Об ожиданиях от уик-энда…
Сузука – одна из лучших трасс в календаре, а Япония – одно из самых интересных мест, куда приезжает Формула 1, так что команды и пилоты с нетерпением ждут этот этап. Сейчас Гран При Японии кажется неотъемлемой составляющей Формулы 1, хотя гонка в Сузуке появилась в календаре относительно недавно – в 1987-м.
До этого чемпионат лишь дважды, в 1976 и 1977 годах, посещал Японию – трассу в Фудзи. Обе гонки вышли, так скажем, скомканными, особенно для Ники Лауды – в первой он из-за сильнейшего ливня остановил машину в боксах и потерял титул, а на вторую вообще не приехал, рассорившись с Энцо Феррари, хотя чемпионом всё же стал.
В Японии много гоночных трасс, но на сегодняшний день конкурировать с Сузукой не может ни одна из них. Это очень интересный, сложный, скоростной автодром, с множеством запоминающихся отрезков – длинная серия быстрых поворотов со 2 по 7-й, «Ложка», 130R... А чего стоит только тот факт, что трасса пересекается, напоминая восьмёрку.
В целом по характеру Сузука близка к Спа и Сильверстоуну, так что команды, показавшие там хорошую форму, должны блеснуть и в Японии. Гонки в Великобритании и Бельгии выиграл Себастьян Феттель, так что именно лидер Ferrari будет фаворитом на этот раз. И победа нужна немцу, как воздух, ведь Хэмилтон выиграл три гонки подряд, а его отрыв в чемпионате достиг 50 очков! Этого уже достаточно, чтобы гарантировать себе титул, финишируя во всех гонках на вторых местах.
Конечно, нас наверняка ещё ждут неожиданности и может быть даже сходы. И трасса в Японии – место, где легко ошибиться, и где из-за высоких нагрузок технические проблемы случаются достаточно часто. Впрочем, так или иначе, всё что в силах Феттеля – сражаться за победу, и надеяться, что ситуация сложится в его пользу.
Тем более, что хотя Хэмилтон побеждал в Сузуке трижды (ещё одна победа в Японии была завоёвана им в Фудзи), эту трассу трудно отнести к его любимым. На протяжении трёх лет подряд (!!!), с 2014 по 2016 годы, он уступал здесь в квалификации напарнику, Нико Росбергу. А вот Себастьян Феттель – настоящий специалист по Сузуке. Он побеждал здесь четыре раза и приложит максимум усилий, чтобы пополнить свой счёт.
Что касается Red Bull Racing, то в команде из Милтон-Кинс очень надеются на хорошее выступление на этом этапе, и ради него даже принесли в жертву Гран При России, решив заранее заменить моторы. Однако тягаться с Mercedes и Ferrari на столь быстром автодроме им будет сложно.
О трассе…
Сузука, Япония. 53 круга по 5807 м = 307,471 км. 18 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 335 км/ч с системой DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 70% дистанции круга. Время на торможении – всего 10%, 9 зон торможения, износ тормозов – низкий.
Время, необходимое для пит-стопа – в среднем 22 секунды, что немного. Однако на японском автодроме необычный пит-лейн, идущий под уклон. Иногда гонщики промахиваются на торможении, поэтому разброс времени, затраченного на проведение пит-стопов, более заметный, чем на других трассах.
Сузука расположена недалеко от побережья, где всегда возможны дожди, а иногда и настоящие ливни, которые порой сопровождаются сильными ветрами. Температура воздуха может варьироваться в широком диапазоне, и в тёплую погоду деградация резины идёт более интенсивно. Несмотря на зону DRS (на трассе она одна), обгоны на Сузуке затруднены, хотя и возможны в шикане, расположенной после знаменитого поворота 130R.
Вероятность появления автомобиля безопасности весьма высока – более 60%. Аварии на Сузуке чаще происходят на высоких скоростях, поэтому с асфальта приходится убирать обломки. Шесть из девяти предыдущих гонок на этом автодроме сопровождались выездом автомобиля безопасности.
