Участники: Эстебан Окон (Racing Point Force India), Лэнс Стролл (Williams), Себастьян Феттель (Ferrari), Стоффель Вандорн (McLaren)
Вопрос: У троих из вас нет контракта на сезона 2019 года. Возможно, появились какие-то новости. Эстебан?
Эстебан Окон: Всё верно, контракта у меня пока нет, но нет, к сожалению, и новостей. Я стараюсь получить место на следующий сезон, а если нет, буду находиться где-то рядом. Совершенно определенно, я намерен выступать в Формуле 1 в 2020 году и приложу для этого максимум усилий.
Вопрос: Лэнс?
Лэнс Стролл: Впереди еще пять гонок, я намерен действовать от уик-энда к уик-энду, а там посмотрим, что готовит будущее.
Вопрос: Стоффель?
Стоффель Вандорн: У меня пока тоже без новостей, шансов остаться в Формуле 1 почти нет. На прошлой неделе я говорил, что веду переговоры с разными командами в разных гоночных сериях, там возможностей гораздо больше – надеюсь, я смогу вам что-то сообщить в ближайшие две недели.
Вопрос: Эстебан, ваша машина сейчас очень быстра, вы неплохо выступили в Сочи, а здесь, в Японии, год назад квалифицировались пятым и финишировали шестым. Каковы ожидания от предстоящего уик-энда?
Эстебан Окон: Самые высокие! В двух предыдущих гонках наша машина была вполне конкурентоспособна, мы получили неплохие новинки и теперь стабильно сражаемся за звание четвертой команды по скорости, так что я с нетерпением жду Гран При Японии. С этой трассой у меня связаны приятные воспоминания, она подходит моему стилю пилотирования, на ней я выступал успешно.
Вопрос: Лэнс, этап в России был очень непростым для вас и Williams. В чем сейчас слабые стороны машины, и насколько сложно ей управлять?
Лэнс Стролл: Да, в плане результата уик-энд в России получился непростым, мы не заработали очков, но, как мне кажется, в целом неплохо провели гонку. Позиции, конечно, не те, на которые мы рассчитывали, но у нас была неплохая скорость, я практически всю дистанцию сражался с Фернандо Алонсо, однако из-за особенностей трассы обогнать было слишком сложно.
Ситуация такая, какая есть. До конца сезона новинок уже не предвидится, мы каждый уик-энд будем делать всё возможное, чтобы улучшить баланс машины. Лично я намерен выжимать из FW41 максимум.
Вопрос: Стоффель, насколько я понял, вы приехали на трассу только сегодня утром на скоростном поезде из Токио. Расскажите, что связывает вас с Японией. Вы выступали пару лет назад в серии SuperFormula – что нравится вам в этой стране, и чем для вас примечательна Сузука, где вы выиграли гонку в той же SuperFormula?
Стоффель Вандорн: Вы правы, в Японии я выступал в SuperFormula, с этой страной у меня связаны приятные воспоминания. Прежде всего, здесь фантастические болельщики – потрясающе всякий раз возвращаться сюда и видеть их отношение к гонщикам, они поддерживают буквально всех! Сузука – одна из величайших трасс, на ней, пожалуй, острее всего чувствуешь машину. Конфигурация очень непростая, с нетерпением жду возможности снова по ней промчаться.
Вопрос: Себастьян, в России Ferrari заметно уступали Mercedes, особенно на одном быстром круге. Насколько вы уверены в том, что в Японии борьба будет плотнее? В предыдущие годы здесь вы выглядели очень сильно.
Себастьян Феттель: За неделю сложно что-либо скорректировать, мы просто рассчитываем, что трасса лучше нам подойдет, и мы выступим успешнее, чем в России. В Сочи мы выжали из машины максимум, в гонке по скорости были ближе к Mercedes – посмотрим, что будет здесь.
