Участники: Фернандо Алонсо (Ferrari), Льюис Хэмилтон и Нико Росберг (Mercedes), Макс Чилтон (Marussia), Валттери Боттас (Williams), Кевин Магнуссен (McLaren)
Вопрос: Фернандо, могу я начать с вас? За последние четыре года вы дважды побеждали в Монце, но в этом сезоне счет подиумам выглядит скромнее – пока их только два. Вас воодушевила скорость машины в Спа?
Фернандо Алонсо: Гонка в Монца – едва ли не самая важная для нас в сезоне. Ferrari будут поддерживать тифози, команде хотелось бы добиться для них хорошего результата в воскресенье. Мне повезло, в последние четыре года я каждый раз поднимался здесь на подиум – было бы здорово финишировать в тройке и сейчас, но добиться этого будет непросто.
Теоретически, гонка в Монце – одна из самых сложных для нас, но в Венгрии команда увидела позитивные признаки, а в Спа Кими финишировал в шаге от подиума. Надеюсь, у нас появится возможность, поскольку подиум на этой трассе имеет особенное значение для команды.
Вопрос: В Спа у вас было интересное сражение с Кевином, правда потом его оштрафовали, и мы еще поговорим с ним об этом. Что вы можете сказать о той борьбе?
Фернандо Алонсо: Мы всегда пытаемся обогнать друг друга, но в Спа я ехал за Кевином более тридцати кругов, провести атаку было очень трудно. Из-за машин впереди мне представился шанс, я воспользовался моментом, немного выехал за пределы трассы, а дирекция гонки в итоге решила оштрафовать Кевина. Мы взяли позицию, правда, в той борьбе потеряли две, но когда сражаешься за шестое-седьмое места, это не имеет принципиального значения.
Вопрос: Кевин, вас в итоге оштрафовали. Ваше мнение о борьбе с Фернандо?
Кевин Магнуссен: Я выложился по максимуму в борьбе за шестое место – для нас это было бы хорошим результатом. Но в итоге я выехал за пределы трассы и получил штраф. Опять же, из этого тоже можно сделать выводы, это неплохой опыт, и я всегда могу сказать, что боролся изо всех сил. Мне понравилось сражение – надеюсь, здесь мы тоже выступим уверенно.
Вопрос: Без штрафа у вас было бы шесть результативных финишей в семи последних гонках. Намекает ли вам команда, что подобная результативность может позволить сохранить место в McLaren на следующий сезон?
Кевин Магнуссен: Сейчас мы ведем плотную борьбу с Force India. Williams пока быстрее нас, но мы сражаемся за места в Кубке конструкторов, важно каждое очко, так что нужно выступать стабильно.
Вопрос: Еще одно сражение в Спа, о котором говорили буквально все, развернулось между гонщиками Mercedes в самом начале гонки. Нико, мы читали заявление команды и ваши комментарии, но что в итоге привело вас к решению извиниться? Когда мы беседовали с вами сразу после гонки в Спа, вы не видели такой необходимости…
Нико Росберг: Что-то приходит со временем. У меня была неделя, чтобы всё обдумать, взвесить и обсудить с командой. После этого я понял, что ответственность лежит именно на мне.
Вопрос: Льюис, сейчас вы считаете произошедшее гоночным инцидентом?
Льюис Хэмилтон: Я ни о чем не думал. Пожалуй, впервые за долгое время мы наблюдаем такое количество людей на пресс-конференции. Лично я готов двигаться дальше и полон энергии. У меня была пара дней замечательного отдыха, я рад быть здесь, Монца – одна из моих любимых трасс, и я надеюсь на удачный уик-энд.
Вопрос: Как вы намерены двигаться дальше? Очевидно, вы нашли что-то, что позволяет вам верить в дальнейшее сотрудничество с напарником?
Льюис Хэмилтон: Я знал, что вы об этом спросите! Думаю, я все сказал в пресс-релизе. Доверие – не просто слово, и я не стал бы употреблять его, говоря о сражении на трассе. Мы с Нико вместе гоняемся не первый год и давно заложили нужный базис, с которым можно продолжать работу.
Вопрос: Нико, ваше с Льюисом соперничество часто сравнивают с величайшими противостояниями в Формуле 1. Осознаете ли вы то, что, по сути, творите историю и определяете характер сезона? И чувствуете ли груз ответственности?
