Участники: Фернандо Алонсо (McLaren), Кими Райкконен (Ferrari), Роман Грожан (Lotus), Льюис Хэмилтон (Mercedes), Даниил Квят (Red Bull Racing), Роберто Мери (Manor)
Вопрос: Вопрос ко всем – как вы оцениваете год в целом, что стало самым ярким моментом? Роман, почему бы вам не высказаться первым?
Роман Грожан: Самый яркий момент назвать легко – подиум в Спа. Что касается сезона, в плане пилотирования он получился очень хорошим. У нас с самого начала была неплохая машина – да, мы не могли дорабатывать ее настолько, насколько хотелось, но команда по-прежнему сражается за шестое место в Кубке Конструкторов. Я доволен своим последним сезоном с Lotus.
Вопрос: Даниил?
Даниил Квят: Очень насыщенный год, он пролетел почти мгновенно. Начало получилось достаточно болезненным, но я горжусь тем, как мы постепенно справились с проблемами и добились стабильности. У нас были хорошие гонки и достойные очки, но в перспективе мы явно рассчитываем на большее. Ярким моментом стал подиум, хотя я бы не назвал ту гонку лучшей. У нас была пара по-настоящему классных Гран При, предыдущими двумя этапами я тоже остался доволен и надеюсь завершить здесь сезон на высокой ноте.
Вопрос: Кими?
Кими Райкконен: Средне. Сезон получился лучше предыдущего, но он далёк от того, чего нам хотелось. Такова жизнь, в следующем году попробуем снова.
Вопрос: Роберто?
Роберто Мери: Без каких-либо тестов начало сезона получилось очень непростым, я осваивался с машиной уже в гонках. Но со временем ситуация заметно улучшилась – с командой, с машиной, с моим пилотированием. Предыдущие несколько гонок получились очень неплохими, а лучшим моментом года стали, пожалуй, последние круги под дождем в Сильверстоуне и квалификация в Австрии.
Вопрос: Фернандо, как вы оцениваете сезон в целом, и что назовете лучшим моментом?
Фернандо Алонсо: Непростой сезон – на протяжении всего года нам не хватало скорости и надежности. Впрочем, я считаю, что это было необходимо. После двух чемпионских титулов и пяти фантастических сезонов, когда я боролся за главный трофей, но оставался вторым, для меня открылась новая страница карьеры – требовалась новая мотивация, новый проект, в который веришь, ведь только так можно снова стать чемпионом. Трудный год многому научил. Мне нравится работать с McLaren и Honda, с японской дисциплиной и японской культурой, я сохраняю оптимизм и надеюсь, что следующий сезон окажется чуть легче нынешнего.
Вопрос: Льюис, вам слово. Уверен, позитивных моментов было немало, наверняка непросто выбрать один?
Льюис Хэмилтон: Да, что еще сказать? Моменты были разные, но это лучший сезон в моей карьере, и мне очень повезло, что команда сработала настолько здорово. Одним из лучших стал этап в Остине, своего рода кульминация сезона. Я рад быть здесь в 44-ю годовщину образования Объединенных Арабских Эмиратов, постараюсь одержать свою 44-ю победу – в общем, всё замечательно!
Вопрос: Вы видели многочисленные баннеры с цифрами 44? Думали ли вы, что это, скорее, в вашу честь, чем по случаю Национального дня ОАЭ?
Льюис Хэмилтон: Я выступаю с этим номером, так что…
Вопрос: Фернандо, вы говорили о непростом сезоне, и здесь он закончится. Вам предстоит в 252-й раз выйти на старт гонки, что делает вас пятым среди самых опытных гонщиков в истории Формулы 1. Вы говорили о мотивации – какова ваша основная цель на 2016-й год?
Фернандо Алонсо: Пока неясно, на каких позициях окажется McLaren-Honda в следующем году. Ожидания очень высоки, мы напряженно работали весь сезон, вместе преодолевали трудности и постоянно прогрессировали, так что основная задача – вернуться на подобающие позиции, снова стать конкурентоспособными и бороться за высокие места. Не знаю, означает ли это сражение за титул, за победы в гонках или редкие подиумы – в таком сложном виде спорта, каким является Формула 1, трудно говорить наверняка. Зимой нам предстоит столкнуться с серьезным вызовом, но меры, предпринятые в предыдущие два месяца, были последовательными и эффективными – я доволен прогрессом и не сомневаюсь, что в следующем сезоне всё будет совсем иначе.
