1. Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes)
2. Тимо Глок (Toyota)
3. Кими Райкконен (Ferrari)
Вопрос: Хейкки, путь к первой победе получился довольно долгим. Что вы чувствовали, пересекая линию финиша?
Хейкки Ковалайнен: Я был счастлив. Как вы уже заметили, в этом году я несколько раз претендовал на победу, но всякий раз что-то шло не так. В начале гонки Фелипе и Льюис ехали быстрее, но в середине дистанции я поймал нужный ритм, а ближе к финишу пытался прессинговать Массу в надежде, что случится нечто необычное, и вскоре на его машине возникли проблемы. Похоже, удача оказалась на моей стороне – несмотря на всевозможные трудности, в последние несколько месяцев мы продолжали работать над машиной, и наши усилия были не напрасными.
Вопрос: На третьем отрезке дистанции, на резине SuperSoft, вы ехали особенно быстро. Можете сравнить свой темп с темпом Фелипе?
Хейкки Ковалайнен: Трудно сказать, как он вел гонку. С каждым кругом я сокращал отставание, и задача состояла в том, чтобы оказать давление на Фелипе, заставить его по максимуму раскрутить двигатель. Как вы уже сказали, на последнем отрезке моя машина выглядела очень неплохо – просто до того момента я несколько осторожничал. В этом году у меня уже были проблемы с разрушением резины – я опасался их повторения, поэтому ехал в своем темпе, и на третьем отрезке все сложилось удачно.
Вопрос: Вы лидировали на протяжении последних нескольких кругов, а на подиуме в вашу честь звучал финский гимн…
Хейкки Ковалайнен: Это просто фантастика! Я много лет шел к этой победе, шел с того самого дня, когда начал мечтать о Формуле 1. Я много работал над собой, тренировался, занимался физической подготовкой, и мне очень приятно, что цель достигнута. Надеюсь, за этой победой последуют еще многие, нужно лишь сохранить концентрацию, немного перевести дух и постараться совершить нечто подобное уже в следующей гонке.
Вопрос: Тимо, две недели назад вы покидали автодром на носилках, а сегодня празднуете свой первый подиум в Формуле 1…
Тимо Глок: Я не могу в это поверить! Когда на машине Фелипе отказал мотор, я понял, что еду вторым. Кими прессинговал, а у меня как раз начались проблемы с резиной - еще в пятницу было очевидно, что на мягких шинах у нас возникнут сложности. И все-таки это невероятный результат. После гонки в Хоккенхайме, где мы уже были быстры, но сошли с дистанции из-за аварии, нам удалось взять хороший темп и в Будапеште. С пятничных заездов мы практически не меняли настройки, машина была великолепна вплоть до финального отрезка, когда на более мягких шинах начала вести себя немного нервно. Фантастика – я первый год в Формуле 1, позади всего половина сезона, а я уже заработал подиум!
Вопрос: Вам удался неплохой старт – Роберт Кубица сразу же остался позади. Расскажите об этом.
Тимо Глок: Я не раз говорил, что мне следует поработать над процедурой старта – в первых гонках не хватало скорости реакции. Прогресс налицо – мой сегодняшний старт был довольно неплох: я набрал скорость быстрее, чем Роберт, и лучше вошел в первый поворот. На последнем отрезке Кими уступал мне девять секунд, но отыгрывал по полсекунды на круге – я пытался атаковать чуть агрессивнее, но шины начали разрушаться, и мне пришлось думать о том, как сохранить их до самого финиша.
Вопрос: На последних кругах Кими немного отстал. Думали ли вы о том, что он все-таки вас догонит? Если бы это произошло, смогли бы вы защитить свою позицию?
Тимо Глок: В прошлом году, в GP2, я застрял в середине пелотона на Хунгароринге. Я ехал на достойной машине, но никого не мог обогнать. В Формуле 1 обгонять еще сложнее, я видел Кими в зеркалах и знал, что не имею права на ошибку.