Нико Росберг: Вспоминая, как всё получилось в Спа, я считаю, что мне нечем гордиться, ведь мне хотелось бы внести свой вклад в Формулу 1, и я хочу, чтобы это был самый интересный спорт в мире. Буду очень рад, если мне удастся этого добиться.
Вопрос: Льюис, чувствуете ли вы печать истории? Ощущаете ответственность?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что я ответственен перед лицом истории. История пишется каждый день, а я просто обожаю гонки, горжусь тем, что выступаю в Формуле 1, и стараюсь наслаждаться каждым днем. Все события так или иначе становятся частью истории, но лично я не ставлю нас на один уровень с величайшими спортсменами прошлого.
Вопрос: Спасибо! Валттери, переходим к вам. Подиум в Спа стал для вас уже четвертым в сезоне. На многих автодромах именно вы демонстрировали лучшую максимальную скорость – очевидно, в Монце есть шанс в пятый раз финишировать в тройке?
Валттери Боттас: Нашей целью должен быть финиш на подиуме. Мы не видим причин, которые могут серьёзно помешать, и стремимся к такому результату. Трасса в Монце нам подходит, наша машина быстра на прямых, и команда подготовила специальный аэродинамический обвес для этого этапа. С нетерпением жду гонку – в воскресенье должно быть весело.
Вопрос: В Канаде и Австрии Williams была не так далека от победы. Что нужно для финального рывка к первому месту?
Валттери Боттас: По чистой скорости сделать это будет очень сложно… Пока гонщики Mercedes доминируют, хотя пилоты Red Bull оказались на удивление быстры в Спа. Мы хотели бы выиграть гонку, но для этого команде нужно продолжать работу над всеми областями машины. У нас высокая максимальная скорость, но FW36 не хватает сцепления с трассой в поворотах. Мы работаем над этим, сезон продолжается, так что посмотрим.
Вопрос: Макс, в GP2 в Монце вы стартовали с поула. Эту трассу можно назвать одной из ваших любимых?
Макс Чилтон: Да, для многих гонщиков это одна из лучших трасс. В Монце я стартовал с поула в Формуле 3 и в GP2 – вряд ли получится завоевать поул в этот уик-энд, но я сработаю на пределе и постараюсь выжать из машины максимум. Мне нравится быть здесь: достаточно прогуляться по трассе утром, посмотреть на старый бэнкинг, и хороший настрой на уик-энд обеспечен.
Вопрос: Не могли бы вы пролить свет на то, как складываются отношения между вами, вашими спонсорами и Marussia после ситуации в Спа? Тогда вы говорили, что все совсем не так, как многим могло показаться. Вопрос о месте в команде до конца сезона закрыт? И как обстоят дела с контрактом на 2015-й год?
Макс Чилтон: Это никогда не было первостепенной проблемой. Да, уик-энд получился напряженным, не буду лгать, но таким было решение, принятое руководством в четверг вечером. Для меня, впрочем, ничего не изменилось – я изначально должен был в первой тренировке уступить место в кокпите Алексу, нашему резервному гонщику, и был очень рад вернуться к работе во второй сессии, так как Спа – одна из моих любимых трасс. В итоге мы неплохо провели и гонку, и уик-энд в целом.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Льюис и Нико. В одном из интервью Фернандо заметил, что теперь в Mercedes команда неизбежно разделится на два лагеря, поддерживающих одного из гонщиков. Чувствуете ли вы это разделение?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, так ли обстоят дела. У нас очень профессиональные сотрудники, они хотят добиться победы и будут стараться изо всех сил. Кроме того, парни, работающие в боксах, действуют сообща во время пит-стопов, и я даже в мыслях не допускал какого-то разлада. Уверен, они и в этот раз будут выкладываться по максимуму, поскольку знают, что у нас есть шанс завоевать победный дубль, а потом завоевать чемпионский титул и выиграть Кубок конструкторов.
Нико Росберг: С начала сезона у нас здоровое соперничество внутри команды, поэтому мы занимаем столь высокие места. У нас лучшая команда, которая работает очень слаженно, как единое целое. Без этого невозможно доминировать в Формуле 1.
Вопрос: Фернандо, здесь упомянули ваши слова. Желаете пояснить свои комментарии или что-нибудь добавить?
