Участники: Сирил Абитебул (Caterham), Мониша Кальтенборн (Sauber), Франц Тост (Toro Rosso), Грэм Лоудон (Marussia), Федерико Гасталди (Lotus), Пол Хембри (Pirelli)
Вопрос: Сирил, могу я начать с вас? На предсезонных тестах Caterham проехала немало километров, но когда дело дошло до свободных заездов в Австралии, дела пошли не так хорошо – как, впрочем, и сегодня. В чём проблема?
Сирил Абитебул: Мы первые, кого удивляет такая ситуация. На тестах мы были очень довольны тем, как шли дела, но это лишь подтверждает, что многое по-прежнему зависит от воли случая. Это касается всей машины – шасси, мотора, коробки передач. В условиях скорректированных правил многочисленные новинки не дают ни намека на возможный сбой до тех пор, когда он реально случается – к сожалению, по ходу сезона с нами это происходит чаще, чем на тестах. Но поживем – увидим. Команда старается сохранять спокойствие и решать проблемы по мере их появления. Да, мы не можем похвастаться оптимальной подготовкой к этому уик-энду, но в Мельбурне нам удалось в какой-то мере отыграться – надеюсь, так будет и здесь, хотя лично мне не хотелось бы настолько испытывать удачу.
Вопрос: В Австралии на машине Камуи возникли проблемы с силовой установкой. Сегодня ситуация повторилась? Он вовсе не выезжал на трассу…
Сирил Абитебул: Да, целый комплекс факторов. Все началось с неполадок в силовой установке, продолжилось проблемами со сцеплением и коробкой передач. Мне не хотелось бы вдаваться в подробности. Дело касается многих систем, а тот факт, что современные машины крайне сложны в обслуживании, сильно осложняет жизнь не только нам.
Вопрос: Спасибо! Переходим к Федерико Гасталди – новому заместителю руководителя команды Lotus. Примите поздравления! Первые два уик-энда оказались для команды очень сложными – сегодня вновь не обошлось без проблем...
Федерико Гастальди: В первой сессии у нас были проблемы с настройками мотора, затем на машине Пастора вышла из строя турбина, пришлось менять весь двигатель. Мы активно работаем с Renault в попытках найти решение для этого уик-энда и следующих гонок.
Вопрос: Вы – заместитель руководителя команды. Какова ваша роль? Какие обязанности вы выполняете в Энстоуне, как взаимодействуете с остальными участниками чемпионата, с FIA и FOM?
Федерико Гастальди: У нас новый исполнительный директор и… В общем, руководитель команды – Жерар Лопес, а я отвечаю за коммуникации с FIA, FOM, спонсорами и партнерами по ходу всех гонок, на которых не присутствует Жерар.
Вопрос: Пол, во второй сессии некоторые жаловались на износ шин. Именно такую цель ставит перед собой Pirelli на этот год? Как это сказывается на характере гонок?
Пол Хембри: Судя по отзывам, полученным от команд и промоутера, характер гонок практически не изменился. Мы ставили перед собой задачу видеть в гонке два, в отдельных случаях – три пит-стопа, и чтобы добиться этого, шины должны изнашиваться, иначе цель не будет достигнута.
Кроме того, требовалось свести к минимуму количество фрагментов отработанной резины на трассе – правда, сегодня асфальт поначалу был грязным, так что первая сессия получилась немного скомканной. Увеличился и ресурс шин – судя по имеющейся у нас информации, мы на правильном пути. Конечно, это новая ситуация для команд и Pirelli, все пытаются понять, какова реальная нагрузка на связку машина-шины, и только сейчас мы начинаем наблюдать, как команды начинают реально работать над эффективностью шин, как одним из элементов гоночной стратегии.
Вопрос: Через пару недель состоятся первые двухдневные тесты по ходу сезона. Каковы планы, каким моментам будет уделено особое внимание?
Пол Хембри: Мы рассматриваем этот сезон как переходный и хотели бы доработать шины с прицелом на будущее. Ориентир постоянно смещается: предполагается, что эти машины будут прогрессировать вдвое быстрее, чем прошлогодние, и к концу года отыграют почти четыре секунды. Нужно принимать это в расчет при планировании своих действий, поэтому мы стараемся выстроить процесс так, чтобы наши разработки были доступны в нужный момент. Посмотрим, что получится. Сейчас мы видим проблемы с количеством пройденных кругов у некоторых команд, так что тесты сразу после гонки станут серьезным испытанием, но цели и задачи должны быть вполне реальными.