Вопрос: Кими, большую часть гонки вы ехали за машиной Алонсо, но на последнем отрезке перехватили инициативу…
Кими Райкконен: Думаю, мы могли провести гонку немного лучше, но я надолго, до второго пит-стопа, застрял позади Алонсо. На круге заезда в боксы я ехал на восемь десятых быстрее, но не успел вовремя вернуться на трассу. Впрочем, в конечном итоге я оказался впереди и вполне мог побороться с Тимо, но пришлось сбросить скорость. Сегодня мне немного повезло – я набрал больше очков, чем мои основные соперники. Мы достаточно быстры, но если не разберемся с квалификацией, подобная ситуация будет повторяться, ведь только старт из первых рядов позволяет бороться за победы. Сегодня команда сработала неплохо, нужно лишь решить обозначенные проблемы.
Вопрос: Был ли шанс обогнать Тимо?
Кими Райкконен: Я был готов на все, но мне пришлось сбросить скорость. Как в случае с Алонсо, я ехал намного быстрее, но если соперник не ошибается, провести обгон практически невозможно – для этого в одном из поворотов должно произойти нечто экстраординарное. К сожалению, мне не удалось обогнать Тимо, но третье место после трудного уик-энда – очень хороший результат.
Вопрос: Хейкки, каков сейчас расклад сил в пелотоне?
Хейкки Ковалайнен: Борьба по-прежнему очень плотная, трудно сказать, кто является лидером. Многое зависит от результатов в конкретный уик-энд: если ты не угадал с настройками, не сумел прогреть резину или совершил ошибку, три-четыре соперника сразу же окажутся впереди. Думаю, наблюдать за всем этим со стороны весьма интересно, но на участников чемпионата ложится огромная нагрузка. Впрочем, мне самому любопытно, кто же в итоге окажется победителем.
Вопрос: Хейкки, каково это – одержать первую победу в гонке?
Хейкки Ковалайнен: Это очень приятное ощущение – пожалуй, нужно пережить его еще раз. Мне немного обидно за Фелипе и Льюиса – они превосходно вели эту гонку, и я могу понять их разочарование, поскольку сам неоднократно переживал нечто подобное. Но я пытался надавить на Фелипе, надеясь, что произойдет нечто невероятное, и когда на главной прямой увидел клубы дыма, вырывающиеся из-под кожуха машины, просто не мог поверить, что это Ferrari. С этого момента мне некуда было торопиться, ведь до финиша оставалось всего три круга. Это очень приятный момент для всей нашей команды, и я с нетерпением жду продолжения сезона. Мы на верном пути, нужно продолжать работу.
Вопрос: Какие эмоции вы испытывали во время гонки? Должно быть, самые невероятные?
Хейкки Ковалайнен: Да, пожалуй, что-то в этом роде. Я старался не допускать ошибок и на первых двух отрезках внимательно следил за состоянием резины – в предыдущих гонках уже бывали ситуации, когда я слишком агрессивно обращался с шинами. Мне удавалось держать неплохой темп и время от времени прибавлять в скорости. Позже на более мягкой резине я чувствовал себя гораздо увереннее и смог атаковать в полную силу, постепенно приближаясь к Фелипе.
Вопрос: Как прошел старт?
Хейкки Ковалайнен: Моя сторона трассы была немного скользкой, и уже на старте Льюис спокойно уехал вперед, а в следующий момент к нему присоединился и Фелипе. На первых двухстах метрах я потерял одну позицию – как оказалось, все те, кто стартовали позади меня, также уступили ближайшим соперникам. Льюис и Фелипе сразу же затеяли борьбу, а мне ничего не оставалось, как пытаться удержаться за ними в первом повороте, где риск контакта был очень высок. Обошлось без проблем, и с этого момента я практически ехал свою гонку. Только в середине дистанции я попал в небольшой трафик – на Хунгароринге очень непросто приблизиться к отстающей на круг машине и подать сигнал, чтобы тебя пропустили, поэтому я попросил команду, чтобы маршалы использовали синие флаги. Подобные заминки привели к потере нескольких секунд, но в итоге это не отразилось на результате.
