Участники: Даниэль Риккардо (Toro Rosso), Нико Росберг (Mercedes), Нико Хюлкенберг (Sauber), Адриан Сутил (Force India), Серхио Перес (McLaren), Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Вопрос: Добрый вечер! После предыдущей гонки прошло не так много времени, события Сильверстоуна ещё свежи в памяти. Для каждого из вас Гран При Великобритании получился весьма насыщенным, что вы думаете о той гонке и этом уик-энде. Нико, вы победили неделю назад, вам и слово…
Нико Росберг: Это был отличный гоночный уик-энд, который я закончил с блестящим результатом. Машина была быстра и в гонке, хотя на протяжении нескольких месяцев гоночный темп не считался нашей сильной стороной. Мы сумели прибавить, и это здорово! Кроме того, этап в Великобритании был домашним для команды, и победа в нем стала фантастическим достижением.
Вопрос: У вас, Себастьян, впечатления, очевидно, противоположные…
Себастьян Феттель: По-моему, мы уверенно провели уик-энд в Сильверстоуне, хорошо выступили в квалификации, уступив только гонщикам Mercedes. В субботу мы вряд ли могли добиться большего, но в воскресной гонке показали высокий темп. Разумеется, сложно сказать, как бы все складывалось, ведь у Льюиса Хэмилтона вскоре после старта возникли проблемы с шинами, однако мы от него не отставали.
Разумеется, я расстроился, когда сошел с дистанции из-за технической неполадки, но такое бывает. Мы разобрались с проблемой, исправили её, надо двигаться дальше.
Вопрос: Серхио, а чем вам запомнилась гонка в Сильверстоуне?
Серхио Перес: Пожалуй, шинами. Для нас гонка сложилась даже лучше, чем предполагалось: мы ехали достаточно быстро, выбрали правильную стратегию и выглядели довольно неплохо, но затем на трассе в самый неподходящий момент появилась машина безопасности, ближе к финишу моя резина оказалась совершенно изношенной, соперники начали стремительно приближаться, а у меня взорвалась шина…
Вопрос: Адриан, ваше мнение?
Адриан Сутил: Да, интересная гонка! Правда, наш темп оказался не настолько хорош, как ожидалось, потому пришлось чаще смотреть в зеркала и использовать всю ширину трассы, защищая позицию. Мне удался отличный старт, я довольно долго ехал четвертым, а после второго рестарта и вовсе третьим. Подиум был совсем близко, но скорости оказалось недостаточно.
Возможно, нам в чем-то не повезло со вторым выездом машины безопасности, но небольшой шанс оставался – если бы во время рестарта произошло ещё что-нибудь. Поэтому мы рискнули и я не поехал в боксы. Вскоре позади меня оказалось несколько машин на более свежей резине, и я быстро потерял позиции. Тем не менее, седьмое место позволило заработать неплохие очки, мы закрепились на пятом месте в Кубке конструкторов, а это очень важно.
Вопрос: Даниэль, вы финишировали восьмым после старта с пятой позиции…
Даниэль Риккардо: Во второй половине гонки мы оказались заложниками ситуации – машина безопасности превратила развязку в лотерею. К тому моменту я ехал четвертым, но вопрос пит-стопа оставался открытым: мы решили остаться на трассе и из-за этого в итоге уступили. Но в целом уик-энд прошел здорово, мы стабильно боролись в первой десятке, гоночный темп был неплохим – это радует. Конечно, было бы приятно заработать чуть больше очков – думаю, у нас ещё будет шанс.
Вопрос: Наконец, Нико Хюлкенберг. Гонка в Сильверстоуне временами казалась хаотичной, однако вам удалось второй раз по ходу сезона заработать очки…
Нико Хюлкенберг: Да, приятно заработать очко после нескольких нерезультативных выступлений. Это порадовало и меня, и команду. Гонка получилась захватывающей, с борьбой колесо в колесо – хорошо, что я не оказался среди тех, у кого возникли проблемы с шинами.
Вопрос: Для вас это первый Гран При Германии на Нюрбургринге за три сезона в Формуле 1 – честно говоря, я был удивлен, узнав этот факт. Перспектива выступить перед домашними трибунами добавляет эмоций?
Нико Хюлкенберг: Конечно! Я отработал здесь одну сессию за Force India в 2011 году, а теперь предстоит провести первый полноценный гоночный уик-энд. На Нюрбургринге мне всегда сопутствовала удача: здесь я выиграл немало гонок, намотал бесчисленное количество кругов. Я обожаю это место, у трассы богатейшая история, еще здесь есть знаменитая «Северная петля»… В общем, с нетерпением жду начала уик-энда!