Вопрос: Мониша, с каким настроем Sauber начинает этот сезон?
Мониша Кальтенборн: Мы начинаем сезон с оптимизмом. Если вспомнить, на каких позициях команда закончила предыдущий год, можно заметить, что мы прибавили, и в целом ситуация не выглядит откровенно плохо. Разумеется, мы понимаем, что с корректировкой регламента многое в этом сезоне является абсолютно новым, но во многих областях – особенно в надежности – команда вышла на желаемый уровень. Не хватает скорости, но мы уже определили ключевые области и шаг за шагом движемся вперед.
Вопрос: Как прошел день?
Мониша Кальтенборн: Очень неплохо, инженеры выполнили намеченную программу. Мы не вполне довольны темпом на длинной серии кругов, над этим придётся поработать. Мы понимаем, что не можем сотворить чудо, но постепенно достигнем поставленной цели.
Вопрос: Грэм, новые технологии изменили расстановку сил. Теперь у Marussia больше шансов на финиш в первой десятке?
Грэм Лоудон: Я на это надеюсь. Мы хотели один из двух вариантов: либо правила должны были остаться прежними, чтобы мы смогли постепенно подтянуться, либо смена должна была быть радикальной. По вполне обоснованным причинам регламент скорректирован полностью, и это дало нам шанс. Учитывая имеющиеся ресурсы, думаю, зимой команда сработала очень неплохо. Правда, нам не удалось проехать заданную дистанцию, и мы по-прежнему остаемся в статусе догоняющих и пытаемся разобраться в поведении машины – с каждым выездом на трассу мы многое узнаем о её надежности и скорости.
Вопрос: Вы пришли в чемпионат из бизнеса. Новый облик Формулы 1 сделает её более привлекательным товаром?
Грэм Лоудон: Таким и был замысел. В обновленной Формуле 1 много хорошего, но некоторые инновации должны быть правильно представлены болельщикам – и тем, кто приезжает на гонки, и тем, кто следит за ними по телевизору или в социальных сетях. Нужно рассказать им, что в эти машины заложены поистине невероятные технологии. Кроме того, сами машины теперь скользят намного сильнее, гонщикам приходится больше работать в кокпите – надеюсь, это будет воспринято болельщиками. Собственно, не важно, что я думаю о мнении поклонников спорта: важно, что они думают, поэтому нужно услышать их отзывы и оценить, насколько им понятна и близка обновленная Формула 1.
Вопрос: Франц, обе машины в первой десятке по результатам квалификации и гонки в Австралии. Подобного результата Toro Rosso не удавалось добиться на протяжении всего прошлого года – неплохое начало сезона! В чем секрет?
Франц Тост: Команда и гонщики отменно сработали в Мельбурне. Были некоторые сложности при подготовке к сезону, но хорошо, что мы первыми из клиентов Renault выехали на трассу для дня съёмок, быстро идентифицировали проблемы и успели их устранить. Базовая версия машины весьма неплохая по скорости и надежности. Шасси, аэродинамика – всё в порядке. В последние несколько недель перед этапом в Мельбурне сотрудники Toro Rosso и Renault выкладывались по максимуму, на базе в Фаэнце работа шла круглыми сутками, и в итоге нам удалось заработать очки.
Вопрос: Что вы чувствуете, когда видите, как выпускник вашей команды – Даниэль Риккардо – с первой же гонки за Red Bull Racing весьма конкурентоспособен рядом с другим выпускником Toro Rosso – Себастьяном Феттелем?
Франц Тост: Я ожидал такой скорости от Даниэля, поскольку он и у нас был очень быстр. Думаю, его ждет блестящее будущее в Red Bull Racing рядом с Себастьяном.
Вопросы с мест
Вопрос: (Яссмин Абдель-Магид – RichardsF1.com) У меня два вопроса. Будучи инженером по специальности, я был крайне огорчен тем, что в Мельбурне до финиша добрались только пятнадцать машин – правда, многие считали, что не доедет и одна. Почему чемпионату не удалось отпраздновать технический прорыв команд, о котором говорили вы, Грэм? И второй вопрос: раз уж мне всего 22 года, хотел бы поинтересоваться – какие меры должна предпринять Формула 1, чтобы привлечь широкую молодую аудиторию? Сирил, вопросов много, не могли бы вы ответить на первый?