Вопрос: Тимо, вы рассчитывали на подобный успех?
Тимо Глок: Конечно, нет! Позади лишь первая половина дебютного сезона, и я уже второй - до сих пор не могу в это поверить. Неплохое возвращение после аварии в Хоккенхайме – с самого начала уик-энда машина вела себя так, как мне хотелось, кроме того я очень неплохо стартовал. В предыдущих гонках мне удалось поработать над реакцией, и сегодня все получилось как нельзя лучше. На более жесткой резине я держал довольно высокий темп, но понимал, что с шинами SuperSoft могут быть проблемы. Когда я узнал, что Кими находится в девяти секундах позади, то подумал: «Пожалуй, если проходить круги за 1:21.8-1:21.9, есть шанс сохранить позицию». Правда, моя машина не могла ехать быстрее 1:22.2, поэтому Кими стремительно приближался, но обгонять на Хунгароринге очень нелегко, поэтому от меня требовалось безошибочно довести гонку до конца. Второе место – отличный результат для Toyota и очень важное достижение в плане борьбы за четвертое место в Кубке Конструкторов.
Вопрос: В середине гонки вы догоняли Хейкки. Все дело в трафике?
Тимо Глок: Второй отрезок прошел неплохо – на более жестких шинах мы ехали очень быстро. Поначалу Хейкки попал в трафик, но через пару кругов я и сам оказался в подобной ситуации. Как заметил Хейкки, на этой трассе очень трудно приблизиться к отставшему на круг сопернику и заставить его уйти в сторону.
Вопрос: Какие изменения помогли добиться такого результата?
Тимо Глок: Я не слишком хорошо справляюсь с недостаточной поворачиваемостью, и в некоторых гонках сезона машина была склонна именно к такому поведению, но уже в Хоккенхайме ситуация изменилась к лучшему. Сейчас я могу управлять TF108 так, как мне хочется, она лучше подходит моему стилю пилотирования, что и было доказано результатами в квалификации и гонке.
Вопрос: Кими, многие заранее списывали Ferrari со счетов, но Фелипе долгое время лидировал, а вы финишировали на подиуме. В этот уик-энд вы чувствовали себя уверенно?
Кими Райкконен: У нас была достаточно быстрая машина, Фелипе просто не повезло. Что до меня, уик-энд складывался не слишком удачно, но в итоге мы добились неплохого результата. Однако мы не можем использовать всю скорость F2008, если квалифицируемся не лучшим образом, что и показала сегодняшняя гонка. Почти половину дистанции я просидел за спиной у Алонсо, но стоило получить свободное пространство, как мой темп улучшился почти на секунду. Нужно снова завоевывать поулы и бороться за победы. Последние несколько гонок были очень непростыми, но мы по-прежнему сражаемся за титул – все не так уж плохо.
Вопрос: Как прошел тот решающий второй пит-стоп?
Кими Райкконен: Честно говоря, на первом пит-стопе мы могли сработать чуть лучше, но прекрасно понимали, что борьба будет плотной, и что Алонсо может поехать в боксы на одном круге со мной. К счастью, Фернандо остановился чуть раньше, и мне удалось очень быстро проехать круг, правда, буквально перед самым заездом на пит-лейн я совершил небольшую ошибку, но запаса времени оказалось достаточно, чтобы выйти вперед. Пит-стоп прошел без заминок, потом я догонял Тимо, но был вынужден сбросить скорость.
Вопрос: Что можете сказать о резине SuperSoft?
Кими Райкконен: Она выглядела неплохо по ходу всего уик-энда. Гораздо труднее судить о Soft – на круге возвращения в боксы она сработала отменно, но все остальное время я ехал позади Алонсо и не мог реализовать потенциал машины. На свободной трассе F2008 была очень быстра, поэтому для нас очень важно снова начать стартовать с поула.
Вопрос: Какие указания вы получили после того, как Фелипе сошел с дистанции?
Кими Райкконен: Я заметил, что его машина остановилась на главной прямой. Я не знал, что произошло, но команда сообщила мне о каких-то проблемах с двигателем и посоветовала немного сбросить темп.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Хейкки, говорят, победа делает пилотов сильнее. Что-то подобное произойдет и с вами?