Вопрос: В какой мере фактор домашней трассы и знание конфигурации повышают задачи на уик-энд?
Нико Хюлкенберг: В этом есть дополнительная мотивация, но нужно реально оценивать шансы. В любом случае, я сделаю все возможное для успешного выступления и постараюсь по-настоящему насладиться уик-эндом.
Вопрос: Себастьян, на этой неделе вы отпраздновали день рождения. Пожалуй, пока это единственное событие, которое вы отмечаете в июле, ведь прежде вам пока никогда не удавалось побеждать в этом месяце. Странное обстоятельство, не находите?
Себастьян Феттель: Гораздо важнее то, чего нам удалось добиться за предыдущие четыре года. И у нас были неплохие гонки и на Нюрбургринге, и в Хоккенхайме – в общем, в Германии. Мы всегда были близки к победе, но все время чего-то не хватало – надеюсь, у меня ещё будет шанс отыграться. Попробую уже в предстоящий уик-энд.
Вопрос: Отстаивая свой титул, вы стараетесь концентрироваться на каждой гонке в отдельности. Насколько эта концентрация усиливается в домашней гонке?
Себастьян Феттель: Конечно, на домашней трассе вы испытываете особые чувства. Как заметил Нико, немецкие гонщики много выступают на Нюрбургринге в младших формулах, поэтому отлично знают трассу, но всегда приятно сюда возвращаться, особенно в последние годы, ведь армия наших болельщиков постоянно растет. Я с нетерпением жду начала уик-энда: хочется почувствовать поддержку публики, и я вижу всё больше флагов Red Bull вдоль всей трассы.
Вопрос: Даниэль, вы тоже отметили на этой неделе свой день рождения – примите поздравления! Не знаю, что вы получили в подарок, но вам наверняка хотелось бы оказаться напарником Себастьяна в следующем сезоне, и это стало бы для вас лучшим сюрпризом, не так ли?
Даниэль Риккардо: Мой день рождения пришелся на понедельник после гонки, так что я просто отходил от уик-энда, позволил себе небольшой кусок праздничного торта… В последнее время много говорят о следующем сезоне, но я просто стараюсь заниматься своим делом и продолжаю напряжённо работать. Приятно слышать высокие оценки, и было бы здорово оказаться в команде, но впереди ещё много работы. Уик-энд в Сильверстоуне прошел неплохо, нужно продолжать в том же духе.
Вопрос: Это все, что в ваших силах – продолжать выполнять свою работу? Получается, вы не ставите перед собой какие-то новые цели, не пытаетесь привлечь внимание тех, от кого зависит решение?
Даниэль Риккардо: Я пытаюсь. Мне ещё не доводилось побеждать в гонке, у меня есть цели и амбиции, и я постараюсь добиться большего. Квалификация в прошлую субботу прошла хорошо, гонка могла сложиться и лучше, но я всё же заработал очки, продемонстрировав стабильный темп по ходу всего уик-энда. Это придаёт оптимизма, надеюсь, мне удастся сохранить этот уровень выступлений.
Вопрос: Серхио, впереди ваша девятая гонка за McLaren. Какие положительные выводы можно сделать из предыдущих восьми?
Серхио Перес: Для McLaren этот сезон складывается очень непросто, но мы прибавили, стали лучше понимать машину, добились лучшей корреляции результатов в аэродинамической трубе и на трассе. Правда, я не ожидаю каких-то значительных отличий в темпе по сравнению с Сильверстоуном – мы будем примерно на тех же позициях бороться за попадание в призовую десятку. Надеюсь, у нас все-таки получится заработать очки, ведь мы должны были набрать их ещё неделю назад.
Вопрос: Сейчас вы выступаете лучше, чем в первых гонках за новую команду?
Серхио Перес: Конечно, я лучше понимаю MP4-28, лучше знаю команду. Подчас люди не понимают, насколько трудно при смене команды адаптироваться к иному поведению машины, иным подходам к выбору настроек. На это уходит пара гонок – в моем случае так и получилось – но теперь я в неплохой форме. Вместе с командой мы добились заметного прогресса и готовы выжимать из машины максимум.
