Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Абу-Даби появился в календаре недавно, в 2009-м, но сразу занял особое место в мире Формулы 1. Дело не только в том, что новый автодром Яс-Марина построен на искусственном острове в Персидском заливе, неподалёку от столицы эмирата Абу-Даби и Объединённых Арабских Эмиратов – города Абу-Даби. В 2009-м, после появления в календаре гонок в Бахрейне и Сингапуре, блеском, гламуром и морскими пейзажами удивить уже сложно. И не только в том, что все трибуны – крытые, а выезд с пит-лейн проходит через туннель.
В первую очередь особый колорит Гран При Абу-Даби связан с тем, что гонка проходила и проходит вечером, так что антураж постепенно меняется – старт даётся ещё при свете дня, а спустя примерно 40 минут солнце садится и она продолжается при искусственном освещении, которое включают заранее.
Статус финальной гонки сезона имеет как большой потенциал, так и повышенные риски. Когда решается судьба чемпионата, к этапу приковано внимание всего мира. Но если чемпион определился досрочно, значимость последнего Гран При существенно падает. В этом году Абу-Даби оказался в подобной ситуации впервые в своей истории – тройка призёров в личном зачёте уже определена, а в Кубке конструкторов известны обладатели пяти первых позиций.
Впрочем, это не значит, что исход гонки не представляет интереса. В личном зачёте продолжается несколько весьма острых дуэлей, в том числе за четвёртое место между двумя финнами, Райкконеном и Боттасом – их противостояние в последнее время вышло на уровень принципиального.
Ещё более интересный вопрос – сможет ли Льюис Хэмилтон вернуть себе статус безусловного фаворита команды после пяти подряд поражений от Нико Росберга в квалификациях и двух в гонках. Это никак не повлияет на итоги чемпионата 2015 года, но вполне может сказаться в 2016-м.
Если говорить о выступлениях на этой конкретной трассе, то помимо Хэмилтона, здесь побеждали только два гонщика, и оба они сейчас в Ferrari. Безусловными фаворитами будут пилоты Mercedes – их машины весьма эффективны в медленных поворотах, а на длинной стартовой прямой немецкий мотор вновь продемонстрирует своё превосходство. Ferrari, вероятно, окажется немного позади, а за третье место вновь развернётся борьба между Williams и Red Bull Racing.
О трассе…
Яс-Марина. 55 кругов по 5.554 км = 305.355 км. 21 поворот. Средняя скорость – 197 км/ч. Конфигурация включает шесть медленных поворотов, которые проходятся на скорости ниже 100 км/ч – больше их только в Монако и Сингапуре.
Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с активированной DRS и 307 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 60% дистанции круга. Потребление топлива: среднее/высокое.
12 зон торможения, износ тормозов – средний. На торможении гонщики проводят 17% дистанции круга. По нагрузке на тормоза трасса занимает третье или четвёртое место в календаре. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 23 секунды.
Круг по трассе
Марк Уэббер: «Первый поворот – достаточно сложный и более быстрый, чем кажется на первый взгляд – его непросто пройти идеально. Затем идет фантастический отрезок – быстрая связка левый-правый на подъеме, требующая от пилота точности при пилотировании.
После этого вы попадаете на интересную часть, напоминающую стадион, окруженный со всех сторон трибунами – этот участок крайне важен для хорошего времени на круге и заканчивается медленным левым поворотом, выводящим на длинную прямую.
Следующее торможение – очень жесткое. В шикане надо всё сделать чисто, поскольку впереди ещё одна прямая, за которой следует ещё одно жесткое торможение – здесь есть возможность для обгона.
На заключительном секторе – несколько медленных поворотов подряд около отеля "Яс", и ещё два достаточно медленных поворота в конце круга – они очень важны, поскольку выводят на стартовую прямую».
О резине…
Pirelli привезёт в Абу-Даби составы Soft (жёлтая маркировка) и SuperSoft (красная маркировка). Такое сочетание по ходу сезона использовалось пять раз – в Монако, Канаде, Австрии, Сингапуре и России. Асфальт достаточно гладкий, но в начале уик-энда и каждое утро на нём много песка, потом его состояние постепенно улучшается, так что даже в квалификации важен выбор времени для попытки – с каждым кругом трасса будет становиться быстрее.
Обгонять в Абу-Даби непросто даже с двойной зоной DRS, так что от стратегии здесь зависит очень многое. При этом, так как по ходу гонки солнце скроется за горизонтом, асфальт будет быстро остывать. Теоретически это делает более выгодным выбор длинного отрезка на конец дистанции, но фактически возможны самые разные варианты, в том числе и рискованные – ведь терять на финальном Гран При многим уже будет нечего.
Год назад в Абу-Даби
В 2014 году в Абу-Даби разыгрывались двойные очки, благодаря которым Нико Росберг, выигравший вдвое меньше гонок, чем Хэмилтон, имел вполне реальные шансы опередить его в чемпионате – для этого ему нужно было набрать на 18 очков больше, а за победу давали 50 – победа Росберга и третье место Хэмилтона делали чемпионом именно Нико.
Серьёзность своих намерений немец продемонстрировал в субботу, завоевав поул. Позади стартовали два пилота Williams, весьма конкурентоспособные на стартовой прямой. Следом гонку должны были начинать пара гонщиков Red Bull Racing, но после квалификации они были исключены из протокола из-за несоответствия машин техническому регламенту и стартовали с пит-лейн. Благодаря этому на пятое место переместился Даниил Квят.
Первый круг нанёс серьёзный удар по амбициям Росберга – он неважно ускорился, пропустив Хэмилтона и попав под атаки Массы и Баттона. Второе место Нико удалось удержать, но и только. После первого пит-стопа он пытался настичь Хэмилтона, но на его машине возникли проблемы с ERS – темп немца упал, вскоре его опередил Масса, затем сумевший отыграться после неудачного старта Боттас, а на последних кругах Росберг и вовсе откатился на 14-е место.
Хэмилтон довёл гонку до победы, удержав позади Массу, хотя в какой-то момент расстояние между ними здорово сократилось. На подиум поднялись оба гонщика Williams, а стартовавший с пит-лейн Риккардо финишировал четвёртым, проехав лучший круг гонки. Даниил Квят после сильной квалификации не заработал очков – на 15-м круге отказала силовая установка.