О резине…
Шины в Сузуке сильно изнашиваются, поэтому обычно в Pirelli выбирали на этот Гран При достаточно жесткие составы: SuperSoft, Soft и Medium. Аналогичный выбор был сделан и в прошлом году, хотя фактически сами составы тогда были ещё жёстче. Как следствие, пит-стоп почти у всех был один.
Смягчение составов оставляет надежду, что хотя бы некоторые пилоты в Сузуке попробуют использовать тактику двух пит-стопов. Причём, в Сузуке основная нагрузка приходится на передние шины, так что решение о пит-стопе команды принимают чаще всего прямо по ходу гонки, реагируя на признаки деградации.
Обращает на себя внимание очень разный выбор шин у гонщиков Mercedes и Ferrari в этот уик-энд. В Скудерии сделали ставку на мягкие составы – Феттель и Райкконен получат по 10 комплектов SuperSoft. В Mercedes, наоборот, предпочли более жёсткие, а комплектов SuperSoft у них будет всего по семь. И шесть из них нужны для квалификации.
Как обычно, к воскресенью ситуация с комплектами станет более ровной, так как по ходу свободных заездов пилоты используют именно те шины, которых в их распоряжении больше. Однако есть основания полагать, что в Ferrari и Mercedes в гонке выберут разную стратегию.
Год назад в Сузуке...
Прошлогодняя гонка в Японии стала третьей в «дальневосточном турне» Формулы 1, после Сингапура и Малайзии. По ходу этого турне ситуация становилась всё более и более угрожающей для Феттеля и Ferrari – после летнего перерыва Хэмилтон выиграл три гонки из четырёх, и во всех финишировал впереди Себастьяна. В результате ещё недавно лидировавший немец теперь отставал от своего главного соперника на 34 очка.
Однако взять реванш в Сузуке оказалось не так просто. В пятницу программе испытаний помешал дождь, а в субботу уже на тренировке пилоты Mercedes оказались недосягаемы. В квалификации Хэмилтон и Боттас показали два лучших времени, и преимущество Льюиса выглядело очень убедительным.
Стартовали, впрочем, Хэмилтон и Феттель с одного ряда – Боттас потерял пять мест за замену коробки передач, как и Кими Райкконен. Это давало Феттелю призрачную надежду на успех в гонке, но ещё до начала прогревочного круга она начала исчезать. Механики сняли кожух двигателя с машины Себастьяна и лихорадочно пытались починить систему зажигания...
Себастьян всё же отправился на прогревочный круг, а затем стартовал в гонке, но она продлилась для него очень недолго. Практически с самого старта стало ясно, что мотору не хватает мощности. На пятом круге инженер сообщил Феттелю, что необходимо вернуться в боксы и сойти – отказала одна из свечей зажигания.
К этому моменту гонка уже пережила одно появление автомобиля безопасности после вылета Карлоса Сайнса. После рестарта гонка продолжалась всего три круга – на этот раз из-за вылета Эриксона был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности. На расстановку сил это, впрочем, никак не повлияло: Хэмилтон лидировал, следом ехали Ферстаппен и Риккардо.
После очередного рестарта Боттас опередил Эстебана Окона и вышел на четвёртое место. Хотя пилотов ещё ждал пит-стоп, до финиша позиции в первой четвёрке так и не изменились, а на пятое место пробился Райкконен. На 47-м круге вновь появился автомобиль безопаности – на этот раз из-за вылета Лэнса Стролла. Но больше никаких изменений позиций не было.
После победы Хэмилтона и схода Феттеля отрыв Льюиса достиг 59 очков. Формально шансов на титул оставалось ещё много, в четырёх оставшихся этапах разыгрывалось 100 очков. Но в целом именно после гонки в Сузуке стало окончательно ясно, что в Формуле 1 появится ещё один четырёхкратный чемпион мира.