Фернандо Алонсо: Все, что я скажу сейчас, будет неверно истолковано. Я не давал именно таких комментариев, но ситуацию уже не изменить.
Вопрос: То есть, вы не желаете пояснить, что имели в виду?
Фернандо Алонсо: Все в норме.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Фернандо, не могли бы вы вспомнить свои первые дни в Minardi? Насколько сложно было начинать карьеру в Формуле 1 в хвосте пелотона без шансов на очки и возможности быть замеченным?
Фернандо Алонсо: Это было нелегко, но ещё более сложным был мой первый год работы в качестве резервного гонщика Renault. Стоит тебе попасть в пелотон… Да, у тебя нет возможности бороться за желаемый результат и лучшие позиции, но, по крайней мере, ты участвуешь в Гран При, а ради этого мы проходим через картинг и различные гоночные серии. Ты сам гоняешься в Формуле 1, а наблюдать за всем этим из боксов – вот это по-настоящему нелегко.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto-Motor) Льюис, вы согласны с тем, что между вами и Нико был исключительно гоночный инцидент? Нико, не кажется ли вам, что вы сейчас находитесь в менее выгодной ситуации, поскольку должны действовать осторожнее, чтобы не допустить повторного контакта?
Льюис Хэмилтон: Понимаю, вам хочется поговорить об инциденте, но после гонки важно двигаться дальше, и я сейчас сосредоточен на этом. Произошедшее осталось в прошлом, мне не терпится вернуться в кокпит. Впереди еще семь гонок, будет разыграно немало очков – об этом все мои мысли.
Вопрос: Нико?
Нико Росберг: С самого начала было понятно, что мы не должны допускать столкновений на трассе, так что этот подход не меняется.
Вопрос: (Барна Зольдос – Nemzeti Sport) Нико, поскольку борьба в чемпионате становится все острее, психологически готовы ли вы к возможным атакам со стороны СМИ? За минувшие две недели кое-кто из журналистов устроил на вас буквально «охоту на ведьм»…
Нико Росберг: Я с уважением отношусь к чужому мнению, но сейчас стараюсь сосредоточиться на пилотаже и работе с командой, пытаюсь выжать максимум из ситуации и получаю от всего этого удовольствие. Мне повезло получить такую хорошую машину, это большая редкость в Формуле 1. Я знаю, что с W05 могу в каждой гонке претендовать на поул и победу, а команда действует безупречно, в том числе в части доработок. Соперники к нам не приближаются, это здорово, и я хочу просто воспользоваться моментом.
Вопрос: (Ральф Бах – Sport-Bild) Льюис, в предыдущую пятницу мы узнали, что за инцидент в Спа Нико был оштрафован командой. Скажите, получили ли вы штраф за то, что не выполняли приказы команды в Венгрии?
Льюис Хэмилтон: Даже не знаю. Нас всегда наказывают за инциденты, всякий раз проводятся брифинги, но я, как уже говорилось, готов двигаться дальше. В Венгрии я не говорил «нет». Я сказал: «Если Нико подъедет достаточно близко, я его пропущу», - так что я ему ничем не помешал бы. Позже я беседовал с Тото (Вольффом) и Падди (Лоу), они подтвердили правильность моего выбора. Мы вправе подвергать приказы сомнению, чтобы удостовериться в их корректности. Как позже выяснилось, то указание было не вполне верным, и команда сообщила мне об этом на брифинге.
Вопрос: И все-таки это был приказ команды во время гонки…
Льюис Хэмилтон: Да, но Нико не был достаточно близко, чтобы провести атаку…
Вопрос: (Владимир Роговец – СБ Беларусь Сегодня) Фернандо, семь лет назад у вас был не самый удачный опыт сотрудничества с Льюисом, однако сегодня вы остаетесь друзьями. Сейчас между Нико и Льюисом разворачивается такая же борьба, какая была между вами и Хэмилтоном в 2007-м. Могли бы вы стать послом мира в этом противостоянии?
Фернандо Алонсо: Неплохая идея, хоть я и не посол мира! В 2007-м не всё складывалось так, как нам хотелось. Я много раз говорил, что у меня не было проблем с Льюисом – у нас были профессиональные отношения, а когда гонщики нацелены на борьбу, это нормально. Все не сработало потому, что, на мой взгляд, я был недоволен философией и руководством команды. Когда на следующий год появилась возможность перейти в другую команду, я решил двигаться дальше.