Вопрос: Одним из ярких моментов уик-энда в Сочи была ваша борьба с Льюисом Хэмилтоном колесо в колесо, притом после гонки Льюис много говорил о том, насколько ему приятно сражаться с гонщиком вашего уровня. Что вы сами скажете? Насколько вам приятно сражаться с Льюисом, чем он вас впечатляет?
Себастьян Феттель: Вы всегда получаете удовольствие от борьбы. Приятно соперничать на трассе и выходить вперёд. Уверен, в прошлый уик-энд Льюис Хэмилтон получил большее удовольствие, чем я. Сейчас не так много борьбы колесо в колесо, так что эти моменты вы цените ещё больше. Мне понравилось наше сражение в прошлой гонке – конечно, хотелось, чтобы оно продолжалось несколько кругов, но в целом по ходу гонки это был единственный шанс побороться.
В остальном сложно проводить сравнения. Сейчас гонки проходят иначе, чем много лет назад: даже выступая на одной трассе, гонщики проводят вместе совсем мало времени и видят друг друга разве что в гонке – и то не факт, многое зависит от того, как всё складывается на дистанции. Опять же, нет ничего плохого в том, что одни гонки получаются более захватывающими, чем другие. Если бы в каждом Гран При борьба была на пределе, это стало бы нормой. Но в любом случае, борьба доставляет больше удовольствия, если ты выходишь победителем.
Вопросы с мест
Вопрос: (Скотт Митчелл) Себастьян, вы говорили, что в Сочи выжали из машины максимум. После явного превосходства в скорости в Бельгии и Италии удивлены ли вы тому, что оказались позади Mercedes на трассах, где соперники прежде были не столь конкурентоспособны?
Себастьян Феттель: Кажется, я много раз отвечал на этот вопрос. Я не раз говорил, что у нас быстрая машина, но, вопреки общему мнению, я не считаю, что в какой-либо фазе сезона мы доминировали. Даже в те уик-энды, которые вы приводите в качестве примера, мы уступали соперникам в квалификации, а в целом в гонках борьба всегда была плотной. Проблема в том, что во многих Гран При мы были недостаточно близки к Mercedes, и то, как они действовали против нас в Сочи, означало лишь одно – у них чуть больше скорости. Опять же, было и немало этапов, где скорости хватало для плотной борьбы – надеюсь, здесь всё будет именно так.
Хочется верить, мы окажемся ближе к Mercedes в квалификации – это нужно, чтобы завоевать высокую позицию и иметь возможность продемонстрировать собственный темп. Если стартуешь позади, преследовать соперника слишком сложно, особенно если темп совпадает практически до десятой. И даже если бы обгонять было проще, успешная атака всё равно оставалась бы трудной задачей, ведь скорости практически равны. Но я всё же надеюсь, что мы будем чуть ближе к Mercedes.
Вопрос: (Жюльен Биллете) Себастьян, не кажется ли вам, что в Ferrari не вполне прагматично подходят к командной тактике? Мы видели, как в Сочи в Mercedes совершенно открыто попросили Валттери Боттаса пропустить напарника, тогда как в Германии или Италии ваша команда не решалась напрямую попросить о том же Кими Райкконена. Возможно, в этом аспекте Mercedes имеет преимущество?
Себастьян Феттель: Это весьма деликатная тема, особенно после того, что мы наблюдали в Сочи. Не думаю, что в гонках у нас была такая же ситуация, как у Mercedes, так что это вопрос скорее к команде, не ко мне.
Вопрос: (Фил Дункан) Себастьян, если учесть, что вы финишировали позади Льюиса в пяти из шести предыдущих гонок, как вам удается сохранять уверенность в собственных силах? В этот уик-энд вы намерены действовать по принципу «сейчас или никогда»?
Себастьян Феттель: Мне не нравится принцип «сейчас или никогда», он зачастую бессмыслен. До сегодняшнего дня я не знал, что уступил в пяти гонках из шести – видимо, секрет заключался в том, чтобы не вести такую статистику!