Хейкки Ковалайнен: Этот успех вряд ли сделает меня слабее! Мы пытались достичь его еще раньше, очень часто возможность ускользала из рук, но мы не теряли концентрацию, продолжали совершенствовать машину, и сегодня удача оказалась на нашей стороне.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Тимо, ваш пит-стоп длился почти тринадцать секунд – таков был план, или возникли какие-то проблемы?
Тимо Глок: Я спросил команду, в чем была проблема, поскольку чувствовал, что дело в неисправности топливного шланга, но мне сказали, что этот вопрос будет обсуждаться после гонки. Возможно, я неудачно запарковал машину, и механикам не удалось правильно подсоединить топливную магистраль, что стоило мне потери трех-четырех секунд.
Вопрос: (Истван Симон – Auto Magazine) Вопрос ко всем: жаркая погода сказалась на вашем пилотаже?
Хейкки Ковалайнен: Нет, но она создала дополнительные трудности. Гонка получилась непростой, но погода ни коим образом не мешала мне ехать в своем темпе.
Тимо Глок: Для меня жара не является проблемой. Правда, когда во время гонки я выпил много воды, то почувствовал боль в желудке, похожую на ту, что испытал в Хересе после отравления. Сразу после финиша я чувствовал себя не лучшим образом, но дело отнюдь не в жаркой погоде.
Кими Райкконен: Все в порядке, хотя высокие температуры определенно осложняли жизнь технике.
Вопрос: (Истван Симон – Auto Magazine) Тимо, ваш результат стал настоящим сюрпризом. Не могли бы вы описать этот уик-энд?
Тимо Глок: Как я уже сказал, еще в пятницу машина оказалась очень быстра. Мы понимали, что если и дальше все будет складываться таким образом, команда сможет претендовать на очки. Я не рассчитывал на подиум, и неприятности Фелипе и Льюиса определенно сыграли нам на руку, но нужно использовать свой шанс и при этом ехать достаточно быстро.
Во второй части квалификации на более жесткой резине мы показали очень неплохой результат, но в финальном сегменте я проехал свой быстрейший круг на слегка изношенном комплекте, а свежий не прогрел должным образом только потому, что уперся в Роберта Кубицу. Думаю, мы вполне могли стартовать на пару позиций выше, но в итоге я финишировал на подиуме, и это совершенно неожиданный финал великолепного уик-энда.
Вопрос: (Анне Джиунтини –L' Equipe) Кими, были ли какие-то намеки на то, что в машине возможны определенные неполадки, или вы сбросили темп, чтобы не рисковать?
Кими Райкконен: Скажем так, я просто сбросил темп.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Хейкки, что вы чувствовали на последних трех кругах? Когда вы поняли, что вышли в лидеры, как финишировали и что услышали по радио…
Хейкки Ковалайнен: Честно говоря, на последних трех кругах эмоций было не так уж и много, мне нужно было просто закончить гонку. Увидев, что на машине Фелипе взорвался мотор, я сбросил скорость и не спеша поехал к финишу. Конечно, я счастлив – ведь мне известно, каких усилий стоил команде этот прогресс. В предыдущих гонках мы были очень сильны – о моих результатах речи не идет, но Льюис выглядел весьма убедительно. Я рад тому, что цель наконец достигнута, и что бы там ни говорили об обстоятельствах, в Формуле 1 не бывает легких побед. А сейчас мне нужно немного перевести дух, набраться сил.
Вопрос: (Эндрю Фрэнкл – Forza) Тимо, вы полностью восстановились после аварии двухнедельной давности, или на пути к подиуму вас беспокоили неприятные ощущения?