У нас с Льюисом по-прежнему хорошие отношения. Уверен, эти парни оставят произошедшее в прошлом и будут двигаться вперед. Как сказал Нико, у них есть четкая цель – выиграть чемпионский титул, и они оказались в привилегированном положении, поскольку могут бороться за такой результат. Мы же должны постараться получить максимум удовольствия от этой прекрасной битвы. Формула 1 и состоит из таких вещей. У Нико с Льюисом есть другая, более приятная проблема – борьба за титул.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Нико, как повлиял на вас свист с трибун в Спа? Опасаетесь повторения? Льюис, что означает приостановка обсуждения контракта с Mercedes? У вас тот же подход, что был у Фернандо в 2007-м?
Нико Росберг: Разумеется, когда я слышал эту реакцию, ощущение было не из приятных, но я понимаю разочарование этих людей: кто-то из них проделал большой путь, чтобы насладиться интересной гонкой, увидеть, как мы с Льюисом будем сражаться, и не получил этого…
Льюис Хэмилтон: Я не говорил о какой-то приостановке. Мы продолжаем переговоры с командой, но сейчас главный приоритет – победа в чемпионате. У меня есть контракт на следующий год, так что никакой спешки. Впрочем, хочу сказать, что и в будущем я вижу себя в Mercedes, мне здесь нравится.
Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Вопрос для Льюиса. В 2007-м вы сражались за титул с Фернандо, в одной команде, а теперь – с Нико. Кто из них честнее действовал на трассе и вне её?
Льюис Хэмилтон: Не самый удачный вопрос. Когда сражаешься с напарником, борьба получается предельно острой, но вне трассы важно сохранять взаимное уважение. Мне повезло работать с разными гонщиками, с каждым из них было очень трудно соперничать, но большую часть времени у нас не было никаких серьезных проблем. На это я рассчитываю и в будущем.
Вопрос: (Байрон Йонг – Daily Mirror) Нико, почему вы решили принести извинения? На этом настаивали руководители команды, или это от чистого сердца?
Нико Росберг: Руководство не может заставить меня извиняться. Я сам пришел к такому решению, выслушав разные мнения и заново взглянув на ситуацию. Я чувствовал, что ответственность лежит на мне.
Вопрос: Что заставило вас изменить первоначальное мнение?
Нико Росберг: Время и комментарии разных людей.
Вопрос: (Рози Бэйли – F1 Plus) Вопрос ко всем. Что вы думаете об изменениях в зоне вылета в повороте Parabolica? Как это отразится на вашем подходе к его прохождению? Поскольку там теперь асфальт вместо гравия, станете ли вы больше рисковать?
Кевин Магнуссен: Думаю, рисковать мы сможем чуть больше… Впрочем, особенного риска там уже нет, можно выехать за пределы трассы и снова вернуться на траекторию, хотя лично я не поклонник такого подхода.
На трассах, где последствия вылета более серьезные, приобретаешь опыт – не скажу, что мы должны жертвовать безопасностью, но и не думаю, что поворот был действительно опасным при гравийной зоне вылета. Тем не менее, трасса все равно потрясающая – мне нравится здесь гоняться. Посмотрим, как всё сложится.
Валттери Боттас: Согласен с Кевином. Год назад тот поворот был более вызывающим, поскольку на выходе мы всякий раз заезжали левыми колесами на белую линию и знали: стоит промахнуться на пару сантиметров – окажешься за пределами трассы. Сейчас совершенно не важно, насколько далеко за белую линию ты выехал: достаточно оставить два колеса на траектории, и дело сделано. Да, трасса по-прежнему замечательная, просто один из поворотов стал менее захватывающим.
Макс Чилтон: Я тоже не приветствую такие меры. Возможно, это позволит нам проводить более рискованные обгоны, но не понимаю, зачем нужно было делать асфальтовую зону вылета настолько широкой. Как сказал Валттери, это была часть старой конфигурации, где мы привыкли ехать по кромке белой линии, и стоило уйти чуть шире – дело заканчивалось вылетом. Судя по всему, сейчас мы можем проезжать там сколь угодно широко, мне это не нравится, но такова ситуация.