На самом деле, мы выкладываемся по максимуму каждый уик-энд, просто этапы всегда складываются по-своему. Разные трассы, разные обстоятельства, но я счастлив приехать сюда, в Сузуку, на свой любимый автодром. Постараюсь насладиться уик-эндом и не стану портить себе настроение подсчетом факторов, которые работают против меня – лучше сосредоточиться на том, что действительно получается.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Себастьян, прогноз погоды обещает сухую трассу только в воскресенье, притом в предыдущих Гран При на мокром асфальте вы выглядели менее уверенно. Осложняет ли это ситуацию? И еще: нет ли ощущения, что в техническом плане после этапа в Монце команда сбилась с верного пути, потеряла направление развития?
Себастьян Феттель: Откуда вам известно о нашем направлении развития? Нет, мы его не потеряли. Машина прогрессирует, шаг за шагом мы прибавляем. Возможно, соперники прогрессировали чуть быстрее или чуть медленнее, мне это неизвестно, но из разговоров с инженерами я понимаю, что мы добились того, чего хотели. Конечно, хотелось бы иметь еще больше скорости, но это вам скажут все участники.
Что касается первого вопроса, нет ничего такого, что обещало бы нам больше сложностей на мокрой трассе. Да, в предыдущих гонках ситуация нередко складывалась не в нашу пользу, но вряд ли так будет всё время – лично я дождя не опасаюсь.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос ко всем. Сузука – одна из немногих трасс с единственной зоной DRS. Я понимаю, что если бы на возвратной прямой была зона DRS, поворот 130R вряд ли удалось пройти на полном газу, но что думаете вы? Вам хотелось бы видеть там вторую зону DRS?
Лэнс Стролл: Я бы не возражал. Пройдете ли вы 130R на полном газу, зависит от машины и готовности рисковать – это не та причина, по которой мы должны спорить, нужна там зона DRS или нет. Её наличие помогло бы обгонам, ведь в Сузуке с её скоростными поворотами очень сложно преследовать соперника. Если с помощью дополнительной зоны DRS можно повысить вероятность успешной атаки и улучшить зрелищность, было бы правильным её организовать.
Вопрос: Эстебан?
Эстебан Окон: Использовать DRS там было бы сложнее, чем в первом повороте Сильверстоуна, но посмотрим, как будет складываться ситуация в будущем.
Вопрос: То есть, вам хотелось бы видеть там еще одну зону DRS?
Эстебан Окон: Как сказал Лэнс, это помогло бы обгонам в последней шикане. В гонке мы вряд ли смогли бы промчаться в 130R на полном газу, особенно преследуя соперника, но в квалификации это был бы интересный вызов.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Я не поклонник DRS. Не уверен, что вы помните [компьютерную игру] Mario Kart, где можно бросать бананы из кокпита, но даже это я предпочёл бы DRS. Я считаю эту систему искусственной. Думаю, мы должны найти другой способ заставить машины ехать друг за другом и бороться за позицию без помощи DRS.
Вопрос: Стоффель?
Стоффель Вандорн: Я согласен с Себастьяном. Тот факт, что мы обсуждаем DRS, лишь подтверждает, насколько сложно преследовать соперника. Если в будущем мы сможем вести более плотную борьбу и обгонять в классическом стиле, то есть, без DRS, это будет оптимальным вариантом.
Вопрос: Насколько трудно было обгонять здесь в SuperFormula?
Стоффель Вандорн: Это было не так уж и просто, ведь мы выступали на одинаковых машинах и сражались на пределе. Но возможности для атаки всё же были, хотя у тех машин не было DRS.
Вопрос: (Мисахиро Овари) Это тридцатый Гран При Японии в истории Формулы 1. Помните ли вы, в каком году впервые увидели эту гонку по телевизору, и кто тогда выиграл?
Стоффель Вандорн: Я не помню. Зато мне запомнилось, как Камуи Кобаяши финишировал здесь на подиуме. Кажется, это было в 2012-м, верно?