Вопрос: Адриан, похоже, Force India обрела стабильность – в предыдущих трех гонках вы и ваш напарник Пол ди Реста неизменно зарабатывали очки…
Адриан Сутил: Да, машина была немного нестабильна в начале сезона, у нас случались проблемы, однако теперь они, кажется, устранены, и в предыдущих трех гонках дела шли действительно неплохо. Этап в Сильверстоуне прошел без заминок, в Монако мы тоже добились успеха – надеюсь, так будет и дальше. Скорости машины достаточно, чтобы стабильно претендовать на позиции в первой шестерке, главное – собрать всё воедино и избегать ошибок: как своих, так и чужих.
Мы – одна команда, всегда есть, в чём прибавить, но сейчас мы на верном пути, и основная задача – зарабатывать максимум очков и постепенно прогрессировать. Вместе с Lotus мы можем считаться четвертой по силе командой пелотона – это отличное достижение для Force India.
Вопрос: Вернемся к Нико Росбергу. Две победы в трех предыдущих гонках. Наверняка вы предпочли бы выиграть три из трех, но вам наверняка и без того нравится, как складывается этот сезон?
Нико Росберг: В моей карьере очень успешный период. У меня никогда не было столь быстрой машины. Здорово приезжать на каждую гонку, зная, что если я добьюсь успеха в квалификации, то смогу побороться за лидерство в гонке. Кроме того, команда прогрессирует в работе над гоночным темпом, так что у нас всё больше шансов сохранять стартовые позиции в воскресенье. Это невероятно мотивирует.
Вопрос: В таком случае считаете ли вы себя и Mercedes претендентами на победу в чемпионате?
Нико Росберг: Ещё слишком рано говорить о шансах на титул. Наша задача – развить успех. Сейчас я концентрируюсь на каждой гонке, стараюсь максимально использовать свой шанс, как это происходило в нескольких последних Гран При, фантастически сложившихся для меня. Посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: Не кажется ли вам, что вы – основное препятствие на пути Red Bull Racing к очередному чемпионскому титулу?
Нико Росберг: Я пока не хочу говорить о титуле.
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Нико, вы уступаете Себастьяну пятьдесят очков. Как высоко вы оцениваете свои шансы догнать его?
Нико Росберг: Хотелось бы в кратчайшие сроки сократить отставание – я надеюсь в каждой гонке «досаждать» Себастьяну и Red Bull Racing, опережая их на трассе. Это главное – стремиться к новым победам и оставаться впереди, при этом я говорю не только о Red Bull Racing, но и о других командах. Сейчас мы сосредоточены именно на этом.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Вопрос для Нико Росберга и Себастьяна Феттеля. Вероятно, новые шины Pirelli изменят ситуацию в чемпионате. Как это скажется на шансах Red Bull Racing и Mercedes в этот уик-энд?
Нико Росберг: Новые шины Pirelli? Мы уже работали с ними в Монреале, но из-за переменчивой погоды не смогли собрать достаточно информации. Остается много вопросов, поэтому мы стараемся собрать максимум данных в подходящих условиях в этот уик-энд. Это должно быть интересно, и новые шины, скорее всего, изменят расстановку сил.
Вопрос: Можно ожидать активную работу по ходу первой тренировки?
Нико Росберг: Вполне.
Вопрос: (Люк Смит – NBC Sports) На эту трассу Pirelli привезла доработанные шины. Вы уверены в их безопасности?
Серхио Перес: Крайне важно вносить изменения ради безопасности, не ради скорости. Необходимо, чтобы гонщики чувствовали себя уверенно, ведь в предыдущем Гран При ситуация была не из приятных. Хорошо, что в Pirelli среагировали оперативно.
Нико Хюлкенберг: Я согласен с Серхио. В целях безопасности меры должны быть приняты, и в Pirelli пошли на изменения. Эта трасса не столь скоростная, быстрых поворотов меньше, шины не подвергаются таким нагрузкам, как в Сильверстоуне. Уверен, всё будет в порядке.
Адриан Сутил: Если дело касается безопасности, специалисты должны доработать шины, но нет 100% уверенности в том, что в Сильверстоуне причиной инцидента был износ. Одни говорят – проблема с состоянием резины, другие кивают на поребрики – разобраться сложно, но четыре взрыва шины за гонку – слишком много, и это необходимо исправить. Но лично у меня не было с этими шинами никаких проблем: я уже провел несколько гонок с двумя пит-стопами, в Сильверстоуне тоже всего дважды заезжал в боксы, так что мне не о чем волноваться.