Льюис Хэмилтон: Парни всё сказали. FIA очень заботится о безопасности, этому не нужно противиться, но мне все-таки нравятся трассы из 90-х, где не было асфальтовых зон, а была трава. Еще год назад при прохождении Parabolica мы не… Собственно, тогда я сам допустил ошибку, вышел чуть шире и сразу за это поплатился. Очень важно, что в случае инцидента асфальт позволяет быстрее сбросить скорость, и в этом плане решение верное, но невозможно выиграть во всех областях.
Фернандо Алонсо: Парни в самом деле сказали всё, мне нечего добавить.
Нико Росберг: Это был один из самых рискованных поворотов чемпионата. Сейчас там стало безопаснее, и это шаг в верном направлении.
Вопрос: (Ливио Орихио – Universo Online) Нико, насколько важно психологическое противостояние в битве за титул?
Нико Росберг: Результаты на трассе зависят от многих факторов, в том числе и от психологической подготовки – это всегда важно.
Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky Sports F1) Фернандо, вернемся к вопросу о Parabolica. В FIA сказали, что гонщики желали видеть поворот более безопасным. Сколько гонщиков было опрошено, и кто именно выступил за асфальтовую зону безопасности? Судя по всему, парни, сидящие во втором ряду, согласились бы оставить все без изменений. Льюис очень хорошо сказал о безопасности, но кто именно ратовал за корректировки?
Фернандо Алонсо: Не знаю.
Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky Sports F1) Разве в Ассоциации гонщиков Формулы 1 (GPDA) это не обсуждалось?
Фернандо Алонсо: Насколько мне известно, нет. Ранее мы обсуждали возможность реконструкции входа в поворот, чтобы в случае отказа тормозов не вылетать прямо в гравий и далее в защитный барьер, но изменения в средней части и на выходе оказались неожиданными для нас. Впрочем, здесь было сказано, что с искусственным покрытием мы можем оставлять два колеса на траектории, а два – вне трассы, не рискуя вылетом, однако я с этим не согласен. Стоит заехать туда двумя колесами, машину резко ведет в сторону, и приходится сразу сбрасывать скорость. Так что для идеального прохождения поворота нужно по-прежнему держаться в паре сантиметров от искусственного покрытия.
Вопрос: (Сара Хольт – CNN) Еще один вопрос о Спа для Фернандо и гонщиков Mercedes. В той ситуации, что мы наблюдали в Бельгии, когда один гонщик совершает ошибку и выбивает второго из гонки, а потом пусть и в непростой борьбе отыгрывает у него еще восемнадцать очков, должна ли FIA расследовать инцидент более тщательно, чем это было сделано?
Фернандо Алонсо: Не понимаю, почему я должен отвечать на такое количество вопросов о Спа? На самом деле, я готов ответить, поскольку никак не влияю на процесс. FIA определяет правила и делает все, чтобы мы вели честную борьбу и соблюдали эти правила. Если в Бельгии они не посчитали необходимым пойти дальше, значит решили, что всё было в рамках, но, как я уже заметил, я не был участником того инцидента. Я посмотрел запись неделей позже, однако четкого мнения у меня нет.
Вопрос: Нико, вас просили пояснить ваши комментарии?
Нико Росберг: Нет. Гонщики должны доверять решениям FIA.
Льюис Хэмилтон: У FIA непростая работа, но в последние несколько лет они отлично справлялись. Проблема в том, что сценарии всегда отличаются, так что одно и то же правило не всегда можно применять напрямую – порой трудно сказать, как именно трактовать ту или иную ситуацию. Значит ли решение стюардов в Бельгии, что отныне мы все можем вести борьбу гораздо плотнее, и если соперник впереди вылетит и сойдёт, то наказания не последует, так что теперь можно расслабиться? Или же если подобное произойдёт снова, то гонщика ждёт штраф?
Мы всегда просим давать нам возможность вести борьбу на трассе. На высоких скоростях трудно маневрировать, не допуская контактов между машинами, но есть тонкая грань. У меня нет окончательного ответа на вопрос, что нас ждёт дальше.
Вопрос: (Ральф Бах – Sport Bild) Нико, правда ли, что Ники Лауда беседовал с вами спустя неделю после этапа в Бельгии и извинился за свои комментарии, озвученные сразу после той гонки?
Нико Росберг: Правда, и это был достойный жест с его стороны, который я, разумеется, принял. Теперь это в прошлом.
Перевод: Валерий Карташев