Себастьян Феттель: Я смотрел все гонки, в которых Михаэль Шумахер выступал здесь вместе с Ferrari, но на второй половине дистанции часто засыпал, поскольку Михаэль довольно рано выходил в лидеры, и всё было понятно спустя несколько кругов. Но я помню гонку, которую выиграл Айртон Сенна – в каком году это произошло? В 1988-м? Нет, точно не эту. Позднее он побеждал в Японии? В 1991-м? 1993-м? Похоже, это был именно 1993-й год, поскольку гонку 1988 года я вряд ли мог запомнить, ведь мне тогда был один год от роду!
Я помню, как Айртон поднял победный кубок, и насколько этот кубок был красив, притом сейчас приз победителю точно такой же, как был в те годы. Собственно, я слабо помню что-то о той гонке, но подиум оставил отпечаток в моей памяти.
Вопрос: Вас воодушевляет то, что здесь вы выступаете на той же конфигурации, на которой гонялся Айртон?
Себастьян Феттель: Конечно. Это моя любимая трасса, она сохранила первоначальную конфигурацию, её не испортили какими-либо нововведениями. Как заметил Стоффель, здесь острее всего чувствуешь машину, а когда мчишься в гору, бросая её из поворота в поворот, притом каждый из этих поворотов… как это лучше сказать?
Эстебан Окон: Легендарный.
Себастьян Феттель: Точно, легендарный, спасибо! Возможно, эти легендарные повороты вроде «Ложки» или 130R сейчас не настолько сложные, как были много лет назад, но трасса по-прежнему просто фантастическая.
Эстебан Окон: Я не помню, когда впервые посмотрел по телевизору Гран При Японии, но первое, что мне вспоминается, когда речь заходит о Сузуке, это сражение между Аланом Простом и Айртоном Сенной в последней шикане, а годом позже – в первом повороте. Это поистине исторические события!
Лэнс Стролл: Согласен. Я не помню какую-то отдельную гонку. Я наблюдал, как Михаэль Шумахер побеждал здесь много раз, но я также видел запись исторического столкновения между Простом и Сенной в последней шикане.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Вы наверняка слышали, что Стратегическая Группа обсуждает возможную смену формата квалификации. Есть предложение разделить её на четыре сессии, чтобы в первых трех отсеивалось по четыре гонщика, а оставшиеся восемь сражались в финале за поул. Что вы об этом думаете?
Лэнс Стролл: Я впервые слышу о таком формате. Думаю, он окажется более зрелищным, ведь у гонщиков будет больше шансов вмешаться в сражение трех ведущих команд.
Эстебан Окон: Для команд из середины пелотона задача вывести в четвертую сессию обе машины станет интересным вызовом, но не думаю, что для лидеров в этой ситуации что-то изменится.
Себастьян Феттель: Интересно, через десять лет будем ли мы обсуждать идею разделить квалификацию на девять или десять сессий? Вряд ли, притом лично я считаю, что сессий должно быть меньше. Сейчас нужно слишком много зрелищности, чтобы зритель остался доволен, но по мне было бы здорово иметь более простой формат. Мне больше всего нравилась квалификация, когда у нас в распоряжении был час времени, и мы могли делать всё, что хотели.
Для многих квалификация менее интересна, чем гонка, но есть и те, кто считает иначе – всё определяется личными предпочтениями. В конечном итоге, всё сводится к задаче идеально проехать круг, и не важно, сколько при этом будет сессий. Сейчас у нас их три, но зритель больше всего следит именно за финальной, и если мы увеличим число сессий, что, по-вашему, изменится?
Вопрос: Считаете ли вы, что действующий формат квалификации нужно изменить?
Себастьян Феттель: Нет, но это моё личное мнение, и я вполне могу ошибаться.
Стоффель Вандорн: Практически нечего добавить. Не думаю, что формат квалификации является наиболее серьезной из нынешних проблем. Как заметил Себастьян, нам не так уж нужна дополнительная сессия. К тому же, McLaren сейчас выбывает из борьбы уже в первой, для нас новый формат ничего бы не изменил.
Перевод: Валерий Карташев