Вопрос: Льюис, наверняка вы в курсе недавних дискуссий в среде болельщиков о том, позволят ли вам с Нико в воскресенье самостоятельно выбрать стратегию. Что вы об этом думаете?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, у меня нет мнения на этот счет, да и от мыслей моих ничего не зависит. Мы будем сражаться друг с другом, тот, кто окажется впереди, получит лучшую стратегию, а другой – вторую по оптимальности.
Вопрос: Роман, впереди ваш 83-й, заключительный Гран При за команду из Энстоуна. С ней вы заработали десять подиумов – в каком настроении будете прощаться в воскресенье?
Роман Грожан: Мне впервые за годы выступлений в Формуле 1 предстоит сменить команду! Я оказался в Энстоуне в сентябре 2005-го в качестве участника молодёжной программы, и с тех пор многому научился. С одной стороны, в воскресенье мне будет нелегко заглушить мотор, покинуть кокпит E23 и понять, что это была моя последняя гонка за команду, но, с другой стороны, я хочу атаковать на пределе и заработать хорошие очки, чтобы поблагодарить всех за невероятную поддержку как в славные, так и в непростые времена. Мы вместе получили колоссальный опыт. С нетерпением жду следующего сезона с Haas, ну а здесь было бы здорово хорошо провести уик-энд и проститься с командой так, как она того заслуживает.
Вопрос: Даниил, для вас сезон разделился на две половины – с этапа в Монако всё складывалось удачнее, сейчас вы на десять очков опережаете напарника. Чем вы больше всего довольны в своем выступлении?
Даниил Квят: Как вы заметили, с этапа в Монако мы вернулись на правильный путь – где-то с машиной, где-то – лично я, но, честно говоря, изменилось немногое. Сезон состоял из подъёмов и спадов, но мы заработали немало очков и стали выжимать из машины максимум в большинстве гонок – это радует, но нам, конечно же, хочется большего. Сейчас мы далеки от желаемых позиций, на возвращение потребуется не один день, но мы продолжим работать изо всех сил. Как я уже сказал, у нас были хорошие этапы в Спа, Мексике, Бразилии, где получалось выжать из RB11 максимум. Нужно делать так каждый уик-энд.
Вопрос: Роберто, вы вернулись в кокпит Manor на этот уик-энд. В команде скоро произойдут серьёзные перемены – каковы ее перспективы и ваши собственные?
Роберто Мери: В Manor нацелены на серьёзный прогресс, чтобы в следующем сезоне претендовать на очки в каждой гонке. Команда вкладывает немало сил – хочется верить, у нее все получится. Ну а мой план – попытаться остаться в Формуле 1 и оценить, какие есть хорошие варианты в других сериях. Пока ситуация остается неясной, в ближайшие несколько недель мы постараемся определиться.
Вопрос: Кими, Маурицио Арривабене и Себастьян Феттель в один голос говорят, что задача Ferrari на следующий сезон – вступить в борьбу за титул с Mercedes. Как вы оцениваете прогресс команды, считаете ли эту цель выполнимой?
Кими Райкконен: Этот сезон команда провела сильнее предыдущего, это очевидно по многим факторам, и эту динамику нужно перенести в следующий. Задача – быть впереди, но Mercedes в последние годы очень сильны. Получится ли у нас одолеть их? Мы на это надеемся. Нужно дождаться тестов и первых гонок – тогда станет понятно, на каких позициях мы находимся. Да, на базе ведется большая работа, но только на трассе можно понять, хороша ли машина. Уверен, она будет конкурентоспособной, но насколько – покажет время.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ходр Рави) Фернандо, насколько реально одолеть Sauber здесь, в Абу Даби, и опередить их в Кубке конструкторов?
Фернандо Алонсо: Не знаю. По-моему, это маловероятно. Sauber опережает нас на девять очков, мы зарабатывали очки всего три или четыре раза по ходу сезона, и будет сложно заработать десять в финальной гонке. Да, мы постараемся добиться максимума, но все наши мысли уже о новой машине – нынешнее шасси на 50% представлено перспективными разработками, и нас не так уж и беспокоит, удастся ли в этот уик-энд одолеть Sauber.
