1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Фелипе Масса (Williams)
Интервью на подиуме
Вопрос: (Жан Алези) Льюис, очевидно, вам нравится осложнять себе жизнь?
Льюис Хэмилтон: Очень приятно видеть, что вся прямая заполнена публикой! Именно вы, болельщики, делаете эту гонку уникальной! Огромное спасибо за поддержку!
Вопрос: (Жан Алези) Нико, я говорил со своими друзьями из Монцы, они сказали, что, возможно, теперь им следует перестроить первый поворот ради вас. Что там произошло?
Нико Росберг: Досадно, сегодня у меня не получилось победить, но Льюис отлично провел гонку и заслужил успех.
Вопрос: (Жан Алези) Льюис и Нико, я должен спросить вас, но не могу говорить громко, ведь это секрет. Вы снова друзья?
Льюис Хэмилтон: Конечно, ведь мы напарники и всегда ими будем…
Вопрос: (Жан Алези) Нам приятнее видеть вас друзьями, поскольку вы практически всю жизнь гоняетесь друг с другом, нам нравится ваше сражение, и мы рады слышать такие слова!
Фелипе, для вас это первый подиум в нынешнем сезоне, но Монца вам хорошо знакома. Что скажете?
Фелипе Масса: Я рад первому подиуму в этом сезоне. Мне откровенно не везло в некоторых гонках, но сейчас удача на нашей стороне, и я уверен, что до самого последнего этапа мы будем сражаться за высокие места. Приятно быть в первой тройке, есть шансы добиться большего! Спасибо болельщикам, вы – лучшие!
Пресс-конференция
Вопрос: Льюис, поздравляем! Очередная победа в Италии, кажется, впервые в карьере вы выигрываете уже шестую гонку по ходу сезона! Старт прошел неудачно – уверен, вы о нем расскажете. А в начале второго отрезка ваш инженер сообщил, что вы можете держаться в 2-2,5 секундах позади Нико, чтобы атаковать ближе к финишу, но вы не последовали его совету, усилили прессинг, после чего Нико срезал первый поворот, а вы вышли в лидеры. Расскажите об этом...
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, мои поздравления команде, она хотела победный дубль и получила его! Но гонка выдалась непростой. По какой-то причине… Знаете, в момент старта мы нажимаем особую кнопку, запускающую определенную последовательность процедур, но на установочном круге она не сработала. Я подумал – никаких проблем, нажму перед стартом – и, когда вернулся на свою позицию, попробовал снова, однако кнопка не сработала во второй раз.
Странная ситуация, ничего подобного раньше не происходило. Сигнальные лампочки мигали в иной последовательности, которую мне не доводилось наблюдать, но я все-таки попытался максимально быстро сорваться с места. Обороты двигателя взлетели, но, к счастью, я не потерял слишком много позиций. Мы никогда не отрабатывали старт без активации нужных процедур – наоборот, мы всегда их выполняли, чтобы найти оптимум. Я не представлял, как должен действовать, просто утопил педаль газа в пол и надеялся на лучшее.
Потом у меня была интересная, но корректная борьба с Фелипе в повороте, а уже затем мой инженер сказал, что я должен держаться на определенной дистанции от Нико. Но, основываясь на опыте этого сезона, я понимал, что это не путь к прогрессу, и потому предпочел иной вариант.
Вопрос: Не могли бы пояснить подробнее?
Льюис Хэмилтон: Машина ехала здорово, и я как раз подобрался близко к Нико. По предыдущему опыту я знал, что если подъехать к нему на уже изношенных шинах, удержаться будет крайне сложно. Потому я понимал, что единственный шанс есть на свежей резине, и решил им воспользоваться.
Вопрос: Нико, вы отлично стартовали, лидировали на протяжении первого отрезка, но дважды срезали первый поворот – сначала на девятом круге, а потом еще раз, пропустив вперед Льюиса. Это была ваша ошибка?
Нико Росберг: Нет, кого-то другого! Шучу. Льюис быстро приближался, я пытался взвинтить темп и допустил ошибку, стоившую мне лидерства. В этом плане я сильно огорчен, но команда выступила здорово, после недавних трудностей мы, впервые за долгое время, заработали победный дубль. Мы вернулись на привычные позиции, это здорово! Что касается меня – да, я раздосадован, но второе место – это немало очков и вовсе не трагедия.
