Гран При Италии всегда проводился в первый осенний месяц, но впервые пройдёт так рано – 1 сентября, хотя прежде этап завершал первую часть сезона, а сейчас стал вторым после летнего перерыва.
К 75-летию Гран При Италии организаторы провели масштабную реконструкцию. На переговорах о новом контракте приведение автодрома в порядок было одним из обязательных условий. Немного изменился профиль пары поворотов, обновлены зоны безопасности, уложен новый асфальт и поребрики, установлены современные трибуны. Сохранив прежний характер, Монца стала современнее. Переговоры о продлении контракта продолжатся по ходу уик-энда, хочется верить, что закончатся они позитивно.
Этап на самой медленной трассе в Монако традиционно предваряет лето, этап на самой быстрой в Монце его завершает. Лето в этом году в Формуле 1 получилось интересным. Кто мог подумать, что после триумфа Леклера в Монако Ferrari не сможет развить успех, а в семи летних гонках две победы достанутся McLaren и три – Mercedes.
После появления бюджетных ограничений многие были уверены, что серьёзных перемен в расстановке сил по ходу сезона больше не будет – денег хватит на пару доработок и создание машины для следующего сезона, так что если команда доминирует в первых гонках, она останется лидером до конца чемпионата. Видимо, на это рассчитывали и в Red Bull.
В прошлом году на всех этапах от Монако до Монцы выигрывал только Ферстаппен. И болельщики жаловались, что имя победителя известно заранее, и билеты покупали хуже, и телевизионные рейтинги падали. Никто не ждал, что кто-то сможет навязать борьбу Red Bull, и тем более, никто не ждал этого от McLaren, ведь тогда в этой фазе сезона они занимали пятое место в Кубке конструкторов и ни на что не претендовали.
Осень будет ещё интереснее! Пока о досрочной победе речь не идёт.
Одна из тем для обсуждения в этот уик-энд – замена в составе Williams, где напарником Алекса Элбона в этот уик-энд и до конца сезона станет молодой дебютант Франко Колапинто.
Внеплановая замена по ходу сезона некомфортна для обеих сторон. Гонщику почти невозможно без подготовки и тестов раскрыть свой потенциал за рулём чужой машины, особенно если напарник быстр и уже опытен – это здорово снижает шансы подписания полноценного контракта. В случае с Колапинто уже понятно, что контракта с Williams не будет – в 2025-м напарником Элбона станет Карлос Сайнс.
Для команды вынужденная замена – чрезвычайное происшествие. Гонщики и команды связаны многочисленными контрактами, под платежи партнёров гонщика команды берут кредиты, под кредиты планируют этапы доработки машин. Чтобы частная команда смогла досрочно уволить рента-драйвера, ей нужен ещё больший кредит и соответствующие финансовые гарантии. В такой ситуации команды обычно доезжают сезон «как есть», а на следующий год проводят плановую замену. Но на этот раз после аварии Сарджента в Зандфорте терпение руководства иссякло.
Рента-драйверы – бич современной Формулы 1. Они были незаменимы, когда частные команды с трудом влачили существование. Но сейчас финансовая ситуация благополучна, у команд хороший бюджет при ограниченных расходах. Странно в таких условиях иметь в одной из команд гонщика, не соответствующего уровню Формулы 1.
Разговоры о том, что при американских владельцах чемпионата из Liberty Media и американских владельцах Williams из Dorilton Capital в чемпионате должен выступать американский гонщик, не может служить оправданием. Почему именно Сарджент? В США достаточно молодых и быстрых пилотов, мечтающих оказаться в Формуле 1, но не имеющих такой финансовой поддержки, как у Логана. Теперь нет и Логана.
Здорово, что Сарджента уволили. Он получит шанс найти себя в другой серии, а мы в девяти оставшихся гонках сможем оценить молодого Франко Колапинто, который сделает всё, чтобы остаться. Так и должно быть.
Если на прошлой неделе трибуны были одеты исключительно в оранжевый, то в Монце будет доминировать красный. Для Ferrari этот этап особенно важен. Команда подготовит специальную раскраску машин, пригласит гостей, сотрудников и важных клиентов, будет присутствовать и руководство компании. Учитывая и без того традиционно высокий прессинг в Скудерии, этап на домашней трассе часто становится для команды самым серьёзным испытанием в сезоне.