Сирил Абитебул: В Формуле 1 подчас невозможно праздновать успех. Это сообщество людей, соперничающих друг с другом – уверен, парни на подиуме радовались своим достижениям. Мне праздновать было нечего, поскольку после 28 кругов гонки я мог возвращаться в Великобританию. Возможно, Формуле 1 не хватает некоей ассоциации – я не имею в виду FOTA, поскольку она не вполне соответствовала моим представлениям о подобных структурах – в рамках которой можно радоваться общим успехам и решать общие проблемы. Это упущение, но оно объясняется невероятно высокой конкуренцией в нашем виде спорта и бизнесе в целом.
Вопрос: Мониша, ваше мнение?
Мониша Кальтенборн: Соглашусь с Сирилом. Нам не удалось создать единую ассоциацию, и это особенно досадно сейчас, когда чемпионат вступил в новую эру с совершенно иными силовыми агрегатами. Для всех это повод всерьез задуматься. У нас появились сложнейшие гибридные системы, которыми интересуется весь потребительский рынок. Речь идет о меньшем потреблении энергии, большей эффективности – именно это мы демонстрируем и должны демонстрировать в Формуле 1: высочайший уровень технологий.
Самороспуск FOTA был правильным решением, но это тревожный звонок. Если мы не можем сделать что-либо сообща, лучше сделать это каждому самостоятельно – это справедливо при условии, что установки и посылы правильные. Именно в этом нам нужно убедить болельщиков – уверена, они смогут понять нас, и чемпионат станет для них еще более интересным.
Вопрос: Пол, вы работали с разными чемпионатами, каково ваше мнение? Почему Формула 1 не смогла отпраздновать собственный прорыв?
Пол Хембри: Вы знаете, как работают команды: едва закончив гонку, они сразу готовятся к следующей, у них нет праздника, только очередной вызов. Но то, что сказала Мониша о технологиях, действительно крайне важно. Если говорить об автомобилестроении, мы работаем с некоторыми представителями Формулы 1 над их дорожными моделями. Ferrari LaFerrari и McLaren P1 сочетают в себе гибридные технологии - таким образом, инновации Формулы 1 выходят за рамки чемпионата, что было одной из задач при планировании столь масштабных перемен. Со временем команды – особенно те, что сами строят силовые агрегаты – будут погружаться в процесс все больше, и я уже начинаю понимать эти технологии, поскольку они вскоре станут частью повседневной жизни. Небольшие турбомоторы станут нормой, как и гибриды.
Что касается молодой аудитории, привлечь ее всегда сложно, поскольку у нынешнего поколения множество возможностей для развлечения. В этом плане, как мне кажется, мы очень мало делаем для самих гонщиков. Формула 1 – одна из тех категорий автоспорта, где мы могли бы активнее рассказывать о личностных качествах спортсменов и их талантах.
Противоположный пример – NASCAR, где каждый участник – звезда, и на этом фоне досадно, что у нас есть лучшие гонщики в мире, но о них самих как о людях подчас известно гораздо меньше. Молодежи нужны кумиры, но за шлемом лица не видно – возможно, нужно чаще видеть их в обычной обстановке, в более открытой атмосфере, чтобы люди могли узнать их с простой человеческой стороны.
Вопрос: Федерико, вы занимались промоутерской деятельностью в Аргентине. Как, по-вашему, Формула 1 может привлечь молодую аудиторию?
Федерико Гастальди: Есть масса возможностей привлечь внимание молодежи к Формуле 1, нужно лишь понять, какими средствами – теми, которые не были доступны во времена, когда я сам участовал в организации Гран При Аргентины. Сейчас у нас есть доступ к огромному объему информации, необходимо просто уделить вопросу привлечения молодежи больше внимания.
Вопрос: Хотелось бы услышать мнение Грэма по вопросу о молодой аудитории…
Грэм Лоудон: Вопрос интересный и крайне важный, поскольку мы не хотим, чтобы аудитория Формулы 1 была большой, но великовозрастной. Нужно захватить внимание молодежи – как сказал Федерико, мы работаем в спорте, где много информации и много молодых людей, которые постоянно этой информацией обмениваются. Им нравится взаимодействовать и общаться между собой. Кроме того, у Формулы 1 есть масса инструментов – не только видеотрансляции, но и всевозможные комментарии, и если использовать это правильным образом, получается фантастическая возможность кратно увеличить зрительскую аудиторию, что будет хорошо для спорта в долгосрочной перспективе. Надеюсь, спорт этой возможностью воспользуется.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Вы сказали, что было бы неплохо сделать гонщиков более открытыми. Очевидно, проблема в руководителях команд, которые запрещают гонщикам проявлять свой характер. Считаете ли вы это утверждение справедливым, даже если вы тем самым пытаетесь оградить спонсоров от неосторожных высказываний спортсменов?