Вопрос: Кажется, это первый дубль Mercedes с Гран При Австрии…
Нико Росберг: Да, и это замечательно! Команда заслужила такой результат. Мы оставили недавние неприятности позади и движемся дальше.
Вопрос: Фелипе, поздравляем с очередным подиумом в Италии. Для вас он первый в составе Williams, но что еще важнее, этот результат позволил команде опередить Ferrari в зачете Кубка Конструкторов и выйти на третье место!
Фелипе Масса: Да, отличный день, отличная гонка, замечательный старт! У нас был хороший темп – не такой, чтобы бороться с Mercedes, но вполне конкурентоспособный. Команда сработала безупречно. Нам не хватало таких результатов по ходу сезона, но подняться на подиум в Монце перед потрясающими болельщиками – это нечто особенное.
Хорошо, что у нас получилось опередить Ferrari – это крайне важно. Удивительно, где была Williams всего год назад, и как сегодня она сражается с лидерами. Мы будем бороться до последней гонки и постараемся удержать третье место в Кубке конструкторов – это стало бы невероятным успехом. Ну а я бесконечно рад быть на подиуме этой фантастической трассы, которую я по-настоящему обожаю.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Льюис, начав прессинговать Нико, вы ожидали, что он ошибётся? Вы пытались подобраться ближе и атаковать? Нико, не могли бы вы пояснить подробнее о сложностях с торможением перед первой шиканой?
Льюис Хэмилтон: Я атаковал в надежде провести обгон. Это открывало разные варианты… Впрочем, я даже не знаю, что вам ответить.
Вопрос: Нико?
Нико Росберг: В плане торможений Монца – одна из самых сложных трасс из-за низкой прижимной силы и максимальных по ходу сезона скоростей. Это не оправдание, просто констатация факта и один из непростых факторов уик-энда. К сожалению, я допустил ошибку, притом дважды по ходу гонки.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto-Motor) Нико, несколько удивляет то, что вы не выглядите подавленным из-за второго места – словно ожидали такого результата. Можно ли сказать, что вы не восстановили внутренний баланс после гонки в Спа? Или предыдущая гонка не имеет к этому отношения?
Нико Росберг: Я забыл об этапе в Спа до начала уик-энда и сегодня ошибся лишь потому, что Льюис стремительно меня догонял. В этом нет ничего странного, и я не подавлен, хотя очень огорчен. Нет смысла посыпать голову пеплом, команда заработала победный дубль, для нас это замечательный день. Нужно реально смотреть на вещи: второе место – не трагедия, а вполне достойный результат. Могло быть и хуже, а так я уступил Льюису всего семь очков.
Вопрос: (Иан Паркес – PA) Льюис, примите поздравления! Учитывая то, с каким количеством неприятностей вам пришлось столкнуться в недавних гонках, не мелькнула ли в момент старта мысль: «Нет, только не это, почему опять что-то не так?!» И вопрос к Нико. К сожалению, на подиуме вы снова слышали свист. Вас это огорчает? Как вы пытаетесь дистанцироваться от негатива?
Льюис Хэмилтон: Когда готовишься к гонке, выполняешь одни и те же привычные процедуры, однако нужно суметь среагировать на неожиданности. Хорошо, что сегодня я не столкнулся с кем-либо в первом повороте, не разбил машину, не заблокировал колеса. Мне удалось сохранить самообладание несмотря на…
Знаете, та кнопка запускает систему, помогающую контролировать обороты двигателя, но они не были стабильными. Не знаю, в чём именно была проблема – думаю, парни во всем разберутся и сделают так, чтобы это больше не повторилось. Я лишь рад, что не потерял слишком много мест и смог отыграться.
Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Неприятно слышать свист, но что я могу сказать? Надеюсь, что со временем они меня простят и все забудут – было бы здорово. Я уже извинился и больше ничего не могу сделать.
Вопрос: (Владимир Роговец – СБ Беларусь Сегодня) Фелипе, в 2007 году вы были вторым номером Ferrari, а Кими Райкконен стал чемпионом. В прошлом году вы тоже были вторым гонщиком Ferrari при двукратном чемпионе мира Фернандо Алонсо. Сегодня вы на подиуме в Италии, в Монце, без Ferrari, Кими и Алонсо. Можно ли считать это ответом или сигналом для Ferrari? Каково это, подняться на подиум без Ferrari?
