован, но не состоялся из-за политических волнений. В 2012 году уик-энд тоже оказался под угрозой срыва – ситуация в стране оставалась сложной, что едва не привело к жертвам и среди участников – бутылка с зажигательной смесью разорвалась возле машины, в которой ехали механики Force India, а на следующий день механики Sauber едва не стали участниками инцидента.
«С каждым днем мы замечали, как силы правопорядка усиливают меры безопасности, – рассказывал тогда F1News.Ru британский журналист Джеймс Аллен. – С четверга до воскресенья мы наблюдали за тем, как меняется обстановка. Мы видели, как вокруг дорог появляются рулоны колючей проволоки – просто для того, чтобы к ним было сложно подобраться со стороны. Некоторые деревни заблокировали. Наблюдать за этим было не очень приятно. За танками на дорогах, за людьми с оружием…»
Впрочем, в последние годы уик-энды Формулы 1 в Бахрейне обходятся без танков и других элементов военного противостояния.
В прошлом году этап был третьим в календаре, теперь его вернули на второе место, что добавило неопределённости. Как это нередко бывало и в предыдущие годы, Гран При Австралии не так много рассказал о расстановке сил в пелотоне.
Можно с уверенностью сказать, что у Mercedes самая быстрая машина, но в Альберт-Парке в гоночных условиях мы видели очень близкий к лидерам темп у Ferrari и Red Bull Racing. Не менее интересная ситуация и в середине пелотона, где чрезвычайно быстры машины Haas.
Многие команды опробуют в Бахрейне первые новинки, что тоже может повлиять на расстановку сил, ведь борьба во втором эшелоне чрезвычайно плотная. Будем надеяться, что смогут прибавить в Williams, ведь на тестах и в Австралии команда испытывала явные проблемы со скоростью.
Автодром Сахир расположен в пустыне, пока по ходу гонки там ни разу не шёл дождь. Тем не менее, полностью исключать вероятность дождя нельзя – к примеру, осадки здесь изрядно подпортили планы команд во время прошлогодних тестов Формулы 2, да и участников Формулы 1 в позапрошлом году Бахрейн встретил дождём.
Климат в Бахрейне жаркий, днём воздух прогревается до +35…40С, но с 2014 года гонка проводится вечером, при искусственном освещении, когда температура воздуха и асфальта постепенно снижается. Тем не менее, даже после заката здесь достаточно жарко.
О трассе…
Сахир. 5.412 км. Дистанция гонки: 57 кругов = 308.238 км. 15 поворотов, большая часть из них – среднескоростные. Три длинные прямые. Аэродинамика настраивается на средний уровень прижимной силы, максимальная скорость – 339 км/ч c системой DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 63% круга.
Нагрузка на тормоза в Бахрейне – одна из самых высоких по ходу сезона, на круге гонщикам четыре раза приходится снижать скорость с 300 км/ч. Восемь зон торможения, на торможении гонщики проводят до 16% круга. Длина пит-лейн: 480 метров. Затраты времени на проведение пит-стопа: 24 секунды.
Машины здесь используют 1,8 кг топлива на круг, что достаточно много. Если не появится автомобиль безопасности, пилотам придётся достаточно активно экономить топливо. В то же время, дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.31 секунды на круге (среднее/высокое значение). Вероятность появления автомобиля безопасности – 23%.
Обгонять в Бахрейне вполне возможно – здесь две независимые зоны DRS, на главной и на «задней» прямой между 10 и 11 поворотами, и при этом есть ещё две длинные прямые, где также можно бороться. А жесткие зоны торможения в очной борьбе позволяют проверить, у кого из пилотов нервы крепче…
О резине…
Трасса Сахир – одна из самых требовательных к резине в календаре чемпионата мира. Причина – абразивный асфальт, большое количество зон жёсткого торможения и обилие среднескоростных поворотов, но опыт последних лет говорит о том, что после переноса гонки на вечернее время нагрузка на шины немного снизилась. Автодром расположен в пустыне, в пятницу на асфальте много песка, но по ходу уик-энда состояние трассы заметно улучшается.
В прошлом году Pirelli привозила в Бахрейн составы SuperSoft, Soft и Medium – они же будут использоваться и в этом году, но сами составы теперь немного мягче. Интересно, как это повлияет на износ резины, ведь на первом этапе он оказался гораздо ниже, чем прогнозировали шинники.
В прежние годы в Бахрейне команды проводили два или три пит-стопа. В прошлом году, когда резина стала жёстче, а шины – шире, гонка в Бахрейне оказалась едва ли не единственной в сезоне, где почти весь пелотон останавливался дважды. Отчасти это стало следствием появления автомобиля безопасности после первой трети дистанции.
Год назад в Бахрейне…
Главной неожиданностью прошлогоднего Гран При Бахрейна стало относительно слабое выступление Льюиса Хэмилтона. Вопреки обыкновению, он не лидировал ни в одной из тренировок, а в квалификации уступил напарнику, Валттери Боттасу, 0,023 секунды. Ещё хуже ситуация для Льюиса оказалась после старта, на котором он пропустил Феттеля.
По ходу гонки ситуация для Хэмилтона только ухудшалась. В Ferrari переиграли Mercedes тактически, совершив ранний пит-стоп для Феттеля и Райкконена – Себастьян остановился уже на 10-м круге, Кими на 12-м. А на 13-м после столкновения и обоюдного схода Карлоса Сайнса и Лэнса Стролла на трассе появился автомобиль безопасности. Позже Сайнс был признан виновным в этом инциденте и получил штраф.
Сэйфти-кар сыграл на руку Ferrari, потому что до момента, когда пилоты отправились в боксы, пелотон успел чуть уплотниться. В результате после остановок Хэмилтона и Боттаса Феттель вышел в лидеры. К тому же при въезде на пит-лейн Хэмилтон чуть раньше сбросил скорость, так как механики обслуживали машину Боттаса, и заблокировал машину Риккардо, за что тут же получил пятисекундный штраф. Причём самым обидным для Льюиса было то, что остаться впереди Риккардо ему это не помогло.
В общем, казалось, на этой гонке Хэмилтон смело может ставить крест. Однако оставшаяся часть дистанции удалась ему куда лучше. Уже на рестарте он опередил Риккардо (Даниэль пропустил не только Льюиса, но и Магнуссена с Райкконеном) и бросился в погоню за лидерами. На 27-м круге Хэмилтон опередил Боттаса и продолжил атаковать. Несмотря на это, ему удалось значительно растянуть второй отрезок гонки, и если Боттас на второй пит-стоп отправился на 30-м круге, а Феттель на 33-м, то Хэмилтон – только на 41-м.
Это могло сработать и даже подарить Хэмилтону победу в столь неудачный для него уик-энд, если бы не 5-секундный штраф, который британцу пришлось отстоять перед сменой шин. Из-за него Льюис вернулся на трассу позади не только Феттеля, но и Боттаса. На свежих шинах Хэмилтон блестяще атаковал, снова обогнал Боттаса (впрочем, команда попросила Валттери не сопротивляться, надеясь побороться за победу), но настичь Феттеля так и не смог.
Феттель одержал уже вторую победу в трёх гонках сезона, увеличив отрыв в чемпионате. После всех злоключений второе место на финише для Хэмилтона стало неплохим результатом, а вот Валттери Боттас был откровенно разочарован. Первая победа вновь от него ускользнула.