Вопрос: (Хейкки Культа) Кими, второе место в Бахрейне остается вашим лучшим результатом за последние два года. Но был ли это лучший уик-энд со времени вашего возвращения в Ferrari?
Кими Райкконен: Итоговый результат, пожалуй, был лучшим, но это не означает, что сам уик-энд был лучше прочих. Последние несколько лет оказались крайне непростыми, но так иногда бывает. Мы заметно прибавили по сравнению с предыдущим сезоном, но по-прежнему не можем быть довольны, а когда не удается финишировать в пяти гонках – это слишком большой процент от общего числа этапов. В такой ситуации невозможно оказаться высоко в личном зачете и бороться за титул. Так что нам нужно прибавить, в следующем сезоне нас ждет новый вызов – посмотрим. Уверен, мы сможем выступить лучше.
Вопрос: (Фредерик Ферре) Роман, насколько вас беспокоит тот факт, что машины привезли на трассу только в четверг?
Роман Грожан: Такое уже случалось, но команде всегда удавалось вовремя начать работу на трассе. Я спокоен, машина будет готова ко второй тренировке. Мы постараемся забыть о задержке, как это сделали в Сузуке и Бразилии, где тоже немного опоздали, но успели подготовить машины. У парней будет больше работы, хотя они этого не заслуживают. Но они максимально выложатся, а затем мы попробуем заработать как можно больше очков.
Вопрос: (Джо Чакаварти) Роман, вам впервые предстоит сменить команду. Насколько отличается то чувство, когда вы дебютировали в Формуле 1, от ощущений после 83 проведенных Гран При? Какие эмоции вы испытываете? Предвкушение, или, может быть, горечь от того, что покидаете нынешний коллектив?
Роман Грожан: Грустно покидать команду, ставшую для меня второй семьей, но мы всё равно будем пересекаться в паддоке – это плюс. Вместе с тем, я очень рад присоединиться к новому проекту. Переход в Haas не похож на мой дебют в Lotus – 10 лет назад я был молодым дебютантом, мне предстояло всему научиться, а теперь я перехожу в новую команду в статусе опытного гонщика. Мы постараемся как можно быстрее добиться успеха. Ситуация совершенно иная, сейчас мне проще, чем 10 лет назад.
Вопрос: (Дэн Натсон) Льюис, после того, как на минувшей неделе вы посетили этап серии NASCAR, можете ли вы отметить что-то, что Формула 1 могла бы перенять? Или наоборот – нечто, что ни в коем случае не должно быть в чемпионате?
Льюис Хэмилтон: Я об этом не думал, но, безусловно, какие-то вещи они делают лучше, чем мы. Чему-то мы у NASCAR можем поучиться – это всегда отличное шоу, очень зрелищное, где у болельщиков есть возможность оказаться совсем близко к боксам, к гонщикам – что-то похожее практикуется в DTM. И уик-энды в NASCAR всегда проходят здорово!
Вопрос: (Вафа Суккар) Кими, после этапа в Малайзии болельщики Ferrari поняли, что нынешний сезон, очевидно, не будет похож на предыдущий. Что может пообещать команда на следующий сезон?
Кими Райкконен: Как я уже говорил, мы намерены сработать по максимуму – надеюсь, этого будет достаточно для борьбы за титул. Мы продолжаем прогрессировать, развиваем те идеи, что помогли прибавить по сравнению с прошлым сезоном – хочется верить, это позволит нам вернуться на желаемые позиции. Обещать можно многое, но произойдет ли всё это – кто знает? Надеюсь, усилия сотрудников позволят команде стать еще сильнее, но нет смысла раздавать обещания – мы сработаем по максимуму, а там посмотрим.