Фелипе Масса: Прежде всего, это никакой не ответ. Вы сказали, что я был вторым номером, но я на протяжении своей карьеры делал все, чтобы оказаться первым. Да, в разных командах у меня были сложности, но это часть жизни. Иногда ситуация оказывается труднее, чем предполагалось, но нужно продолжать борьбу и двигаться дальше.
Да, мы сражаемся с Ferrari, но это не сигнал. Мы просто должны сделать всё, чтобы оказаться впереди. Я очень привязан к Скудерии, они всегда будут в моем сердце, поскольку с ними я провел замечательные годы, но теперь я в другой команде, и мы должны соперничать со всеми – не только с Ferrari, но и с Red Bull, Mercedes и другими. Необходимо опередить всех, и сегодня мы сработали фантастически, поднялись на подиум, и если уж это сигнал, то сигнал того, что мы конкурентоспособны и готовы к борьбе.
Я не имею ничего против других команд. Мне просто хочется быть на подиуме перед всеми этими болельщиками, которые по-настоящему в меня верят. Мы были вместе столько лет, и пусть сейчас я не ношу красный комбинезон, это не означает, что я испытываю сколь-нибудь меньшее удовольствие, когда приветствую их с пьедестала.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Льюис, тот факт, что вы отыграли у Нико семь очков, принес облегчение после всех событий недавних Гран При? Теперь вы уверены в своих шансах на титул? Нико, после второй ошибки вам поступили какие-то указания от команды? За два круга вы уступили Льюису почти две секунды…
Льюис Хэмилтон: Я всегда был в хорошей форме, на эту гонку приехал с позитивным настроем и надеждой на отсутствие проблем. Сегодня была одна неприятность, но я сумел с ней справиться. Негативный опыт сделал меня более подготовленным, но я по-прежнему жду уик-энда без каких-либо инцидентов. В остальном у меня на протяжении всего этапа был темп, позволяющий угнаться за соперниками и за Нико – постараюсь и впредь сохранять скорость.
Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Не помню, что там произошло. Кажется, трафик – мы кого-то обгоняли на круг, но я не уверен. В любом случае, Льюис тогда был очень быстр, и трафик вряд ли кардинальным образом повлиял на ситуацию – разве что быстрее расставил все по местам.
Вопрос: (Сара Хольт – CNN) Льюис, вы говорили, что этап в Монце сложный еще и психологически. Сегодня вы прорывались через пелотон, игнорировали приказ команды сохранять темп, а чуть позже перед церемонией подиума все вокруг вас говорили по-итальянски, никто не обращался к вам лично. Считаете ли вы, что тем самым показали всем свою психологическую готовность сражаться за титул?
Льюис Хэмилтон: Я не игнорировал указания команды. У меня замечательные отношения с моим гоночным инженером, он постоянно на связи и всегда помогает советом. Если я где-то теряю время, он сообщает об этом, и я знаю, как исправить ситуацию. Команда не меньше меня желает победы и потому старается вести меня по просчитанному ими плану, но, в конечном итоге, я пилотирую машину по трассе, решение остается за мной.
Да, можно сбросить скорость и поберечь шины, но иной вариант может оказаться более выгодным. Я понимал: если усилить прессинг, может появиться шанс. Я не сказал об этом на подиуме, но местные болельщики – просто потрясающие.
Да, в Монце у меня были непростые гонки – например, в 2007-м, когда я боролся с Фернандо, и притом мы вместе противостояли Кими и Ferrari – но год от года поддержка становится все сильнее. Когда приезжаешь сюда, погода неизменно замечательная, трасса – фантастическая, и ты видишь длинную прямую – одну из самых длинных по ходу сезона – целиком заполненную болельщиками… Да, по большей части они одеты в красное, но создают невероятную атмосферу! Я приехал сюда, чтобы выполнить свою задачу, я это сделал и потому очень рад.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Нико, осталось шесть гонок, у вас преимущество в 22 очка. В какой момент вы сосредоточитесь на битве за титул, а не на стремлении выиграть каждый этап?
Нико Росберг: Не знаю. Для меня сейчас самый действенный подход – пытаться выиграть каждую гонку, с ним я чувствую себя максимально комфортно. Посмотрим. Когда мое мнение изменится, я, возможно, вам об этом скажу.