Даниэль Риккардо: Гонщики всегда пилотируют на пределе и даже не предполагают возможность взрыва шины. В Сильверстоуне резина выглядела стабильно, и не думаю, что кто-то из пострадавших гонщиков успел почувствовать неладное до того, как шина разрушилась. Мы можем лишь пилотировать с полной отдачей, и я не сомневаюсь, что изменения в конструкции шин преследуют правильные цели. Повторюсь: в пылу борьбы мы даже не думаем о подобных ситуациях…
Себастьян Феттель: Это хорошо, что уже на этой гонке мы получим новые шины: надеюсь, они будут более безопасны. Безусловно, предыдущий Гран При прошел не так, как нам хотелось. Пока сложно сказать, насколько новая резина будет лучше, но, безусловно, это шаг вперед.
Нико Росберг: Я доверяю FIA – уверен, они поступили верно. Я знаю, что они с Pirelli много над этим работали. Не сомневаюсь, в этот уик-энд у нас не возникнет проблем, и мы добьёмся успеха.
Вопрос: (Ральф Бах – Sport Bild) Нико, насколько я понял, вы работали с этими шинами в Барселоне. Насколько существенным преимуществом является данный факт?
Нико Росберг: По-моему, преимущества нет. Я даже не знаю, с этими ли шинами мы работали в Барселоне – вам лучше спросить у Pirelli.
Вопрос: (Рене Хоффманн – Suddeutsche Zeitung) Вопрос для Нико Хюлкенберга. Как вы оцениваете финансовое положение вашей команды? Мы слышали, что вы не в полной мере получаете свою зарплату…
Нико Хюлкенберг: Как сказала на вчерашней пресс-конференции Мониша Кальтенборн, ситуация непростая, но руководство ищет выход. Она заверила меня, что работает над этим, и больше мне добавить нечего.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Вопрос для Себастьяна Феттеля и Нико Росберга. Считаете ли вы, что корректировка конструкции шин изменит ситуацию в чемпионате? Особенно в Венгрии, где ожидаются большие изменения…
Нико Росберг: Новые шины могут оказать влияние на отрывы, скорость, квалификацию и гонку, а значит, на расстановку сил. Но это своеобразный шанс, и мы должны постараться лучше других разобраться в поведении резины и добиться от неё максимума.
Себастьян Феттель: Сложно сказать, как всё сложится. По-моему, Pirelli не заинтересована в том, чтобы в чемпионате изменилась расстановка сил. Они стараются поставлять командам шины – нравится вам эта резина или нет – это уже ваше личное дело. Но, как мы видели в прошлый уик-энд, главное – шины должны быть безопасными.
Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Себастьян, вам хотелось бы видеть Даниэля своим напарником в следующем сезоне?
Себастьян Феттель: Я об этом не думал. Когда в Сильверстоуне Марк объявил о своем уходе, я сразу сказал, что рано судить о напарнике, да и не мне это решать. Даниэль сидит сейчас здесь, если бы я мог предоставить ему место в команде, то, возможно, сделал бы это. Но точно так же я предоставил бы место Кими, если бы он сидел на месте Даниэля. Я не хочу влиять на шансы того или иного гонщика – решение за командой, и мы пока даже не обсуждали данный вопрос, поскольку есть более важные темы.
Как вы сами видели, в предыдущей гонке я сошел с дистанции, и мы должны были сделать всё, чтобы устранить причину неполадки. Теперь нужно удостовериться, что проблемы не повторятся, а уже потом можно думать о кандидатах – повторюсь, это будет не моё решение. Насколько я могу судить, Даниэль выступает неплохо, а о прочем пусть думают другие.
Вопрос: (Дон Кеннеди – Hawkes Bay Today) Себастьян, здесь уже говорили, что вам не доводилось побеждать в Гран При Германии на Нюрбургринге. Это создает дополнительный прессинг, или для вас важнее общая ситуация в чемпионате?
Себастьян Феттель: За эту гонку дают столько же очков, как за любую другую, но выступать на домашней трассе всегда приятно, и я рад такому шансу. У некоторых гонщиков нет возможности участвовать в домашней гонке – например, Серхио был бы рад гоняться в Мексике, но там не проходит Гран При. Так что домашний этап – своего рода привилегия, а дополнительного прессинга нет. Приятно видеть эмоции немецких болельщиков, чувствовать их поддержку. Автоспорт очень популярен в Германии, и хорошо, что мы приезжаем сюда, на Нюрбургринг. Мне нравится эта трасса – посмотрим, что получится на этот раз.
Перевод: Валерий Карташев