Франц Тост: В Toro Rosso гонщики могут говорить все, что им вздумается, мы не указываем им, как беседовать с журналистами. Кроме того, у нас отличные отношения со спонсорами, и здесь гонщики всегда выполняют очень важную и положительную роль, поскольку они получают обратную связь от наших партнеров. В этом плане все сотрудники Toro Rosso могут быть довольны.
Хотелось бы вернуться к предыдущему вопросу о праздновании для всей Формулы 1 и тому подобному. Чемпионат переживает самую серьезную смену регламента в истории, и то, что мы наблюдали в Мельбурне, можно назвать хорошим уик-эндом, поскольку до финиша добралось гораздо больше машин, чем предполагалось. Кроме того, сама гонка получилась интересной. С технической точки зрения Формула 1 вышла на очень высокий уровень, ведь сейчас у нас есть все, чем будут оснащены дорожные машины будущего: двигатель с турбонаддувом, системы рекуперации. Нам удалось за короткий промежуток времени решить практически все проблемы – команды и производители моторов сработали действительно неплохо.
Что касается молодежи, ее можно привлечь, если у вас будет местный герой. Когда в 80-х я приехал в Германию, никто там не интересовался Формулой 1. Никто. А потом появился Шумахер, и с тех пор все стали следить за чемпионатом. Можно судить даже по картодромам – их было построено великое множество. Такую же картину можно было наблюдать в Польше, когда Роберт Кубица дебютировал в Формуле 1. Это решающий фактор: нужен местный герой, и тогда молодежь будет интересоваться нашим спортом.
Вопрос: Мониша, каким будет ваш ответ на мнение Джо, что гонщикам запрещают проявлять свой характер?
Мониша Кальтенборн: Разумеется, мы к этому не причастны, что еще можно сказать? Нужно придумать, как заинтересовать партнеров в личностных качествах гонщика – прошли те времена, когда спортсмена можно было просто пригласить на обед или какое-то мероприятие. Люди хотят активнее общаться с кумирами, и командам следует быть более креативными. Конечно, иногда приходится напоминать гонщикам об осторожности – например, когда они беседуют с Джо – но ничего более.
Вопрос: (Кейт Уолкер – crash.net) В продолжение темы о вовлечении молодежи. В какой мере тот факт, что люди не могут смотреть Формулу 1 на youtube и других ресурсах, которыми они привыкли пользоваться в повседневной жизни, а все права на трансляции сосредоточены у одного держателя, препятствует росту аудитории?
Федерико Гастальди: Интересный вопрос! Опять же, нужно быть внимательными в том, что мы говорим молодежи. Если выбрать правильные инструменты – вы упомянули Youtube – то главное – сформировать оптимальный пакет, чтобы спорт оставался примером для молодых людей.
Сирил Абитебул: Непростой вопрос, нужен баланс между доступностью, эксклюзивностью и стоимостью. Есть мнение, что эксклюзивность обеспечивает большую стоимость – возможно, раньше так и было, но в отношении новых каналов информации это мнение справедливо лишь отчасти: при столь широком охвате нужен контент, который сам по себе будет создавать стоимость. Взгляните на Facebook – в нем нет ничего эксклюзивного, но первичное размещение акций компании имело исторический успех. Вы можете возразить, что это «пузырь», раздувшийся из сети Internet, но, знаете, Формула 1 была бы не прочь иметь такой «пузырь». Мне кажется, на подобные примеры следует обратить внимание, и нехватка некоторой эксклюзивности не обязательно должна означать снижение стоимости.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Жан Тодт выразил намерение ввести ограничения на расходы с 2015 года. Это означает, что все необходимые процедуры должны быть завершены к 30 июня, чтобы документ был ратифицирован Всемирным Советом по автоспорту. Следовательно, у вас в распоряжении есть три месяца. Какого прогресса удалось добиться, и какой вариант ограничений вы хотели бы видеть?
Грэм Лоудон: Прогресс есть, но пока сложно сказать, идем ли мы по графику, или вне его, поскольку четкого плана нет. Нужно лишь согласие команд на подобные инициативы во благо спорта, и лично мне кажется, что спорту это необходимо. Я с оптимизмом жду, что в обозначенные сроки кое-что изменится и это пойдет на пользу Формуле 1.