Вопрос: (Тед Кравитц – Sky Sports) Нико, в Mercedes сказали, что в конце гонки вам пришлось следить за температурой тормозов. Не с этим ли связаны проблемы в первом повороте? Наблюдались ли какие-либо сложности по ходу гонки?
Нико Росберг: Нет, с тормозами не было никаких проблем до последних кругов, когда я услышал по радио, что… Собственно, серьезных сложностей не наблюдалось, просто требовалось следить за ситуацией. Подобный риск есть всегда: открывая воздуховоды тормозов, вы теряете в аэродинамической эффективности, поэтому команды всегда стремятся обеспечить минимально допустимый подвод воздуха к тормозам, что по ходу гонки может создать сложности. Мы не первый и не последний раз наблюдаем нечто подобное, однако здесь ситуация была под контролем.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto-Motor) Вопрос ко всем. Каждый из вас провел довольно продолжительный первый отрезок на более мягком составе. Насколько эффективно работали шины для тактики с единственным пит-стопом? Были ли какие-либо сложности? Льюис сказал, что на изношенной резине было нелегко следовать за Нико в конце первого отрезка…
Фелипе Масса: Полагаю, все команды заранее выбрали тактику с единственным пит-стопом. Шины работали эффективно, разве что у меня к концу отрезка более мягкий состав износился чуть сильнее, чем предполагалось, однако с более жестким никаких проблем не возникло. Резина позволяла вести гонку с одним пит-стопом – в случае с Williams точно.
Вопрос: Льюис, примерно на десятом круге инженер Нико сообщил ему, что вы пожаловались команде на то, что шины начинают терять эффективность. У вас были какие-то проблемы? Они устранились сами собой?
Льюис Хэмилтон: Просто я в тот момент ехал в трафике, и временами мне не хватало сцепления. На самом деле, шины в этот уик-энд работали эффективно, мы легко провели гонку с единственным пит-стопом. Оставался лишь риск заблокировать резину – по этой причине некоторые гонщики предпочитали проехать первый поворот прямо, а не пытались остаться на траектории ценой возможной блокировки колес и потенциального перехода на два пит-стопа, что грозило еще большей потерей времени. Если чувствуешь, что колеса вот-вот заблокируются, проще отпустить тормоза и проехать прямо, как дважды поступил Нико, и как поступили бы многие в аналогичной ситуации.
Не знаю, насколько интересно было наблюдать сегодня за гонкой, но мне кажется, что на такой замечательной трассе было бы здорово видеть больше борьбы и больше пит-стопов. Более мягкие составы добавили бы интриги, поскольку в этот раз нам было очень легко следить за состоянием шин. Лично у меня не возникло никаких трудностей. Уверен, шины могли выдержать и большее количество кругов.
Вопрос: Нико, для вас ситуация с одним пит-стопом тоже не была предельной?
Нико Росберг: Да. Конечно, более мягкий состав изнашивался сильнее, но в целом ситуация была в норме. Соглашусь, что было бы интереснее видеть два пит-стопа, но болельщикам проще понять ситуацию на трассе, когда гонщики один раз меняют шины. Стоит перейти на два пит-стопа, в дело вступают разные варианты стратегии, и сидящим перед телевизором становится сложнее разобраться в обстановке, хотя и здесь есть свои преимущества.
Вопрос: (Оттавио Давиде – Tuttosport) Фелипе, считаете ли вы, что на совершенно иной трассе, вроде Сингапура, есть шансы одолеть Mercedes?
Фелипе Масса: Одолеть Mercedes очень сложно, в Сингапуре это будет сложнее вдвойне, но там может случиться всякое. Нужно верить, что нам по силам сработать уверенно, но я бы сказал, что именно в Сингапуре нам будет труднее всего. Опять же, там бывают разные инциденты – надеюсь, мы сумеем выступить уверенно. Если получится опередить Mercedes, это станет большим сюрпризом, но мы постараемся сделать все, что в наших силах.
Вопрос: (Лейх О’Горман – Walker Watson) Вопрос ко всем. Учитывая тот факт, что Монца – скоростной автодром, где большая часть круга проходится с педалью газа в пол, были ли у вас по ходу гонки какие-либо сложности с расходом топлива?
Льюис Хэмилтон: Никаких проблем. На этой трассе было довольно легко…
Нико Росберг: Да, никаких сложностей.
Фелипе Масса: Согласен.
Нико Росберг: Думаю, все дело в моторах Mercedes.
Перевод: Валерий Карташев