Тимо Глок: Нет, пресса раздула тот инцидент, к примеру, после прошлогодней аварии Роберта или вылета Хейкки в Барселоне было гораздо больше поводов для обсуждения. Лично я был готов вернуться домой уже вечером в воскресенье, но врачи решили оставить меня в госпитале до утра. В Хересе я без проблем проехал 78 кругов, и последующее отравление, пожалуй, доставило гораздо больше неприятностей.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Кими, еще за двадцать кругов до финиша уик-энд складывался для вас неудачно, но в итоге только два пилота смогли набрать больше очков. Что вы об этом думаете?
Кими Райкконен: Честно говоря, мы рассчитывали на несколько иной результат. В гонке мы были достаточно быстры, но ошиблись в квалификации, а раскрыть потенциал машины можно, только стартуя с поула. Впрочем, если учесть тот факт, что я практически всю гонку ехал за кем-то из соперников, финиш на третьем месте кажется неплохим результатом – мне удалось набрать больше очков, чем моим основным соперникам по чемпионату. Посмотрим, как пойдут дела в следующей гонке – до конца сезона еще далеко, мы по-прежнему претендуем на титул – все не так уж плохо. К тому же, впереди небольшой отпуск.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) А те механические проблемы, что возникли на машине Фелипе в самом конце гонки – вам под силу решить их?
Кими Райкконен: Да, мы справимся.
Вопрос: (Эркки Мустакари – SST) Хейкки, до следующей гонки еще три недели – следовательно, у вас есть 2,5 недели на празднование победы! Как планируете отмечать?
Хейкки Ковалайнен: Кими, что посоветуешь?
Кими Райкконен: Я возьму его с собой на вечеринку.
Хейкки Ковалайнен: Вообще-то, я давно не видел свою семью, давно не приезжал домой, на север Финляндии – я отправлюсь туда в конце следующей недели, чтобы отпраздновать победу вместе с друзьями из Суомуссалми. В субботу там пройдет короткая картинговая гонка – это своего рода традиция, которой уже пять или шесть лет. Думаю, после сегодняшней победы она получится совершенно особенной. Мы вместе отметим этот успех, а затем нужно вернуться к работе. Нужно тренироваться, съездить в Уокинг, обсудить и инженерами план подготовки к следующему Гран При. Даже если бы отпуск длился не две недели, а два месяца, это ничего бы не изменило – я рад победе, но это уже пройденный этап. Следующая цель – повторить этот успех еще раз, затем еще раз, а для этого важно не терять концентрацию.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, насколько проблемы в квалификации влияют на ход чемпионата?
Кими Райкконен: Сегодня эти проблемы практически не сказались на моей гонке. Разумеется, мы могли бы бороться за победу, но, по крайней мере, удалось заработать несколько важных очков. Главное сделать поведение машин таким, как нам хочется. У нас нет проблем со скоростью, мы никак не можем заставить шины работать с первого круга. Все дело в настройках – посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: (Джером Бурре – L'Equipe) Хейкки, в чем вам удалось прибавить по сравнению с прошлым годом? Что помогло выиграть эту гонку?
Хейкки Ковалайнен: Эта машина гораздо лучше держит трассу, да и в целом она более конкурентоспособна. Думаю, как пилоту мне тоже удалось прибавить – я смог повысить свое мастерство и уровень физической подготовки. Впрочем, впереди еще много работы, нужно показывать стабильно высокие результаты вне зависимости от неудач соперников. Я не хочу уделять слишком много внимания какой-то одной области – нужно равномерно распределять усилия.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Кими, вы неплохо стартовали, но под натиском Роберта Кубицы были вынуждены сильно сместиться вправо. Что там произошло? По всей видимости, вы оказались на очень грязном асфальте…
Кими Райкконен: Да, старт действительно удался, но в первом повороте я решил занять внутренний радиус, и Роберт слегка вытеснил меня с трассы, в результате я потерял позицию и оказался позади Алонсо. Что поделать – это гонки.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Кими, куда вы планируете отправиться во время отпуска и за какими из олимпийских видов спорта будете наблюдать?
Кими Райкконен: Было бы здорово увидеть все соревнования – думаю, велогонки окажутся особенно интересными. Пожалуй, сперва я вернусь Швейцарию, а затем отправлюсь куда-нибудь еще и буду делать то, что хочу.