Мониша Кальтенборн: Могу подтвердить, что с нашей стороны есть определенный прогресс, мы работаем над документами, и, как мне кажется, это не намерение одной лишь FIA. Команды и другие заинтересованные лица собрались вместе и достигли соглашения,что в данном направлении нужно что-то менять. Мы оценили различные варианты, что само по себе можно считать большим шагом, и теперь постепенно движемся к цели. Если все будут придерживаться достигнутого соглашения, в следующем году мы увидим определенный контроль расходов.
Франц Тост: Дискуссия продолжается, и я убежден, что рано или поздно мы придем к какому-либо решению об ограничении издержек.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Что скажете о второй части вопроса? Какая цифра должна быть зафиксирована?
Сирил Абитебул: Кое-какие расчеты уже произведены – все зависит от того, чего мы хотим добиться. Первый шаг с бюджетом в 200 миллионов уже имел бы эффект – это не официальная позиция Caterham по данному вопросу, но цифра, которая уже была озвучена и могла бы сработать. Затем нужно подумать о валюте измерения – мы о ней пока не говорили, это повод для дискуссии.
Федерико Гастальди: Опять же, переговоры продолжаются. Нужно прийти к общему мнению по поводу дальнейших действий.
Пол Хембри: Это одна из тех областей, где не может быть идеального решения. Достаточно взглянуть на другие виды спорта, которые пытались перенять финансовый контроль из футбола, где зафиксировано отношение расходов к доходам – в таком случае речь идет не только о затратах, но и об уровне дохода и способности команд сформировать необходимый бюджет в объеме своих издержек. Это крайне сложный вопрос для всех участников, и мне очень хочется услышать их предложения на предстоящем собрании Комиссии по Формуле 1.
Грэм Лоудон: Дитер, я не пытаюсь уклониться от ответа, но здесь действительно трудно говорить об определенной цифре. Скорее речь идет о некоем – как заметили Сирил и Пол – сочетании контроля над расходами и механизма получения доходов. Главное, чему можно научиться у других видов спорта – все это вполне реализуемо. Некоторые по-прежнему утверждают, что это крайне сложно или вовсе невозможно, но лично я считаю подобные мнения беспочвенными. Формула 1 столкнулась с самой глобальной сменой технического регламента из тех, что могло наблюдать мое поколение, и этот процесс прошел успешно. Во многих видах спорта были внедрены финансовые механизмы, которые работают в большей или меньшей степени, но главное – они работают. Именно это мне хотелось бы подчеркнуть особенно: механизмы действуют, их можно применять, и здесь нет ничего невозможного.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Формула 1 должна быть организацией, где все участники работают в одном направлении. Возможно ли это? Хотелось бы услышать мнение каждого…
Франц Тост: Теоретически возможно все, но на практике дела обстоят иначе, так как есть конкуренция между командами. Вместе с тем, командам, держателю коммерческих прав и FIA до сей поры всегда удавалось найти необходимое решение, и так будет и дальше. Уверен, все заинтересованные стороны смогут сработать вместе.
Мониша Кальтенборн: Это возможно, но для этого нужно сменить привычный взгляд на ситуацию, после чего возникнут вопросы – действительно ли перемены необходимы, или можно найти решение при тех же исходных факторах, но с более корректными целями для всего спорта? Подобный вариант будет весьма радикальным, если его одобрят все команды – возможно, следует начать с небольших шагов и удостовериться в том, что мы знаем, к какому будущему для Формулы 1 нужно стремиться.
Сирил Абитебул: Сейчас у нас нет ничего такого, что объединяло бы интересы вех команд – есть только дух соперничества. Возможно, если бы у нас была иная модель ведения бизнеса – например, франчайзинг – то у собственников команд были бы более-менее схожие интересны, но, опять же, возникает вопрос: стоит ли двигаться в данном направлении. Не факт, что да.
Федерико Гастальди: Для спорта было бы неплохо, если бы все действовали сообща.
Пол Хембри: Команды, FIA и держатель коммерческих прав должны собраться вместе. Все хотят видеть Формулу 1 сильной и успешной – следовательно, общее стремление есть, а дальше посмотрим, получится ли у нас его реализовать.
Грэм Лоудон: Я на это надеюсь. Многое зависит от того, чего хотят разные участники процесса, и если все желают добиться максимума для Формулы 1 на ближайшие десять или двадцать лет, то ответ прост: единственный способ сделать это – работать сообща.
Перевод: Валерий Карташев