Вопрос: (Вальтер Костер) В прошлом году в чемпионате появился этап в Сочи, в этом – гонка в Мексике, в следующем появится Гран При в Баку. Три новые трассы за три года. Вам нравятся эти перемены, или вы сожалеете о невозможности вернуть старые автодромы вроде Имолы, Маньи-Кур, трассы в Стамбуле или в Валенсии? Вопрос для четверых гонщиков, выступавших на этих автодромах…
Фернандо Алонсо: Для нас, в конечном итоге, ничего не меняется. Да, приятно приезжать на автодромы, где уже доводилось выступать – в Имолу, Маньи-Кур, Стамбул. У них есть своя история. Но когда приезжаешь в новую страну, открываешь спорт для новой аудитории – это тоже здорово. Сейчас мы больше путешествуем – когда я начинал карьеру, в календаре было всего шестнадцать этапов, а в следующем году планируется двадцать один, и большинство гонок – за пределами Европы. Подготовка требует несколько больших усилий, но такой путь выбрал спорт, и в том, что Формула 1 открывает для себя новые страны, есть свои преимущества.
Льюис Хэмилтон: Практически нечего добавить. Фернандо прав – здорово приезжать в новые страны, расширяя географию чемпионата и привлекая болельщиков. Трассы, о которых вы говорили, за исключением Имолы, были не такими уж зрелищными, но было бы хорошо найти баланс между классическими и современными автодромами, чем видеть череду новых этапов, которым не хватает того исторического наследия, что есть у старых.
Кими Райкконен: Все новые автодромы выглядят примерно одинаково, их проектирует один и тот же архитектор – не хочу сказать, что они плохие, но они похожи друг на друга.
Лично я люблю классические трассы, и если Льюиса Хэмилтона, может быть, чем-то не устраивал Маньи-Кур, то мне французская трасса нравилась – там не так много людей, спокойная обстановка, и добираться туда очень легко. Старые автодромы выглядят более традиционно, а в Абу Даби все построено посреди пустыни. Впрочем, мы отправляемся туда, где проводятся гонки, ведь программа и график уик-энда никогда не меняются, и всё проходит примерно по одному и тому же сценарию.
Роман Грожан: В этом году всё прошло здорово в Мексике – нас отлично приняли болельщики, и это был потрясающий уик-энд. Мне хотелось бы, чтобы в календарь вернулся Гран При Франции в Маньи-Кур – это стало бы особенным опытом для меня. Гонка в Париже? Там большие пробки, достаточно просто вернуть Гран При Франции. Фернандо прав – хотелось бы, чтобы все классические трассы оставались в календаре, но это невозможно. Нам нравится приезжать в новые места, но поездка в Сильверстоун, Германию или Барселону всегда получается особенной.
Вопрос: (Кристофер Джозеф) Роман, Фернандо говорил о влиянии японской дисциплины на него и команду. Чего вы ждете от Haas и американского подхода?
Роман Грожан: Думаю, меня уже привлек их подход. Когда я встретил Джина Хааса и пытался правильно произнести название команды – французу это не так-то просто – подход был «давай гоняться», и мне это понравилось! Мне нравится их философия, нравится больше узнавать об Америке. Да, я еще не был на этапе NASCAR – возможно, сделаю это в следующем году. Американский дух на европейской земле, ведь команда будет базироваться в Италии и Великобритании, а руководство – в Штатах. Думаю, сочетание весьма неплохое!
Вопрос: (Грэм Кэджилл) Льюис, вы дважды побеждали в Абу-Даби и могли выиграть и в 2012-м, если бы не подвела машина. На этой трассе у вас два поула – здесь вы весьма конкурентоспособны. Есть ли этому какая-то отдельная причина, и каковы ваши ожидания от предстоящего уик-энда?
Льюис Хэмилтон: Есть трассы, которые в большей степени подходят стилю пилотирования конкретного гонщика. В идеале хочется, чтобы ваш стиль был эффективен везде, но на отдельных автодромах он работает лучше.
Трасса в Абу Даби напоминает картодром, здесь приходится поздно тормозить, подскакивать на поребриках, бросать машину из поворота в поворот – она хорошо подходит под агрессивный стиль пилотирования. С ней у меня связаны приятные воспоминания, даже от первой гонки, когда я лидировал… Кими, кажется, ты выиграл тот этап? В общем, кто-то финишировал первым, когда моя машина сломалась, но все равно опыт был потрясающим.
Концовка сезона здесь всегда проходит здорово, можно увидеть интересные сражения, погода фантастическая, болельщики замечательные – в прошлом году я блестяще завершил здесь чемпионат и надеюсь в этот раз выступить не хуже!
Перевод: Валерий Карташев